Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 08 июня 2011 года N 116

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ НА 2011-2013 ГОДЫ"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 26 марта 2018 года на основании Постановления Правительства Республики Алтай от 26.03.2018 N 83.
____________________________________________________________________

В целях повышения инвестиционной привлекательности и улучшения инвестиционного климата в Республике Алтай и в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года Правительство Республики Алтай постановляет:

1. Утвердить прилагаемую программу "Повышение инвестиционной привлекательности Республики Алтай на 2011-2013 годы".

2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Алтай Тевоняна С.М.

Глава Республики Алтай,

Председатель Правительства

Республики Алтай А.В. Бердников

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Республики Алтай
от 8 июня 2011 года N 116

ПРОГРАММА "Повышение инвестиционной привлекательности Республики Алтай на 2011-2013 годы"

I. Паспорт Программы


Наименование Программы

Программа "Повышение инвестиционной привлекательности Республики Алтай на 2011-2013 годы"  (далее - Программа)

Основание для  разработки Программы

Послание Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года;
поручение Президента Российской Федерации от 6 декабря 2010 года N Пр-3534 в части организации разработки и реализации региональных программ, направленных на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику субъектов Российской Федерации;

 Закон Республики Алтай от 25 сентября 2008 года N 83-РЗ "О Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года";

 Закон Республики Алтай от 31 мая 2010 года N 5-РЗ "О Программе социально-экономического развития Республики Алтай на 2010 - 2014 годы"

Государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) Программы

Государственный заказчик-координатор Программы - Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай.
 Государственные заказчики Программы -Министерство туризма и предпринимательства Республики Алтай, Министерство регионального развития Республики Алтай, Министерство сельского хозяйства Республики Алтай

Разработчик (разработчик-координатор) Программы

Разработчик-координатор Программы - Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай

Цели и задачи Программы

Целями Программы являются: создание механизмов, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности Республики Алтай, а также проведение организационных мероприятий, способствующих созданию благоприятных условий для эффективных вложений в экономику региона отечественными и зарубежными инвесторами.
 Задачами Программы являются:
 совершенствование нормативной правовой базы, направленной на развитие инвестиционной деятельности, стимулирование инвестиционной и инновационной активности в регионе;

 развитие механизмов частно-государственного партнерства для реализации приоритетных проектов и перспективных направлений инновационного развития;

 разработка и реализация мер, направленных на стимулирование притока частных инвестиций в экономику Республики Алтай;

 разработка и реализация мер информационного и организационного характера, направленных на развитие инвестиционной и инновационной деятельности;

 формирование позитивного имиджа Республики Алтай как инвестиционной привлекательной территории, демонстрация привлекательной для потенциальных инвесторов характеристики экономики региона;

 установление влияния инвестиционной привлекательности на приток  инвестиций;

 разработка мер, направленных на урегулирование инвестиционной привлекательности;

 обеспечение участия предприятий, находящихся на территории Республики Алтай, в федеральных и долгосрочных целевых программах, создании особых экономических зон в Республике Алтай, в других механизмах привлечения инвестиционных ресурсов для реализации приоритетных проектов и их эффективного использования, повышения инвестиционного потенциала и снижения
 инвестиционных рисков;

 развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на развитие инвестиционной деятельности Республики Алтай;

 стимулирование субъектов хозяйственной деятельности к производству новой продукции, технологическому перевооружению и проведению научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы;

 содействие созданию комплексной инфраструктуры (бизнес-инкубаторы, технопарки и свободные республиканские экономические зоны), обеспечивающей привлечение инвесторов

Сроки и этапы реализации Программы

Срок реализации Программы - 2011 - 2013 годы. Программа реализуется в один этап

Перечень основных мероприятий

Подготовка и реализация следующих основных мероприятий:
 совершенствование нормативной правовой базы, направленной на развитие инвестиционной и инновационной деятельности;

 государственная поддержка реализации инвестиционных программ и проектов по приоритетным направлениям развития Республики Алтай;

 формирование позитивного имиджа Республики Алтай как инвестиционной привлекательной территории и информационное обеспечение участников инвестиционной и инновационной деятельности

Объемы и источники финансирования Программы

На реализацию мероприятий Программы потребуется 25367,9 млн. рублей, в том числе по годам:
 2011 год - 5006,9 млн. рублей;

 2012 год - 10358,5 млн. рублей;

 2013 год - 10002,5 млн. рублей.
 Источники финансирования:
 средства республиканского бюджета Республики Алтай - 2769,3 млн. рублей;

