Руководствуясь Концепцией региональной информатизации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 2769-р, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, постановлением Правительства Севастополя от 24.12.2014 N 643 "О порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ города федерального значения Севастополя", Правительство Севастополя
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию информатизации Севастополя (далее - Концепция). Управление реализацией Концепции возложить на Главное управление информатизации и связи Правительства Севастополя.
2. Главному управлению информатизации и связи Правительства Севастополя по согласованию с Главным управлением экономического развития, Советом по информатизации при Правительстве Севастополя, иными заинтересованными федеральными органами государственной власти, государственными внебюджетными фондами и исполнительными органами государственной власти в двухмесячный срок представить в Правительство Севастополя план мероприятий по реализации Концепции.
3. Главному управлению финансов города Севастополя по представлению плана мероприятий реализации Концепции подготовить предложения по внесению изменений в бюджет города на 2015 год и финансирования мероприятий на период реализации Концепции 2015-2018 год.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Губернатор города Севастополя,
Председатель Правительства Севастополя
С.И. Меняйло
г. Севастополь
16 марта 2015 года
N 164-ПП
Концепция информатизации Севастополя
Концепция информатизации Севастополя (далее - Концепция) разработана во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 2769-р. В Концепции устанавливаются основные цели и задачи по внедрению и использованию информационно-коммуникационных технологий в городе Севастополе (далее информатизация Севастополя) на период до 2018 года. Положения Концепции распространяются на информатизацию органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, в которых размещается государственное задание или муниципальное задание (заказ) на предоставление государственных и (или) муниципальных услуг.
Концепция соответствует основным направлениям государственной политики в области информатизации, сформулированным в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. N Пр-212-Пр, Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 2036-р, государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)" и разработана на основе "Концепции региональной информатизации" утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 2769-р.
Основными целями информатизации Севастополя являются: - повышение качества жизни граждан за счет использования информационных и телекоммуникационных технологий;
- формирование эффективной системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.
Основными задачами, требующими решения для достижения указанных целей, являются:
- комплексная и согласованная с целями, определенными на федеральном уровне, реализация программ социально-экономического развития города Севастополя;
- повышение качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг, а также услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями с помощью информационных технологий;
- повышение доступности для граждан информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, оценки качества функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, мониторинга процессов реализации программ и проектов путем использования различных каналов информационного взаимодействия;
- формирование городской информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, необходимой для информационного взаимодействия всех участников процесса, от жителей города и различных учреждений до региональных и федеральных органов власти;
- обеспечение комплексного управления внедрением информационно-коммуникационных технологий в городе Севастополь.
За время переходного периода в период с марта по декабрь 2014 года была проведена подготовительная работа по переходу на общероссийские стандарты в сфере информатизации и связи, сформирован орган государственной власти Севастополя, уполномоченный на реализацию региональной государственной политики в сфере информационных технологий и связи - Главное Управление информатизации и связи города Севастополя. Образовано государственное унитарное предприятие Севастополя "Севастополь Телеком" (далее - ГУП С "Севтелеком"). Организована работа официального портала органов государственной власти города Севастополя. Начат ввод в эксплуатацию многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональные центры). Материальная база и технологический потенциал ГУП С "Севтелеком" позволяет начать выполнение мероприятий по информатизации Севастополя.
В тоже время формирование информационно-телекоммуникационной инфраструктуры органов государственной власти города, а также государственных и муниципальных учреждений часто осуществляется изолированно, не учитывает необходимость совместной работы информационных систем и не всегда направлено на повышение качества предоставляемых гражданам государственных и муниципальных услуг. Это приводит к необоснованному росту числа используемых программно-аппаратных решений, избыточным расходам и снижает эффективность использования информационно-коммуникационных технологий.
В настоящее время город Севастополь находится в особом положении, на которое оказывают большое влияние следующие факторы:
- географическая оторванность от основной территории PФ;
- режим санкций в банковской и других сферах;
- запрет иностранным компаниям работать и оказывать услуги на территории Крымского федерального округа;
- сложности переходного периода на общероссийское законодательство и стандарты.
