ПРАВИТЕЛЬСТВО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 октября 2022 года N 543-п


О Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2030 года

(с изменениями на 1 августа 2024 года)

(в ред. Постановлений Правительства Омской области от 08.02.2023 N 39-п, от 22.03.2023 N 149-п, от 01.08.2024 N 432-п)



В соответствии со статьей 5, частью 4 статьи 11 Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации", пунктом 3 статьи 4, статьей 6 Закона Омской области "О стратегическом планировании в Омской области" Правительство Омской области постановляет:


Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития Омской области до 2030 года.



Губернатор Омской области,
Председатель Правительства
Омской области
А.Л.Бурков



Приложение
к постановлению Правительства Омской области
от 12 октября 2022 г. N 543-п



СТРАТЕГИЯ социально-экономического развития Омской области до 2030 года

(в ред. Постановлений Правительства Омской области от 08.02.2023 N 39-п, от 22.03.2023 N 149-п, от 01.08.2024 N 432-п)



ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2030 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 8 ноября 2021 года N 633 "Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации", Законом Омской области "О стратегическом планировании в Омской области", а также постановлением Правительства Омской области от 23 декабря 2015 года N 368-п "Об отдельных вопросах стратегического планирования в Омской области".


Стратегия разработана на основе Методических рекомендаций по разработке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России) от 23 марта 2017 года N 132.


(в ред. Постановления Правительства Омской области от 01.08.2024 N 432-п)


Основной координирующий орган по разработке Стратегии - рабочая группа по разработке стратегии социально-экономического развития Омской области, состав которой утвержден распоряжением Правительства Омской области от 20 апреля 2016 года N 53-рп.


Стратегия разработана в целях определения приоритетов, целей и задач социально-экономического развития региона на период до 2030 года и формирования системы мер государственного управления, основанных на долгосрочных приоритетах социально-экономической политики Омской области, находящихся в неразрывном единстве и взаимосвязи с общенациональными стратегическими приоритетами.


В целях обеспечения преемственности целей и задач социально-экономического развития федерального и регионального уровней при разработке Стратегии учтены ключевые положения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".


(в ред. Постановления Правительства Омской области от 01.08.2024 N 432-п)


Кроме того, при разработке Стратегии учтены положения Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 года N 2765-р, перечня инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 года N 2816-р, а также положения Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года N 207-р, Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2021 года N 3052-р, отраслевых документов стратегического планирования федерального уровня, в том числе Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года N 203, Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 года N 145, Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 года N 254, Стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 января 2023 года N 129-р, плана ее реализации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2023 года N 2846-р, и иных документов стратегического планирования субъектов Российской Федерации, граничащих с Омской областью, результаты реализации Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 года N 1120-р, Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 24 июня 2013 года N 93 (далее - Стратегия 2025), государственных программ Омской области, модели социально-экономического развития Омской области до 2030 года и иных документов стратегического планирования Омской области.


(в ред. Постановления Правительства Омской области от 01.08.2024 N 432-п)


На момент разработки Стратегии федеральные документы стратегического планирования - Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации и уточненный долгосрочный прогноз социально-экономического развития страны, учитывающие положения Указа Президента Российской Федерации от 8 ноября 2021 года N 633 "Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации" и макроэкономические изменения, произошедшие в 2020 - 2022 годах вследствие сложившейся санитарно-эпидемиологической ситуации и введения в отношении Российской Федерации, ее граждан, юридических лиц политических, экономических санкций, и определяющие актуальные на современном этапе цели, направления и приоритеты федеральной политики социально-экономического развития страны, не утверждены.


В связи с вышеуказанным обстоятельством при разработке Стратегии использованы экспертные оценки тенденций долгосрочного развития страны, прогнозы макроэкономических параметров, долгосрочный и среднесрочный прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации и Омской области.


Стратегия отражает специфику положения региона в экономическом пространстве Российской Федерации и направлена на реализацию ее основных конкурентных преимуществ. В Стратегии учтены планы, стратегические направления и программы развития хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на территории Омской области. Отраженные в Стратегии перспективы развития ключевых секторов экономики и субъектов экономической деятельности, составляющих основу экономики Омской области, задают ориентиры и являются стимулом для ее развития.


Стратегия является одним из документов единой системы стратегического планирования Омской области. Положения Стратегии, основанные на результатах прогнозирования, в дальнейшем конкретизируются в документах планирования и программирования: планах мероприятий и государственных программах Омской области, схеме территориального планирования Омской области, а также в согласованных со Стратегией документах стратегического и территориального планирования муниципальных образований Омской области.



1. ОПИСАНИЕ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ



1.1. Социально-экономическое положение Омской области


Омская область исторически является важным логистическим, промышленным и сельскохозяйственным центром Российской Федерации в ее Сибирско-Дальневосточной части.


Регион обладает значительным кадровым, экономическим, промышленным, интеллектуальным и природным потенциалом. Развитие Омской области происходит в условиях интенсивной конкуренции между субъектами Российской Федерации за ресурсы, включая инвестиции, высококвалифицированных специалистов, рынки сбыта, транспортные потоки.


Территория Омской области составляет более 140 тыс. кв.км, 1/15 Западной Сибири. Географическое положение и климатические условия, в которых расположен регион, обусловили дифференциацию территории по условиям проживания для населения, ведения хозяйственной деятельности и иным аспектам социально-экономического развития.


