Внимание! Об изменениях документа см. ярлык "Оперативная информация"

     МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 23 марта 2017 года N 132

Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации

(с изменениями на 18 февраля 2022 года)



В соответствии с частью 5 статьи 32 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 26, ст.3378; 2016, N 26, ст.3879) и пунктом 5.3.45 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст.2867; 2014, N 40, ст.5426),

приказываю:

Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации.

Врио Министра
Н.Р.Подгузов

               

     

          УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минэкономразвития России
от 23 марта 2017 года N 132

     

Методические рекомендации по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации

(с изменениями на 18 февраля 2022 года)



1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с частью 5 статьи 32 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 26, ст.3378; 2016, N 26, ст.3879) (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) в целях методического обеспечения деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (далее - Стратегия) и плана мероприятий по ее реализации (далее - План мероприятий).

2. В настоящих Методических рекомендациях используются следующие понятия:

риски - факторы, которые имеют потенциально негативное воздействие на развитие субъекта Российской Федерации и при определенном развитии событий могут привести к ухудшению социально-экономической ситуации в субъекте Российской Федерации;

целевой сценарий - оптимальный вариант социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, обеспечивающий достижение установленных приоритетов и целей развития;

приоритеты развития субъекта Российской Федерации - направления социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, признанные наиболее важными, для достижения которых планируется сосредоточить усилия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, включая обеспечение финансовыми ресурсами и организацию совместных действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления;

SWOT-анализ - метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и разделении их на четыре категории: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы;

PEST-анализ - метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении политических, экономических, социальных и технологических факторов внутренней и внешней среды социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;

внешние факторы развития - совокупность макроэкономических явлений и процессов, оказывающих существенное влияние на субъект Российской Федерации и не зависящих от деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

внутренние факторы развития - ресурсы, потенциал и конкурентные преимущества субъекта Российской Федерации, обеспечивающие его стратегическое развитие;

корректировка Стратегии - изменение Стратегии с сохранением временного периода ее реализации с учетом сложившихся внутренних и внешних факторов;

актуализация Стратегии - изменение Стратегии с целью продления периода времени ее действия и пересмотра содержания основных разделов Стратегии с учетом изменения внутренних и внешних факторов;

ресурсы - материальные и нематериальные активы, на базе которых планируется развитие экономики и социальной сферы субъекта Российской Федерации;

результат социально-экономического развития - фактическое (достигнутое) состояние экономики, социальной сферы, которое характеризуется количественными и качественными показателями;

приморский субъект Российской Федерации - субъект Российской Федерации, территория которого примыкает к внутренним морским водам и (или) территориальному морю Российской Федерации;

приморские территории и прибрежные акватории - отдельный единый объект государственного управления в соответствии со Стратегией развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года;

кадровое обеспечение экономики субъекта Российской Федерации - численность работников, занятых в отраслях экономики, необходимая для обеспечения прогнозируемых объемов производства валового регионального продукта и добавленной стоимости с учетом планируемого изменения производительности труда.

(Абзац дополнительно включен приказом Минэкономразвития России от 7 сентября 2018 года N 480)

Иные понятия, используемые в настоящих Методических рекомендациях, применяются в значениях, определенных в Федеральном законе N 172-ФЗ и других нормативных правовых актах Российской Федерации.

3. В Стратегии рекомендуется определять конкурентные преимущества и экономическую специализацию субъекта Российской Федерации с учетом потенциала, проблем и перспектив развития основных отраслевых комплексов, представленных или предполагаемых к размещению на территории субъекта Российской Федерации, а также перспектив инновационного, инвестиционного, пространственного развития субъекта Российской Федерации, развития человеческого капитала с учетом приоритетов, целей и задач, обозначенных в документах стратегического планирования федерального уровня.

3.1. При разработке Стратегии целесообразно учитывать:

положения документов стратегического планирования Российской Федерации, разрабатываемых в рамках целеполагания (в частности, положения стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации, стратегии социально-экономического развития соответствующего макрорегиона, стратегии развития морской деятельности Российской Федерации и других), значимых для развития субъекта Российской Федерации, актов, указов и указаний Президента Российской Федерации по важнейшим вопросам государственной политики и социально-экономического развития;

положения стратегий социально-экономического развития, иных документов стратегического планирования субъектов Российской Федерации, граничащих с данным субъектом Российской Федерации, результаты реализации стратегических документов субъекта Российской Федерации, действующих в предшествующем разработке Стратегии периоде;

данные государственной и муниципальной статистики в качестве базового источника статистических данных.

3.2. При разработке Стратегии не рекомендуется дословное дублирование целей, задач, мероприятий Стратегии с соответствующим содержанием документов стратегического планирования вышестоящего уровня.

3.3. Определение приоритетов, целей, задач социально-экономического развития субъекта Российской Федерации в Стратегии рекомендуется осуществлять на основе проведенного SWOT-анализа и PEST-анализа, определения важнейших региональных и межрегиональных проблем и оценки сопряженных с ними рисков развития субъекта Российской Федерации, а также с учетом возможностей и региональных (межрегиональных) ограничений развития, ресурсного обеспечения и совокупного потенциала субъекта Российской Федерации в долгосрочном периоде.

При подготовке Стратегии городов федерального значения рекомендуется принимать во внимание особенности конституционно-правового статуса данных субъектов Российской Федерации, в частности отображая в Стратегии особенности осуществления градостроительной деятельности данных субъектов Российской Федерации, перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения при определении приоритетов, целей и задач Стратегии, а также финансовых механизмов их реализации.

При подготовке Стратегии приморских субъектов Российской Федерации рекомендуется принимать во внимание особенности конституционно-правового статуса морских пространств, находящихся под суверенитетом или юрисдикцией Российской Федерации, при определении оптимальной пространственно-функциональной структуры регионального морехозяйственного комплекса, необходимой для увеличения вклада морской деятельности в социально-экономическое развитие приморских территорий.

4. В структуру Стратегии могут включаться следующие разделы:

положения документов стратегического планирования Российской Федерации, разрабатываемых в рамках целеполагания (в частности, положения стратегии национальной безопасности Российской Федерации, стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации, стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, стратегии социально-экономического развития соответствующего макрорегиона), значимых для развития субъекта Российской Федерации, актов, указов и указаний Президента Российской Федерации по важнейшим вопросам государственной политики и социально-экономического развития, стратегических инициатив социально-экономического развития Российской Федерации (содержащихся в соответствующих федеральных проектах), Единого плана по достижению национальных целей Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года;

(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Минэкономразвития России от 1 ноября 2021 года N 661. - См. предыдущую редакцию)

раздел, содержащий приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;

раздел, содержащий описание целевого сценария социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;

раздел, содержащий основные направления развития человеческого капитала и социальной сферы субъекта Российской Федерации;

раздел, содержащий основные направления экономического развития субъекта Российской Федерации;

раздел, содержащий основные направления развития научно-инновационной сферы субъекта Российской Федерации;

раздел, содержащий основные направления рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности субъекта Российской Федерации;

раздел, содержащий основные направления развития межрегиональных и внешнеэкономических связей субъекта Российской Федерации;

раздел, содержащий основные направления пространственного развития субъекта Российской Федерации;

другие разделы, включение которых представляется необходимым при разработке Стратегии;

раздел, содержащий сведения о кадровом обеспечении экономики субъекта Российской Федерации;

(Абзац дополнительно включен приказом Минэкономразвития России от 7 сентября 2018 года N 480)

заключительная часть, отражающая блок по ресурсному обеспечению реализации Стратегии;

приложения.

4.1. Вводная часть может содержать:

а) результаты комплексного анализа социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, отражающие его место в экономике соответствующего макрорегиона, в экономике Российской Федерации, мировой экономике;

б) результаты оценки основных показателей и современных тенденций его социально-экономического развития, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности, включая оценку достижения ранее поставленных целей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;

в) результаты анализа социально-экономического развития, типологизации и определения стратегических интересов субъектов стратегического развития (части территории субъекта Российской Федерации, муниципальных образований), входящих в состав субъекта Российской Федерации;

г) результаты анализа макроэкономических пропорций, характеризующих развитие субъекта Российской Федерации, состав факторов его социально-экономического развития, в том числе влияющих на экономический рост;

д) описание и анализ ключевых проблем развития субъекта Российской Федерации, включая межотраслевые, а также анализ существующих диспропорций и дисбалансов;

е) результаты анализа существенных конкурентных преимуществ субъекта Российской Федерации и конкурентных позиций субъекта Российской Федерации по основным видам продукции и услуг на межрегиональном, общероссийском и международном рынках;

ж) результаты комплексной оценки внешних факторов долгосрочного развития субъекта Российской Федерации, наиболее существенных вызовов и наиболее значимых угроз долгосрочного развития, ограничений социально-экономического развития;

з) результаты комплексной оценки внутренних факторов развития, включающей оценку возможностей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, в том числе совокупного потенциала социально-экономического развития (в составе социально-демографического, производственно-экономического, научно-инновационного, финансово-инвестиционного, институционально-управленческого, транспортно-инфраструктурного, пространственно-расселенческого, природно-ресурсного компонентов) и предпосылок для реализации данного потенциала.

В вводной части рекомендуется приводить отсылочные положения на нормативные правовые акты, являющиеся основанием разработки Стратегии.

4.2. В разделе, содержащем приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, рекомендуется приводить результаты выбора приоритетов, целей, задач, направлений социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, сроки их достижения.

К ключевым целям социально-экономического развития субъекта Российской Федерации рекомендуется относить:

а) рост выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности субъекта Российской Федерации;

б) рост доходов населения;

в) рост объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств);

г) рост численности занятых.

Приоритеты могут характеризовать реалистичный образ желаемого будущего, которого может достичь субъект Российской Федерации, включая количественные и (или) качественные показатели, достижение плановых значений которых отражает реализацию целей.

Задачи должны содержать комплекс взаимоувязанных мер для достижения установленных приоритетов и целей.

Также в составе раздела могут быть определены отдельные направления социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (отраслевые, территориальные), наиболее важные для достижения установленных приоритетов и ключевых целей, решения соответствующих задач, которые целесообразно учитывать в других разделах Стратегии.

Ожидаемые результаты реализации предлагаемых решений, целевые показатели конечного результата и их значения, установленные на конец каждого года реализации Стратегии, могут содержать показатели, приведенные в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям, показатели, установленные для субъектов Российской Федерации Единым планом по достижению национальных целей развития России на период до 2024 года и плановый период до 2030 года.

(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Минэкономразвития России от 1 ноября 2021 года N 661. - См. предыдущую редакцию)

4.3. В случае если предполагается разработка раздела, содержащего целевой сценарий социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, то рекомендуется приводить основные прогнозируемые макроэкономические параметры развития субъекта Российской Федерации, результаты оценки ресурсной обеспеченности и описание ожидаемых результатов его реализации.

4.4. В разделе, содержащем основные направления развития человеческого капитала и социальной сферы субъекта Российской Федерации, рекомендуется определять направления развития человеческого капитала и социальной сферы субъекта Российской Федерации, в частности:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»