 средства федерального бюджета - 7805,0 млн. рублей;

 средства местного бюджета (справочно) - 64,2 млн. рублей;

 внебюджетные источники (справочно) - 14729,4 млн. рублей

Система организации контроля
 над исполнением Программы

Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай имеет право проводить контрольные проверки хода реализации Программы.
 Общий контроль над ходом выполнения  Программы осуществляется Инвестиционной комиссией Республики Алтай, образованной постановлением Правительства Республики Алтай от 31 декабря 2008 года N 284

Ожидаемые показатели эффективности реализации Программы

увеличение объема инвестиций в основной капитал до уровня не менее 15,0 млрд. рублей;

 индекс физического объема инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах ежегодно не менее 106,8%;

 создание к 2013 году в рамках реализуемых региональных инвестиционных проектов до 1000 новых рабочих мест;

 увеличение количества субъектов малого предпринимательства ежегодно на 12 человек;

 увеличение внешнеторгового оборота в 2013 году на 13,6 к 2010 году;

 потребление электроэнергии по Республике Алтай к 2013 году до 980 млн. кВт час;

 увеличение ежегодного туристического потока в Республику Алтай к 2013 году до 1600 тыс. человек

II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Программа разработана в рамках реализации Послания Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года, поручений Президента Российской Федерации от 6 декабря 2010 года N Пр-3534 в части организации разработки и реализации региональных программ, направленных на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику субъектов Российской Федерации.

Программа направлена на обеспечение реализации стратегических целей и направлений социально-экономического развития Республики Алтай, определенных Стратегией социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года (утверждена Законом Республики Алтай от 25 сентября 2008 года N 83-РЗ) и Программой социально-экономического развития Республики Алтай на 2010 - 2014 годы (утверждена Законом Республики Алтай от 31 мая 2010 года N 5-РЗ).

В связи с передачей полномочий в различных сферах деятельности на уровень регионов увеличилась их экономическая самостоятельность и полномочия в сфере жизнеобеспечения населения. Составной частью данной политики стало повышение ответственности субъектов Российской Федерации за эффективность социально-экономического функционирования территории, что в свою очередь ставит субъект регионального управления перед необходимостью разработки стратегии экономического роста, важным элементом которой выступает повышение конкурентоспособности хозяйственного комплекса региона. Эта проблема обостряется в условиях "борьбы" между регионами за инвестиции со стороны отечественных и зарубежных инвесторов.

Сегодня инвестиционная политика Республики Алтай основана на системе взаимоувязанных мероприятий в бюджетной, финансовой, налоговой сферах в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года.

По итогам 2010 года индекс физического объема инвестиций в основной капитал в Республике Алтай составил 120%, что выше среднего уровня в Сибирском федеральном округе на 7%. Среди регионов Сибирского федерального округа Республика Алтай по данному показателю находится на 3 месте, после Республики Хакассия (133,5%) и Республики Бурятия (123,1%). По показателю объема инвестиций в основной капитал на одного жителя в 2010 году республика занимает 4 место в Сибирском федеральном округе (45 175,47 рублей).

Инвестиционное законодательство Республики Алтай в большей степени ориентировано на развитие института государственно-частного партнерства, что позволяет подойти к исполнению стратегии экономического роста путем реализации крупных инвестиционных проектов. Основу для привлечения в экономику региона частного капитала и осуществления инвестиционной деятельности составляет Закон Республики Алтай от 5 июня 2002 года N 5-31 "Об инвестиционной деятельности в Республике Алтай", Закон Республики Алтай от 5 марта 2008 года N 15-РЗ "Об основах государственно-частного партнерства в Республике Алтай".

В 2007 году Правительством Республики Алтай был разработан и введен в действие механизм предоставления на конкурсной основе статуса регионального значения масштабным инвестиционным проектам, способным оказать существенное влияние на социально-экономическое развитие Республики Алтай и стать точками экономического роста республики (постановление Правительства Республики Алтай от 18 июля 2007 года N 140). Проекты регионального значения пользуются режимом наибольшего благоприятствования - пониженными налоговыми ставками, государственной поддержкой на льготных условиях в ускоренном порядке (государственные гарантии в пределах лимитов, установленных Законом о республиканском бюджете Республики Алтай на соответствующий финансовый год, и субсидии на компенсацию части процентных ставок по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях).