В регионе расположено 6 городов: Омск (областной центр, численность населения - 1147,2 тыс. человек), Тара (28,3 тыс. человек), Калачинск (22,4 тыс. человек), Исилькуль (22,2 тыс. человек), Называевск (10,8 тыс. человек), Тюкалинск (10,2 тыс. человек).




Омская область граничит с Республикой Казахстан на юге, с Тюменской областью на западе и на севере, с Новосибирской и Томской областями на востоке. В соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года N 207-р, Омская область отнесена к приграничным геостратегическим территориям Российской Федерации (Государственная граница Российской Федерации с Республикой Казахстан, проходящая по территории Омской области, имеет протяженность 1020 км), Шербакульский муниципальный район Омской области - к приграничным муниципальным образованиям, при модернизации социально-экономической сферы которых оказывается приоритетная государственная поддержка.


(в ред. Постановления Правительства Омской области от 08.02.2023 N 39-п)


Омская область не относится к регионам с полицентрической системой развития. Основная доля населения и концентрация субъектов экономической деятельности приходится на областной центр.


Областной центр и прилегающие к нему территории, объединенные общими элементами транспортной инфраструктуры и интенсивными трудовыми, экономическими, социальными связями (Омская городская агломерация), определены как один из центров роста социально-экономического развития страны.


Для региона характерна высокая филиализация предприятий, в том числе промышленных. По данным Управления Федеральной налоговой службы по Омской области, значительная часть (76%) начислений налога на прибыль в бюджет Омской области обеспечена российскими холдингами.


Основу промышленности Омской области составляют обрабатывающие производства (порядка 33,2% от общего объема валового регионального продукта (далее - ВРП)). Кроме того, существенная доля ВРП Омской области приходится на деятельность по операциям с недвижимым имуществом (10,3%), оптовую и розничную торговлю (10,2%), сельское хозяйство (8%), транспортировку и хранение (6,6%), государственное управление, обеспечение военной безопасности и социальное обеспечение (6%), деятельность в области здравоохранения и социальных услуг (4,9%), строительство (4,5%).


В качестве основных специализаций для Омской области рассматриваются обработка древесины и производство изделий из дерева, производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (кроме производства автотранспортных средств), кокса и нефтепродуктов, компьютеров, электронных и оптических изделий, машин и оборудования, не включенных в другие группировки, мебели, напитков, пищевых продуктов, прочих готовых изделий, прочих транспортных средств и оборудования, резиновых и пластмассовых изделий, химических веществ и химических продуктов, электрического оборудования, растениеводство и животноводство, предоставление соответствующих услуг в этих областях, деятельность полиграфическая и копирование носителей информации, деятельность в области информации и связи, деятельность профессиональная, научная и техническая, транспортировка и хранение.




В Сибирском федеральном округе (далее - СФО) по объему валового регионального продукта Омская область занимает 5-е место, в Российской Федерации - 30-е место. Общая динамика данного показателя с 2010 года имеет умеренный положительный тренд. Среднедушевое значение ВРП в Омской области по итогам 2019 года составило 399,4 тыс. рублей (7-е место в СФО и 45-е в Российской Федерации).


В период 2010 - 2019 годов ВРП Омской области увеличился более чем в 2 раза (на 102%). При этом изменение физического объема ВРП (без учета влияния изменения цен) за аналогичный период составило 14,3%.




В 2015, 2016 годах наблюдается снижение данного макроэкономического показателя (индекс физического объема ВРП в 2015 году составил 97%, в 2016 году - 98,5% соответственно). Отрицательная динамика в указанные периоды во многом обусловлена замедлением темпов роста промышленности в связи с экономическим кризисом и посткризисным периодом, а также низким уровнем инновационной активности промышленных предприятий.


В 2020 году, по предварительной оценке, индекс физического объема ВРП составит 99,6%, что связано с введением в марте - апреле 2020 года ограничительных мер на территории Российской Федерации и Омской области в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.


Влияние ограничительных мер привело к снижению деловой активности организаций Омской области в 2020 году и отразилось на динамике большинства социально-экономических показателей.


Поскольку промышленность занимает ключевую долю в структуре ВРП Омской области, индекс промышленного производства Омской области демонстрирует схожую с ВРП динамику. В 2016, 2017 годах в связи с кризисными явлениями наблюдается его снижение. Кроме того, в этот период проводилась корректировка производственных планов вертикально-интегрированных предприятий, наблюдалось снижение спроса на промышленную продукцию, что также привело к колебаниям индекса промышленного производства.


Индекс промышленного производства в Омской области в 2019 году составил 99,9%, что в основном обусловлено снижением объемов производства ряда обрабатывающих производств, в том числе производства нефтепродуктов, резиновых и пластмассовых изделий, а также влиянием высокой базы 2018 года.


По итогам 2020 года индекс промышленного производства в Омской области составил 100,5%, что выше, чем в среднем по Российской Федерации (97,9%) и по СФО (95,9%). Динамика индекса промышленного производства обеспечена в основном за счет обрабатывающих производств. Этот вид промышленного производства лидирует в общем объеме промышленной продукции региона (92,6%).




Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»