МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 3 марта 2023 года N 128

Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональных программ снижения доли населения с доходами ниже границы бедности и признании утратившими силу приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 июня 2020 г. N 326 и внесенных в него изменений



В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по разработке региональных программ снижения доли населения с доходами ниже границы бедности.

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 июня 2020 г. N 326 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке региональных программ снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума";

приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 августа 2020 г. N 491 "О внесении изменений в методические рекомендации по разработке региональных программ снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 июня 2020 г. N 326";

приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 декабря 2020 г. N 935 "О внесении изменений в приложение N 3 к Методическим рекомендациям по разработке региональных программ снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 июня 2020 г. N 326".

Врио Министра
Е.В.Мухтиярова



УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 3 марта 2023 года N 128



Методические рекомендации по разработке региональных программ снижения доли населения с доходами ниже границы бедности



I. Общие положения

1. Настоящие методические рекомендации подготовлены в целях оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по разработке региональных программ снижения доли населения с доходами ниже границы бедности (далее - региональная программа) для достижения целевых показателей "снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года" и "обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции" национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей" и "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство", характеризующих исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ N 474).

2. Региональная программа является системой мероприятий и показателей, направленных на обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан и снижение доли населения с доходами ниже границы бедности.

В региональную программу рекомендуется включать конкретные мероприятия, реализуемые на территории субъекта Российской Федерации, а также соответствующие источники финансирования таких мероприятий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов и юридических лиц и планируемые результаты от предлагаемых мероприятий.

3. Целью региональной программы является обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции и достижение целевых значений показателя "Уровень бедности", отраженных в составе Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р (далее - Единый план), для двукратного сокращения уровня бедности по сравнению с показателем 2017 года.

4. Ожидаемые результаты реализации региональной программы:

а) построение эффективной системы мер, направленных на вывод граждан из трудной жизненной ситуации (в том числе недопущения перехода низкодоходных групп граждан в категорию малообеспеченных) посредством обеспечения устойчивого роста реальных денежных доходов, повышения адресности предоставления мер социальной поддержки, содействия занятости;

б) достижение в субъектах Российской Федерации к 2030 году целевых значений показателей "Уровень бедности", определенных Единым планом.

Целевое значение показателя "Уровень бедности" в субъекте Российской Федерации определяется в соответствии с Методикой расчета показателя "Уровень бедности" на период до 2030 года включительно, в том числе на отчетный период (текущий год) и на плановый период, составляющий два года, следующие за отчетным периодом, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2021 г. N 542 "Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2019 г. N 915", с учетом необходимости обеспечения двукратного снижения уровня бедности по сравнению с фактическим значением показателя в 2017 году.

II. Порядок разработки региональной программы

5. В целях разработки региональных программ субъектами Российской Федерации проводится анализ текущего уровня жизни населения в субъекте Российской Федерации, выявляются причины и особенности бедности в субъекте Российской Федерации, разрабатываются мероприятия по достижению целевого значения показателя "Уровень бедности".

6. Примерная региональная программа снижения доли населения с доходами ниже границы бедности приведена в приложении N 1 к настоящим методическим рекомендациям.

7. Региональная программа разрабатывается на срок до 2030 года включительно.

8. Региональная программа утверждается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации.

9. В региональной программе рекомендуется предусматривать механизм организации межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (ФНС России, Росреестр и т.д.), органов внутренних дел и прокуратуры, территориальных органов Социального фонда России, органов местного самоуправления.

10. Порядок организации межведомственного взаимодействия определяется субъектом Российской Федерации самостоятельно.

III. Управление реализацией региональной программы

11. С целью разработки и реализации региональной программы рекомендуется создавать рабочий орган (комиссия, совет, группа и т.д.) под руководством высшего должностного лица (руководителя исполнительного органа) субъекта Российской Федерации (далее - рабочий орган).

12. Рабочий орган рекомендуется формировать из представителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, налоговых органов, органов внутренних дел, органов прокуратуры, органов местного самоуправления городских округов, муниципальных районов и поселений, профессиональных сообществ, общественных организаций и иных заинтересованных организаций.

13. К функциям рабочего органа могут относиться:

анализ текущего уровня жизни населения;

разработка региональной программы с последующей подготовкой изменений (при необходимости);

проведение мониторинга исполнения региональной программы и оценка ее эффективности.

14. Заседания рабочего органа рекомендуется проводить по мере необходимости, но не реже 1 раза в 6 месяцев.

15. Исполнители региональной программы направляют в рабочий орган отчеты о реализации мероприятий региональной программы. К исполнителям региональной программы относятся органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, в чьи задачи входит достижение целевых показателей и реализация мероприятий, предусмотренных региональной программой.

16. Целевые показатели и мероприятия региональной программы разрабатываются на период до 2030 года включительно.

В число используемых целевых показателей региональной программы рекомендуется включать показатели, количественно характеризующие ход ее реализации, решение основных задач и достижение цели региональной программы. Целевые показатели должны характеризовать прогресс в достижении цели и охватывать все существенные аспекты решения задач региональной программы. Выбор целевых показателей должен основываться на принципах соответствия цели и задачам региональной программы, их точности, объективности, сопоставимости, однозначности, достоверности, своевременности и регулярности.

Целевые показатели рекомендуется устанавливать на плановый период (квартал, год) для органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, исходя из полномочий соответствующих органов.

Для разработки целевых показателей рекомендуется использовать систему показателей, приведенную в разделе I "Целевые показатели для реализации региональной программы" приложения N 1* к Примерной региональной программе снижения доли населения с доходами ниже границы бедности.

_________________

* Полный текст документа см. в ярлыке "Скан-копия". - Примечание изготовителя базы данных.

В плановых мероприятиях рекомендуется учитывать возможность выделения контрольных событий региональной программы (далее - контрольные события), позволяющих оценить промежуточные или окончательные результаты выполнения плановых мероприятий.

Детальный план-график реализации региональной программы формируется ежегодно с поквартальной декомпозицией на плановый период. Примерный детальный план-график реализации региональной программы на плановый период приведен в приложении N 2* к настоящим методическим рекомендациям.

_________________

* Полный текст документа см. в ярлыке "Скан-копия". - Примечание изготовителя базы данных.

Для мониторинга достижения целевых показателей в качестве планового периода рекомендуется устанавливать 1 (один) квартал (по форме таблицы 2.1 приложения N 2 к настоящим методическим рекомендациям).

Для мониторинга исполнения мероприятий и контрольных событий в качестве планового периода рекомендуется устанавливать 1 (один) квартал (по форме таблицы 2.2 приложения N 2 к настоящим методическим рекомендациям).

IV. Анализ текущей ситуации, выявление причин и особенностей бедности в субъекте Российской Федерации

17. С целью качественной подготовки целевых показателей и плановых мероприятий по снижению доли населения с доходами ниже границы бедности рекомендуется провести анализ уровня жизни населения в субъекте Российской Федерации, выявить причины и особенности бедности, оценить глубину бедности населения в соответствии с пунктом 19 настоящих методических рекомендаций.

18. Анализ уровня жизни в субъекте Российской Федерации рекомендуется проводить на основе:

а) показателей социально-экономического развития региона, в том числе показателей экономического развития, уровня занятости и безработицы, демографической ситуации, уровня доходов населения (номинальных и реальных), состава доходов населения;

б) оценки взаимосвязи социально-экономической и демографической ситуации в субъекте Российской Федерации, отраженной через динамику показателей, характеризующих социально-экономическое развитие региона, с ожидаемыми результатами по повышению благосостояния населения и снижению уровня бедности;

в) оценки влияния на повышение доходов населения и снижение уровня бедности мероприятий, реализуемых в рамках национальных проектов, федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ, государственных программ Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, региональных проектов в сфере демографии, производительности труда и поддержки занятости, малого и среднего предпринимательства и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы, образования и здравоохранения;

г) анализа данных о реальном уровне и структуре бедности на региональном уровне и в разрезе муниципальных образований с учетом городской и сельской местности;

д) выявления и анализа факторов и причин бедности семей и одиноко проживающих граждан (уровень доходов, иждивенческая нагрузка, состояние здоровья, уровень образования, статус занятости, участие в программах социальной поддержки и др.);

е) данных о периоде пребывания семьи в состоянии бедности (постоянно или периодически в силу чрезвычайных обстоятельств);

ж) оценки особенностей бедности в городской и сельской местностях;

з) данных об уровне бедности среди работающих в разных секторах экономики, среди пенсионеров, а также среди безработных граждан;

и) мер социальной поддержки, в том числе:

классификации имеющихся в регионе мер социальной поддержки;

данных об охвате малоимущих граждан мерами социальной поддержки;

выявления малоимущих граждан, получающих и не получающих меры социальной поддержки и (или) государственную социальную помощь за счет федерального, регионального или муниципального бюджетов, а также причин, по которым малоимущие граждане не получают меры социальной поддержки и (или) государственную социальную помощь;

данных о распоряжении средствами федерального и (или) регионального материнского (семейного) капитала;

оценки влияния региональных мер социальной поддержки на снижение бедности, а также выявления наиболее эффективных инструментов социальной поддержки, способствующих скорейшему выходу семей и одиноко проживающих граждан из трудной жизненной ситуации;

оценки возможности перераспределения ресурсов в пользу нуждающихся граждан на основе существующих мер социальной поддержки;

к) практики применения государственной социальной помощи на основании социального контракта, в том числе:

данных о количестве заключенных социальных контрактов, размере выплат, периодичности предоставления помощи;

оценки эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, в том числе изменения материального положения семьи (одиноко проживающего гражданина) по окончании срока действия социального контракта.

19. Измерение глубины бедности в целях выявления наиболее нуждающихся граждан с доходами ниже границы бедности, оказание помощи которым является приоритетным, рекомендуется проводить по следующей формуле:


где:

- глубина бедности;

СД - среднедушевой доход семьи или одиноко проживающего гражданина (в рублях), рассчитываемый в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу обращения за мерой социальной поддержки;

ПМ - величина прожиточного минимума семьи или одиноко проживающего гражданина, определяемая с учетом действующих в субъекте Российской Федерации на момент обращения за государственной социальной помощью прожиточных минимумов для граждан различных социально-демографических групп по формуле:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»