ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 февраля 2023 года N 57-п


Об утверждении государственной программы Ивановской области "Комплексное развитие сельских территорий Ивановской области"

(с изменениями на 12 апреля 2024 года)

(в ред. Постановлений Правительства Ивановской области от 18.08.2023 N 368-п, от 04.12.2023 N 585-п, от 12.04.2024 N 149-п)




В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 N 696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", Законом Ивановской области от 30.10.2008 N 125-ОЗ "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Ивановской области", постановлениями Правительства Ивановской области от 16.02.2012 N 45-п "Об утверждении Порядка формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда Ивановской области", от 23.03.2016 N 65-п "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ивановской области", от 14.04.2022 N 175-п "О порядке разработки и реализации государственных программ Ивановской области" Правительство Ивановской области постановляет:


1. Утвердить государственную программу Ивановской области "Комплексное развитие сельских территорий Ивановской области" (прилагается).


2. Настоящее постановление вступает в силу после дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2023.


3. Департаменту сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области внести соответствующие изменения в Закон Ивановской области от 30.10.2008 N 125-ОЗ "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Ивановской области" при первом внесении в него изменений, но не позднее 01.07.2023.



Губернатор Ивановской области
С.С.ВОСКРЕСЕНСКИЙ



Приложение
к постановлению
Правительства
Ивановской области
от 02.02.2023 N 57-п



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

(в ред. Постановлений Правительства Ивановской области от 18.08.2023 N 368-п, от 04.12.2023 N 585-п, от 12.04.2024 N 149-п)




Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Ивановской области "Комплексное развитие сельских территорий Ивановской области"



1. Оценка текущего состояния развития сельских территорий и качества жизни сельского населения Ивановской области


Государственная программа Ивановской области "Комплексное развитие сельских территорий Ивановской области" (далее - Государственная программа) определяет цели, задачи и основные направления развития сельских территорий и качества жизни сельского населения Ивановской области, финансовое обеспечение и механизмы реализации мероприятий и показатели их результативности.


Численность сельского населения Ивановской области на 1 января 2021 года составила 179,7 тыс. человек, что на 2,6 тыс. человек меньше, чем на 1 января 2020 года (182,3 тыс. человек). За последние 5 лет доля сельского населения Ивановской области сократилась с 18,7% (на 1 января 2016 года) до 18,2% (на 1 января 2021 года).


На начало 2021 года в Ивановской области насчитывалось 3 тыс. сельских населенных пунктов, которые сгруппированы в 92 сельских поселения, объединенных в 21 муниципальный район. В среднем на 1 муниципальный район приходится примерно 33 сельских поселения, 143 сельских населенных пункта и 8,6 тыс. жителей.


На протяжении ряда лет усиливается поляризация сельских поселений по численности населения, что приводит к изменению исторически сложившейся сети расселения. Происходит старение сельского населения, снижение рождаемости в сельской местности, сокращение населения трудоспособного возраста, сохраняется миграция из сельских населенных пунктов в города. Общий коэффициент смертности, коэффициенты младенческой смертности и смертности в трудоспособном возрасте в сельской местности остаются выше, чем в городе. Убыль сельского населения является следствием демографических процессов и результатом недостаточного развития экономики и инфраструктуры сельской местности.


Вместе с тем при грамотном и эффективном использовании потенциала сельских территорий могут быть обеспечены устойчивое развитие экономики, высокий уровень и качество жизни сельского населения региона.


Одним из важнейших экономических показателей уровня жизни на селе является средняя начисленная заработная плата в сельском хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве. За 2021 год, по данным статистики, ее размер оказался на 27,5% ниже (23497 рублей), чем в целом по экономике региона (32403 рубля).


Итоги реализации программных мероприятий по комплексному развитию сельских территорий Ивановской области за 2021 год характеризуются следующими результатами:


по показателю "Доля сельского населения в общей численности населения Ивановской области" - 18,1%;


по показателю "Соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств" - 81,1%;


по показателю "Доля площади жилищного фонда в сельских населенных пунктах, обеспеченного всеми видами благоустройства, в общей площади жилищного фонда в сельских населенных пунктах (нарастающим итогом) - 37,9%.