Действующей системой инвестиционного законодательства предусмотрена система льгот и преференций для инвесторов, включая:

предоставление налоговых льгот (Закон Республики Алтай "Об установлении пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в республиканский бюджет Республики Алтай" от 25 сентября 2008 года N 82-РЗ, Закон Республики Алтай "О транспортном налоге на территории Республики Алтай" от 27 ноября 2002 года N 7-12, Закон Республики Алтай "О налоге на имущество организаций на территории Республики Алтай" от 21 ноября 2003 года N 16-1);

предоставление государственных гарантий Республики Алтай (Закон Республики Алтай "О порядке предоставления государственных гарантий Республики Алтай" от 26 сентября 2008 года N 89-РЗ);

субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным на реализацию инвестиционных проектов в российских кредитных организациях.

Наметившаяся в 2008 - 2009 гг. тенденция снижения инвестиционной активности была переломлена за счет начала реализации крупных инвестиционных проектов: строительство особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Алтайская долина", строительство всесезонного горнолыжного комплекса "Манжерок", развитие аэропортового комплекса "Аэропорт Горно-Алтайск", проектов в области развития энергетической сферы и транспортной инфраструктуры. Снизилось использование банковских кредитов в качестве источника финансирования инвестиций. В течение 2010 года сохраняется динамика замедления темпов роста инвестиций в реальный сектор экономики.

В Республике Алтай действует институт социальных инвесторов, достаточно значимый для республики финансовый инструмент, позволяющий привлекать помимо прямых инвестиций дополнительные налоговые поступления в бюджет. Социальные инвесторы - физические и юридические лица, участвующие в инвестиционной программе в социальной сфере Республики Алтай путем вложения инвестиций в объекты капитальных вложений в социальную сферу.

Однако проведенный анализ мероприятий по развитию и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Алтай показал, что уровень инвестиционной активности не полностью соответствует потребностям экономического развития региона и требуется решение данной проблемы программными методами.

Так основными источниками инвестиционных ресурсов остаются бюджетные средства (2008 г. - 55,7%, 2009 г. – 63,4%, 2010 г. – 69,1%).

Республика Алтай по данным большинства рейтинговых агентств по-прежнему является регионом с низкими показателями инвестиционной привлекательности и финансовой устойчивости. Например, рейтинговым агентством "Эксперт РА" Республике Алтай за 2009-2010 гг. был присвоен инвестиционный рейтинг региона - 3В2 (начиная с 1999 года), что означает незначительный потенциал – умеренный риск. Среди субъектов РФ по инвестиционному риску регион занимает 40-е место, по инвестиционному потенциалу – 80-е место. Наименьший инвестиционный риск – законодательный, наибольший – финансовый. Наибольший потенциал – туристический. Доля в общероссийском потенциале составляет 0,211.

По рейтингу финансовой устойчивости регион относится к группе умеренного спада, по рейтингу экономической устойчивости - к группе значительного спада, по рейтингу социальной устойчивости – к группе глубокого спада и по комплексному рейтингу антикризисной устойчивости – к группе глубокого спада.

Основными проблемами и ограничениями в привлечении инвестиций и стимулировании инноваций в Республику Алтай являются следующие факторы. Общие для всей России - нестабильность федерального и республиканского законодательства, регулирующего инвестиционную деятельность, нарушение коммерческой тайны контролирующими органами, что вызывает опасения потенциальных иностранных инвесторов. К наиболее существенным ограничениям можно отнести риск, связанный с нестабильностью хозяйственного законодательства и условий инвестирования, неполноту или неточность информации об уровне и динамике технико-экономических показателей, финансовом положении предприятий-реципиентов капитала, неопределенность целей, интересов и поведения партнеров на внутреннем рынке.

Среди факторов, препятствующих осуществлению инвестиционной деятельности на уровне Республики Алтай, наиболее значимыми остаются:

недостаточный уровень государственной поддержки;

недостаточное финансирование из федерального бюджета мероприятий федеральных целевых программ, реализуемых на территории республики;

неразвитость рыночной инфраструктуры;

несовершенство механизма привлечения в инвестиционную сферу денежных средств граждан и юридических лиц;

неразвитая производственная инфраструктура строительства.

Отсутствие более полной информации о предприятиях-товаропроизводителях и потенциальных инвесторах также влияет на ход инвестиционных процессов в Республике Алтай и создает определенные сложности в осуществлении эффективного поиска для сотрудничества.

