МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 10 июня 2014 года N 285/пр

Об утверждении методических рекомендаций по оценке потенциального объема спроса на жилые помещения при реализации программы "Жилье для российской семьи" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"



В соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 1038, а также во исполнение абзаца 3 подпункта "в" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 года N 404 "О некоторых вопросах реализации программы "Жилье для российской семьи" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации",

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по оценке потенциального объема спроса на жилые помещения при реализации программы "Жилье для российской семьи" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Методические рекомендации).

2. Статс-секретарю - заместителю Министра строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации (А.А. Плутнику) направить Методические рекомендации в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Федеральному фонду содействия развитию жилищного строительства и открытому акционерному обществу "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" в течение 5 дней со дня издания настоящего приказа.

3. Департаменту жилищной политики (Г.А.Кизарьянц) обеспечить разъяснение применения Методических рекомендаций при поступлении запросов от органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр
М.А.Мень

     

     

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минстроя России
от 10 июня 2014 года N 285/пр

     

Методические рекомендации по оценке потенциального объема спроса на жилые помещения при реализации программы "Жилье для российской семьи" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации

1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации по оценке потенциального объема спроса на жилые помещения в рамках реализации программы "Жилье для российской семьи" (далее - методические рекомендации), разработаны в целях проведения оценки соответствия объема жилых помещений (в том числе жилья экономического класса), которые будут построены на земельном участке, объему спроса на жилые помещения при отборе земельных участков, застройщиков и проектов жилищного строительства в соответствии с пунктом 4 критериев и требований отбора земельных участков, застройщиков, проектов жилищного строительства для реализации программы "Жилье для российской семьи" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - программа), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 года N 404 "О некоторых вопросах реализации программы "Жилье для российской семьи" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".

1.2. Потенциальный объем спроса граждан на жилье экономического класса на земельных участках, предоставляемых для реализации программы Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (далее - Фонд), определяется на основании ходатайств, представленных в Фонд уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации по предложениям органов местного самоуправления в соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства". При подготовке указанных ходатайств рекомендуется учитывать совокупный потенциальный объем спроса граждан на жилье экономического класса на земельных участках Фонда и на земельных участках, указанных в пункте 1.1 настоящих методических рекомендаций. Такая оценка совокупного потенциального объема спроса граждан на жилье экономического класса может проводиться субъектами Российской Федерации с использованием настоящих методических рекомендаций.

1.3. Настоящие методические рекомендации содержат методики оценки:

1) уровня дохода граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы;

2) потенциального объема спроса на жилье экономического класса;

3) потенциального объема спроса на жилые помещения по рыночной цене.

1.4. В целях настоящих методических рекомендаций используются следующие понятия:

1) цена жилья экономического класса - стоимость 1 кв. метра общей площади жилого помещения, соответствующего условиям отнесения жилых помещений к жилью экономического класса, утвержденных приказом Минстроя России, которая не превышает минимальной из величин - 30 тыс.руб. или 80 процентов от средней рыночной цены 1 кв. метра общей площади жилых помещений всех типов, сложившейся на первичном рынке жилья на территории субъекта Российской Федерации в среднем за последний отчетный год по данным Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат);

2) максимальный уровень дохода - максимальный среднедушевой доход граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы, и совместно проживающих с ними членов их семей, определяемый в соответствии с пунктом 2.1 настоящих методических рекомендаций;

3) минимальный уровень дохода - минимальный среднедушевой доход граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы, который позволяет таким гражданам приобрести жилье экономического класса, в том числе с помощью ипотечного кредита (займа), определяемый в соответствии с пунктом 2.2 настоящих методических рекомендаций;

4) норма обеспеченности жилыми помещениями - максимальный уровень обеспеченности общей площадью жилых помещений, установленный нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации в расчете на гражданина, имеющего право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи и определяемый в соответствии с подпунктом 3.1.2 пункта 3.1 настоящих методических рекомендаций;

5) потенциальный объем спроса граждан на жилые помещения по рыночной цене - общая площадь жилых помещений, которые могут быть приобретены гражданами по рыночной цене в объектах жилищного строительства, построенных на представленном к отбору земельном участке;

6) потенциальный объем спроса граждан на жилье экономического класса - общая площадь жилья экономического класса, которое может быть приобретено гражданами, имеющими право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы, на территории, образующей локальный рынок жилья, по цене такого жилья с помощью собственных средств и ипотечных кредитов (займов);