Среди основных проблем, ограничивающих развитие сельских территорий Ивановской области, можно выделить следующие:


низкие темпы инфраструктурного развития сельских территорий, особенно дорожной сети и современных средств связи, не позволяющие преодолеть существующий пространственный и коммуникационный разрыв между городом и селом;


развитие жизненно важной инфраструктуры здравоохранения и образования подчинено цели обеспечения экономической эффективности в ущерб доступу населения к этим важнейшим социальным услугам;


сложная демографическая ситуация в сельской местности;


отток молодежи из сельской местности в города по причине непривлекательности жизни на сельских территориях, что является одним из основных препятствий для формирования кадровой базы.



2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы


Стратегией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2015 N 151-р, установлены основные приоритеты государственной политики в сфере развития сельских территорий и повышения качества жизни сельского населения, которые являются также приоритетами реализации Государственной программы.


Приоритетами Государственной программы являются создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения, создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях, развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях Ивановской области.


Реализация Государственной программы оказывает влияние на достижение стратегических целей устойчивого развития сельских территорий, закрепленных Стратегией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2015 N 151-р, в том числе на следующие целевые показатели:


стабилизация численности сельского населения на уровне не менее 180 тыс. человек к 2031 году. Достижение указанного целевого показателя обеспечивается в рамках региональных проектов "Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений", "Содействие занятости сельского населения", "Благоустройство сельских территорий" и "Современный облик сельских территорий";


повышение уровня занятости сельского населения до 65,5% к 2031 году. Достижение указанного целевого показателя обеспечивается в рамках реализации мероприятий региональных проектов "Содействие занятости сельского населения", "Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях" и "Современный облик сельских территорий";


увеличение общей площади жилых помещений, приходящейся в среднем на одного жителя в сельских населенных пунктах, до 33 квадратных метров к 2031 году. Достижение указанного целевого показателя обеспечивается в рамках региональных проектов "Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений", "Современный облик сельских территорий" и "Благоустройство сельских территорий".


К концу реализации Государственной программы прогнозируется достижение следующих целей:


цель 1 "сохранение доли сельского населения в общей численности населения Ивановской области на уровне не менее 18% в 2030 году";


цель 2 "достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств до 83% в 2030 году";


цель 3 "повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений, расположенных на сельских территориях, до 40% в 2030 году".


Участие муниципальных образований Ивановской области в реализации мероприятий Государственной программы обеспечивается посредством реализации порядков предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований Ивановской области по различным направлениям государственной поддержки, включенных в Государственную программу, и заключения соглашений между Департаментом сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области.



3. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере реализации Государственной программы


Основные задачи государственного управления в сфере реализации Государственной программы и способы их эффективного решения определены Стратегией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2015 N 151-р, и Стратегией социально-экономического развития Ивановской области до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 27.04.2021 N 220-п.


Первостепенными задачами в сфере реализации Государственной программы, решение которых позволит обеспечить достижение ее целей, являются обеспечение социально-экономического развития сельских территорий, создание комфортной среды для проживания граждан в сельских населенных пунктах, развитие эффективных транспортной и инженерной инфраструктур на селе.


Основные задачи Государственной программы и ее структурных элементов по достижению поставленных целей:


создание возможностей для улучшения жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях Ивановской области;


создание условий для привлечения специалистов к работе на сельских территориях у сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций, осуществляющих переработку сельскохозяйственной продукции на сельских территориях;


повышение транспортной доступности к объектам, расположенным на сельских территориях, по дорогам, обеспечивающим транспортные связи с сельскими населенными пунктами и проходящим по их территории;


повышение комфортной среды проживания граждан в сельских населенных пунктах Ивановской области;


обеспечение качественного улучшения и развития социальной и инженерной инфраструктур для граждан, проживающих на сельских территориях (агломерациях).


В основу Государственной программы заложен проектный принцип ее реализации, что позволит комплексно развивать сельские территории и сельские агломерации, целенаправленно повышая их экономический и социальный потенциал.


Основные направления Государственной программы, планируемые мероприятия, а также ожидаемые результаты с указанием планируемых значений показателей приводятся в паспорте Государственной программы.


На динамику достижения целевых показателей Государственной программы оказывают влияние объемы ее финансового обеспечения.


В рамках Государственной программы в 2023 году за счет средств дорожного фонда Ивановской области в соответствии с Порядком формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда Ивановской области, утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 16.02.2012 N 45-п, предоставляются субсидии бюджетам муниципальных образований Ивановской области на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к общественно значимым объектам населенных пунктов, расположенных на сельских территориях, объектам производства и переработки продукции.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»