Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

от 31 мая 2010 года N 5-РЗ


О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ НА 2010 - 2014 ГОДЫ

(в ред. Законов Республики Алтай от 13.11.2010 N 60-РЗ, от 30.03.2012 N 12-РЗ, от 15.11.2013 N 71-РЗ, от 30.10.2014 N 64-РЗ)

     Принят
     Государственным Собранием -
     Эл Курултай Республики Алтай
     14 мая 2010 года

 Статья 1


Утвердить прилагаемую Программу социально-экономического развития Республики Алтай на 2010 - 2014 годы.

 Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу после дня его официального опубликования.


И.о. Председателя
Государственного Собрания -
Эл Курултай Республики Алтай
Т.А.ГИГЕЛЬ

     

Глава Республики Алтай,
Председатель Правительства
Республики Алтай
А.В.БЕРДНИКОВ

г. Горно-Алтайск
31 мая 2010 года
N 5-РЗ


Утверждена
Законом
Республики Алтай
"О Программе
социально-экономического
развития Республики Алтай
на 2010 - 2014 годы"


ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ НА 2010 - 2014 ГОДЫ


(в ред. Законов Республики Алтай
от 13.11.2010 N 60-РЗ, от 30.03.2012 N 12-РЗ,
от 15.11.2013 N 71-РЗ, от 30.10.2014 N 64-РЗ)

Паспорт Программы социально-экономического развития Республики Алтай на 2010 - 2014 годы

Наименование Программы

Программа социально-экономического развития Республики Алтай на 2010 - 2014 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года";
Закон Республики Алтай от 27 июля 2005 года N 56-РЗ "О прогнозировании, программно-целевом планировании, программах и планах социально-экономического развития Республики Алтай";
Закон Республики Алтай от 25 сентября 2008 года N 83-РЗ "О Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года"

(в ред. Закона Республики Алтай от 30.03.2012 N 12-РЗ)

Государственный заказчик Программы

Правительство Республики Алтай

Основные разработчики Программы

Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай (далее - Минэкономразвития Республики Алтай)

Основная цель Программы

Основной целью Программы является создание условий для повышения уровня благосостояния и качества жизни населения, развития производственного, трудового и интеллектуального потенциала Республики Алтай, преодоление последствий влияния мирового финансово-экономического кризиса на экономику Республики Алтай

Основные задачи Программы

Основными задачами Программы являются:

1) повышение благосостояния и обеспечение благоприятных условий жизни населения в Республике Алтай;

2) обеспечение высоких темпов экономического роста в Республике Алтай;

3) совершенствование государственных механизмов управления экономикой и социальной сферой в Республике Алтай;

4) преодоление последствий влияния мирового экономического кризиса на экономику и социальную сферу в Республике Алтай

Сроки и этапы реализации Программы

Срок реализации Программы - 2010 - 2014 годы.

Программа реализуется в один этап

Перечень подпрограмм

Программа состоит из 20 подпрограмм:

1) "Создание условий для укрепления здоровья населения и улучшения демографической ситуации";

2) "Повышение уровня и качества образования";

3) "Развитие культурного и духовно-нравственного потенциала";

4) "Развитие физической культуры и спорта";

5) "Обеспечение социальной защищенности и занятости населения";

6) "Содействие развитию коренных малочисленных народов Республики Алтай";

7) "Обеспечение безопасности и комфортности условий жизни";

8) "Обеспечение экологической безопасности и улучшение состояния окружающей среды";

9) "Развитие туристско-рекреационного комплекса";

10) "Развитие агропромышленного комплекса";

11) "Развитие топливно-энергетического комплекса";

12) "Развитие инфраструктуры транспорта";

13) "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай";

14) "Развитие связи, телекоммуникаций и систем информатизации";

15) "Развитие лесного комплекса";

16) "Развитие горнодобывающей промышленности";

17) "Реформирование системы государственного управления";

18) "Развитие межрегиональных и внешнеэкономических связей";

19) "Создание условий для формирования благоприятного инвестиционного климата, развития научно-технической и инновационной деятельности";

20) "Развитие потребительского рынка в Республике Алтай"

(в ред. Закона Республики Алтай от 30.03.2012 N 12-РЗ)

Исполнители подпрограмм и основных мероприятий Программы

Органы исполнительной власти Республики Алтай,

органы местного самоуправления в Республике Алтай.

