Неактуальный

Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (постатейный)

Комментарий к преамбуле

1. Преамбулой к комментируемому Закону закрепляется самостоятельность субъектов РФ в вопросах определения системы органов государственной власти соответствующего субъекта РФ. Данная норма основана на ч.1 ст.77 Конституции РФ, в соответствии с которой система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом, и фактически воспроизводит ее.

Таким образом, самостоятельность субъектов РФ при определении системы органов государственной власти субъектов РФ ограничивается пределами комментируемого Закона, устанавливающего общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти, единые для всех субъектов РФ. Следует отметить, что анализ вносимых в комментируемый Закон изменений показывает тенденцию к все более детальной регламентации деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ на федеральном уровне.

2. Абзацем вторым преамбулы закрепляется законодательная основа деятельности представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. В частности, устанавливается, что образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции РФ и регулируются:

а) федеральными конституционными законами, например:

- Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 года N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации";

- Федеральным конституционным законом от 25 марта 2004 года N 1-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа";

- Федеральным конституционным законом от 14 октября 2005 года N 6-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа";

- Федеральным конституционным законом от 12 июля 2006 года N 2-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа";

- Федеральным конституционным законом от 30 декабря 2006 года N 6-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа";

- Федеральным конституционным законом от 21 июля 2007 года N 5-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа";

- Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (далее - ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации");

- Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" (далее - ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации");

б) комментируемым Законом;

в) иными федеральными законами, например:

- Бюджетным кодексом РФ;

- Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - ФЗ "О политических партиях");

- Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации");

- Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации");

- иными отраслевыми федеральными законами, устанавливающими полномочия органов государственной власти субъектов РФ;

в) конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, например:

- Конституцией Республики Адыгея от 10 марта 1995 года;

- Степным Уложением (Конституцией) Республики Калмыкия (принято Конституционным Собранием РК - ХТ 5 апреля 1994 года);

- Уставом Нижегородской области от 30 декабря 2005 года N 219-З и др.

3. В целях единообразного толкования и применения терминологии, в абзаце третьем преамбулы особо оговаривается, что комментируемом Законе термины "исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации" и "органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации" используются в одном значении.