РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
от 25 сентября 2008 года N 83-РЗ
О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ НА ПЕРИОД ДО 2028 ГОДА
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 июня 2018 года на основании Закона Республики Алтай от 13.06.2018 N 28-РЗ.
____________________________________________________________________
(в редакции Законов Республики Алтай от 03.07.2009 N 33-РЗ, от 30.03.2012 N 13-РЗ, от 07.06.2013 N 32-РЗ, от 30.10.2014 N 67-РЗ, от 19.12.2014 N 93-РЗ, от 08.06.2015 N 19-РЗ, от 24.06.2016 N 55-РЗ, от 21.10.2016 N 68-РЗ, от 29.03.2017 N 7-РЗ)
Принят
Государственным Собранием -
Эл Курултай Республики Алтай
16 сентября 2008 года
Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель
Государственного Собрания - Эл
Курултай Республики Алтай
И.И.БЕЛЕКОВ
Глава Республики Алтай,
Председатель Правительства
Республики Алтай
А.В.БЕРДНИКОВ
г. Горно-Алтайск
25 сентября 2008 года
N 83-РЗ
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ НА ПЕРИОД ДО 2028 ГОДА
(в редакции Законов Республики Алтай от 03.07.2009 N 33-РЗ, от 30.03.2012 N 13-РЗ, от 07.06.2013 N 32-РЗ, от 30.10.2014 N 67-РЗ, от 19.12.2014 N 93-РЗ, от 08.06.2015 N 19-РЗ, от 24.06.2016 N 55-РЗ, от 21.10.2016 N 68-РЗ, от 29.03.2017 N 7-РЗ)
(в редакции Закона Республики Алтай от 30.03.2012 N 13-РЗ)
На основе анализа социально-экономического развития Республики Алтай за последние годы выявился ряд основных рисков для развития республики на долгосрочную перспективу.
Сложившаяся в период первичной индустриализации структура организации отраслей (производств) на территории республики по своей сложности не соответствует все более усложняющемуся и сегментирующемуся рынку. Например, рынок сельскохозяйственной продукции дифференцируется на разные сегменты - товары, готовые к конечному потреблению ("быстрооборачиваемые"), и товары, которые необходимо подготовить для конечного потребления. Эти сегменты рынка по-разному организованы. Для них нужна различная инфраструктура, разные сервисные и поддерживающие отрасли. Эти рынки имеют разные масштабы, а потому требуют от участников различной организации. Иными словами, на данных рынках, в силу их качественной новизны, не могут действовать старые хозяйствующие субъекты. Сегментация рынка не является механическим разделением оборота товаров и требует появления новых участников.
Кластерный анализ экономики Республики Алтай показывает, что в настоящий момент целый пул отраслей (секторы, группы предприятий) по своей корпоративной организации и масштабам деятельности не соответствует или не в полной мере соответствует масштабам и степени сложности рынков.
Предприятия республики либо растут в целом ряде секторов экономики медленнее, чем рынок в целом, либо до сих пор ориентированы на стагнирующие рынки, что приводит к отставанию темпа развития республики от общих темпов роста экономики страны. Изменения, происходившие в отраслях экономики Республики Алтай, наиболее подверженных таким тенденциям, приведены в таблице 1 приложения 1 к Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года (далее - Стратегия).
В большинстве сельских районов за счет высокой рождаемости обеспечивается высокий естественный прирост населения. Однако в ряде районов высокий прирост населения полностью нивелируется миграционным оттоком. Например, за 2007 год в Онгудайском районе естественный прирост составил 6,0 промилле, а миграционный отток - 10,55 промилле (на 1000 человек населения).
Обратный пример: в Майминском районе миграционный прирост составил 11,7 промилле, а естественный - 3 промилле (на 1000 человек населения). Такая же ситуация в Чемальском районе (21,4 против 4,3 промилле).