Исполнители программных мероприятий, поставщики оборудования будут отбираться на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы, - 104170347,8 тысяч рублей (далее - тыс. рублей) (в ценах текущих лет):

средства консолидированного бюджета Республики Алтай - 74856143,8 тыс. рублей (71,9%);

внебюджетные источники - 29314204,0 тыс. рублей (28,1%)

(в ред. Закона Республики Алтай от 15.11.2013 N 71-РЗ)

Система организации контроля за исполнением Программы

Правительство Республики Алтай осуществляет общее

руководство своевременного и полного проведения мероприятий Программы. Административный контроль дополняется текущим финансовым контролем за использованием средств республиканского бюджета Республики Алтай

Ожидаемые конечные результаты от реализации Программы

По направлению "Развитие социальной сферы":

реальные располагаемые (с учетом инфляции) денежные доходы населения вырастут в 2014 году на 37,24% к уровню 2009 года;

численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума снизится до 18,5% к концу 2014 года;

обеспеченность общей площадью жилья на 1 жителя вырастет до 19,2 кв. м в 2014 году;

уровень зарегистрированной безработицы снизится до 2,5% в 2014 году;

абзац утратил силу. - Закон Республики Алтай от 15.11.2013 N 71-РЗ

По направлению "Диверсификация структуры экономики Республики Алтай":

валовой региональный продукт в сопоставимых ценах (с учетом инфляции) в 2014 году превысит уровень 2009 года в 1,2 раза;

инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования вырастут в 2014 году на 71,9%;

количество малых и средних предприятий в расчете на 1 тыс. человек населения вырастет в 2014 году до 12,88 единиц;

объем промышленного производства в сопоставимых ценах увеличится в 2014 году на 19,3%;

общий объем продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах увеличится в 2014 году на 14,4%

По направлению "Проведение институциональных преобразований":

абзац утратил силу. - Закон Республики Алтай от 15.11.2013 N 71-РЗ;

в 2014 году внешнеторговый оборот вырастет в 1,72 раза;

абзац утратил силу. - Закон Республики Алтай от 15.11.2013 N 71-РЗ;

инвестиции в основной капитал на душу населения возрастут в 2014 году в 1,6 раза;

абзац утратил силу. - Закон Республики Алтай от 15.11.2013 N 71-РЗ

(в ред. Законов Республики Алтай от 30.03.2012 N 12-РЗ, от 15.11.2013 N 71-РЗ)

I. Социально-экономическое положение и основные направления развития Республики Алтай

1.1. Социально-экономическое положение Республики Алтай


Республика Алтай - регион с уникальным природным, рекреационным, гидроэнергетическим потенциалом, расположенный в центре Азиатского континента, на юге Западной Сибири между 490° и 520° северной широты, 830° и 890° восточной долготы. Входит в состав Сибирского федерального округа Российской Федерации.

Общая площадь - 92,9 тысячи квадратных километров (0,5% территории РФ). Протяженность территории с севера на юг - 360 километров, с запада на восток - 380 километров. В составе республики 10 административных районов и административный центр - город Горно-Алтайск с численностью жителей 55,2 тыс. человек. Расстояние от Москвы до Горно-Алтайска - 3641 км, до ближайшей железнодорожной станции - 96 км.

На юго-западе Республика Алтай имеет внешнюю границу с Республикой Казахстан (505 км), на юге - с Китайской народной республикой (далее - КНР) (55 км), на юго-востоке - с Монголией (290 км), а также внутренние границы с соседними регионами - республиками Тыва и Хакасия, Алтайским краем и Кемеровской областью. Республика, в числе трех регионов России (Калининградская и Ленинградская области), имеет одновременно старые и новые участки государственной границы.

Главной особенностью экономико-географического положения региона является, с одной стороны, его удаленность от основных экономических центров Европейской части страны, Урала и Сибири, с другой стороны, республика находится на пересечении существующих и проектируемых транзитных потоков, в непосредственной близости к крупным сырьевым и перерабатывающим районам. Все это открывает широкие возможности для установления выгодных торгово-экономических связей.

Республика Алтай - горный регион с чрезвычайно живописным ландшафтом, на стыке нескольких государств, природных зон (сибирской тайги, казахских степей и полупустынь Монголии) и культурных миров.

Горный Алтай - самая высокая горная область в Сибири. Горы Алтая являются частью мирового водораздела и отделяют пустынные пространства Центральной Азии от северной степной и таежной частей. Свыше 80 процентов территории республики заняты горными хребтами, простирающимися, в основном, в широтном и северо-западном направлениях. При этом высоты горных хребтов возрастают в направлении с северо-запада на юго-восток. Характерной является ступенчатость горной системы, выражающаяся в смене низкогорий среднегорьями, а последних - высокогорьями.

На территории Республики Алтай проживает 1,08% населения СФО. С момента Всероссийской переписи населения 2002 года численность населения Республики Алтай увеличилась на 3,6% и составила на 1 января 2009 года 209,2 тысячи человек.

Характерной особенностью республики является высокая доля населения, проживающего в сельской местности (73,8%), низкая плотность населения (2,2 чел./кв. км).

