Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ


РАСПОРЯЖЕНИЕ


от 11 ноября 2019 года N 912-рп


О внесении изменений в прогноз социально-экономического развития Хабаровского края
на долгосрочный период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства
Хабаровского края от 23 декабря 2016 г. N 1022-рп

____________________________________________________________________
Утратил силу с 23.12.2022 на основании распоряжения Правительства Хабаровского края от 23.12.2022 N 1581-рп.
____________________________________________________________________



В соответствии с Порядком разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития Хабаровского края на долгосрочный период, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2015 г. N 495-пр, в целях поддержания в актуальном состоянии документов стратегического планирования Хабаровского края:

Внести изменения в прогноз социально-экономического развития Хабаровского края на долгосрочный период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Хабаровского края от 23 декабря 2016 г. N 1022-рп, изложив его в новой редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.


Губернатор, Председатель
Правительства края
С.И. Фургал


ПРИЛОЖЕНИЕ
к распоряжению
Правительства Хабаровского края
от 11 ноября 2019 года N 912-рп

"УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Хабаровского края
от 23 декабря 2016 г. N 1022-рп



ПРОГНОЗ
социально-экономического развития Хабаровского края на долгосрочный период до 2030 года


Прогноз социально-экономического развития Хабаровского края на долгосрочный период до 2030 года (далее также - долгосрочный прогноз) подготовлен во исполнение Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ), в соответствии с Порядком разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития Хабаровского края на долгосрочный период, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2015 г. N 495-пр.

В соответствии с Федеральным законом N 172-ФЗ прогноз социально-экономического развития Хабаровского края на долгосрочный период является документом стратегического планирования Хабаровского края (далее также - край), содержащим систему обоснованных представлений о направлениях и об ожидаемых результатах социально-экономического развития края на долгосрочный период.

При подготовке долгосрочного прогноза учтены:

- Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее также - Указ N 204);

- Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации 29 сентября 2018 г.;

- Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, разработанный Министерством экономического развития Российской Федерации;

- Бюджетный прогноз Российской Федерации на период до 2036 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 558-р;

- Сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемые изменения цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе, на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов;

- Стратегия социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030 года, утвержденная постановлением Правительства Хабаровского края от 13 июня 2018 г. N 215-пр (далее - Стратегии развития края до 2030 года);

- предложения Хабаровского края для включения в Национальную программу развития Дальнего Востока на период до 2025 года и на перспективу до 2035 года (далее - Национальная программа) в части обеспечения ускорения экономического роста (до 106% к 2025 году) и повышения качества жизни населения края выше среднероссийского уровня;

- прогнозные значения показателей и материалы органов исполнительной власти края по курируемым видам экономической деятельности (секторам, сферам экономики).

Долгосрочный прогноз разработан в составе трех основных вариантов: консервативном, базовом и целевом.

Важными факторами (системными параметрическими условиями), оказывающими воздействие на развитие экономической и социальной сфер края, на прогнозном горизонте будут являться:

- приоритезация решения задач в рамках Указа N 204 и Национальной программы;

- сохранение преференциальных режимов для Дальнего Востока;

- поддержка экспортеров;

- содействие центрам экономического роста края;

- повышение доступности "длинных денег";

- усиление антироссийских санкций;

- стабилизация курса доллара США;

- действие режима таргетирования инфляции;

- снятие инфраструктурных ограничений для инвесторов;

- рост конечных доходов населения;

- усиление напряженности на рынке труда.

Параметры и показатели долгосрочного прогноза представлены в приложении к настоящему долгосрочному прогнозу и до 2022 года включительно соответствуют параметрам и показателям прогноза социально-экономи- ческого развития на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов, одобренного Правительством Хабаровского края 30 августа 2019 г.

1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития края

Текущие условия функционирования экономики края, как и российской экономики в целом, связаны с неустойчивостью мировых рынков и ограничениями доступа отечественных предприятий к зарубежным финансовым ресурсам и технологиям.

Деятельность Правительства края в 2018 году направлена на обеспечение роста экономики и социальное развитие края и осуществлялась в соответствии с целями и задачами, поставленными в Указе N 204, а также в Стратегии развития края до 2030 года.

В целом по итогам 2018 года достигнута положительная динамика показателей социально-экономического развития края.

