Во исполнение Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Закона Хабаровского края от 29 июля 2015 г. N 96 "О стратегическом планировании в Хабаровском крае":
1. Утвердить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Хабаровского края на долгосрочный период до 2036 года (далее - прогноз развития края).
2. Признать утратившими силу распоряжения Правительства Хабаровского края:
3. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания, за исключением пункта 2.3 раздела 2 таблицы 2 раздела 6 прогноза развития края, вступающего в силу с 11 января 2023 г.
Губернатор, Председатель
Правительства края
М.В.Дегтярев
ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД ДО 2036 ГОДА
Прогноз социально-экономического развития Хабаровского края на долгосрочный период до 2036 года (далее также - прогноз развития края) разработан во исполнение Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ), в соответствии с Порядком разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития Хабаровского края на долгосрочный период, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2015 г. N 495-пр.
Согласно Федеральному закону N 172-ФЗ прогноз социально-экономического развития Хабаровского края на долгосрочный период является документом стратегического планирования Хабаровского края (далее также - край), содержащим систему научно обоснованных представлений о направлениях и об ожидаемых результатах социально-экономического развития края на долгосрочный период.
Прогноз развития края разработан в двух вариантах - базовом и консервативном. В обоих вариантах учтены существенные изменения внешних и внутренних условий развития экономики края на фоне сохранения текущих тенденций (базовый вариант) и усиления (консервативный вариант) санкционного давления на российскую экономику со стороны недружественных стран.
При разработке прогноза развития края учтены:
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 204);
- Указ Президента Российской Федерации от 26 июня 2020 г. N 427 "О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 427);
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указа Президента Российской Федерации N 474);
- Бюджетный прогноз Российской Федерации на период до 2036 года, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 558-р;
- Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. N 2464-р (далее - Национальная программа развития Дальнего Востока);
- Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденный Председателем Правительства Российской Федерации 3 января 2014 г. N ДМ-П8-5;
- Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, утвержденный на заседании Правительства Российской Федерации 22 ноября 2018 г.;
- основные параметры сценарных условий прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, разработанные Министерством экономического развития Российской Федерации в мае 2022 г. (далее - сценарные условия развития Российской Федерации до 2025 года);
- Стратегия социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030 года, утвержденная постановлением Правительства Хабаровского края от 13 июня 2018 г. N 215-пр;
- распоряжение Правительства Хабаровского края от 8 декабря 2021 г. N 1215-рп "О направлениях и задачах развития Хабаровского края на период до 2026 года и на перспективу до 2030 года" (далее - распоряжение Правительства Хабаровского края N 1215-рп).
Существенным условием при формировании прогноза развития края является фактор повышенной неопределенности, в связи с чем траектория развития края в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе может быть уточнена в случае необходимости учета (при существенных изменениях) развития ситуации в российской экономике и экономике края в ближайшие месяцы (дата проведения прогнозных расчетов - 17 июля 2022 г., дата отсечения данных для проведения расчетов, полученных от исполнительных органов края, предприятий и организаций края - 1 июля 2022 г.).
Хабаровский край является одной из наиболее развитых в экономическом отношении территорий Дальнего Востока. По объему валового регионального продукта край занимает четвертое место в Дальневосточном федеральном округе (составляет 0,92% в сумме валовых региональных продуктов субъектов Российской Федерации за 2020 год). По объему валового регионального продукта на душу населения край входит в ТОП-20 среди всех субъектов Российской Федерации (18 место по итогам 2020 года).
Экономика Хабаровского края является многопрофильной и диверсифицированной, базируется на развитом промышленном производстве и транспортном обслуживании магистральных грузопотоков, что формирует важное конкурентное преимущество региона.
Ведущими секторами хозяйственного комплекса края являются промышленность (20,7% валового регионального продукта края), транспорт и связь (18,6%), торговля (13,5%).
В промышленном производстве доля обрабатывающих секторов составляет около 80%. По объему произведенной продукции обрабатывающей промышленности Хабаровский край лидирует среди всех субъектов Дальнего Востока.