Коренной народ - алтайцы занимают 30,6% в общей численности населения, из других национальностей: русские - 57,4%, казахи - 6%, прочие национальности - 6%. Всего - более 70 национальностей.

Пять этнических групп (кумандинцы, теленгиты, тубалары, челканцы, шорцы), проживающих на территории Республики Алтай, включены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года N 255.

В 2009 году по уровню рождаемости в СФО Республика Алтай занимала второе место (20,5 родившихся на 1000 населения) после Республики Тыва (25,4 родившихся на 1000 населения), по РФ - 12,3 родившихся на 1000 населения). При этом уровень рождаемости в текущем десятилетии все еще ниже, чем в середине 80-х годов прошлого столетия (2009 год - 20,7 родившихся на 1000 населения, 1985 год - 23,1 родившихся на 1000 населения). Уровень смертности населения республики составил в 2009 году 12,0 умерших на 1000 населения, в то время, как средний показатель по СФО (14,2 умерших на 1000 населения) и по РФ (14,3 умерших на 1000 населения).

(в ред. Закона Республики Алтай от 30.03.2012 N 12-РЗ)

За период с 2005 по 2009 годы структура населения республики изменилась следующим образом: доля населения моложе трудоспособного возраста выросла с 19,3% до 23,6%; доля трудоспособного населения сократилась с 66,5% до 63%; доля населения старше трудоспособного возраста сократилась с 14,2% до 13,4%. Коэффициент демографической нагрузки в 2009 году составлял 591 человек нетрудоспособного возраста на 1000 человек трудоспособного возраста (СФО - 559 человек, РФ - 582 человека).

Медико-демографическая ситуация республики характеризуется снижением показателя смертности населения Республики Алтай. Если в 2005 году коэффициент смертности (число умерших на 1000 человек) составлял 15,5, то уже в 2009 году данный показатель составлял 12,0. Сократилась также и младенческая смертность с 14,3 детей на 1000 родившихся в 2005 году до 12,0 детей на 1000 родившихся в 2009 году.

(в ред. Закона Республики Алтай от 30.03.2012 N 12-РЗ)

Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются на показателях ожидаемой продолжительности жизни, который по итогам 2009 года составит 65,8 лет (по СФО - 65,7 года, по РФ - 67,5 лет).

(в ред. Закона Республики Алтай от 30.03.2012 N 12-РЗ)

Природно-ресурсный потенциал определяет возможности развития региона за счет рационального использования воспроизводимых и невоспроизводимых природных ресурсов.

На территории республики находится объект Всемирного природного наследия ЮНЕСКО "Алтай - Золотые горы", включающий в себя пять наиболее уникальных в природном отношении территорий Горного Алтая (Телецкое озеро, гору Белуха, Алтайский государственный природный заповедник, Катунский государственный природный биосферный заповедник, Природный парк "Зона покоя Укок").

Особо охраняемые территории федерального и регионального значения занимают более 23% территории республики. К ним относятся: Алтайский государственный природный биосферный заповедник и государственный природный биосферный заповедник Катунский, Шавлинский и Сумультинский заказники, национальный парк "Сайлюгемский", Горно-Алтайский ботанический сад, природный парк "Зона покоя Укок", Каракольский природный парк "Уч-Энмек", природный парк "Белуха", природно-хозяйственный парк "Аргут", природно-хозяйственный парк "Чуй-Оозы", 43 памятника природы республиканского значения, природно-рекреационный комплекс "Кадрин". В стадии проектирования находится природный парк "Ак-Чолушпа".

Основными природными факторами, существенно влияющими на условия использования природных ресурсов в Республике Алтай, являются:

1) транспортная доступность. Развитие коммуникационной инфраструктуры осложнено горной спецификой рельефа (высотная поясность);

2) климатические условия (41% территории региона приравнен к местностям Крайнего Севера и с ограниченными сроками завоза грузов). Климат в Республике Алтай резко-континентальный, среднегодовая температура 1,6°С. Средняя температура января -20,9°С. Средняя температура июля 18,5°С. Среднегодовое количество осадков 429 мм;

3) экологический фактор. Горный рельеф в значительной мере - препятствует самоочищению атмосферы и водной среды, экосистемы Горного Алтая менее устойчивы к антропогенному воздействию в сравнении с равнинными территориями.

Земельный фонд Республики Алтай составляет 9290,3 тыс. га (0,5% от территории РФ). К лесному фонду относится 3762,1 тыс. га (40,5% территории республики). Земли сельскохозяйственного назначения занимают 2616,2 тыс. га (28,2%, из них 5,6% - пашни, 41,4% - кормовые угодья), земли запаса - 1807,2 тыс. га (19,4%), земли особо охраняемых природных территорий федерального значения - 1024,6 тыс. га (11%), прочие земли - 80,2 тыс. га (0,9%), в том числе земли населенных пунктов - 43,4 тыс. га (0,47%).