7) территория, образующая локальный рынок жилья - населенный пункт, а также территории (части территорий) городских округов, городских поселений или сельских поселений (далее - муниципальные образования), соответствующие одному из следующих определений:

- населенный пункт с населением более 1 млн. человек и территории (части территорий) муниципальных образований в пределах 30 километров от границы населенного пункта;

- населенный пункт с населением от 100 тыс. человек до 1 млн. человек и территории (части территории) муниципальных образований в пределах 15 километров от границы населенного пункта;

- населенный пункт с населением от 5 тыс. человек до 100 тыс. человек и территории (части территорий) муниципальных образований в пределах 5 километров от границы населенного пункта.

Территории (части территорий) муниципальных образований могут входить более чем в один локальный рынок жилья при условии соответствия более чем одному из указанных выше условий.

2. Оценка уровня дохода граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы

2.1. При оценке потенциального объема спроса граждан на жилье экономического рекомендуется применять показатель максимального уровня дохода, который устанавливается нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, определяющим перечень категорий граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы, с учетом Методических рекомендаций по установлению категорий граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, порядка формирования списков таких граждан и сводных по субъекту Российской Федерации реестров таких граждан в рамках программы, утвержденных приказом Минстроя России от 10 июня 2014 года N 286/пр.

В случае, если нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации максимальный уровень дохода не установлен, такой доход для целей оценки потенциального объема спроса граждан на жилье экономического класса рекомендуется признавать равным 120% процентам от среднедушевого денежного дохода в субъекте Российской Федерации за последний отчетный год по данным Росстата.

2.2. При оценке потенциального объема спроса граждан на жилье экономического класса рекомендуется определять значение показателя минимального уровня дохода граждан как среднедушевой доход домохозяйства из 3 человек, достаточный для приобретения жилья экономического класса общей площадью 54 кв. метра по цене жилья экономического класса с использованием стандартного ипотечного кредита (займа). Такой показатель рассчитывается по следующей формуле:

 где:

- общая площадь жилого помещения, отвечающего условиям отнесения к жилью экономического класса, равная 54 кв. метра;

- цена жилья экономического класса в расчете на 1 кв. метр общей площади;

0,8 - доля использования средств ипотечного кредита (займа) при приобретении жилья экономического класса, равная 80 процентам от стоимости такого жилья;

- средневзвешенная годовая процентная ставка по ипотечным кредитам (займам);

- средневзвешенный срок (в календарных месяцах) ипотечных кредитов (займов);

0,35 - максимально допустимая доля платежа по ипотечному кредиту (займу) в доходе домохозяйства;

3 - количество членов домохозяйства.

Условия стандартного ипотечного кредита (займа), включая средневзвешенную годовую ставку процента и средневзвешенный срок (в календарных месяцах) ипотечных кредитов (займов), в субъекте Российской Федерации определяются по данным Банка России об условиях ипотечных кредитов, размещенным на сайте Банка России в разделе "Отдельные показатели по кредитам в рублях, предоставленным кредитными организациями физическим лицам (региональный разрез)" по состоянию на 1 января текущего года.

2.3. Значения минимального и максимального уровня дохода граждан рекомендуется пересматривать не реже одного раза в год, но не ранее завершения I квартала текущего года. Если максимальный уровень дохода установлен нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, то такой уровень дохода пересматривать не рекомендуется.

3. Оценка потенциального объема спроса граждан на жилье экономического класса

3.1. Потенциальный объем спроса граждан на жилье экономического класса, учитываемый при отборе земельных участков, застройщиков и проектов жилищного строительства в рамках реализации программы, рекомендуется оценивать для каждой территории, образующей локальный рынок жилья, в следующей последовательности:

3.1.1. определение доли домохозяйств, средний доход которых не ниже минимального и не выше максимального уровня дохода, необходимых для приобретения жилья экономического класса в рамках реализации программы в субъекте Российской Федерации;

3.1.2. определение доли домохозяйств, указанных в подпункте 3.1.1 настоящего пункта, обеспеченность общей площадью жилых помещений которых ниже нормы обеспеченности жилыми помещениями, установленной нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, определяющим перечень категорий граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы, с учетом Методических рекомендаций по установлению категорий граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, порядка формирования списков таких граждан и сводных по субъекту Российской Федерации реестров таких граждан в рамках программы, утвержденных приказом Минстроя России от 10 июня 2014 года N 286/пр;

В случае, если нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации норма обеспеченности жилыми помещениями не установлена, такую норму для целей оценки потенциального объема спроса граждан на жилье экономического класса рекомендуется признавать равной 70% процентам от среднедушевой обеспеченности общей площадью жилых помещений в субъекте Российской Федерации за последний отчетный год по данным Росстата;

3.1.3. определение общей площади жилья экономического класса, на которое может быть предъявлен спрос домохозяйств, имеющих право на приобретение такого жилья в рамках программы и готовых его приобрести при помощи собственных и заемных средств.