Обеспечен рост валового регионального продукта края (далее - ВРП края) на 1,6 процента к 2017 году (по оценке). Достигнуты положительные индексы в ключевых производственных сферах:

- строительного сектора (подрядные работы - 105,1%);

- транспортного комплекса (грузооборот - 100,8%, пассажирооборот - 100,8%);

- промышленного производства (добыча руд цветных металлов - 101,9%, электроэнергетика - 105,2%, металлургия - 161,2%, производство строительных материалов - 104,3%);

- секторе конечных расходов населения (оборот розничной торговли - 102,3%, платные услуги - 103,7%).

По итогам 2018 года рост добычи руд цветных металлов составил 101,9 процента. Впервые в крае за год добыто свыше 24,8 тонны золота, что на 7,1 процента выше уровня 2017 года. Это обусловлено переходом на круглогодичный режим работы горно-обогатительного комбината на месторождении Светлое (общество с ограниченной ответственностью "Светлое").

Добыча олова в концентрате возросла в 1,5 раза в связи с увеличением объемов переработки горной массы (в 2,2 раза).

Рост в электроэнергетике (на 3,6%) обеспечен увеличением производства электроэнергии на 5,2 процента.

В металлургическом производстве рост более чем в 1,6 раза связан с увеличением производства проката черных металлов в 4,2 раза и цветных металлов на 8,8 процента.

Производство строительных материалов осуществляется с учетом возросших потребностей отрасли (рост на 4,3%). Увеличено производство стеклопакетов на 14,1 процента, изделий из теплоизоляционных материалов - на 6,4 процента, товарного бетона - на 9,5 процента, смесей строительных - на 40,6 процента.

В производстве напитков отмечены положительные тенденции. Обеспечен рост производства пива на 0,9 процента. Поддержку динамики производства безалкогольных напитков оказало начало массового производства напитка "Кусун" обществом с ограниченной ответственностью "Завод Тайга" в августе 2018 г.

В целом производство напитков снижено на 0,2 процента к 2017 году в связи с уменьшением производства водки и ликероводочных изделий на 10,5 процента.

На недостижение положительных итогов в промышленном производстве по итогам 2018 года оказало влияние снижение:

- производства прочих транспортных средств и оборудования на 21,3 процента, что связано с отрицательной динамикой в авиа- и судостроении (81,7 и 69,3% соответственно);

- обработки древесины на 8,7 процента в связи с уменьшением производства пиломатериалов и топливных гранул на 9,9 и 46,3 процента соответственно.

Предприятиями рыбохозяйственного комплекса края выловлено рыбы и добыто морепродуктов 376,9 тыс. тонн, или 100,5 процента к 2017 году. Индекс производства по виду экономической деятельности "переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков" составил 98,9 процента.

По итогам 2018 года объем валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств составил 16,4 млрд. рублей, или 99,7 процента к 2017 году в сопоставимых ценах. Снижение в сельском хозяйстве связано с сохранением влияния отрицательных тенденций в животноводстве: производство молока снижено на 1,1 процента, мяса скота и птицы - на 13,3 процента. Производство яиц возросло на 5,0 процентов к уровню 2017 года.

По основным позициям растениеводства обеспечен рост валового сбора: ранних зерновых культур (в весе после доработки) - на 15,1 процента, сои - на 38,3 процента, картофеля - на 6,0 процентов.

Объем подрядных работ по итогам 2018 года превысил 63 млрд. рублей (105,1% к 2017 году). Впервые с 2010 года достигнут положительный индекс.

В 2018 году введены:

- горно-обогатительный комбинат на месторождении Перевальное (общество с ограниченной ответственностью "Амур Золото");

- мощности по производству 289 тыс. куб. метров пиломатериалов в год (общество с ограниченной ответственностью "Римбунан Хиджау МДФ");

- краевой бизнес-инкубатор в г. Комсомольске-на-Амуре;

- амбулатория в пос. Сита муниципального района имени Лазо;

- набережная в Центральном районе г. Хабаровска (I, II, III этапы);

- 3 культурных центра (с. Осиновая Речка, пос. Харпичан, с. Шереметьево).

В 2018 году завершена модернизация производственных мощностей Амурского гидрометаллургического комбината ("Полиметалл"), завершено строительство бассейна плавательного в рп. Чегдомын.