В результате этих процессов возрастает нагрузка на социальную сферу. Распределенные по большой территории мелкие населенные пункты нуждаются в социальном обслуживании. Возникает проблема малокомплектных школ, недостатка медицинского обслуживания.
В связи с необходимостью оптимизировать размещение объектов социальной сферы станут острее проблемы доступности удаленных сельских населенных пунктов (из-за низкого качества дорог, сложности поставок горюче-смазочных материалов и так далее). Задачу оптимизации размещения усложняет также неудовлетворительное состояние транспортной инфраструктуры республики.
Низкая плотность населения, распространенность мелких сельских населенных пунктов по территории и удаленность их от районных центров обуславливают нерациональное размещение объектов социальной инфраструктуры и возрастающие материальные расходы на их содержание.
В районах с отрицательным приростом населения доля лиц старше трудоспособного возраста увеличивается и, как следствие, острее стоит проблема социального обеспечения и медицинского обслуживания.
Обостряют риск и повышенные показатели заболеваемости, которые связаны с недостаточной работой в области профилактики заболеваний. В республике практически не развиты массовые виды спорта. По доле расходов на здравоохранение, в совокупности с расходами на физическую культуру и спорт, республика занимает одно из последних мест, также уступая большинству регионов Российской Федерации.
Среди регионов Сибирского федерального округа в республике один из самых высоких показатель уровня заболеваемости населения (зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в жизни на 1000 человек населения), что отражено на рисунке 1* приложения 2 к Стратегии. Основные причины - низкий уровень жизни и недостаточная работа по профилактике заболеваемости.
________________
* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Основные проблемы в сфере здравоохранения Республики Алтай:
высокий уровень младенческой смертности;
высокий уровень потребления алкоголя населением республики;
высокий уровень смертности в трудоспособном возрасте;
инвалидизация населения;
высокая инфекционная заболеваемость населения;
недостаточное развитие профилактической медицины;
слабая ресурсная база муниципальной системы здравоохранения, особенно в сельской местности;
значительное ухудшение состояния здоровья сельского населения по сравнению с городским;
высокий уровень социальных заболеваний.
По результатам регионального мониторинга системы образования Российской Федерации, проведенного в 2006 году Высшей школой экономики, Республика Алтай имеет средний показатель только в кадровом потенциале образования. Основные показатели образования Республики Алтай приведены в таблице 2 приложения 1 к Стратегии.
Основные проблемы в сфере образования:
дефицит дошкольных образовательных организаций в Республике Алтай (уровень охвата населения дошкольным образованием составляет 41 процент);
(в ред. Закона Республики Алтай от 30.10.2014 N 67-РЗ)
особенности системы расселения не позволяют обеспечить население образовательными организациями в полном объеме;
(в ред. Закона Республики Алтай от 30.10.2014 N 67-РЗ)
повышение рождаемости в республике формирует спрос на развитие широкого спектра услуг в организациях (как медицинских, так и образовательных). Однако, как правило, рождаемость увеличивается в самых отдаленных районах республики, что еще больше обостряет проблему;
(в ред. Закона Республики Алтай от 30.10.2014 N 67-РЗ)
разрыв между уровнем дошкольного и общего образования формирует потребность в организации предшкольного обучения;
дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы в связи с подготовкой кадров без учета реально складывающейся на региональном рынке труда ситуации;
сохраняющийся разрыв между качеством получаемого образования и требованиями работодателей, что отрицательно влияет на трудоустройство выпускников;
дисбаланс между получаемыми специальностями ("модные специальности": экономисты, юристы и другие) и необходимыми на рынке труда создает условия для развития безработицы, способствует оттоку трудоспособной части населения из республики.