Учитывая специфику политической, экономической и социальной ситуации в городе процесс социально-экономического развития Севастополя с использованием информационно-коммуникационных технологий целесообразно осуществить в два этапа: краткосрочный и среднесрочный.
На первом этапе следует начать выполнение мероприятий информатизации, которые смогут существенно сократить разрыв и уравнять возможности севастопольцев и остальных граждан России в части использования информационных технологий в повседневной жизни, в том числе, при получении государственных услуг, обеспечить скорейшее решение задач по введению российской системы правоотношений между гражданами и государственными институтами, стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг, обеспечить возможность получения гражданами государственных и муниципальных услуг способами, установленными действующим законодательством, повысить эффективность государственного управления, поставить под налогово-административный контроль большую часть денежного обращения, обеспечить доходы бюджета. Также выбор программ краткосрочной перспективы должен способствовать опережающему и интенсивному развитию информационно- коммуникационной инфраструктуры города Севастополь.
К таким программам относятся:
1. Внедрение единой системы юридически значимого электронного документооборота для всех органов государственной власти города Севастополя и подведомственных учреждений, обеспечивающей стандартизацию форм документов используемых в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам, стандартов их обработки и хранения.
2. Внедрение системы межведомственного электронного взаимодействия, предназначенной, прежде всего для исключения необходимости многократного обращения граждан в различные организации и учреждения для получения документов, необходимых в процессе оказания государственных и муниципальных услуг.
3. Создание регионального портала доступа граждан к государственным и муниципальным услугам через сеть Интернет.
4. Разработка и внедрение электронной карты севастопольца (далее - ЭКС), как единого средства авторизации граждан при обращении за государственными и муниципальными услугами, которая в последующем может быть использована в качестве платежного и учетного средства для оплаты государственных и муниципальных услуг, услуг и товаров любых иных организаций и предприятий, средства получения и учета объемов полученных государственных и муниципальных льгот и субсидий.
5. Внедрение аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (далее - АПК "Безопасный город"), предназначенного для повышения уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания.
6. Создание единого ситуационно-аналитического центра Правительства Севастополя.
Для реализации всех вышеуказанных первоочередных программ и проектов на территории города Севастополя необходима инженерно- техническая инфраструктура, в составе мультисервисной сети передачи данных и центра хранения и обработки данных. Существующая в настоящее время сеть ГУП С "Севтелеком" позволяет начать реализацию с дальнейшей модернизацией, строительством новых сегментов и объединением их в единую мультисервисную сеть передачи данных. В гоже время практически отсутствуют мощности для хранения и обработки данных. Поэтому целесообразно начать выполнение мероприятий информатизации Севастополя с создания центра хранения и обработки данных, как основы информационного пространства города Севастополя.
При создании всех вышеуказанных систем требуется организовать комплексный подход к выполнению мероприятий по защите информации.
В среднесрочном периоде, на втором этапе информатизации Севастополя, необходимо развивать и наращивать количество и качество предоставления государственных и муниципальных услуг, реализовывать мероприятия по информатизации Севастополя для решения задач социально- экономического развития различных отраслей экономики города Севастополя.
Главное управление информатизации и связи города Севастополя при внедрении информационно-коммуникационных технологий руководствуются следующими принципами, общими для разных отраслей экономики и направлений социально-экономического развития Севастополя:
- организация учета в электронной форме ключевых отраслевых показателей и ресурсов (материальных объектов, объектов налогообложения, получателей социальной помощи и других) и формирование механизмов их автоматизированного анализа и контроля, что позволит повысить качество и прозрачность управленческих решений;
- обеспечение юридической значимости документов и сведений, представленных в электронной форме, что позволит отказаться от дублирующего ведения государственных и муниципальных информационных ресурсов в электронной форме и на бумажном носителе и сократить расходы на эту деятельность, увеличить оперативность доступа к информационным ресурсам, одновременно повысив достоверность и актуальность размещаемых в них сведений;
- обеспечение юридически значимого документооборота в электронной форме, в том числе при межведомственных и межуровневых взаимодействиях, что позволяет сократить издержки, снизить сроки подготовки, исполнения и доставки документов;
- сокращение временных и финансовых расходов граждан и организаций на взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, в том числе с помощью повышения доли удаленных способов взаимодействия с использованием сети "Интернет" при информировании граждан и организаций, предоставлении государственных и муниципальных услуг и реализации контрольно-надзорных функций, что позволит сократить расходы на соответствующую деятельность, сократить сроки взаимодействий и снизить коррупционные риски;
- повышение производительности груда государственных и муниципальных служащих и работников бюджетной сферы путем автоматизации выполнения ими типовых операций, что позволит повысить эффективность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений.
