Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 августа 2012 года N 358-П

О государственной программе "Развитие культуры села Астраханской области на 2013-2020 годы"

(Изменения и дополнения:

постановление Правительства Астраханской области от 07.07.2014 N 243-П;

постановление Правительства Астраханской области от 20.12.2013 N 561-П;

постановление Правительства Астраханской области от 26.09.2013 N 387-П;

постановление Правительства Астраханской области от 27.12.2012 N 621-П)


В соответствии с распоряжением Правительства Астраханской области от 29.05.2012 N 202-Пр "О концепции отраслевой долгосрочной целевой программы "Развитие культуры села Астраханской области на 2013-2020 годы", а также в целях решения приоритетных задач культурной политики на территории сельских поселений Астраханской области

(Преамбула в редакции постановления Правительства Астраханской области от 07.07.2014 N 243-П)

Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Развитие культуры села Астраханской области на 2013-2020 годы" (далее - Программа).

(Пункт 1. в редакции постановления Правительства Астраханской области от 26.09.2013 N 387-П)

2. Министерству культуры Астраханской области (Тарасова И.В.) подготовить проект постановления Правительства Астраханской области о внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 07.07.2010 N 287-П "Об отраслевой целевой программе "Развитие культуры и сохранение культурного наследия Астраханской области на 2011 - 2013 годы".

3.Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области принять участие в реализации Программы.

4. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

5. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор

Астраханской области

А.А. Жилкин

УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства
Астраханской области
от 16.08.2012N 358-П

Государственная программа "Развитие культуры села Астраханской области на 2013-2020 годы"

Паспорт государственной программы "Развитие культуры села Астраханской области на 2013-2020 годы"

(в редакции постановления Правительства Астраханской области от 07.07.2014 N 243-П)


Наименование Программы

-

Государственная программа "Развитие культуры села Астраханской области на 2013-2020 годы"(далее - Программа)

Основание для разработки Программы

-

Основы законодательства Российской Федерации о культуре, принятые Верховным Советом Российской Федерации от 09.10.92  N 3612-1,федеральные законы от 29.12.94 N 78-ФЗ "О библиотечном деле", от 22.08.96 N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", от 06.01.99 N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах", распоряжение Правительства Астраханской области от 29.05.2012 N 202-Пр "О концепции отраслевой долгосрочной целевой программы "Развитие культуры села Астраханской области на 2013-2020 годы"

Государственный заказчик Программы

-

министерство культуры Астраханской области

Основной разработчик
 Программы

-

министерство культуры Астраханской области

Исполнители основных  мероприятий Программы и привлекаемые физические или юридические лица

-

министерство культуры Астраханской области совместно с  органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области  (по согласованию), муниципальными и государственными учреждениями культуры, муниципальными и государственными  учреждениями дополнительного художественного образования Астраханской области, организациями народных художественных промыслов

Цель и задачи Программы

Цель: сохранение и развитие муниципальной  культуры как основной составляющей единого культурного пространства Астраханской области.
 Задачи:
 - модернизация муниципальных  учреждений культуры и создание условий для повышения качества и разнообразия предоставляемых услуг;

 - развитие и популяризация традиционной сельской народной культуры;

 - развитие системы кадрового обеспечения муниципальных учреждений культуры;

 - развитие механизмов государственной поддержки муниципальных учреждений культуры и работников муниципальных учреждений культуры

Срок реализации
 Программы

-

2013-2020 годы

Объемы и источники
 финансирования

Общая потребность в финансовых ресурсах на реализацию мероприятий Программы в 2013-2020 годах составляет 1 444 198,4 тыс. рублей, в т.ч. капитальные вложения - 881 877,0 тыс. рублей, из них:
 - из бюджета Астраханской области -  909 607,4 тыс. рублей, в т.ч. капитальные вложения - 541 325,0 тыс. рублей;

 - из бюджетов муниципальных образований- 490 811,2 тыс. рублей, в т.ч. капитальные вложения – 310 132,0 тыс. рублей;

 - из внебюджетных источников - 43 779,8 тыс. рублей, в т.ч. капитальные вложения –
 30 420,0 тыс. рублей

Ожидаемые конечные
 результаты реализации Программы

Реализация мероприятий Программы предполагает достижение следующих конечных результатов в 2020 году по сравнению с 2011 годом:
 - увеличение охвата сельского населения Астраханской области библиотечным обслуживанием с 38 до 48%;

 - увеличение охвата сельского населения Астраханской области кинообслуживанием с 11 до 26%;

- увеличение доли детей школьного возраста (7-15 лет), охваченных дополнительным художественным образованием, в  муниципальных районах Астраханской области с 13 до  15,2%;

 - увеличение охвата сельского населения Астраханской области музейной деятельностью с  20 до 32%;

 - повышение доли муниципальных учреждений культуры, в которых произведены ремонтные и  строительные работы, от числа муниципальных учреждений культуры, требующих ремонта, с  4,8 до64%;

 - рост количества модельных  сельских библиотек в  муниципальных районах Астраханской области до 281%;

 - рост количества  специализированной техники в муниципальных учреждениях культуры, используемой для внестационарного обслуживания сельского населения Астраханской области,до 300%;

 - повышение уровня комплектования книжных фондов сельских библиотек по сравнению с установленным нормативом(на 1 тыс. жителей)  с  29 до 84%;

 - повышение удельного  веса сельских учреждений культуры, оснащенных современным оборудованием, с 30 до 60%;

 - рост количества мастерских по развитию традиционных промыслов и ремесел по отношению к 2013 году до 466%;

 - ростколичества национальных творческих коллективов муниципальных учреждений культуры, которым оказана поддержка, по отношению к 2013 году до 364%;

 - увеличение доли новых видов культурно-досуговых услуг в общем количестве услуг, оказываемых муниципальными учреждениями культуры,с 2 до 15%;

 - прирост количества культурно-досуговых мероприятий, проводимых муниципальными культурно-досуговыми учреждениями Астраханской области, по отношению к предыдущему году  с 5 до 22%;

 - повышение долиработников сельских учреждений культуры, ежегодно повышающих свою квалификацию, от общего числа работ-
 ников муниципальных учреждений культуры с 30 до 60%;

 - увеличение доли  инновационных творческих проектов по отношению к мероприятиям, относящимся к основной деятельности, муниципальных учреждений культуры с 5 до 35%;

 - увеличение доли  муниципальных  учреждений культуры, которым оказана под-держка от общего числа муниципальных учреждений культуры с 1 до 12%;

 - увеличение доли работников муниципальных учреждений культуры - победителей конкурсов,  от общего числа работников муниципальных учреждений культуры с 0,5 до 3,5%

Система организации
 контроля за исполнением Программы

Министерство культуры Астраханской области  осуществляет контроль, несет ответственность за реализацию Программы, конечные результаты, целевое и эффективное использование средств, выделяемых на выполнение программных мероприятий

1.Общие положения


Объектом Программы является отрасль культуры на территориях сельских поселений Астраханской области.

Предметом регулирования Программы является развитие инфраструктуры сел Астраханской области в сфере культуры.

Сфера действия Программы -социально-культурная.

Нормативно-правовая база:

- Основы законодательства Российской Федерации о культуре, принятые Верховным Советом Российской Федерации 09.10.92 N 3612-1;

Абзац утратил силу - постановление Правительства Астраханской области от 26.09.2013 N 387-П

- Федеральный закон от 29.12.94 N 78-ФЗ "О библиотечном деле";

- Федеральный закон от 26.05.96 N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 22.08.96 N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации";

- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

- Указ Президента Российской Федерации от 12.11.93 N 1904 "О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации";

Абзац утратил силу - постановление Правительства Астраханской области от 26.09.2013 N 387-П

- постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 N 186 "О федеральной целевой программе "Культура России" (2012-2018 годы");

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.07.96 N 1063-р;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р "ОКонцепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года";

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.09.2011 N 1538-р "ОСтратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года";

-Закон Астраханской области от 03.07.2009 N 53/2009-ОЗ "О стратегическом планировании социально-экономического развития Астраханской области";

- Закон Астраханской области от 22.12.2010 N 86/2010-ОЗ "О Программе социально-экономического развития Астраханской области на 2010-2014 годы";

- постановление Правительства Астраханской области от 24.02.2010 N 54-П "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года";

Абзац утратил силу - постановление Правительства Астраханской области от 07.07.2014 N 243-П

- распоряжение Правительства Астраханской области от 29.05.2012 N 202-Пр "О концепции отраслевой долгосрочной целевой программы "Развитие культуры села Астраханской области на 2013-2020 годы".

Программа определяет приоритеты в решении задач в сфере культуры села, регулирует процессы государственной поддержки деятельности муниципальных учреждений культуры, расположенных на сельских территориях Астраханской области.

2.Содержание проблемы, обоснование необходимости её решения программным методом


Сохранение культуры села всегда было одним из приоритетных направлений государственной культурной политики, что нашло отражение во многих нормативных и программных документах отрасли.

Об этом неоднократно говорилось Президентом Российской Федерации в ежегодных посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации, в том числе и в Послании Президента Российской Федерации Д. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 22.12.2011.

Важность решения вопроса о необходимости создания условий для развития культуры села была подчеркнута 15.11.2011 в Белгородской области на форуме сельской интеллигенции, проходившем на уровне Председателя Правительства Российской Федерации Путина В.В.

По итогам участия в работе форума Председателем Правительства Российской Федерации были даны поручения Министерству культуры Российской Федерации совместно с субъектами Российской Федерации:

- предусмотреть меры по развитию современной инфраструктуры культуры села, включая разработку требований к учреждениям культуры с учетом региональных особенностей, модернизацию материально-технической базы учреждений культуры, обеспечение библиотек доступом в сеть Интернет;

- внести в Правительство Российской Федерации предложения о грантовой поддержке сельских учреждений культуры и работников сельских учреждений культуры.

Решением координационного совета по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации от 17.09.2010 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было поручено разработать и утвердить региональные целевые программы, направленные на развитие культуры села. Внимание к данной проблематике отвечает современным задачам обеспечения устойчивости российской государственности, осознания национальной идентичности, что невозможно без обращения к истокам традиционной народной культуры, являющейся глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, одним из приоритетов которой является устойчивое развитие сельских поселений Астраханской области, включая развитие социальной инфраструктуры села, определяет необходимость преодоления сохраняющихся диспропорций, вызванных разной степенью обеспеченности населения услугами сферы культуры в городах и сельской местности, на основе развития инфраструктуры, обеспечивающей формирование единого культурного и информационного пространства.

Необходимость модернизации и развития существующей социальной инфраструктуры, исходя из критериев наиболее полного удовлетворения потребностей населения, определяется также Стратегией социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, Стратегией социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года.

В Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года в число целей государственной политики устойчивого развития села наряду с повышением уровня и качества жизни сельского населения, приближением села к городским жизненным стандартам включено сохранение, развитие и приумножение культурного потенциала села.

В сельской местности проживает более четверти населения Российской Федерации (26,7%), в Астраханской области - одна треть населения региона.

Таким образом, в среднем для одной трети населения муниципальные учреждения культуры являются единственным источником, обеспечивающим конституционное право граждан на участие в культурной жизни, пользование муниципальными учреждениями культуры и доступ к культурным ценностям.

На муниципальном уровне сконцентрировано 85% муниципальных учреждений культуры.

Культура как часть социальной инфраструктуры села определяет качество жизни населения муниципальных районов Астраханской области, оказывает непосредственное влияние на социально-экономические процессы, в том числе состояние трудовых ресурсов и формирование привлекательного имиджа села.

За последние годы удалось частично преодолеть спад в сфере культуры села благодаря реализации отраслевой целевой программы "Развитие культуры и сохранение культурного наследия Астраханской области". В настоящее время имеются необходимые социальные и экономические предпосылки для начала радикального обновления сферы культуры села.

Учреждения культуры, формируя свою деятельность по принципам многофункционального культурного центра, сохраняют традиционную специфику и формы работы: коллективное общение, эстетическое воспитание, развитие творческих способностей сельского населения. На базе муниципальных учреждений культуры организуются мероприятия, способствующие нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения, стабилизации и гармонизации семейных и общественных отношений, профилактике девиантного поведения среди детей и молодежи, что особенно важно, так как в настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, в первую очередь утратой населением духовно-нравственных ориентиров.

В результате последовательной и системной реализации инноваций в культурно-досуговой сфере в муниципальных образованиях Астраханской области создаются многопрофильные учреждения, в том числе культурно-досуговые центры, центры культуры, клубы-музеи, клубы-библиотеки, дома ремесел, центры культуры и кино, центры народного творчества, культурно-социальные комплексы и другие.

Культурно-досуговая деятельность


В сельских поселениях Астраханской области функционирует 209 муниципальных учреждений культурно-досугового типа, в которых создано 2014

клубных формирований самодеятельного народного и технического творчества с числом участников 27974. По сравнению с 2010 годом численность самодеятельных коллективов увеличилась на 28 единиц, участников - на 1436 человек.

В общем числе клубных формирований - 1468 коллективов народного творчества (72%), в которых занимается 18722 человека.

98 творческих самодеятельных коллективов удостоены звания "Народный коллектив самодеятельного художественного творчества".

В 2011 году в муниципальных учреждениях культурно-досугового типа было проведено 48,3 тыс. мероприятий, что на 487 мероприятий больше по сравнению с 2010 годом. В среднем в одном муниципальном учреждении в год прошло 230 мероприятий.

Библиотечное дело


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»