В результате структурной перестройки экономики, сопровождающейся ликвидацией убыточных и неэффективных производств, произошло сокращение численности рабочих мест в отраслях промышленности и сельского хозяйства (по кругу крупных предприятий и крестьянско-фермерских хозяйств). За период с 2000 по 2005 годы доля населения, занятого в материальном производстве, сократилась с 61,7 до 54,7 процентов от общей численности занятых в экономике. Соответственно, в непроизводственной сфере доля подобного населения возросла с 32,3 до 45,3 процентов - с учетом перетока трудовых ресурсов из производственных отраслей государственного и муниципального сектора в систему здравоохранения, образования, социального обеспечения и частный сектор.
Анализ структуры занятости по отраслям производства в Республике Алтай показал, что большая доля занятого населения работает в управлении и социальной сфере.
Как и в других регионах Российской Федерации, в Республике Алтай существует проблема "популяризации" высшего образования, что ведет к появлению на рынке труда невостребованных специалистов, таких как экономисты и юристы, испытывающих трудности с поиском рабочих мест. Экономические специальности становятся невостребованными как вследствие низкого качества образования, так и из-за того, что в республике ограничена их отрасль применения.
Также в республике ощущается недостаток кадров в сфере рабочих специальностей. Квалификация гидов и инструкторов вполне соответствует требованиям работодателей, в то время как качество подготовки специалистов по туризму, поваров, барменов, официантов, горничных остается на довольно низком уровне. Немаловажную роль играет при этом низкая мотивация к обучению этим специальностям. В результате возникает необходимость привлекать кадры из соседних субъектов.
Основная доля учащихся в учебных заведениях республики - из сельской местности. По окончании учебы большинство молодых специалистов предпочитают трудоустроиться на территории городов.
Такая ситуация способствует оттоку лиц трудоспособного возраста в соседние регионы, а также натурализации экономики.
Дисбаланс на рынке труда ведет к увеличению безработицы. Республика Алтай относится к числу регионов с повышенным уровнем общей безработицы как по сравнению с Сибирским федеральным округом, так и на общероссийском фоне. Свыше 50 процентов безработных не могут трудоустроиться более года. Кроме дисбаланса на рынке труда на рост безработицы в регионе влияет и тот факт, что численность населения трудоспособного возраста ежегодно увеличивается, а количество рабочих мест в республике в последние годы практически не меняется. Реальные масштабы этого явления недостаточно отражены статистикой, так как высокая доля занятых в сельском хозяйстве маскирует скрытую безработицу.
Отсутствие собственных генерирующих мощностей ставит Республику Алтай в зависимость от соседних регионов. Большая протяженность линий электропередач, высокая степень их износа способствуют потерям электроэнергии, что, в свою очередь, повышает издержки. Линии электропередач изношены более чем на 70 процентов, их пропускная способность ограничена. Из-за этого дополнительные объемы потребления на сегодня невозможны.
Электроэнергия в республике на сегодняшний день самая дорогая по Сибирскому федеральному округу - на 35 процентов выше среднего показателя.
В высокогорной местности сложный рельеф затрудняет условия жизни населения, снижает уровень транспортной доступности, способствует повышению стоимости строительства объектов. Кроме того, повышенная сейсмическая активность территории и другие неблагоприятные факторы, характерные для горных территорий, влекут за собой риски повреждения и выхода из строя участков дорожной сети. Особенности рельефа ограничивают возможности расширения автотранспортной сети. В таких условиях немаловажным оказывается то, что качество существующей дорожной сети, ее пропускная способность на сегодняшний день находятся на невысоком уровне.
Это ведет к повышению себестоимости перевозок пассажиров и грузов и оказывает отрицательное влияние на экономику республики.
По индексу развития человеческого потенциала республика устойчиво занимает позиции в восьмом десятке регионов Российской Федерации: имея относительно высокие показатели уровня образования, она заметно уступает по уровню дохода и продолжительности жизни, что представлено на рисунке 2* приложения 2 к Стратегии и в таблице 3 приложения 1 к Стратегии. Независимо от положительных тенденций денежных доходов населения, валового регионального продукта и других показателей, значительное влияние на индекс развития человеческого потенциала оказывают такие составляющие, как индекс долголетия и индекс доходов.