Ввод в действие жилых домов составил 273,8 тыс. кв. метров (101,5% к 2017 году). Возрос спрос на жилье: объем выданных ипотечных кредитов увеличен на 46,3 процента.

В целях формирования основы экономического роста в крае за 2018 год привлечено инвестиций в основной капитал на общую сумму 129,7 млрд. рублей (102,4% к 2017 году в сопоставимых ценах).

Обеспечен рост реальной заработной платы - 107,5 процента к 2017 году, в том числе в реальном секторе - 103,3 процента, социальной сфере - 114,0 процентов, прочие - 108,1 процента.

Среднемесячная номинальная заработная плата работников организаций в крае по итогам 2018 года составила 47,2 тыс. рублей.

В 2018 году развернута реформа управления развитием Российской Федерации и ее субъектов на базе Указа N 204.

Правительством края разработано и утверждено 47 региональных проектов, направленных на достижение целей национальных проектов по 11 направлениям: демография, здравоохранение, образование, жилье и городская среда, экология, безопасные и качественные автомобильные дороги, производительность труда и поддержка занятости, цифровая экономика, культура, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, международная кооперация и экспорт.

2. Оценка факторов и ограничений экономического роста края на долгосрочный период

Особенности географического положения, достигнутый уровень экономического развития края определяют его ряд конкурентных преимуществ. К ним относятся:

- многопрофильная и диверсифицированная экономика, базирующаяся на развитом промышленном производстве и транспортном обслуживании магистральных грузопотоков;

- транспортная инфраструктура в крае активно развивается, позволяет выстраивать мультимодальную логистику;

- исторически высокий уровень технологического развития в связи со сосредоточением на территории края машиностроительных промышленных предприятий оборонно-промышленного комплекса, специализацией края на обрабатывающих отраслях, наличием развитой системы профессионального образования и переподготовки кадров;

- природно-ресурсный потенциал края, который отличается разнообразием структуры, предпосылками для его эффективного использования. По запасам древесины, месторождений цветных и драгоценных металлов (олово, медь, золото, серебро), ценных видов рыб, водным ресурсам край выделяется не только на Дальнем Востоке, но и в России;

- реализация преференциальных режимов привлечения инвестиций: созданы три территории опережающего социально-экономического развития ("Комсомольск", "Хабаровск" и "Николаевск"), режим свободного порта Владивосток (далее - СПВ) распространен на территориях Ванинского и Советско-Гаванского муниципальных районов края;

- близость со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, особенно со странами Северо-Восточной Азии, в области экономики, науки, культуры, образования, туризма, спорта, экологии, международных обменов.

В то же время социально-экономическое развитие края ограничивается следующими факторами:

- сохраняются демографические вызовы, население края сокращается, нарастает дефицит квалицированных кадров;

- издержки хозяйствующих субъектов края сравнительно выше из-за удаленности края от основных поставщиков сырья, материалов, комплектующих, а также потребителей продукции. Затратность на транспортные перемещения в крае выше среднероссийского уровня в 4,7 раза (в терминах "грузооборот на единицу валового регионального продукта");

- также сравнительно выше издержки предприятий на заработную плату с учетом дальневосточных и северных надбавок (коэффициент заработной платы в крае превышает среднероссийский в 1,47 раза);

- край испытывает дефицит в инфраструктурной обеспеченности основных центров роста и перспективных площадок для размещения производства;

- недостаточная развитость социальной инфраструктуры ограничивает возможности повышения качества жизни населения края и оказывает заметное влияние на миграционную мотивацию населения в западные регионы Российской Федерации.

Возможности развития края на прогнозный период:

- реализация на территории края региональных проектов в рамках Указа N 204;

- формирование и внедрение эффективной государственной региональной социально-экономической политики на Дальнем Востоке (развитие Дальнего Востока - государственный приоритет России):

реализация Национальной программы;

развитие центров экономического роста;

создание и развитие специальных экономических, социальных и финансовых стимулов развития экономики и бизнеса;

создание и развитие механизма активной инвестиционной политики, в том числе формирование и развитие преференциальных режимов;

значительное улучшение инвестиционной и бизнес-среды, в том числе за счет внедрения и реализации целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности;

развитие механизмов стимулирования привлечения и закрепления экономически активного населения;

- действие режима таргетирования инфляции Банка России и стабилизация курса доллара США;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»