Внести в Стратегию социально-экономического развития Омской области до 2030 года", утвержденную постановлением Правительства Омской области от 12 октября 2022 года N 543-п, следующие изменения:
1. Подпункт 3 пункта 2 подраздела 2.1 раздела 2 изложить в следующей редакции:
"3) формирование цепочек добавленной стоимости за счет углубления переработки сырья в отраслях экономики региона, в том числе экспортоориентированных и направленных на импортозамещение, стимулирование кооперации предприятий смежных отраслей, развитие базовых отраслей промышленности, сельского хозяйства и строительства;".
2. В подразделе 3.2 раздела 3:
1) абзацы второй, третий, девятый - одиннадцатый, тринадцатый, двадцатый, двадцать второй - тридцать пятый, пятьдесят пятый - пятьдесят девятый исключить;
2) в абзаце пятьдесят четвертом точку с запятой заменить точкой.
3. Подраздел 4.1 раздела 4 дополнить главой 4.1.5 согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.
4. В приложении N 3 "Целевые показатели Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2030 года" подраздел 4.1 раздела 4 дополнить строкой 4.1.5 согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.
Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Омской области
Д.В.Ушаков
Для региона строительство является одной из самых значимых отраслей экономики, определяет динамику экономического развития, обеспечивает занятость, доходы граждан, вносит непосредственный вклад в создание комфортных и удобных условий жизнедеятельности граждан.
В 2020 - 2021 годах общий вклад строительной отрасли в экономику Омской области с учетом смежных отраслей характеризуется следующими показателями:
1) валовая добавленная стоимость за 2020 год по виду экономической деятельности "строительство" составила 38 686,2 млн. рублей (доля в валовом региональном продукте - 5,1%);
2) выручка организаций строительной отрасли Омской области в 2021 году составила 96 731,7 млн. рублей (7,1% к общему объему выручки организаций по всем видам экономической деятельности);
3) поступление налоговых платежей в 2021 году по виду экономической деятельности "строительство" составило 3 933 509 тыс. рублей (удельный вес от общей суммы налогов - 4,19%);
4) объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство", в 2020 году в Омской области составил 98,7 млрд. рублей (94,8% к уровню 2019 года), что соответствовало 6 месту в СФО и 54 месту в Российской Федерации;
5) в 2020 году введено в эксплуатацию 541,2 тыс. кв.м жилья, что составляет 100,7% к уровню 2019 года (537,4 тыс. кв.м), в том числе многоквартирные дома - 285,3 тыс. кв.м, индивидуальное жилищное строительство - 255,9 тыс. кв.м. По итогам 2020 года улучшили свои жилищные условия 67,2 тыс. семей Омской области.
Ввод жилья на одного человека в 2021 году составил в городах 0,343 кв.м, в сельской местности - 0,316 кв.м. Обеспеченность населения жильем по итогам 2021 года составила 27,1 кв.м на человека.
Численность занятых в строительной отрасли Омской области в 2021 году составила 28,4 тыс. человек, размер средней заработной платы в 2021 году составил 46,6 тыс. рублей.
Проблемами и вызовами, преодоление которых необходимо для качественного развития строительной отрасли на территории Омской области, являются:
1) низкие темпы жилищного строительства;
2) низкое качество городской (сельской) инфраструктуры, неблагоустроенность территорий;
3) наличие непригодного для проживания частного сектора, который занимает существенную долю территории г. Омска, выступающего экономическим центром развития региона;
4) отсутствие возможности у основной части населения улучшить жилищные условия по причине недостаточности денежных средств, а также дефицитный объем предложения на региональном первичном рынке жилья;
5) однообразный рынок вновь возводимого жилья, преобладание квартир экономкласса.
Важными факторами, обеспечивающими потребности рынка строительства объектов, являются текущее состояние и наличие потенциала промышленности строительных материалов.
Омская область почти полностью обеспечивает себя большинством строительных материалов. В целом, потенциал промышленности строительных материалов позволяет ежегодно вводить в эксплуатацию более 1 млн. кв.м жилья, объектов социальной сферы и производственного назначения.
Производство ориентировано на выпуск железобетонных конструкций и изделий, кирпича керамического и зольного, деталей деревянного полносборного домостроения, утеплителей (минеральная вата, эковата, стеклохолст, ячеистый бетон), цементно-стружечных плит, кровельных материалов (мягкие кровельные и гидроизоляционные материалы, металлочерепица), товарного бетона, растворов. Недостающая потребность региона в теплоизоляционных материалах из минеральной ваты удовлетворяется за счет ввоза из других регионов. Также за счет ввоза из других регионов удовлетворяется потребность Омской области в цементе, щебне, плитке керамической, изделиях санитарно-технических керамических, стекле, металлопрокате.
Экспорт строительных материалов Омской области в основном ориентирован на север Тюменской области и Республику Казахстан. Это железобетонные изделия, утеплитель, изделия из поливинилхлорида, кладочный материал.
Развитие стройиндустрии Омской области ведется в соответствии с имеющимися запасами сырьевых ресурсов. Минерально-сырьевая база стройиндустрии региона представлена месторождениями глины, песков, алеврита. В целом, сырьевая база глинистого и песчаного сырья достаточна для удовлетворения собственных нужд Омской области.
Вызовами для развития промышленности строительных материалов, преодолев которые можно значительно повысить ее эффективность и увеличить вклад в экономику региона, являются:
1) дисбаланс спроса и предложения;
2) недостаточный уровень внедрения инновационных материалов и технологий их производства;
3) низкий уровень вовлечения отходов производства и потребления в новое производство;
4) отсутствие российских аналогов строительных материалов с требуемыми свойствами;
5) неполная загрузка предприятий - производителей строительных материалов.
За счет градостроительной политики формируются задачи не только для строительной отрасли, но и для смежных отраслей, прежде всего промышленности, энергетики и транспорта.
В регионе разработаны:
1) Схема территориального планирования Омской области, утвержденная постановлением Правительства Омской области от 19 августа 2009 года N 156-п (далее - Схема территориального планирования Омской области);
2) схемы территориального планирования муниципальных районов Омской области, утвержденные для 32 муниципальных районов Омской области, что составляет 100%;
3) генеральные планы (далее - ГП) муниципальных образований Омской области (городских и сельских поселений, городского округа), обеспеченность составляет 100%, в том числе:
- Генеральный план муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденный Решением Омского городского Совета от 25 июля 2007 года N 43;
- утвержденные ГП 26 городских поселений Омской области;
- утвержденные ГП 353 сельских поселений Омской области (часть ГП сельских поселений Омской области, утвержденных до 2011 года, требует актуализации);
- 10 сельских поселений Омской области приняли решение об отсутствии необходимости разработки ГП;
4) правила землепользования и застройки, утвержденные в городском округе город Омск Омской области, городских и сельских поселениях Омской области. Обеспеченность составляет 100%.
Вызовом для развития градостроительной политики, преодоление которого позволит создать условия для проведения единой градостроительной политики в городских агломерациях и опорных населенных пунктах, является недостаточная синхронизация документов территориального планирования, градостроительного и социально-экономического развития, процессы подготовки и актуализации которых не упорядочены и занимают длительное время.
Приоритетными направлениями работы региона в сфере развития строительной отрасли станут:
1) в сфере строительства:
- акселерация отрасли жилищного строительства, в том числе за счет:
реализации масштабных инвестиционных проектов по созданию в регионе качественного и комфортного жилья, соответствующего мировым стандартам;
вовлечения в оборот неэффективно используемых земельных участков в границах населенных пунктов под комплексную застройку, замещения частного сектора в центральной части города Омска, освоения территории аэропорта "Омск-Центральный";
смещения акцента с задачи "ввод квадратных метров жилья" на "ввод в эксплуатацию комплексного городского пространства для комфортной жизни" посредством синхронизации мер поддержки федерального и регионального уровней при реализации масштабных инвестиционных проектов в рамках "инфраструктурных чек-листов", позволяющих проработать вопросы благоустройства, обеспечения территории современной транспортной, инженерной и социальной инфраструктурой на этапе формирования проекта с учетом его характеристик, в том числе с использованием инструментов "инфраструктурного меню";