ПРАВИТЕЛЬСТВО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 марта 2023 года N 149-п


О внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 12 октября 2022 года N 543-п



Внести в Стратегию социально-экономического развития Омской области до 2030 года", утвержденную постановлением Правительства Омской области от 12 октября 2022 года N 543-п, следующие изменения:


1. Подпункт 3 пункта 2 подраздела 2.1 раздела 2 изложить в следующей редакции:


"3) формирование цепочек добавленной стоимости за счет углубления переработки сырья в отраслях экономики региона, в том числе экспортоориентированных и направленных на импортозамещение, стимулирование кооперации предприятий смежных отраслей, развитие базовых отраслей промышленности, сельского хозяйства и строительства;".


2. В подразделе 3.2 раздела 3:


1) абзацы второй, третий, девятый - одиннадцатый, тринадцатый, двадцатый, двадцать второй - тридцать пятый, пятьдесят пятый - пятьдесят девятый исключить;


2) в абзаце пятьдесят четвертом точку с запятой заменить точкой.


3. Подраздел 4.1 раздела 4 дополнить главой 4.1.5 согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.


4. В приложении N 3 "Целевые показатели Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2030 года" подраздел 4.1 раздела 4 дополнить строкой 4.1.5 согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.



Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Омской области
Д.В.Ушаков



Приложение N 1
к постановлению Правительства Омской области
от 22 марта 2023 г. N 149-п



"4.1.5. Развитие строительной отрасли


Для региона строительство является одной из самых значимых отраслей экономики, определяет динамику экономического развития, обеспечивает занятость, доходы граждан, вносит непосредственный вклад в создание комфортных и удобных условий жизнедеятельности граждан.


В 2020 - 2021 годах общий вклад строительной отрасли в экономику Омской области с учетом смежных отраслей характеризуется следующими показателями:


1) валовая добавленная стоимость за 2020 год по виду экономической деятельности "строительство" составила 38 686,2 млн. рублей (доля в валовом региональном продукте - 5,1%);


2) выручка организаций строительной отрасли Омской области в 2021 году составила 96 731,7 млн. рублей (7,1% к общему объему выручки организаций по всем видам экономической деятельности);


3) поступление налоговых платежей в 2021 году по виду экономической деятельности "строительство" составило 3 933 509 тыс. рублей (удельный вес от общей суммы налогов - 4,19%);


4) объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство", в 2020 году в Омской области составил 98,7 млрд. рублей (94,8% к уровню 2019 года), что соответствовало 6 месту в СФО и 54 месту в Российской Федерации;


5) в 2020 году введено в эксплуатацию 541,2 тыс. кв.м жилья, что составляет 100,7% к уровню 2019 года (537,4 тыс. кв.м), в том числе многоквартирные дома - 285,3 тыс. кв.м, индивидуальное жилищное строительство - 255,9 тыс. кв.м. По итогам 2020 года улучшили свои жилищные условия 67,2 тыс. семей Омской области.


Ввод жилья на одного человека в 2021 году составил в городах 0,343 кв.м, в сельской местности - 0,316 кв.м. Обеспеченность населения жильем по итогам 2021 года составила 27,1 кв.м на человека.


Численность занятых в строительной отрасли Омской области в 2021 году составила 28,4 тыс. человек, размер средней заработной платы в 2021 году составил 46,6 тыс. рублей.


Проблемами и вызовами, преодоление которых необходимо для качественного развития строительной отрасли на территории Омской области, являются:


1) низкие темпы жилищного строительства;


2) низкое качество городской (сельской) инфраструктуры, неблагоустроенность территорий;


3) наличие непригодного для проживания частного сектора, который занимает существенную долю территории г. Омска, выступающего экономическим центром развития региона;


4) отсутствие возможности у основной части населения улучшить жилищные условия по причине недостаточности денежных средств, а также дефицитный объем предложения на региональном первичном рынке жилья;


5) однообразный рынок вновь возводимого жилья, преобладание квартир экономкласса.


Важными факторами, обеспечивающими потребности рынка строительства объектов, являются текущее состояние и наличие потенциала промышленности строительных материалов.


Омская область почти полностью обеспечивает себя большинством строительных материалов. В целом, потенциал промышленности строительных материалов позволяет ежегодно вводить в эксплуатацию более 1 млн. кв.м жилья, объектов социальной сферы и производственного назначения.