Появились новые инструменты инвестирования у Правительства Российской Федерации, в том числе на условиях частно-государственного партнерства. Однако не все бизнес-планы имеющихся в Республике Алтай инвестиционных проектов соответствуют международным стандартам. На квалифицированную разработку таких проектов у большинства инициаторов нет средств. Необходимо изыскивать, привлекать дополнительные источники финансирования, стимулируя деятельность по разработке проектной документации.

Разовое привлечение инвестиций также недостаточно, что диктует необходимость использования стратегического подхода к управлению инвестиционными процессами в Республике Алтай. Кроме того, привлечение инвестиций невозможно без хорошо отлаженной и постоянно развивающейся инвестиционной инфраструктуры.

Учитывая активизацию мероприятий по строительству объектов инфраструктуры особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Алтайская долина", ГЛК "Манжерок", аэропорта Горно-Алтайска необходимо форсировать темпы создания условий для начала строительных работ существующими компаниями и привлечения новых капиталовложений. Иначе существует опасность снижения уровня конкурентоспособности Республики Алтай.

В настоящее время необходимо постоянно демонстрировать наиболее привлекательные стороны Республики Алтай с помощью активной и грамотно поставленной работы по улучшению инвестиционного имиджа Республики Алтай.

Опыт других регионов (г. Санкт-Петербург, Кемеровская область, Кировская область и др.) показал, что степень инвестиционной привлекательности является определяющим условием активной инвестиционной деятельности, а, следовательно, и эффективного социально-экономического развития региональной экономики. Высокая экономическая активность российских регионов и существенное увеличение притока инвестиций в экономику в значительной степени обусловлены результатом многолетней успешной работы региональных властей по повышению инвестиционной привлекательности своих территорий. Инвестиционная привлекательность региона играет огромную роль в системе комплексного подхода к оценке эффективности функционирования региональной экономики. Создание максимально благоприятных условий для начала и развития бизнеса и инвестирования, повышение конкурентоспособности региона является одной из главных задач региональной экономической и инвестиционной политики.

Таким образом, эффективная реализация задач по активизации инвестиционной политики на уровне Республики Алтай позволит создать условия и будет способствовать активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях, мобилизации инвестиционных ресурсов и эффективного и рационального их использования в интересах населения региона и инвесторов.

В связи с этим важно иметь четкую и комплексную систему мероприятий и показателей, обеспечивающих достижение стратегической цели социально-экономического развития Республики Алтай. Программа представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной среды для субъектов инвестиционной деятельности.

III. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы


Целями Программы являются создание механизмов, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности Республики Алтай, а также проведение организационных мероприятий, способствующих созданию благоприятных условий для эффективных вложений в экономику региона отечественными и зарубежными инвесторами.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

совершенствование нормативной правовой базы, направленной на развитие инвестиционной деятельности, стимулирование инвестиционной и инновационной активности в регионе;

развитие механизмов частно-государственного партнерства для реализации приоритетных проектов и перспективных направлений инновационного развития;

разработка и реализация мер, направленных на стимулирование притока частных инвестиций в экономику Республики Алтай;

разработка и реализация мер информационного и организационного характера, направленных на развитие инвестиционной и инновационной деятельности;

формирование позитивного имиджа Республики Алтай как инвестиционной привлекательной территории, демонстрация привлекательной для потенциальных инвесторов характеристики экономики региона;

установление влияния инвестиционной привлекательности на приток инвестиций;

разработка мер, направленных на урегулирование инвестиционной привлекательности;

обеспечение участия предприятий, находящихся на территории Республики Алтай, в федеральных и долгосрочных целевых программах, создании особых экономических зон в Республике Алтай, в других механизмах привлечения инвестиционных ресурсов для реализации приоритетных проектов и их эффективного использования, повышения инвестиционного потенциала и снижения инвестиционных рисков;

развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на развитие инвестиционной деятельности Республики Алтай;

стимулирование субъектов хозяйственной деятельности к производству новой продукции, технологическому перевооружению и проведению научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы;

содействие созданию комплексной инфраструктуры (бизнес-инкубаторы, технопарки и свободные республиканские экономические зоны), обеспечивающей привлечение инвесторов.

Реализация Программы будет осуществляться в один этап в течение 2011 - 2013 годов.

IV. Система программных мероприятий Программы


Для достижения поставленной цели и решения задач необходимо реализовать следующие мероприятия:

1. Совершенствование нормативной правовой базы, направленной на развитие инвестиционной и инновационной деятельности:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»