К числу отраслей экономики и социальной сферы, секторов государственного и муниципального управления, развитие которых в регионе должно осуществляться с широким использованием информационно-коммуникационных технологий, относятся образование, здравоохранение, социальное обеспечение, труд и занятость, строительство, дорожное хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, безопасность жизнедеятельности, транспорт, связь, культура, энергетика, сельское хозяйство, государственные и муниципальные финансы.
Информатизация отраслей экономики осуществляется с учетом основных положений нормативных правовых актов о создании федеральных государственных информационных систем.
В сфере образования информатизация Севастополя будет осуществляться с учетом государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы", и Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" и имеет целью развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность услуг дошкольного, общего и дополнительного образования, модернизацию образовательных программ, в том числе за счет использования информационных технологий в учебном процессе, повышение эффективности управления на всех уровнях образовательной системы Российской Федерации.
Для этого предлагается использование дистанционных форм подачи заявлений, постановки на учет и зачисления в организации дошкольного, среднего, профессионального, высшего, а также дополнительного образования, дистанционный доступ к сведениям об успеваемости, результатам экзаменов, аттестаций. При обращении за услугами в сфере образования в электронной форме для сокращения временных затрат граждан, а также для упрощения получения указанных услуг предполагается обеспечить предусмотренное законодательством межведомственное и межуровневое взаимодействие с органами внутренних дел, органами записи актов гражданского состояния, опеки и попечительства, социальной защиты и другими органами и организациями.
В целях модернизации образования для достижения современного качества учебных результатов и результатов социализации в городе Севастополь предлагается внедрение технологий электронного, в том числе дистанционного, образования с возможностью видеоприсутствия для лиц с ограниченными возможностями. Для повышения качества управления образованием предполагается формирование информационных систем учета обучающихся в образовательных учреждениях. Для снижения затрат на создание и эксплуатацию однотипных информационных систем в сфере образования целесообразно рассматривать возможность использования "облачных" технологий с учетом требований законодательства Российской Федерации, в том числе о защите персональных данных.
В сфере здравоохранения информатизация Севастополя будет осуществляться с учетом государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 294 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", и указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" и от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" и имеет целью повышение качества оказания медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, развитие и внедрение современных методов диагностики, профилактики и лечения, повышение эффективности управления системой здравоохранения.
Для этого предполагается создание и развитие информационных систем учета оказываемой пациентам медицинской помощи, информационных систем, обеспечивающих дистанционную запись на прием к врачу и предоставляющих пациентам удаленный доступ к их медицинской информации (истории) и сведениям о полученных медицинских услугах.
Будет обеспечен доступ граждан к информации об услугах здравоохранения, о квалификации медицинских работников, результатах деятельности лечебно-профилактических учреждений в городе Севастополе.
Для повышения эффективности работы медицинского персонала предполагается создание эргономичных автоматизированных рабочих мест, снижающих число ручных операций, отнимающих значительное время. В частности, планируется внедрение систем ведения электронной медицинской карты пациента и электронной истории болезни.
В медицинских учреждениях предполагается обеспечить комплексную автоматизацию процессов управления медицинским учреждением и предоставления медицинских услуг, а также интеграцию информационных систем медицинских учреждений с региональными и федеральными информационными системами в сфере здравоохранения, в том числе обеспечить медицинский персонал сертификатами ключей проверки электронных подписей, необходимыми для ведения медицинской документации в электронной форме.
Для снижения затрат на создание и эксплуатацию информационных систем в сфере здравоохранения предлагается использование "облачных" технологий с учетом требований законодательства Российской Федерации, в том числе о защите персональных данных и медицинской тайны.
В сфере социального обеспечения информатизация Севастополя будет осуществляться с учетом государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", и Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и имеет целью повышение доступности социального обслуживания населения Российской Федерации.