Основными отраслями специализации промышленности края являются металлургия (29,2% отгруженной продукции), машиностроение (22,3%), энергетика (10,1%), нефтепереработка (9,1%), добыча полезных ископаемых - угля и руд цветных металлов (8,8%) и производство пищевых продуктов (7,3%).
Среди предприятий промышленного комплекса края стратегически важное значение имеют предприятия оборонно-промышленного производства. Это предприятия высокотехнологичного авиа- и судостроения. Кроме этого, Хабаровский край выделяет наличие базы для профессиональной подготовки кадров соответствующих специальностей. В целом доля оборонно-промышленного комплекса в валовом региональном продукте края составляет свыше 2,0 процентов.
Хабаровский край производит основную долю лесных материалов, продукции машиностроения, практически весь объем нефтепродуктов, стали и стального проката в Дальневосточном федеральном округе, входит в первую десятку российских регионов по добыче драгоценных металлов и объемам лесозаготовок.
Реализация мероприятий Плана первоочередных действий, направленных на восстановление докризисной динамики, поддержку доходов и занятости населения Хабаровского края, утвержденного временно исполняющим обязанности Губернатора Хабаровского края в декабре 2020 г., способствовала преодолению в 2021 году негативных тенденций в экономической и социальной сфере края, обусловленных распространением новой коронавирусной инфекции, что позволило обеспечить рост экономики края на 4,1% по итогам 2021 года.
Благодаря государственной поддержке основные отрасли экономики края работали стабильно. Достигнуты положительные индексы:
- строительство: подрядные работы - 110,4 процента, объемы жилищного строительства возросли в 1,5 раза (введено 334,3 тыс. кв. м жилья);
- промышленность - 107,3 процента (январь - декабрь 2021 г.);
- транспорт: темп роста грузооборота транспорта составил 105,0 процента;
- торговля: оборот розничной торговли - 100,8 процента;
- сельское хозяйство - 101,9 процента (январь - декабрь 2021 г.).
Основу роста промышленного производства в крае в 2021 году составили: добыча угля (137,8%), металлургическое производство (116,9%), производство строительных материалов (114,4%), обработка древесины (114,0%), нефтепереработка (109,1%), добыча металлических руд (108,7%), машиностроение (104,9%), производство напитков (101,1%).
Обновлен исторический рекорд по добыче золота - 26,9 тонны (109,8% к 2020 году) и олова - 2 908 тонн (114,5% к 2020 году).
Публичным акционерным обществом (далее - ПАО) "Корпорация "Иркут" "Региональные самолеты" в г. Комсомольске-на-Амуре - произведено 22 самолета "СухойСуперДжет" 100 (2020 год - 5 самолетов). На филиале акционерного общества (далее - АО) "Компания "Сухой" "Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А.Гагарина" дан старт проекта легкого тактического самолета "Checkmate".
В рамках программы ПАО "Амурский судостроительный завод" отправлен на достроечную базу корвет "Резкий", произведена закладка корветов "Грозный", "Буйный", "Бравый".
АО "Дальэнергомаш" разработан новый воздушный нагнетатель "АЭРО-IM". Заключен крупный контракт на поставку.
В активную фазу реализации вступили крупные инвестиционные проекты, которые в 2021 году обеспечили объем инвестиций свыше 243 млрд. рублей (четвертное место среди субъектов Дальневосточного федерального округа):
- переход ко II этапу модернизации Восточного полигона открытым акционерным обществом (далее - ОАО) "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД");
- разработка месторождений "Малмыжское" (общество с ограниченной ответственностью "АмурМинералс") и "Чульбаткан" (группа компаний КинроссГолд);
- расширение перегрузочных мощностей для угля в портах Ванино, Советская Гавань. Реализуются проекты АО "ВаниноТрансУголь", закрытого акционерного общества "Дальтрансуголь", общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Компания Ремсталь", АО "Прайм".
В 2021 году завершены крупные проекты в сфере транспорта и логистики: в марте - первая очередь реконструкции аэродромного комплекса международного аэропорта имени Г.И.Невельского (Новый), в июле - логистический почтовый центр АО "Почта России".
В 2021 году задействованы новые механизмы поддержки инвесторов в рамках "инфраструктурного меню".