ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 декабря 2023 года N 653-п


Об утверждении региональной программы "Снижение доли населения с доходами ниже границы бедности в Ивановской области" на период до 2030 года



В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 03.03.2023 N 128 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональных программ снижения доли населения с доходами ниже границы бедности и признании утратившими силу приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 июня 2020 г. N 326 и внесенных в него изменений", в целях реализации комплекса мероприятий, направленных на обеспечение снижения уровня бедности в Ивановской области, Правительство Ивановской области постановляет:


1. Утвердить региональную программу "Снижение доли населения с доходами ниже границы бедности в Ивановской области" на период до 2030 года" (прилагается).


2. Признать утратившими силу постановления Правительства Ивановской области:


от 27.05.2021 N 256-п "Об утверждении региональной программы "Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Ивановской области" на период до 2030 года";


от 14.06.2022 N 281-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ивановской области от 27.05.2021 N 256-п "Об утверждении региональной программы "Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Ивановской области" на период до 2030 года".


3. Контроль за реализацией региональной программы "Снижение доли населения с доходами ниже границы бедности в Ивановской области" на период до 2030 года" возложить на заместителя Председателя Правительства Ивановской области И.Г. Эрмиш.



Губернатор Ивановской области
С.С.ВОСКРЕСЕНСКИЙ



Приложение
к постановлению
Правительства
Ивановской области
от 22.12.2023 N 653-п



РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "СНИЖЕНИЕ ДОЛИ НАСЕЛЕНИЯ С ДОХОДАМИ НИЖЕ ГРАНИЦЫ БЕДНОСТИ В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА"


1. Паспорт региональной программы

Сроки реализации региональной программы

2023 - 2030 годы

Разработчик региональной программы

Департамент социальной защиты населения Ивановской области

Ответственный исполнитель региональной программы

Департамент социальной защиты населения Ивановской области

Соисполнители региональной программы

Департамент экономического развития и торговли Ивановской области;

Департамент здравоохранения Ивановской области;

Департамент образования Ивановской области;

Департамент сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области;

Департамент строительства и архитектуры Ивановской области;

Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области;

Департамент культуры и туризма Ивановской области;

комитет Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции;

Отделение Социального фонда России по Ивановской области;

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области (далее - Ивановостат);

администрации городских округов и муниципальных районов Ивановской области

Наименование региональной программы

Региональная программа "Снижение доли населения с доходами ниже границы бедности в Ивановской области" на период до 2030 года" (далее - региональная программа)

Связь с государственными программами Ивановской области

Региональная программа включает мероприятия, финансируемые в рамках следующих государственных программ Ивановской области:

"Содействие занятости населения Ивановской области", утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 09.07.2013 N 279-п;

"Социальная поддержка граждан в Ивановской области", утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 15.10.2013 N 393-п;

"Развитие здравоохранения Ивановской области", утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 449-п;

"Развитие образования Ивановской области", утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 450-п;

"Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ивановской области", утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 451-п;

"Комплексное развитие сельских территорий Ивановской области", утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 02.02.2023 N 57-п;

"Экономическое развитие и инновационная экономика Ивановской области", утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 459-п;

"Развитие культуры и туризма в Ивановской области", утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 06.12.2017 N 455-п;

"Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области", утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 06.12.2017 N 460-п

Цель региональной программы

Снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года в рамках национальной цели "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей" к 2030 году и обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения не ниже инфляции в рамках национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство"

Задачи региональной программы

1. Повышение уровня доходов граждан и превышение их темпов, в том числе средней заработной платы, над темпом роста инфляции.

2. Развитие системы социальной помощи нуждающимся гражданам.

3. Развитие системы социального контракта.

4. Организация социальной адаптации малоимущих граждан

Целевые показатели региональной программы

Численность населения с доходами ниже границы бедности;

реальные располагаемые денежные доходы населения;

реальная начисленная заработная плата работников организаций;

уровень безработицы по методологии Международной организации труда (далее - МОТ);

доля малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта, в общей численности малоимущих граждан;

доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход которых увеличился по окончании срока действия социального контракта в сравнении со среднедушевым доходом этих граждан

до заключения социального контракта, в общей численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта;

доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход которых превысил величину прожиточного минимума (далее - ВПМ), установленную в Ивановской области, по окончании срока действия социального контракта, в общей численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта;

реальные располагаемые денежные доходы населения;

количество новых рабочих мест, созданных в рамках реализации городскими округами и муниципальными районами Ивановской области планов мероприятий по созданию рабочих мест и развитию предпринимательской инициативы;

количество новых постоянных работников, принятых в году получения гранта получателями грантов - крестьянскими (фермерскими) хозяйствами или индивидуальными предпринимателями, основным видом деятельности которых является производство и (или) переработка сельскохозяйственной продукции

Ожидаемые результаты реализации региональной программы

1. Построение эффективной системы по выводу граждан из сложной жизненной ситуации посредством обеспечения устойчивого роста реальных денежных доходов граждан, повышения адресности предоставления мер социальной поддержки, содействия занятости.