3.2. Доля домохозяйств, средний доход которых не ниже минимального и не выше максимального уровня дохода, необходимых для приобретения жилья экономического класса в рамках программы в субъекте Российской Федерации, определяется по данным Росстата о распределении населения субъекта Российской Федерации по величине среднедушевых денежных доходов (размещены в Единой межведомственной информационно-статистической системе по адресу www.fedstat.ru), представленном в форме интервалов доходов и долей населения, соответствующих таким интервалам, в следующем порядке:

3.2.1. определение суммы долей населения, соответствующих интервалам доходов, верхняя граница которых не выше максимального уровня дохода, а нижняя граница не ниже минимального уровня дохода;

3.2.2. определение долей населения, соответствующих интервалам доходов, включающим максимальный и минимальный уровень дохода, и имеющих доход не выше максимального и не ниже минимального уровня дохода, в случае, если минимальный и (или) максимальный уровень дохода попадает внутрь интервала (интервалов) доходов. Такие доли населения рассчитываются пропорционально разнице между минимальным уровнем дохода и верхней границей интервала или разнице между верхней границей интервала и максимальным уровнем дохода или разнице между максимальным и минимальным уровнями дохода, если такие значения попадают в один интервал доходов;

3.2.3. определение суммы долей населения, указанных в подпунктах 3.2.1 и 3.2.2 настоящего пункта.

3.3. Доля домохозяйств, имеющих обеспеченность общей площадью жилых помещений ниже нормы обеспеченности жилыми помещениями и доходы не ниже минимального уровня и не выше максимального уровня дохода в субъекте Российской Федерации, определяется по данным выборочного обследования бюджетов домохозяйств Росстата в субъекте Российской Федерации за последний отчетный год в следующем порядке (далее - выборочное обследование Росстата):

3.3.1. определение децильных групп домохозяйств, средний доход которых в расчете на члена семьи не ниже минимального и не выше максимального уровня дохода, а также количества таких домохозяйств;

________________

Под децильной группой понимается группа населения, численность которой составляет 10 процентов от общей численности населения и среднедушевые доходы которой соответствуют такой группе в распределении населения по уровню среднедушевого дохода. Такое распределение включает 10 децильных групп, первая группа - 10 процентов населения с наименьшими среднедушевыми доходами, десятая группа - 10 процентов населения с наибольшими среднедушевыми доходами.

3.3.2. расчет средней обеспеченности общей площадью жилых помещений в расчете на члена семьи домохозяйств, включенных в указанные в подпункте 3.3.1 настоящего пункта децильные группы;

3.3.3. определение доли домохозяйств, имеющих обеспеченность общей площадью жилых помещений ниже нормы обеспеченности жилыми помещениями, в общем количестве домохозяйств, включенных в указанные в подпункте 3.3.1 настоящего пункта децильные группы, по каждой такой децильной группе.

3.4. К децильными группам домохозяйств, средний доход которых в расчете на члена семьи не ниже минимального и не выше максимального уровня дохода, относятся такие группы с номерами от до , где , которые определяются следующим способом:

3.4.1. определяется путем умножения (деления, если доля выражена в процентах) доли домохозяйств, доходы которых ниже минимального уровня дохода, на 10 и округления в большую сторону до целого числа;

3.4.2. определяется путем умножения (деления, если доля выражена в процентах) доли домохозяйств, доходы которых ниже максимального уровня дохода, на 10 и округления в большую сторону до целого числа.

3.5. Средняя обеспеченность общей площадью жилых помещений в расчете на члена семьи домохозяйств, включенных в определенные в соответствии с пунктом 3.4 настоящих методических рекомендаций децильные группы, определяется для каждого такого домохозяйства как частное от деления общей площади жилого помещения на количество членов семьи, постоянно проживающих в таком жилом помещении в соответствии с данными выборочного обследования Росстата.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»