(с изменениями на 30 октября 2024 года)
(в ред. постановлений Правительства Кировской области от 12.04.2024 N 158-П, от 30.10.2024 N 462-П)
В соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 25.09.2023 N 511-П "О разработке и реализации государственных программ Кировской области", распоряжением Правительства Кировской области от 07.08.2023 N 244 "Об утверждении перечня государственных программ Кировской области" и с учетом распоряжения министерства экономического развития Кировской области от 26.09.2023 N 11 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ Кировской области" Правительство Кировской области постановляет:
1. Утвердить государственную программу Кировской области "Развитие лесного хозяйства" (далее - Государственная программа) согласно приложению.
2. Признать утратившими силу постановления Правительства Кировской области:
3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2024.
Губернатор
Кировской области
А.В.СОКОЛОВ
Утверждена
постановлением
Правительства Кировской области
от 15 декабря 2023 г. N 695-П
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА"
(в ред. постановлений Правительства Кировской области от 12.04.2024 N 158-П, от 30.10.2024 N 462-П)
1. Оценка текущего состояния сферы реализации Государственной программы
Кировская область является одним из крупных лесных регионов европейской части Российской Федерации. Площадь земель, занятых лесными насаждениями, на территории Кировской области на 01.01.2023 составила 7518,3 тыс. гектаров (62,4%), в том числе 7428,2 тыс. гектаров - земли лесного фонда.
Общий запас лесных насаждений на 01.01.2023 составлял более 1075,7 млн. куб. метров, из них хвойные насаждения - 610,54 млн. куб. метров, мягколиственные насаждения - 462,95 млн. куб. метров, твердолиственные насаждения - 2,21 млн. куб. метров.
Допустимый объем изъятия древесины (расчетная лесосека) на 01.01.2023 составлял 15,9 млн. куб. метров.
Основным видом использования лесов на территории Кировской области является заготовка древесины.
На территории Кировской области на 01.01.2023 в аренду было предоставлено для разных видов использования 850 лесных участков, в том числе для заготовки древесины передан 731 лесной участок площадью 5042 тыс. гектаров и установленным объемом использования 9612,4 тыс. куб. метров (фактический объем заготовленной арендаторами древесины в 2022 году составил 6895,7 тыс. куб. метров, или 72% от установленного объема заготовки древесины).
Для реализации приоритетных инвестиционных проектов в целях развития лесного комплекса было заключено 88 договоров аренды с установленным ежегодным объемом заготовки древесины 2,49 млн. куб. метров. На 01.01.2023 на территории Кировской области реализовывалось два приоритетных инвестиционных проекта общества с ограниченной ответственностью "Мурашинский фанерный завод" и общества с ограниченной ответственностью промышленно-коммерческого предприятия "Алмис".
В целях повышения доходности лесного хозяйства министерством лесного хозяйства Кировской области проводятся аукционы на право заключения договоров аренды лесных участков для заготовки древесины, за 2022 год было заключено 16 договоров аренды; проводятся аукционы на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений с субъектами малого и среднего предпринимательства, доход от которых в 2022 году составил 442,2 млн. рублей.
За 2022 год в бюджетную систему Российской Федерации поступили платежи за использование лесов в размере 2060,2 млн. рублей, в том числе в федеральный бюджет - 835,1 млн. рублей, в областной бюджет - 1225,1 млн. рублей. Это один из самых высоких показателей в Приволжском федеральном округе.
На протяжении последних 10 лет (с 2013 по 2022 год) на территории лесного фонда Кировской области было зафиксировано 744 лесных пожара. Площадь, пройденная огнем, превысила 1,9 тыс. гектаров.
Наиболее эффективным вариантом организации системы обнаружения и тушения лесных пожаров в Кировской области является сочетание авиационного и наземного способов их обнаружения, а также видеомониторинг.
Успешность тушения возгораний зависит от оперативности их обнаружения, а также от времени доставки сил и средств пожаротушения к месту лесного пожара.
При достаточном оснащении лесопожарной техникой важными проблемами остаются создание эффективной системы мер обеспечения пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров, что обуславливается недостаточным финансированием мероприятий по охране лесов, которое, в свою очередь, провоцирует недостаток материальных ресурсов, сокращение кратности патрулирования, снижение объемов профилактических противопожарных мероприятий, что может привести к ухудшению пожарной обстановки в лесах Кировской области и увеличению количества лесных пожаров.
Лесные массивы Кировской области продолжают испытывать негативное воздействие различных факторов. В 2021 году лесопатологическое обследование проведено на площади 3,2 тыс. гектаров, в 2022 году - 3,7 тыс. гектаров, по результатам обследований назначены и проведены санитарно-оздоровительные мероприятия на площадях 1,26 тыс. гектаров и 1,02 тыс. гектаров соответственно.
Проведение лесопатологических обследований направлено на своевременное выявление повреждений лесов вредными организмами и другими неблагоприятными факторами, принятие соответствующих решений по назначению санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах. Однако санитарно-оздоровительные мероприятия проводятся не в полном объеме в связи с недостаточным количеством лесных насаждений, имеющих повреждение свыше 40%, так как в соответствии с нормами действующего законодательства планирование и проведение мер по предупреждению распространения вредителей и болезней леса, в том числе в форме санитарных рубок лесных насаждений, в лесных насаждениях с более низкой степенью повреждения запрещено.
Арендаторы лесных участков значительно сокращают площади проведения лесопатологических обследований, вовлекая в них только лесные насаждения, санитарное и лесопатологическое состояние которых предусматривает назначение санитарно-оздоровительных мероприятий в виде санитарных рубок (со степенью повреждения свыше 40%).
Одним из путей решения дефицита кадрового состава работников лесной отрасли является работа по поддержке, развитию и совершенствованию движения школьных лесничеств. На 01.01.2023 в Кировской области действовало 12 школьных лесничеств, членами которых являлись более 350 обучающихся.
Кроме того, для решения дефицита кадрового состава работников лесной отрасли проводится работа по увеличению заработной платы работников лесного хозяйства, принята мера поддержки молодых специалистов лесной отрасли в виде применения понижающего коэффициента 0,1 к ставкам платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, заключаемому в целях отопления, строительства индивидуального жилого дома с молодыми специалистами лесной отрасли, увеличивается прием в Кировское областное государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение "Суводский лесхоз-техникум" по специальности "Лесное и лесопарковое хозяйство".
Наиболее значимыми факторами, сдерживающими развитие лесного комплекса на территории Кировской области и достижение показателей Государственной программы, являются:
расторжение договоров аренды лесных участков по соглашению сторон в связи с невнесением арендной платы, а также прекращение действия договоров аренды лесных участков по истечении срока их действия ввиду отсутствия условий для заключения договоров аренды лесных участков на новый срок без проведения торгов в соответствии со статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации, а также в связи со сложившимися экономическими условиями, отсутствием рынков сбыта древесины, которая ранее направлялась на экспорт;
формирование и резервирование лесных участков под реализацию инвестиционных проектов;
отсутствие достоверных актуальных сведений об имеющихся лесных ресурсах;
несовершенство отдельных норм предоставления лесных участков в пользование в связи с недостаточной актуальностью имеющихся сведений о лесных ресурсах.
2. Описание приоритетов и цели государственной политики в сфере реализации Государственной программы
Приоритеты государственной политики в сфере функционирования и развития лесного хозяйства определяются исходя из положений:
государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 318 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства";
государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";
Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.02.2021 N 312-р;
Основ государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.09.2013 N 1724-р;
(в ред. постановления Правительства Кировской области от 30.10.2024 N 462-П)