ПРИКАЗ
от 23 марта 2017 года N 132
Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации
(с изменениями на 18 февраля 2022 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минэкономразвития России от 27 июля 2018 года N 397;
приказом Минэкономразвития России от 7 сентября 2018 года N 480;
приказом Минэкономразвития России от 6 апреля 2021 года N 168;
приказом Минэкономразвития России от 28 октября 2021 года N 655;
приказом Минэкономразвития России от 1 ноября 2021 года N 661;
приказом Минэкономразвития России от 18 февраля 2022 года N 66.
____________________________________________________________________
В соответствии с частью 5 статьи 32 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 26, ст.3378; 2016, N 26, ст.3879) и пунктом 5.3.45 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст.2867; 2014, N 40, ст.5426),
приказываю:
Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации.
Врио Министра
Н.Р.Подгузов
Методические рекомендации по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации
(с изменениями на 18 февраля 2022 года)
1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с частью 5 статьи 32 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 26, ст.3378; 2016, N 26, ст.3879) (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) в целях методического обеспечения деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (далее - Стратегия) и плана мероприятий по ее реализации (далее - План мероприятий).
2. В настоящих Методических рекомендациях используются следующие понятия:
риски - факторы, которые имеют потенциально негативное воздействие на развитие субъекта Российской Федерации и при определенном развитии событий могут привести к ухудшению социально-экономической ситуации в субъекте Российской Федерации;
целевой сценарий - оптимальный вариант социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, обеспечивающий достижение установленных приоритетов и целей развития;
приоритеты развития субъекта Российской Федерации - направления социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, признанные наиболее важными, для достижения которых планируется сосредоточить усилия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, включая обеспечение финансовыми ресурсами и организацию совместных действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления;
SWOT-анализ - метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и разделении их на четыре категории: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы;
PEST-анализ - метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении политических, экономических, социальных и технологических факторов внутренней и внешней среды социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
внешние факторы развития - совокупность макроэкономических явлений и процессов, оказывающих существенное влияние на субъект Российской Федерации и не зависящих от деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
внутренние факторы развития - ресурсы, потенциал и конкурентные преимущества субъекта Российской Федерации, обеспечивающие его стратегическое развитие;
корректировка Стратегии - изменение Стратегии с сохранением временного периода ее реализации с учетом сложившихся внутренних и внешних факторов;
актуализация Стратегии - изменение Стратегии с целью продления периода времени ее действия и пересмотра содержания основных разделов Стратегии с учетом изменения внутренних и внешних факторов;
ресурсы - материальные и нематериальные активы, на базе которых планируется развитие экономики и социальной сферы субъекта Российской Федерации;
результат социально-экономического развития - фактическое (достигнутое) состояние экономики, социальной сферы, которое характеризуется количественными и качественными показателями;
приморский субъект Российской Федерации - субъект Российской Федерации, территория которого примыкает к внутренним морским водам и (или) территориальному морю Российской Федерации;
приморские территории и прибрежные акватории - отдельный единый объект государственного управления в соответствии со Стратегией развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года;
кадровое обеспечение экономики субъекта Российской Федерации - численность работников, занятых в отраслях экономики, необходимая для обеспечения прогнозируемых объемов производства валового регионального продукта и добавленной стоимости с учетом планируемого изменения производительности труда.
(Абзац дополнительно включен приказом Минэкономразвития России от 7 сентября 2018 года N 480)
Иные понятия, используемые в настоящих Методических рекомендациях, применяются в значениях, определенных в Федеральном законе N 172-ФЗ и других нормативных правовых актах Российской Федерации.
3. В Стратегии рекомендуется определять конкурентные преимущества и экономическую специализацию субъекта Российской Федерации с учетом потенциала, проблем и перспектив развития основных отраслевых комплексов, представленных или предполагаемых к размещению на территории субъекта Российской Федерации, а также перспектив инновационного, инвестиционного, пространственного развития субъекта Российской Федерации, развития человеческого капитала с учетом приоритетов, целей и задач, обозначенных в документах стратегического планирования федерального уровня.
3.1. При разработке Стратегии целесообразно учитывать:
положения документов стратегического планирования Российской Федерации, разрабатываемых в рамках целеполагания (в частности, положения стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации, стратегии социально-экономического развития соответствующего макрорегиона, стратегии развития морской деятельности Российской Федерации и других), значимых для развития субъекта Российской Федерации, актов, указов и указаний Президента Российской Федерации по важнейшим вопросам государственной политики и социально-экономического развития;
положения стратегий социально-экономического развития, иных документов стратегического планирования субъектов Российской Федерации, граничащих с данным субъектом Российской Федерации, результаты реализации стратегических документов субъекта Российской Федерации, действующих в предшествующем разработке Стратегии периоде;
данные государственной и муниципальной статистики в качестве базового источника статистических данных.
3.2. При разработке Стратегии не рекомендуется дословное дублирование целей, задач, мероприятий Стратегии с соответствующим содержанием документов стратегического планирования вышестоящего уровня.
3.3. Определение приоритетов, целей, задач социально-экономического развития субъекта Российской Федерации в Стратегии рекомендуется осуществлять на основе проведенного SWOT-анализа и PEST-анализа, определения важнейших региональных и межрегиональных проблем и оценки сопряженных с ними рисков развития субъекта Российской Федерации, а также с учетом возможностей и региональных (межрегиональных) ограничений развития, ресурсного обеспечения и совокупного потенциала субъекта Российской Федерации в долгосрочном периоде.
При подготовке Стратегии городов федерального значения рекомендуется принимать во внимание особенности конституционно-правового статуса данных субъектов Российской Федерации, в частности отображая в Стратегии особенности осуществления градостроительной деятельности данных субъектов Российской Федерации, перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения при определении приоритетов, целей и задач Стратегии, а также финансовых механизмов их реализации.
