ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 07 июля 2010 года N 287-П
Об отраслевой целевой программе "Развитие культуры и сохранение культурного наследия Астраханской области на 2011-2013 годы"
(Изменения и дополнения:
постановление Правительства Астраханской области от 13.12.2013 N 514-П;
постановление Правительства Астраханской области от 18.09.2013 N 374-П;
постановление Правительства Астраханской области от 27.12.2012 N 620-П;
постановление Правительства Астраханской области от 16.11.2012 N 491-П;
постановление Правительства Астраханской области от 05.05.2012 N 179-П;
постановление Правительства Астраханской области от 09.09.2011 N 333-П;
постановление Правительства Астраханской области от 29.06.2011 N 228-П)
В соответствии с концепцией отраслевой целевой программы "Развитие культуры и сохранение культурного наследия Астраханской области на 2011-2013 годы", а также в целях решения приоритетных задач культурной политики на территории Астраханской области
Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую отраслевую целевую программу "Развитие культуры и сохранение культурного наследия Астраханской области на 2011-2013 годы" (далее - Программа), включающую в себя подпрограммы: "Культура и искусство Астраханской области на 2011-2013 годы", "Живи, глубинка астраханская" на 2011-2013 годы", "Реставрация, реконструкция и строительство объектов историко-культурного наследия Астраханской области на 2011-2013 годы", "Материально-техническое оснащение государственных учреждений культуры Астраханской области на 2011-2013 годы".
2. Министерству экономического развития Астраханской области (Полянская Э.В.) при формировании бюджета Астраханской области в течение всего периода реализации Программы включать ее в перечень долгосрочных целевых программ Астраханской области, предусмотренных к финансированию из бюджета Астраханской области.
(Пункт 2. в редакции постановления Правительства Астраханской области от 16.11.2012 N 491-П)
3. Министерству финансов Астраханской области (Шведов В.А.) осуществлять финансирование Программы в пределах ассигнований, предусматриваемых на эти цели в бюджете Астраханской области.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области принять участие в реализации Программы.
5. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
6. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
И.о. Губернатора
Астраханской области
К.А. Маркелов
Отраслевая целевая программа "Развитие культуры и сохранение культурного наследия Астраханской области на 2011-2013 годы"
(в редакции постановления Правительства Астраханской области от 13.12.2013 N 514-П)
Наименование Программы | - | "Развитие культуры и сохранение культурного наследия Астраханской области на 2011-2013 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | - | Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.92 N 3612-1, федеральные законы от 29.12.94 N 78-ФЗ "О библиотечном деле", от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", от 06.01.9 9 N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах", постановление Правительства Российской Федерации от 08.1 2.2005 N 740 "О федеральной целевой программе "Культура России (2006-2011 годы)", концепция отраслевой целевой программы "Развитие культуры и сохранение культурного наследия Астраханской области на 2011-2013 годы" |
Государственный заказчик Программы | - | министерство культуры Астраханской области |
Основной разработчик | - | министерство культуры Астраханской области |
Исполнители основных мероприятий Программы | - | министерство культуры Астраханской области совместно с государственными учреждениями культуры и образования Астраханской области , астраханскими региональными отделениями Союза композиторов России, Союза художников России, Союза писателей России, Союза театральных деятелей России, Союза журналистов России, организациями народных художественных промыслов (на конкурсной основе), органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области (по согласованию) |
Цели и задачи Программы | Стратегическая цель Программы: | |
Срок реализации | - | 2011-2013 годы |
Объемы и источники | Общая потребность в финансовых ресурсах на реализацию мероприятий Программы в 2011-2013 годах составляет 1 623 082,63 тыс. рублей, в т.ч. капитальные вложения - 675 000,0 тыс. рублей, из них: | |
Ожидаемые конечные | Реализация мероприятий Программы предполагает достижение следующих конечных результатов в 2013 году по сравнению с 2010 годом: | |
Система организации | Контроль за ходом реализации Программы осуществляет министерство культуры Астраханской области, которое в установленные сроки представляет отчет о ходе реализации Программы в министерство экономического развития Астраханской области. Государственный заказчик Программы несет ответственность за целевое использование финансовых средств, выделенных на ее реализацию |
Программа разработана в качестве механизма осуществления программно-целевого управления в сфере культуры на территории Астраханской области, достижения качественно нового уровня её развития.
Программа разработана министерством культуры Астраханской области на основании постановления Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 N 740 "О федеральной целевой программе "Культура России (2006-2011 годы)", постановления Правительства Астраханской области от 24.02.2010 N 54-П "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года", концепции отраслевой целевой программы "Развитие культуры и сохранение культурного наследия Астраханской области на 2011-2013 годы", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 05.07.2010 N 272-П, распоряжения Правительства Астраханской области от 03.08.2010 N 324-Пр "О стратегических целях и тактических задачах исполнительных органов государственной власти Астраханской области, показателях и индикаторах их достижения на 2010 год и на период с 2011 до 2013 года.