2. Достижение в Ивановской области к 2030 году значения целевого показателя "уровень бедности" - 7,2%



2. Общие положения


2.1. Региональная программа подготовлена в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р "Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года".


Региональная программа представляет собой комплексный план мероприятий органов исполнительной власти Ивановской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области по снижению уровня бедности населения Ивановской области.


Региональная программа не относится к категории государственных программ Ивановской области, поскольку рекомендации по ее разработке установлены непосредственно Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и не создает расходных обязательств областного бюджета по заявленным мероприятиям, так как расходные обязательства установлены другими государственными программами Ивановской области.


2.2. Общую координацию реализации на территории Ивановской области региональной программы, свод всей информации по показателям результативности работы обеспечивает рабочая группа по разработке и реализации на территории Ивановской области региональной программы, сформированная в соответствии с распоряжением заместителя Председателя Правительства Ивановской области, осуществляющего руководство Комплексом социальной сферы Ивановской области, из представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Ивановской области, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления городских округов, муниципальных районов Ивановской области, профессиональных сообществ, общественных организаций и иных заинтересованных организаций (далее - Рабочая группа).


2.3. Соисполнители региональной программы обеспечивают достижение целевых показателей региональной программы в сфере своей компетенции.


2.4. Решение основных задач региональной программы будет осуществляться по приоритетным направлениям в соответствии с разделом 5 "План мероприятий для реализации региональной программы на период до 2030 года" настоящей региональной программы. План мероприятий для реализации региональной программы подлежит ежегодной актуализации ответственным исполнителем региональной программы на основании предложений, поступивших по запросу ответственного исполнителя от соисполнителей, с учетом государственных программ Ивановской области.


2.5. Взаимодействие ответственного исполнителя региональной программы с соисполнителями региональной программы, ответственными за выполнение мероприятий и достижение значений показателей, осуществляется на стадии подготовки, согласования проекта постановления Правительства Ивановской области о внесении изменений в региональную программу и формирования оперативных (ежеквартальных) и годовых отчетов о реализации региональной программы.


Внесение изменений в региональную программу осуществляется ответственным исполнителем региональной программы по решению Рабочей группы.


При внесении изменений в государственные программы Ивановской области в части показателей и мероприятий настоящей программы соисполнители региональной программы обеспечивают внесение соответствующих изменений в нее тем же нормативным правовым актом без вынесения на рассмотрение Рабочей группы.


2.6. Соисполнители региональной программы проводят мониторинг достижения значений плановых показателей региональной программы в сфере своей компетенции и направляют его результаты ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в Департамент социальной защиты населения Ивановской области.


По результатам мониторинга Департаментом социальной защиты населения Ивановской области формируется ежеквартальный отчет в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, и размещается на сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (https://12-dmg.rosmintrud.ru/) в программно-информационном комплексе "Мониторинг плана мероприятий "Дорожной карты".


Годовой отчет реализации мероприятий и показателей формируется Департаментом социальной защиты населения Ивановской области на основании информации, предоставленной соисполнителями региональной программы, и направляется в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации не позднее 31 января года, следующего за отчетным годом.



3. Анализ текущей ситуации в сфере реализации региональной программы


3.1. О социально-экономическом развитии Ивановской области


Валовой региональный продукт (далее - ВРП) Ивановской области является основным показателем, характеризующим экономическое положение Ивановской области. По данным Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат), ВРП Ивановской области за 2021 год вырос на 1,9% по сравнению с 2020 годом в сопоставимых ценах и составил 300,6 млрд рублей, за 2020 год ВРП Ивановской области составил 269,5 млрд рублей (рост на 1,3% по сравнению с 2019 годом в сопоставимых ценах) (уточненные данные). В структуре ВРП Ивановской области за 2020 - 2021 годы доля промышленного производства составляла 27,2% и 28,3% соответственно.


ВРП Ивановской области в расчете на душу населения показывает устойчивый рост со 103 тыс. рублей в 2010 году до 306,1 тыс. рублей в 2021 году. В 2021 году по сравнению с предыдущим годом он вырос на 34,5 тыс. рублей, или на 12,7%, в действующих ценах (на 3,0% в сопоставимых ценах). Однако Ивановская область по размеру ВРП на душу населения стабильно занимает последнее место в ЦФО (из соседних регионов близкая ситуация в Костромской области - 386,7 руб., во Владимирской области - 552,8 руб., в Ярославской области - 559,2 руб.).


Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей (далее - налоговые доходы) в консолидированный бюджет Ивановской области в 2020 - 2022 годах характеризуется положительной динамикой.


Сумма налоговых доходов консолидированного бюджета Ивановской области характеризуется ростом к 2020 году на 25,2%, в 2022 году - 40,8 млрд руб. ростом к 2021 году на 11,0%. Аналогичная тенденция наблюдается по данному показателю в пересчете на душу населения. В 2020 году он составил 29626,77 руб./чел., в 2021 году - 37484,48 руб./чел. с ростом к 2020 году на 26,5%, в 2022 году - 42042,27 руб./чел. с ростом к 2021 году на 12,2%.