Производство ориентировано на выпуск железобетонных конструкций и изделий, кирпича керамического и зольного, деталей деревянного полносборного домостроения, утеплителей (минеральная вата, эковата, стеклохолст, ячеистый бетон), цементно-стружечных плит, кровельных материалов (мягкие кровельные и гидроизоляционные материалы, металлочерепица), товарного бетона, растворов. Недостающая потребность региона в теплоизоляционных материалах из минеральной ваты удовлетворяется за счет ввоза из других регионов. Также за счет ввоза из других регионов удовлетворяется потребность Омской области в цементе, щебне, плитке керамической, изделиях санитарно-технических керамических, стекле, металлопрокате.


Экспорт строительных материалов Омской области в основном ориентирован на север Тюменской области и Республику Казахстан. Это железобетонные изделия, утеплитель, изделия из поливинилхлорида, кладочный материал.


Развитие стройиндустрии Омской области ведется в соответствии с имеющимися запасами сырьевых ресурсов. Минерально-сырьевая база стройиндустрии региона представлена месторождениями глины, песков, алеврита. В целом, сырьевая база глинистого и песчаного сырья достаточна для удовлетворения собственных нужд Омской области.


Вызовами для развития промышленности строительных материалов, преодолев которые можно значительно повысить ее эффективность и увеличить вклад в экономику региона, являются:


1) дисбаланс спроса и предложения;


2) недостаточный уровень внедрения инновационных материалов и технологий их производства;


3) низкий уровень вовлечения отходов производства и потребления в новое производство;


4) отсутствие российских аналогов строительных материалов с требуемыми свойствами;


5) неполная загрузка предприятий - производителей строительных материалов.


За счет градостроительной политики формируются задачи не только для строительной отрасли, но и для смежных отраслей, прежде всего промышленности, энергетики и транспорта.


В регионе разработаны:


1) Схема территориального планирования Омской области, утвержденная постановлением Правительства Омской области от 19 августа 2009 года N 156-п (далее - Схема территориального планирования Омской области);


2) схемы территориального планирования муниципальных районов Омской области, утвержденные для 32 муниципальных районов Омской области, что составляет 100%;


3) генеральные планы (далее - ГП) муниципальных образований Омской области (городских и сельских поселений, городского округа), обеспеченность составляет 100%, в том числе:


- Генеральный план муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденный Решением Омского городского Совета от 25 июля 2007 года N 43;


- утвержденные ГП 26 городских поселений Омской области;


- утвержденные ГП 353 сельских поселений Омской области (часть ГП сельских поселений Омской области, утвержденных до 2011 года, требует актуализации);


- 10 сельских поселений Омской области приняли решение об отсутствии необходимости разработки ГП;


4) правила землепользования и застройки, утвержденные в городском округе город Омск Омской области, городских и сельских поселениях Омской области. Обеспеченность составляет 100%.


Вызовом для развития градостроительной политики, преодоление которого позволит создать условия для проведения единой градостроительной политики в городских агломерациях и опорных населенных пунктах, является недостаточная синхронизация документов территориального планирования, градостроительного и социально-экономического развития, процессы подготовки и актуализации которых не упорядочены и занимают длительное время.


Приоритетными направлениями работы региона в сфере развития строительной отрасли станут:


1) в сфере строительства:


- акселерация отрасли жилищного строительства, в том числе за счет:


реализации масштабных инвестиционных проектов по созданию в регионе качественного и комфортного жилья, соответствующего мировым стандартам;


вовлечения в оборот неэффективно используемых земельных участков в границах населенных пунктов под комплексную застройку, замещения частного сектора в центральной части города Омска, освоения территории аэропорта "Омск-Центральный";


смещения акцента с задачи "ввод квадратных метров жилья" на "ввод в эксплуатацию комплексного городского пространства для комфортной жизни" посредством синхронизации мер поддержки федерального и регионального уровней при реализации масштабных инвестиционных проектов в рамках "инфраструктурных чек-листов", позволяющих проработать вопросы благоустройства, обеспечения территории современной транспортной, инженерной и социальной инфраструктурой на этапе формирования проекта с учетом его характеристик, в том числе с использованием инструментов "инфраструктурного меню";

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»