(с изменениями на 19 сентября 2024 года)
(в ред. Постановлений Правительства Свердловской области от 15.02.2024 N 73-ПП, от 08.08.2024 N 510-ПП, от 19.09.2024 N 629-ПП)
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", статьей 111 Областного закона от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области", Законами Свердловской области от 15 июня 2015 года N 45-ОЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации, осуществляемом на территории Свердловской области" и от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы", Постановлением Правительства Свердловской области от 31.08.2023 N 622-ПП "Об утверждении Порядка разработки, определения сроков реализации и формирования государственных программ Свердловской области", в целях совершенствования социально-экономической политики Свердловской области Правительство Свердловской области постановляет:
1. Утвердить государственную программу Свердловской области "Совершенствование социально-экономической политики на территории Свердловской области" (прилагается).
2. Признать утратившим силу Постановление Правительства Свердловской области от 25.12.2014 N 1209-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Совершенствование социально-экономической политики на территории Свердловской области до 2027 года" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2014, 30 декабря, N 6600201412300004) с изменениями, внесенными Постановлениями Правительства Свердловской области от 15.07.2015 N 605-ПП, от 17.12.2015 N 1126-ПП, от 29.06.2016 N 458-ПП, от 27.07.2016 N 523-ПП, от 09.11.2016 N 791-ПП, от 22.12.2016 N 883-ПП, от 16.02.2017 N 92-ПП, от 28.06.2017 N 464-ПП, от 31.08.2017 N 639-ПП, от 07.12.2017 N 899-ПП, от 25.01.2018 N 26-ПП, от 10.05.2018 N 281-ПП, от 19.07.2018 N 457-ПП, от 27.09.2018 N 634-ПП, от 08.11.2018 N 783-ПП, от 21.02.2019 N 100-ПП, от 12.04.2019 N 218-ПП, от 01.08.2019 N 470-ПП, от 14.11.2019 N 801-ПП, от 05.12.2019 N 869-ПП, от 25.12.2019 N 986-ПП, от 20.02.2020 N 85-ПП, от 19.03.2020 N 154-ПП, от 22.10.2020 N 750-ПП, от 24.12.2020 N 965-ПП, от 25.03.2021 N 149-ПП, от 26.08.2021 N 515-ПП, от 29.12.2021 N 993-ПП, от 31.03.2022 N 216-ПП, от 03.11.2022 N 727-ПП, от 01.06.2023 N 373-ПП, от 27.07.2023 N 527-ПП и от 21.12.2023 N 962-ПП.
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 15.02.2024 N 73-ПП)
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Первого Заместителя Губернатора Свердловской области А.В. Шмыкова.
4. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
5. Настоящее Постановление опубликовать на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru).
Исполняющий обязанности
Губернатора Свердловской области
А.В.ШМЫКОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
(в ред. Постановлений Правительства Свердловской области от 15.02.2024 N 73-ПП, от 08.08.2024 N 510-ПП, от 19.09.2024 N 629-ПП)
1. Одной из основных целей государственной программы Свердловской области "Совершенствование социально-экономической политики на территории Свердловской области" (далее - государственная программа) является обеспечение проведения на территории Свердловской области эффективной социально-экономической политики, в том числе наличие актуальной Стратегии социально-экономического развития Свердловской области до 2035 года, согласованной с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации.
2. В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 05.07.2017 N 486-ПП "О Министерстве экономики и территориального развития Свердловской области" Министерство экономики и территориального развития Свердловской области (далее - Министерство) является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере стратегического планирования.
3. В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" в Свердловской области сформирована система документов стратегического планирования, которая базируется на федеральных документах стратегического планирования, в том числе ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, стратегии национальной безопасности Российской Федерации, отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации, стратегическом прогнозе Российской Федерации, основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации и иных.
4. Законом Свердловской области от 15 июня 2015 года N 45-ОЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации, осуществляемом на территории Свердловской области" (далее - Закон Свердловской области от 15 июня 2015 года N 45-ОЗ) в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируются отношения в сфере стратегического планирования в Российской Федерации, осуществляемого на территории Свердловской области, в том числе отношения, связанные с установлением полномочий органов государственной власти Свердловской области в сфере стратегического планирования в Российской Федерации, разработкой документов стратегического планирования Свердловской области, осуществлением мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования Свердловской области.
5. Основным документом стратегического планирования Свердловской области, разрабатываемым в целях определения приоритетов, целей и задач социально-экономического развития Свердловской области, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации, является Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы, утвержденная Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы" (далее - Стратегия).
Для достижения целей и задач Стратегии сформирован план мероприятий по реализации Стратегии, включающий в себя основные показатели реализации Стратегии и их значения, установленные для каждого этапа, перечень государственных программ Свердловской области, обеспечивающих достижение долгосрочных целей Стратегии, стратегические проекты и перечень ответственных исполнителей.
6. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и в рамках разработки проекта областного бюджета составляются прогнозы социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочный и долгосрочный периоды (далее - прогнозы развития Свердловской области).
Прогнозы развития Свердловской области разрабатываются на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, одобренных решением Правительства Российской Федерации, с учетом итогов социально-экономического развития Свердловской области в предыдущем году и тенденций, складывающихся на перспективу. При разработке прогнозов развития Свердловской области учитываются прогнозы социально-экономического развития муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (далее - муниципальные образования).
7. В Свердловской области сформирована база документов, регламентирующих порядки разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогнозов развития Свердловской области, включающая Постановления Правительства Свердловской области от 02.09.2015 N 800-ПП "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочный период" и от 10.02.2016 N 90-ПП "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Свердловской области на долгосрочный период".
8. В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" Постановлением Правительства Свердловской области от 10.02.2022 N 80-ПП "Об утверждении прогноза социально-экономического развития Свердловской области на долгосрочный период до 2036 года и признании утратившим силу Постановления Правительства Свердловской области от 23.10.2015 N 979-ПП "Об утверждении долгосрочного прогноза социально-экономического развития Свердловской области на период до 2030 года" утвержден прогноз социально-экономического развития Свердловской области до 2036 года.
9. В Свердловской области сформировано три территориально-экономических образования, являющихся городскими агломерациями: Екатеринбургская, Горнозаводская и Северная.
Стратегией предусмотрен стратегический проект "Управление агломерационными процессами", предполагающий многоэтапный процесс формирования системы управления социально-экономическим развитием указанных территорий.
10. В первый этап работ по формированию системы управления социально-экономическим развитием территорий в качестве пилотного проекта выделена Екатеринбургская городская агломерация, во второй этап - Горнозаводская и Северная городские агломерации.
Научно-исследовательская работа по разработке стратегии Екатеринбургской городской агломерации в соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 6 Закона Свердловской области от 15 июня 2015 года N 45-ОЗ будет способствовать повышению качества жизни населения Свердловской области за счет более рационального и эффективного использования финансовых и инфраструктурных ресурсов, основанного на принципах межмуниципального сотрудничества.
11. Город Нижний Тагил как центр городской агломерации относится к перспективным центрам экономического роста субъектов Российской Федерации, которые обеспечат вклад в экономический рост Российской Федерации от 0,2 до 1% ежегодно согласно Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 207-р.
Выполнение мероприятий по научному, социально-экономическому и территориальному обоснованию формирования Нижнетагильской городской агломерации позволит ускорить экономическое развитие Свердловской области и сформировать перечень инфраструктурных межмуниципальных проектов, базирующихся на имеющейся производственной базе, и создать предпосылки для укрепления экономики, повышения уровня жизни населения и поиска возможностей по привлечению инвестиций и высококвалифицированной рабочей силы.
12. Обоснование формирования Северной городской агломерации позволит завершить работу по формированию стратегических документов по управлению агломерационным развитием в Свердловской области. Северная городская агломерация может стать точкой концентрации транспортно-логистических путей, соединяющих северные регионы Уральского федерального округа и Свердловскую область, что позволит укрепить межрегиональные связи и сформировать очаги роста.
13. В соответствии со Стратегией одними из стратегических задач социально-экономического развития Свердловской области являются формирование сбалансированной транспортной инфраструктуры на территории действующих и формирующихся городских агломераций и создание условий для увеличения объема товаров, ввезенных на территорию Свердловской области с целью их переработки и вывезенных для дальнейшей реализации за пределы Свердловской области, стратегическими приоритетными проектами определены "Сухой порт Екатеринбург" и "Екатеринбургское центральное пассажирское кольцо" (далее - приоритетные проекты).
В целях эффективной реализации приоритетных проектов необходимо формирование научно-обоснованного подхода. Реализация мероприятий по научному и технико-экономическому обоснованию межрегиональных, региональных и межмуниципальных проектов инфраструктурного развития, включая выработку механизмов привлечения инвестиций (в том числе бюджетов всех уровней) в части обоснования эффективности формирования меридионального транспортного коридора, позволит сформировать технико-экономическое обоснование проектов развития транспортно-логистической инфраструктуры как Свердловской области в целом, так и Екатеринбургской городской агломерации.
14. Для достижения цели государственной программы по повышению эффективности государственного управления на территории Свердловской области Министерством определены задачи по реализации основных направлений бюджетной политики Свердловской области и повышению эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований.
15. Бюджетная политика Свердловской области ежегодно утверждается указом Губернатора Свердловской области об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Свердловской области на очередной финансовый год и плановый период с учетом положений Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204) и от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 08.08.2024 N 510-ПП)
16. Ежегодно Губернатор Свердловской области определяет основные направления бюджетной и налоговой политики Свердловской области на очередной финансовый год и плановый период.
Бюджетные направления определяются в соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики Свердловской области на очередной финансовый год и плановый период, организация разработки которых осуществляется Министерством финансов Свердловской области при составлении проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 03.06.2014 N 472-ПП "Об утверждении Порядка составления проекта областного бюджета и проекта бюджета государственного внебюджетного Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области на очередной финансовый год и плановый период".
17. Главными направлениями бюджетной политики являются вовлечение граждан в определение приоритетов расходования бюджетных средств и поддержка инициатив жителей Свердловской области в решении вопросов местного значения и реализации проектов, соответствующих стратегическим приоритетам развития муниципальных образований, в связи с чем в Свердловской области внедряются механизмы инициативного бюджетирования.
В рамках инициативного бюджетирования предоставляется субсидия в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении органами местного самоуправления муниципальных образований полномочий по вопросам местного значения, при реализации проектов инициативного бюджетирования, признанных победителями регионального конкурсного отбора проектов инициативного бюджетирования.
18. Приоритетным показателем государственной программы, направленным на повышение эффективности государственного управления на территории Свердловской области, является увеличение доли муниципальных образований, направивших заявки на участие в региональном конкурсном отборе проектов инициативного бюджетирования.
19. На повышение эффективности государственного управления на территории Свердловской области также влияет наличие кредитного рейтинга Свердловской области, который раскрывает и подтверждает объективные финансовые возможности Свердловской области, формирует позитивный имидж Свердловской области для привлечения инвестиций. Достаточно высокий рейтинг, демонстрирующий кредитоспособность Свердловской области, создает благоприятные условия для публичной заемной деятельности - эмиссии государственных облигаций Свердловской области.