ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 января 2014 года N 2
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ ОТ 28 СЕНТЯБРЯ 2012 ГОДА N 253
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2016 года на основании Постановления Правительства Республики Алтай от 14.10.2015 N 335.
____________________________________________________________________
Правительство Республики Алтай постановляет:
1. Государственную программу Республики Алтай "Экономическая политика", утвержденную постановлением Правительства Республики Алтай от 28 сентября 2012 года N 253 (официальный портал Республики Алтай в сети "Интернет": www.altai-republic.ru, 2012, 12 октября, 2013, 21 января), изложить в следующей редакции:
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Республики Алтай от 28 сентября 2012 года N 253
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ "ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА"
I. Паспорт государственной программы Республики Алтай
Наименование государственной программы (далее также - программа) | Экономическая политика |
Администратор программы | Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай |
Соисполнители программы | Министерство регионального развития Республики Алтай; |
Сроки реализации программы | 2013-2018 годы |
Тактическая цель государственной политики, на реализацию которой направлена программа | Совершенствование государственных механизмов управления экономикой и социальной сферой в Республике Алтай |
Цель программы | Совершенствование механизмов реализации государственной экономической политики в Республике Алтай |
Задачи программы | Повышение эффективности реализации государственной социально-экономической политики; |
Аналитические ведомственные целевые программы, включенные в состав программы | ведомственная целевая программа "Повышение эффективности государственного управления в Министерстве экономического развития и инвестиций Республики Алтай на 2013-2015 годы" |
Подпрограммы программы | "Реализация государственной социально-экономической политики"; |
Программно-целевые инструменты реализации программы | ведомственная целевая программа "Совершенствование системы комплексного планирования и содействие проведению социально-экономических реформ в Республике Алтай в 2013-2015 годах"; |
Целевые показатели программы | Валовой региональный продукт в расчете на душу населения; |
Ресурсное обеспечение программы | Ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет республиканского бюджета составит 931 157,1 тыс. рублей, в том числе по годам реализации программы: |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | В результате реализации программы к концу 2018 года целевые показатели программы достигнут следующих значений: |
II. Характеристика сферы реализации государственной программы
2.1. Реализация государственной социально-экономической политики
Успешное социально-экономическое развитие региона во многом зависит от грамотного построения системы комплексного планирования в Республике Алтай, в том числе в направлении инвестиционного развития с элементами инновационного развития системы стимулирования повышения эффективности экономической политики на муниципальном уровне.
2.2. Совершенствование системы комплексного планирования и
содействие проведению социально-экономических реформ
В период 2006 - 2009 годов реализована Программа социально-экономического развития Республики Алтай на 2006 - 2009 годы, утвержденная Законом Республики Алтай от 17 ноября 2006 года N 93-РЗ (далее - Программа социально-экономического развития Республики Алтай на 2006 - 2009 годы). Программа социально-экономического развития Республики Алтай на 2006 - 2009 годы была основана на приоритетном развитии реального сектора экономики как основы формирования бюджета развития, обеспечивающего проведение активной государственной социально-экономической политики.
Реализация обозначенного в Программе социально-экономического развития Республики Алтай на 2006 - 2009 годы курса помогла не только переломить тяжелую ситуацию в экономике, но и создать механизм, позволивший впоследствии снизить в Республике Алтай негативное влияние мирового кризиса.
Подтверждением правильности выбранного курса стала победа Республики Алтай в номинации "Обеспечение инвестиционной привлекательности в условиях кризиса" конкурса региональных стратегий и программ социально-экономического развития среди субъектов Российской Федерации в 2009 году.
За период реализации Программы социально-экономического развития Республики Алтай на 2006 - 2009 годы получен рост по основным макроэкономическим показателям: валового регионального продукта - в 1,3 раза, производства промышленной продукции - в 1,3 раза, производства продукции сельского хозяйства - в 1,3 раза (в 2006 году переломлена тенденция спада в отрасли), инвестиций в основной капитал - в 1,6 раза (изменилась структура и направление инвестиций, активно начали вкладывать частные инвесторы в реальный сектор экономики, в развитие туризма и инфраструктуры), объемов жилищного строительства - в 1,5 раза.
С 2008 года основным стратегическим документом Республики Алтай стала Стратегия социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года, утвержденная Законом Республики Алтай от 25 сентября 2008 года N 83-РЗ (далее - Стратегия социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года). Стратегией социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года определены сценарии социально-экономического развития Республики Алтай на долгосрочную перспективу с учетом имеющихся базовых возможностей региона.