(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 29.06.2011 N 228-П)
Программа определяет приоритеты в решении задач по сохранению культурного наследия, развитию культуры и искусства на 2011-2013 годы, регулирует процессы государственной поддержки деятельности государственных и муниципальных учреждений культуры.
Анализируя состояние сферы культуры в Астраханской области в последние годы, следует отметить высокую эффективность программно-целевого метода, являющегося необходимым условием дальнейшего развития отрасли.
Реализуемая отраслевая целевая программа "Развитие культуры и сохранение культурного наследия Астраханской области на 2008-2010 годы", утвержденная постановлением Правительства Астраханской области от 05.09.2007 N 383-П (далее - Программа 2008-2010 годов), накопила опыт, давший положительные результаты по укреплению материально-технической базы государственных учреждений культуры Астраханской области, реконструкции и капитальному ремонту зданий, что способствовало сохранению и развитию государственных и муниципальных учреждений культуры в Астраханской области, укреплению взаимодействия государственных и муниципальных органов управления культурой в решении задач развития культуры и сохранения культурного наследия Астраханской области.
Реализация программных мероприятий осуществлялась за счет средств бюджета Астраханской области, привлеченных средств федерального бюджета, муниципальных образований, внебюджетных источников.
В рамках исполнения мероприятий ФЦП "Культура России (2006-2011 годы)" профинансированы мероприятия, направленные на обеспечение сохранности историко-культурного наследия (ремонтно-реставрационные, противоаварийные, консервационные работы на памятниках федерального значения) и реализацию культурных проектов.
Средства муниципальных образований и внебюджетных источников были направлены на софинансирование мероприятий Программы 2008-2010 годов.
Особое место в реализации программных мероприятий в прошедший период было отведено внедрению новых форм культурной деятельности в условиях развивающихся рыночных отношений, формированию у организаций и деятелей культуры навыков работы в изменившихся экономических условиях.
В Астраханской области сложилась особенная историко-культурная традиция, которая органично соединила в себе элементы русской, казахской, татарской, казачьей культуры, северокавказских и других народностей, в разные исторические периоды заселивших территорию Астраханской области. На сегодняшний день в области проживают представители более чем 150 этносов, основную долю которых составляют русские, казахи, татары и другие национальности. Своим участием в культурной жизни Астраханской области они способствуют развитию культуры и сохранению историко-культурного наследия Астраханской области.
Участие населения Астраханской области в культурной жизни и доступ к культурным ценностям обеспечивают государственные и муниципальныеучреждении культуры.
Культура, как самостоятельная отрасль, по своей структуре неоднородна и представляет сферу библиотечного, клубного, музейного дела, творческих союзов, театров, кино, концертных организаций, памятников истории и культуры, образовательных учреждений культуры.
Решение задач по дальнейшему совершенствованию деятельности учреждений культуры, искусства, художественного образования сопряжено с целым рядом правовых, организационных и финансовых проблем.
В период действия Программы 2008-2010 годов не удалось решить ряд задач, направленных на оказание государственной поддержки в укреплении материально-технической базы, модернизации муниципальных учреждений культуры клубного типа, внедрении в сферу их деятельности новых информационных технологий, формировании единого культурного и информационного пространства, сохранении многонационального культурного наследия Астраханской области.
На сегодняшний день укрепление материально-технической базы, техническое состояние зданий, модернизация государственных и муниципальных учреждений культуры, в том числе в сельских населенных пунктах, является приоритетным направлением отрасли культуры.
По факту 2009 года из общего числа учреждений культуры и искусства 36% требуют капитального ремонта, 3% учреждений находятся в аварийном состоянии. Необходимо отметить важность сохранения учреждений культуры в сельских поселениях, где 35% зданий нуждаются в капитальном ремонте.
Одним из важнейших направлений государственной культурной политики является сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. На территории города Астрахани и Астраханской области на государственную охрану принят 651 объект культурного наследия, в том числе 45 объектов федерального значения.
В настоящее время требуется проведение ремонтно-реставрационных работ 25% памятников истории и культуры, находящихся на государственной охране.
Основным объектом, формирующим имидж Астраханской области, является Астраханский кремль. В связи с особой значимостью и ценностью Астраханского кремля как культурно-религиозного центра Астраханской области необходимо продолжение работ по реставрации и охране комплекса Астраханского кремля по специально разработанному плану.
Проблемными остаются вопросы безопасности музеев и сохранности музейных фондов, обеспечения современным оборудованием для хранения и экспонирования коллекций, информатизации музейной деятельности.