При подготовке Стратегии приморских субъектов Российской Федерации рекомендуется принимать во внимание особенности конституционно-правового статуса морских пространств, находящихся под суверенитетом или юрисдикцией Российской Федерации, при определении оптимальной пространственно-функциональной структуры регионального морехозяйственного комплекса, необходимой для увеличения вклада морской деятельности в социально-экономическое развитие приморских территорий.
4. В структуру Стратегии могут включаться следующие разделы:
положения документов стратегического планирования Российской Федерации, разрабатываемых в рамках целеполагания (в частности, положения стратегии национальной безопасности Российской Федерации, стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации, стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, стратегии социально-экономического развития соответствующего макрорегиона), значимых для развития субъекта Российской Федерации, актов, указов и указаний Президента Российской Федерации по важнейшим вопросам государственной политики и социально-экономического развития, стратегических инициатив социально-экономического развития Российской Федерации (содержащихся в соответствующих федеральных проектах), Единого плана по достижению национальных целей Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года;
(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Минэкономразвития России от 1 ноября 2021 года N 661. - См. предыдущую редакцию)
раздел, содержащий приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
раздел, содержащий описание целевого сценария социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
раздел, содержащий основные направления развития человеческого капитала и социальной сферы субъекта Российской Федерации;
раздел, содержащий основные направления экономического развития субъекта Российской Федерации;
раздел, содержащий основные направления развития научно-инновационной сферы субъекта Российской Федерации;
раздел, содержащий основные направления рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности субъекта Российской Федерации;
раздел, содержащий основные направления развития межрегиональных и внешнеэкономических связей субъекта Российской Федерации;
раздел, содержащий основные направления пространственного развития субъекта Российской Федерации;
другие разделы, включение которых представляется необходимым при разработке Стратегии;
раздел, содержащий сведения о кадровом обеспечении экономики субъекта Российской Федерации;
(Абзац дополнительно включен приказом Минэкономразвития России от 7 сентября 2018 года N 480)
заключительная часть, отражающая блок по ресурсному обеспечению реализации Стратегии;
приложения.
4.1. Вводная часть может содержать:
а) результаты комплексного анализа социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, отражающие его место в экономике соответствующего макрорегиона, в экономике Российской Федерации, мировой экономике;
б) результаты оценки основных показателей и современных тенденций его социально-экономического развития, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности, включая оценку достижения ранее поставленных целей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
в) результаты анализа социально-экономического развития, типологизации и определения стратегических интересов субъектов стратегического развития (части территории субъекта Российской Федерации, муниципальных образований), входящих в состав субъекта Российской Федерации;
г) результаты анализа макроэкономических пропорций, характеризующих развитие субъекта Российской Федерации, состав факторов его социально-экономического развития, в том числе влияющих на экономический рост;
д) описание и анализ ключевых проблем развития субъекта Российской Федерации, включая межотраслевые, а также анализ существующих диспропорций и дисбалансов;
е) результаты анализа существенных конкурентных преимуществ субъекта Российской Федерации и конкурентных позиций субъекта Российской Федерации по основным видам продукции и услуг на межрегиональном, общероссийском и международном рынках;
ж) результаты комплексной оценки внешних факторов долгосрочного развития субъекта Российской Федерации, наиболее существенных вызовов и наиболее значимых угроз долгосрочного развития, ограничений социально-экономического развития;
з) результаты комплексной оценки внутренних факторов развития, включающей оценку возможностей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, в том числе совокупного потенциала социально-экономического развития (в составе социально-демографического, производственно-экономического, научно-инновационного, финансово-инвестиционного, институционально-управленческого, транспортно-инфраструктурного, пространственно-расселенческого, природно-ресурсного компонентов) и предпосылок для реализации данного потенциала.
В вводной части рекомендуется приводить отсылочные положения на нормативные правовые акты, являющиеся основанием разработки Стратегии.
4.2. В разделе, содержащем приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, рекомендуется приводить результаты выбора приоритетов, целей, задач, направлений социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, сроки их достижения.
К ключевым целям социально-экономического развития субъекта Российской Федерации рекомендуется относить:
а) рост выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности субъекта Российской Федерации;
б) рост доходов населения;
в) рост объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств);
г) рост численности занятых.
Приоритеты могут характеризовать реалистичный образ желаемого будущего, которого может достичь субъект Российской Федерации, включая количественные и (или) качественные показатели, достижение плановых значений которых отражает реализацию целей.
Задачи должны содержать комплекс взаимоувязанных мер для достижения установленных приоритетов и целей.
Также в составе раздела могут быть определены отдельные направления социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (отраслевые, территориальные), наиболее важные для достижения установленных приоритетов и ключевых целей, решения соответствующих задач, которые целесообразно учитывать в других разделах Стратегии.
Ожидаемые результаты реализации предлагаемых решений, целевые показатели конечного результата и их значения, установленные на конец каждого года реализации Стратегии, могут содержать показатели, приведенные в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям, показатели, установленные для субъектов Российской Федерации Единым планом по достижению национальных целей развития России на период до 2024 года и плановый период до 2030 года.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Минэкономразвития России от 1 ноября 2021 года N 661. - См. предыдущую редакцию)
4.3. В случае если предполагается разработка раздела, содержащего целевой сценарий социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, то рекомендуется приводить основные прогнозируемые макроэкономические параметры развития субъекта Российской Федерации, результаты оценки ресурсной обеспеченности и описание ожидаемых результатов его реализации.
4.4. В разделе, содержащем основные направления развития человеческого капитала и социальной сферы субъекта Российской Федерации, рекомендуется определять направления развития человеческого капитала и социальной сферы субъекта Российской Федерации, в частности: