В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 101 Областного закона от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области", Постановлением Правительства Свердловской области от 31.08.2023 N 622-ПП "Об утверждении Порядка разработки, определения сроков реализации и формирования государственных программ Свердловской области", Распоряжением Правительства Свердловской области от 31.10.2014 N 1355-РП "Об утверждении Перечня государственных программ Свердловской области" Правительство Свердловской области постановляет:
1. Внести в Постановление Правительства Свердловской области от 26.08.2021 N 536-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Реализация основных направлений государственной политики в сферах агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2027 года" ("Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru), 2021, 26 августа, N 31506) с изменениями, внесенными Постановлениями Правительства Свердловской области от 13.12.2021 N 890-ПП, от 10.02.2022 N 83-ПП, от 02.06.2022 N 348-ПП, от 28.07.2022 N 504-ПП, от 04.08.2022 N 527-ПП, от 27.12.2022 N 931-ПП, от 18.01.2023 N 20-ПП, от 09.03.2023 N 167-ПП, от 23.03.2023 N 188-ПП и от 17.08.2023 N 588-ПП (далее - Постановление Правительства Свердловской области от 26.08.2021 N 536-ПП), следующие изменения:
1) в наименовании и пункте 1 слова "до 2027 года" исключить;
2) в преамбуле слова "от 17.09.2014 N 790-ПП "Об утверждении Порядка формирования и реализации государственных программ Свердловской области" заменить словами "от 31.08.2023 N 622-ПП "Об утверждении Порядка разработки, определения сроков реализации и формирования государственных программ Свердловской области".
2. Внести в государственную программу Свердловской области "Реализация основных направлений государственной политики в сферах агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2027 года", утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 26.08.2021 N 536-ПП, следующие изменения:
1) в грифе утверждения и наименовании слова "до 2027 года" исключить;
2) паспорт, разделы 3 и 4, подпрограммы 1 - 4, приложения N 1 - 3 и приложение N 5 признать утратившими силу;
3) разделы 1 и 2 изложить в новой редакции (приложение).
3. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
4. Настоящее Постановление опубликовать на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru).
Первый Заместитель
Губернатора Свердловской области
А.В.ШМЫКОВ
Свердловская область является регионом с выраженным промышленным характером экономического развития и высокой плотностью населения в городах. На сельских территориях Свердловской области проживает 14,2% к общей численности населения, что намного ниже среднероссийского уровня (25,3%). На начало 2023 года на 1000 горожан приходилось 165 сельских жителей.
Площадь территории Свердловской области занимает 1,13% от территории Российской Федерации и составляет 19430,7 тыс. га, из них 13,2% - сельскохозяйственные угодья, 7,6% - пашня и 57,1% - земли сельскохозяйственного назначения. По территории Свердловская область является самой крупной на Урале, однако обеспеченность сельскохозяйственными землями является минимальной и составляет 0,6 га на одного жителя.
Агропромышленный комплекс Свердловской области включает около 300 сельскохозяйственных организаций, более 800 предприятий, осуществляющих производство и переработку пищевых продуктов и напитков, около 700 крестьянских (фермерских) хозяйств.
Сельскохозяйственные товаропроизводители специализируются на производстве молока, мяса, яйца, картофеля, овощей и фуражного зерна. Растениеводство в сельскохозяйственных организациях в основном ориентировано на производство фуражного зерна, кормов и технических культур с целью обеспечения кормовой базой отрасли животноводства.
По данным статистики, за 2021 год уровень самообеспечения населения Свердловской области (от факта потребления) основными видами сельскохозяйственной продукции составил: по молоку и молокопродуктам - 74,4%, мясу и мясопродуктам - 55,1%, яйцу и яйцепродуктам - 107,1%, картофелю - 88,6%, овощам - 33,3%, фруктам и ягодам - 16,1%. Свердловская область практически в полном объеме обеспечивает население яйцом, яйцепродуктами и картофелем собственного производства. Уровень самообеспечения по молоку и молокопродуктам с 2017 по 2021 год возрос на 7,8 процентных пункта.
Среднегодовые темпы прироста продукции сельского хозяйства в сопоставимой оценке за период с 2018 по 2022 год колеблются от 5,0 до 8,9 процентных пункта. В неблагоприятные для производства сельскохозяйственной продукции 2020 и 2021 годы объемы производства продукции в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года составили 97,7 и 90,7% соответственно.
Пищевая и перерабатывающая промышленность включает в себя 11 отраслей: мясная, молочная, масложировая, хлебопекарная, кондитерская, мукомольно-крупяная, рыбоперерабатывающая, безалкогольная, пивоваренная, табачная, плодоовощная консервация. Предприятиями, производящими пищевые продукты, выпускается практически весь ассортимент продукции, представленной на рынке Свердловской области.
Среднегодовые темпы прироста объема отгруженных товаров собственного производства за период с 2018 по 2022 год колеблются в производстве пищевых продуктов от 2,2 до 10,8%, производстве напитков - от 3,4 до 21,0%. В 2022 году индекс физического объема в производстве пищевых продуктов составил 94,9%, производстве напитков - 87,5%.
Основными проблемами развития агропромышленного комплекса являются:
1) недостаточный уровень инвестиционной и инновационной активности организаций агропромышленного комплекса, внедрения наукоемких и цифровых технологий производства продукции при возрастающем уровне конкуренции со стороны соседних регионов. Среднегодовой объем инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве крупными и средними организациями с 2018 по 2022 год изменился незначительно и составил в 2018 году 6,2 млрд. рублей, в 2022 году - 7,0 млрд. рублей. В производстве пищевых продуктов и напитков объем инвестиций в основной капитал на протяжении 2018 - 2020 годов варьировался от 2,5 млрд. рублей до 4,0 млрд. рублей;
2) ценовой диспаритет между продукцией сельского хозяйства и материально-техническими ресурсами, используемыми в сельскохозяйственном производстве, и низкая рентабельность производства. Значительное влияние на эффективность производства продукции сельского хозяйства оказывает сохраняющийся диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности. На конец декабря 2022 года индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции к декабрю 2021 года составил 105,6%, индекс цен производителей промышленных товаров - 104,3%, индекс цен на продукцию инвестиционного назначения - 116,4%;
3) высокий уровень издержек на производство продукции в пищевой и перерабатывающей отрасли, в том числе вследствие необеспеченности отрасли сельскохозяйственным сырьем необходимого объема и качества. Сельскохозяйственные товаропроизводители Свердловской области практически полностью обеспечивают сырьем молокоперерабатывающие предприятия Свердловской области, однако мясоперерабатывающая отрасль практически полностью зависит от привозного сырья как российского, так и импортного производства. Ввиду отсутствия на территории Свердловской области достаточного объема продовольственного зерна единственный производитель муки "Первомайский мукомольный завод" - филиал акционерного общества "Агентство по развитию рынка продовольствия" - закупает зерно в других зернопроизводящих регионах, что в итоге сказывается на стоимости готовой продукции. Хлебокомбинаты закупают муку из других зернопроизводящих регионов, что с учетом логистической составляющей приводит к снижению рентабельности готовой продукции. С 2016 по 2022 год значительно поменялась структура потребительского спроса, что привело к снижению объемов производства хлеба и хлебобулочных изделий на 7,1% и колбасных изделий на 22,4%;
4) импортозависимость в поставках племенных животных и птицы, оборудования для животноводства, кормовых добавок при производстве кормов, вакцин и ветеринарных препаратов, приобретении оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности. В птицеводстве высокая импортозависимость в оборудовании для содержания птицы: на начало 2023 года доля импортного клеточного оборудования составляла 43% у птицефабрик мясного направления и 75% у птицефабрик яичного направления.
Практически все кормовые добавки и витамины, используемые при производстве комбикормов, импортируются. Из-за отсутствия в России производства необходимых компонентов большую часть рынка занимают импортные аминокислоты (90%) и витамины (100%) (страны Евросоюза, Китай).
В Свердловской области создана прочная генетическая база для разведения крупного рогатого скота, которая позволяет полностью уйти от импорта племенного скота, но в птицеводстве и свиноводстве ситуация остается сложной и импортозависимость по-прежнему высокая. Племенные птицеводческие предприятия Свердловской области яичного направления на 100% зависят от поставок генетического материала (чистые линии, прародительские формы) из-за рубежа.
Введение санкций (дефицит и удорожание импортных упаковочных, комплектующих и расходных материалов, а также ингредиентов для пищевого производства) подтолкнуло предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности Свердловской области к развитию и усовершенствованию производства, импортозамещению внутри страны (поиску российских аналогов запасных частей, упаковки, комплектующих), использованию механизма параллельного импорта;
5) медленные темпы социального развития сельских территорий, определяющие ухудшение социально-демографической ситуации, отток трудоспособного населения, особенно молодежи, что приводит к дефициту квалифицированных кадров в агропромышленном комплексе Свердловской области. Численность сельского населения в Свердловской области продолжает сокращаться. На 1 января 2019 года в сельской местности проживало 649,7 тыс. человек, или 15,0% от общей численности населения Свердловской области. На 1 января 2023 года численность сельского населения сократилась до 600 тыс. человек, или 14,2%. В основном происходит отток трудоспособного населения из сельской местности: за период с 2018 по 2022 год доля трудоспособного населения в сельской местности сократилась на 3 процентных пункта и составила 57%. Уровень безработицы среди сельского населения в 1,6 раза превышает уровень безработицы городского населения.
Потребительский рынок является важнейшей частью экономики Свердловской области, обеспечивая потребности жителей в услугах торговли, общественного питания и бытовом обслуживании. По состоянию на 31 декабря 2022 года потребительский рынок Свердловской области обеспечивает занятость 15,7% работающего населения Свердловской области, формирует 14,9% валового регионального продукта и обеспечивает 23,5% налоговых поступлений в консолидированный бюджет Свердловской области (данные показатели в 2018 году - 20,2 и 18% соответственно).
Потребительский рынок Свердловской области характеризуется динамичными темпами роста объемных показателей, увеличением сети розничной торговли и общественного питания, качественным улучшением ее структуры. Оборот розничной торговли за период с 2018 по 2022 год увеличился на 191,0 млрд. рублей и составил 1321,0 млрд. рублей. Доля продовольственных товаров в структуре оборота розничной торговли в 2022 году составила 47,4%, доля непродовольственных товаров - 52,6%. В Свердловской области деятельность осуществляют 27 тыс. объектов торговли, из них 21,9 тыс. магазинов.
Розничная торговая сеть по основным статическим показателям существенно различается в зависимости от территории. В целом по Свердловской области фактическая обеспеченность торговыми площадями в 2022 году составила 1204 кв. метра на 1000 жителей (против 1068 кв. метров в 2018 году), обеспеченность сельского населения - 448 кв. метров на 1000 жителей.
Наиболее развитая инфраструктура отмечается в крупных муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области (далее - муниципальные образования), при этом в отдаленных населенных пунктах торговая сеть развита слабее. По данным органов местного самоуправления муниципальных образований, на 1 января 2023 года из 1598 сельских населенных пунктов Свердловской области:
в 918 - работали магазины, павильоны, киоски;
в 118 - было организовано выездное обслуживание;
в 13 - работали "магазины на дому";
в 549 - торговое обслуживание отсутствовало.
Вместе с тем на фоне устойчивых тенденций развития потребительского рынка Свердловской области наблюдается:
1) увеличение доли некачественных отдельных групп пищевых продуктов (по результатам надзорных мероприятий, проведенных Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, в 2022 году отмечено увеличение доли некачественных пищевых продуктов: молочной продукции с 7,7% в 2018 году до 13,0% в 2022 году, хлебобулочных изделий с 2,1% в 2018 году до 30,5% в 2022 году, алкогольных напитков с 14,2% в 2018 году до 24,1% в 2022 году. Остается высоким процент забракованных проб по критериям фальсификации следующих товаров: консервы мясные - 60,0%, масло сливочное - 9,5%, сыры - 8,7%, колбасные изделия - 7,3%);
2) неравномерность развития инфраструктуры потребительского рынка в муниципальных образованиях, наличие труднодоступных отдаленных территорий.
Для решения проблем, оказывающих негативное влияние на развитие указанных сфер экономики, требуются консолидация ресурсов, обеспечение согласованности действий органов государственной власти различных уровней, что возможно реализовать только посредством программно-целевого подхода.
Цели и задачи государственной программы Свердловской области "Реализация основных направлений государственной политики в сферах агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области" (далее - государственная программа) соответствуют целям и задачам основных стратегических документов:
1) Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия";
2) Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 1364-р;