В качестве механизма реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года в 2010 году Законом Республики Алтай от 31 мая 2010 года N 5-РЗ утверждена Программа социально-экономического развития Республики Алтай на 2010 - 2014 годы (далее - Программа социально-экономического развития Республики Алтай на 2010 - 2014 годы), учитывающая весь положительный опыт реализации аналогичных документов в Республике Алтай и направленная на реализацию стратегических направлений и проектов, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р (далее - Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года), Стратегии социально-экономического развития Сибири на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 года N 1120-р (далее - Стратегия социально-экономического развития Сибири на период до 2020 года).
В рамках административной реформы и внедрения бюджетирования, ориентированного на результат с 2005 года, параллельно основным стратегическим документам, проводилась работа по внедрению программно-целевых принципов организации деятельности органов государственной власти Республики Алтай. Цели и задачи деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Алтай увязывались с результатами их деятельности посредством долгосрочных республиканских целевых программ и ведомственных целевых программ.
Следующим шагом, позволяющим увязать бюджетные расходы с результатами деятельности органов государственной власти Республики Алтай в основных сферах реализации государственной политики, стала работа по внедрению в 2011 - 2012 годах нового программно-целевого инструмента - государственных программ Республики Алтай: сформирован перечень государственных программ Республики Алтай, подготовлена нормативно-правовая база для их разработки и реализации. Государственные программы Республики Алтай станут эффективным инструментом, позволяющим увязывать бюджетные средства с достижением целей социально-экономической политики, повысить обоснованность бюджетных расходов, основываясь на анализе эффективности расходов и ответственности за достижение поставленных целей.
Приоритеты развития отраслей социально-экономического развития республики планируется закрепить долгосрочным прогнозом социально-экономического развития Республики Алтай и бюджетной стратегией Республики Алтай.
2.3. Создание условий для развития инвестиционного,
инновационного и имиджевого потенциала
По итогам 2011 года в Республике Алтай инвестиции в основной капитал составили 11,8 млрд. рублей, индекс физического объема инвестиций в основной капитал в Республике Алтай составил 116,9 процента, что выше среднего уровня в Сибирском федеральном округе. Среди регионов Сибирского федерального округа Республика Алтай по данному показателю находится на 4 месте после Республики Хакасия, Кемеровской области и Томской области.
В 2012 - 2013 годах прогнозируется дальнейший рост инвестиций в основной капитал в регионе, обусловленный активизацией общей инвестиционной деятельности (соответственно 110 и 109 процентов к уровню предыдущего года соответственно по годам).
Основным источником инвестиционных ресурсов являются бюджетные средства: в 2008 году их доля в общем объеме инвестиций в основной капитал составила 55,7 процента, в 2009 году - 63,4 процента, 2010 году - 69,1 процента, в 2011 году по предварительным данным - 49,8 процента).
Ключевые позиции инвестиционной политики республики закреплены программой "Повышение инвестиционной привлекательности Республики Алтай на 2011 - 2013 годы" (утверждена постановлением Правительства Республики Алтай от 8 июня 2011 года N 116).
Однако привлечение частных инвестиций, обеспечение модернизации и инновационного развития экономики - сложная для Республики Алтай задача, ограничиваемая дефицитом собственных ресурсов и возможностями для установления региональных налоговых льгот.
Республика Алтай по данным большинства рейтинговых агентств является регионом с низкими показателями инвестиционной привлекательности и финансовой устойчивости. Рейтинговым агентством "Эксперт РА" Республике Алтай за 2010 - 2011 годы присвоен инвестиционный рейтинг региона - 3С2, что означает соотношение "незначительный потенциал - высокий риск". Среди субъектов Российской Федерации по инвестиционному риску регион занимает 70-е место, по инвестиционному потенциалу - 80-е место. Наименьший инвестиционный риск - управленческий, наибольший - финансовый. Наибольший потенциал - туристический. Доля в общероссийском потенциале составляет 0,21 процента.
Среди факторов, препятствующих осуществлению инвестиционной деятельности в Республике Алтай, наиболее значимыми остаются:
неразвитость рыночной и производственной инфраструктуры;
несовершенство механизма привлечения в инвестиционную сферу денежных средств граждан и юридических лиц;
узость внутреннего рынка Республики Алтай;
ярко выраженная сезонность основных отраслей экономики;
недостаточное финансирование из федерального бюджета мероприятий федеральных целевых программ, реализуемых на территории Республики Алтай.
В сложившихся условиях достаточно высокие темпы развития экономики Республики Алтай могут быть обеспечены за счет реализации эффективной экономической политики, главным образом направленной на кардинальное улучшение инвестиционного климата, в том числе путем формирования новых инструментов инвестирования, обеспечение приоритетности в развитии секторов, которые могли бы реализовать конкурентные преимущества республики, использование внешнеэкономического потенциала региона, интеграции в систему хозяйствования на уровне Сибирского федерального округа и страны в целом.