Сложившаяся система мер по сохранению, возрождению и популяризации нематериального культурного наследия народов, проживающих в многонациональной Астраханской области, проведению конкурсов, фестивалей, традиционных национальных праздников, способствующая развитию различных жанров народного творчества, национальных культур, совершенствованию культурно-досуговой деятельности учреждений культуры, требует комплексного подхода в решении существующих проблем.
При постоянном совершенствовании и расширении форм и методов библиотечного обслуживания в развитии библиотечного дела в Астраханской области имеют место серьезные проблемы.
Из-за низкого уровня бюджетного финансирования библиотек во многих из них практически отсутствуют современные энциклопедические и справочные издания по различным отраслям знаний, учебники и учебные пособия, издания по истории, философии, экономике, социологии, культурологии, аграрному и земельному праву, юридическая, деловая, техническая литература и др. Библиотеки крайне неудовлетворительно комплектуются детскими книгами. Недостаточно осуществляется обеспечение библиотек периодическими изданиями. Большинство библиотек поселений, расположенных в сельской местности, характеризуется слабой материально-технической базой (отсутствие транспортных средств, телефонной связи, компьютеров и другой современной техники).
Последствия такого положения осложняют работу по созданию единой информационной среды, препятствуют реализации конституционных прав граждан на свободный доступ к информации, освоению мирового информационного пространства, предоставлению дополнительных сервисных услуг на базе компьютерных технологий.
Самыми существенными проблемами в развитии кинообслуживания населения области являются: недостаток финансовых средств на приобретение новых дорогостоящих кинолент, обеспечение сохранности уникального областного фильмофонда, морально и физически устаревшее оборудование киноустановок (80-100% износа), неудовлетворительное состояние киноаппаратных, доставка кинофильмов из города Астрахани в муниципальные образования Астраханской области и из районных центров в киноустановки сельских населенных пунктов. Основной задачей данного направления является модернизация кинообслуживания населения.
Существующая проблема территориальной дифференциации в обеспеченности астраханцев продуктами культурной деятельности требует поддержки в развитии обменно-гастрольной деятельности.
В последнее время большое значение уделяется укреплению всесторонних связей с прикаспийскими государствами. Министерство культуры Астраханской области планирует реализацию обменных гастролей между театрально-концертными учреждениями Астраханской области и странами Каспийского бассейна - Азербайджанской Республикой, Республикой Казахстан.
Решение этих задач на современном этапе замедляется низким уровнем обеспеченности театрально-концертных организаций специальным оборудованием, отсутствием собственных транспортных средств, недостаточным развитием информационных технологий в сфере культуры.
Создание дополнительных возможностей для активизации творческого потенциала, культурного обмена, повышения уровня доступности искусства для населения Астраханской области обеспечит адресная поддержка искусства.
Одним из важнейших направлений реализации культурной политики министерство культуры Астраханской области видит в сохранении сложившейся системы художественного образования. За последние два года количество школ сократилось на 5 единиц, что ведет к уменьшению контингента учащихся не только в школах искусств, но и в последующих звеньях - средних и высших профессиональных учебных заведениях. Возникает опасность оттока кадров преподавателей, наблюдается прекращение процесса пополнения учреждений культуры и искусства квалифицированными кадрами.
Таким образом, особую значимость приобретает задача обеспечения непрерывности воспроизводства творческого потенциала, сохранения и развития системы художественного образования в Астраханской области.
Современное российское общество все больше осознает новую роль культуры, которая является важнейшей составляющей общественно-политической жизни государства, укрепляет духовную связь поколений, способствует утверждению принципов согласия и толерантности, сближению и взаимопониманию между народами многонациональной России.
По мере возрастания роли культуры в обществе она перестает быть одной из форм удовлетворения потребностей и становится активным участником социально-экономических процессов. Инвестирование государства в культуру означает инвестирование в "человеческий капитал" - это наиболее эффективные вложения в Россию, в ее будущее.
Реализация основных направлений культурной политики должна обеспечить достижение стратегической цели Астраханской области - повышение уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей населения и их развитие.
Решение проблемы культурного развития Астраханской области требует концентрации финансовых средств на основных вышеуказанных направлениях развития культуры. Такой подход реализуется на базе комплексного использования программно-целевых методов.
Применение программно-целевого метода позволит:
выработать комплекс мероприятий по решению проблем развития культуры в масштабах области, скоординированных по задачам, ресурсам и срокам в рамках Программы;
повысить уровень проведения культурно-досуговых мероприятий;
сформировать государственную систему поддержки, осуществлять целевое и адресное расходование бюджетных средств с целью решения приоритетных задач в области развития культуры и искусства;
объединить усилия государственных, общественных и частных структур в решении задач развития культуры Астраханской области;
повысить эффективность расходования бюджетных средств, выделяемых на решение поставленных задач, и обеспечить их целевое использование.