Республика Алтай является зоной рискованного земледелия по многим факторам, среди них: суровые природно-климатические условия средней и южной зон республики (недостаток тепла, короткий безморозный период, глубокое промерзание почвы), значительное проявление эрозионных процессов, мелкий пахотный горизонт на горных склонах.

Общая лесопокрытая площадь Республики Алтай составляет 4120,7 тыс. га (44,4% от площади всей территории региона), 19,9% лесопокрытой площади занято хвойными породами, имеющими эксплуатационное значение. Леса республики относятся к Кемеровско-Алтайскому лесотаксовому району.

Общая площадь земель лесного фонда и лесопокрытых земель, не входящих в лесной фонд, составляет 6091,8 тыс. га.

Основная часть покрытых лесной растительностью земель лесного фонда представлена защитными лесами - 63,3%, леса орехово-промысловых зон занимают 8,8%.

Лесной фонд, находящийся в управлении Министерства лесного хозяйства Республики Алтай, обслуживается 12 лесничествами, имеющими в своем составе 31 участковое лесничество.

(в ред. Закона Республики Алтай от 13.11.2010 N 60-РЗ)

Для целей лесопользования предоставляются лесные участки, формируемые на землях лесного фонда, находящиеся в ведении Министерства лесного хозяйства Республики Алтай, данные леса характеризуются сравнительно высокими по Российской Федерации средними запасами насаждений - 191,6 куб. м на 1 га покрытой лесом площади и кадастровой стоимости лесных земель - 2000 руб./га. Корневой запас древесины в Республике Алтай по данным государственного лесного реестра по состоянию на 1 января 2009 года составил 708,56 миллионов куб. м (0,9% от запаса лесов России), 31,4% из которых ценные кедровые леса. Запас спелой и перестойной древесины 339,1 млн куб. м. (82 куб. м на 1 га лесопокрытой территории), в том числе хвойных пород - 263,83 млн куб. м. Общий среднегодовой прирост - 6,41 млн куб. м, в расчете на 1 га лесопокрытой территории - 1,56 куб. м. Расчетная лесосека - 2058,0 тыс. куб. м, в том числе по хвойным породам - 897,0 тыс. куб. м.

(в ред. Закона Республики Алтай от 13.11.2010 N 60-РЗ)

Леса произрастают в условиях горного рельефа: на склонах крутизной до 10° - 16,6% лесопокрытой площади, 11° - 20° - 38,2%, 21° - 30° - 23,8%, свыше 30° - 21,4%. Леса, возможные к эксплуатации, составляют 36,7% лесопокрытой площади и 32,2% общего запаса.

Вырубка древесины за 2009 год составила 181,45 тыс. куб. м. Среднегодовая выработка на одного занятого в лесозаготовительной отрасли в Республике Алтай в 2008 году составила 425,3 куб. м, что ниже среднегодовой выработки на одного занятого в лесозаготовительной отрасли Российской Федерации (577,5 куб. м).

Наибольшей лесозаготовительной нагрузке подвержены Турочакский, Чойский, Чемальский районы - это традиционные районы лесозаготовок с наиболее развитой лесозаготовительной инфраструктурой и наименее удаленные от точек регионального экспорта деловой древесины, а также Майминский и Кош-Агачский лесодефицитные районы, ориентированные на добычу топливной древесины для нужд внутреннего потребления.

Значительный ущерб лесам республики наносят лесные пожары. За период с 2005 по 2008 годы на территории региона зарегистрировано 412 лесных пожаров на площади 6,74 тыс. га лесных земель.

Основными проблемами лесопользования в регионе являются низкий уровень развития производительных сил, высокие цены на горюче-смазочные материалы (ГСМ) и электроэнергию, недостаточно развитая сеть лесовозных дорог и специфика рельефа, что обуславливает дополнительные затраты по трелевке с мест рубки и доставке древесины до потребителя. Повреждения древесины на корню, вызванные болезнями и вредителями леса, снижают выход деловой древесины.

Лесопромышленный комплекс республики имеет сырьевую направленность - 2/3 валового товарного оборота приходится на круглый необработанный лес, вывозимый в соседние регионы (Алтайский край и Новосибирскую область, откуда частью экспортируется в Казахстан, Узбекистан, Афганистан, Китай) и дрова. Доля продукции промежуточной переработки (пиломатериал) - 1/3 имеет тенденцию к снижению, продукция конечной переработки (мебель, оконные и дверные блоки, погонаж) составляет незначительную часть - 5,4% и удовлетворяет внутренний спрос менее чем на 10%.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»