Увеличение общего объема налоговых доходов в 2020 - 2022 годах обеспечено ежегодным ростом поступлений основных бюджетообразующих налогов: налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций, доходов от акцизов по подакцизным видам продукции, налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, а также введением на территории Ивановской области с 01.07.2020 специального налогового режима "Налог на профессиональный доход".


Объем безвозмездной помощи бюджету Ивановской области ежегодно увеличивается. Так, в 2019 году объем безвозмездных поступлений составил 21,7 млрд руб., в 2020 году - 36,0 млрд руб. с ростом к 2019 году на 65,6%. Значительный рост объема безвозмездных поступлений в 2020 году относительно уровня предыдущих и последующих лет связан с дополнительной безвозмездной помощью, направленной на борьбу с новой коронавирусной инфекцией и предотвращение влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики. В 2021 году объем безвозмездных поступлений составил 32,3 млрд руб. с обусловленным снижением по отношению к 2020 году на 10,3% и ростом к 2019 году на 48,6%, в 2022 году - 32,4 млрд руб. с ростом к 2021 году на 0,2%. В 2023 году показатель прогнозируется также не ниже уровня предыдущего года.


Основной составляющей безвозмездных поступлений в бюджет Ивановской области, оказывающей значительное влияние на сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, является дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности. Объем распределенной Ивановской области из федерального бюджета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в 2019 году составил 11,7 млрд руб. (54,0% безвозмездных поступлений и 26,7% общего объема доходов Ивановской области), в 2020 - 2021 годах - 12,9 млрд руб. ежегодно с увеличением к 2019 году на 10,3%, в 2022 - 2023 годах - 13,7 млрд руб. ежегодно с увеличением к 2021 году на 6,4%. На протяжении трех последних лет доля дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в общем объеме безвозмездных поступлений составляет более 35,5%, в общем объеме доходов - более 20,2%.


Весомый объем безвозмездных поступлений в последние годы позволил повысить финансовое обеспечение полномочий, реализация которых возложена на Ивановскую область.


По итогам 2022 года Ивановская область занимала лидирующие позиции по приросту инвестиций: 2 место в ЦФО и 14 место по Российской Федерации. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал вырос в 2022 году на 13%, объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 59,451 млрд руб. (2020 год - 44,388 млрд руб., 2021 год - 45,269 млрд руб.). В структуре инвестиций в основной капитал (по крупным и средним организациям) наибольшая доля средств приходилась на машины, оборудование, транспортные средства, производственный инвентарь - 16,1 млрд руб., или 54%.


В Ивановской области реализуется 110 инвестиционных проектов с общей суммой инвестиций 55 млрд руб., что позволит создать 10,4 тыс. рабочих мест. Инвестиции в основной капитал на душу населения в фактически действовавших ценах в 2022 году составили 64661 руб. (в 2021 году - 46100 руб., в 2020 году - 44742 руб., в 2019 году - 37395 руб.).


Основные фонды в экономике по полной учетной стоимости на конец 2021 года составили 1220,1 млрд руб., в 2020 году - 1179,1 млрд руб., в 2019 году - 1143,1 млрд руб.


Объем отгруженных товаров собственного производства, выполнение работ и услуг собственными силами по чистым видам экономической деятельности по полному кругу организаций производителей по предварительным данным составили за 2022 год - 302,9 млрд руб., что на 14,9% выше, чем за 2021 год. Объем отгруженной продукции в промышленности по итогам 2021 года - 263,6 млрд руб., или 117,7%, к уровню 2020 года, в 2020 году - 257,1 млрд руб., что на 16,4% выше уровня 2019 года. Индекс промышленного производства (далее - ИПП) по данным Росстата за 2022 год составил 101,8%, что ниже, чем в предыдущие два года (в 2021 году - 108,8%, в 2020 году - 108,5%).


В структуре промышленного производства по итогам 2022 года сохранился наибольший удельный вес обрабатывающих производств - 88,0%, доля обеспечения электрической энергией, газом и паром, кондиционирования воздуха составляла 9,0%, доля водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений - 2,5%, доля добычи полезных ископаемых - 0,5%.


В структуре обрабатывающих производств за 2022 год наибольший удельный вес занимали производство текстильных изделий и одежды (42,0%), машиностроительный комплекс (31,3%), производство пищевых продуктов и напитков (7,5%). Удельный вес этих трех отраслей составляет 80,8% от общего объема отгруженных товаров обрабатывающих производств.


Объем производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий, по предварительным данным Росстата, в 2022 году составил 23,9 млрд руб., в сопоставимых ценах - 100,9% к уровню 2021 года.


За 2021 год объем производства продукции сельского хозяйства составил 22,5 млрд руб., или 96,8%, в сопоставимых ценах к уровню 2020 года, в 2020 год - 19,3 млрд руб., или 106,3%, в сопоставимых ценах к уровню 2019 года.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»