На территории Республики Алтай в 2011 году насчитывалось 6 организаций инновационной инфраструктуры, 12 субъектам малого и среднего предпринимательства на осуществление разработки и внедрения инновационной продукции в рамках государственной поддержки инновационной инфраструктуры оказана финансовая поддержка на сумму 5,0 млн. рублей.
В соответствии со Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 2227-р, Республикой Алтай предусмотрено расширение комплекса мер по поддержке и стимулированию инновационной деятельности и ведется работа по совершенствованию системы законодательной, финансовой, информационной, кадровой системы и инфраструктуры поддержки инновационного развития.
В целях формирования и реализации имиджевой политики Республики Алтай, координации и повышения эффективности работы исполнительных органов государственной власти Республики Алтай по продвижению благоприятного образа Республики Алтай на внутреннем и внешнем рынке Правительством Республики Алтай утверждена Концепция имиджевой политики Республики Алтай (утверждена постановлением Правительства Республики Алтай от 21 мая 2009 года N 104).
Концепция определяет стратегию и основные направления имиджевой политики, механизм создания и продвижения для всех общественных аудиторий благоприятного образа Республики Алтай.
Следующим шагом по формированию положительного имиджа Республики Алтай стала разработка регионального бренда (товарного знака, знака обслуживания) "Горный Алтай" (далее - знак "Горный Алтай"). Знак "Горный Алтай" зарегистрирован в Роспатенте России.
Знак "Горный Алтай" является региональным брендом и единым узнаваемым образом республики, направленным на повышение престижа Республики Алтай.
Целью предоставления права использования знака "Горный Алтай" при продвижении продукции, товаров, услуг, произведенных и осуществляемых на территории Республики Алтай, является позиционирование знака как единого узнаваемого образа (символа) Республики Алтай, а также создание наиболее благоприятных условий для производителей высококачественных, экологически чистых товаров.
Положительный имидж Республики Алтай на международном и федеральном уровнях способствует укреплению авторитета и влиятельности Республики Алтай, является важным фактором высокой инвестиционной привлекательности Республики Алтай, фактором развития бизнеса на территории Республики Алтай и, в конечном счете, укрепления социального согласия и повышения благосостояния населения.
2.4. Эффективное проведение реформ государственного управления
Реформа государственного управления в Республике Алтай реализуется в продолжение федеральных реформ в рамках административной реформы, направленной на повышение эффективности предоставления государственных (муниципальных) услуг, снижение административных барьеров, и обеспечения открытости и прозрачности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Алтай.
2.5. Совершенствование механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Алтай
Реализация мероприятий административной реформы в Республике Алтай позволила существенно повысить качество предоставления государственных услуг (выполнение работ) и обеспечить перевод части государственных услуг в электронную форму.
Для систематизации государственных услуг сформирован и ведется реестр государственных услуг Республики Алтай, содержащий сведения о государственных услугах Республики Алтай, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Республики Алтай, а также сведения об услугах организаций, участвующих в предоставлении государственных услуг Республики Алтай, услугах государственных учреждений Республики Алтай.
Порядок формирования и ведения реестра государственных услуг Республики Алтай утвержден постановлением Правительства Республики Алтай от 29 декабря 2011 года N 413.
По состоянию на 1 сентября 2012 года в реестр государственных услуг Республики Алтай включены сведения о 225 государственных услугах, в том числе 120 услугах, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Республики Алтай, 105 услугах государственных учреждений Республики Алтай.
В целях перехода к предоставлению услуг в электронном виде создана и функционирует региональная информационная система "Портал государственных и муниципальных услуг Республики Алтай".
Утвержден план мероприятий по переводу в электронный вид первоочередных государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Республики Алтай и государственными учреждениями Республики Алтай, всего 33 государственные услуги, из них по состоянию на 1 сентября 2012 года переведены в электронный вид - 22.
В течение 2008 - 2011 годов реализована работа по регламентации государственных услуг. Исполнительными органами государственной власти Республики Алтай разработаны, утверждены и внедрены административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций. Административные регламенты размещены на официальных сайтах исполнительных органов государственной власти Республики Алтай и органов местного самоуправления в Республике Алтай в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В целях повышения качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг создан многофункциональный центр обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг в г. Горно-Алтайске с филиалами в муниципальных образованиях "Онгудайский район", "Майминский район".
Постановлением Правительства Республики Алтай от 26 декабря 2011 года N 396 утвержден Перечень государственных услуг Республики Алтай, предоставление которых организуется в многофункциональном центре обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг.
Наряду с этим остаются нерешенными следующие проблемы: