Правительство Магаданской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Магаданской области от 5 марта 2020 г. N 146-пп "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Магаданской области на период до 2030 года" следующее изменение, изложив Стратегию социально-экономического развития Магаданской области на период до 2030 года, утвержденную указанным постановлением, в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
Губернатор
Магаданской области
С.К.НОСОВ
"СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
Настоящая Стратегия является документом стратегического планирования и разработана в целях определения приоритетов, целей и задач социально-экономического развития Магаданской области.
Стратегия основывается на приоритетах, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208, Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642, Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р, Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р, Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203, Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 г. N 254, Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", перечне поручений от 28 марта 2020 г. N ПР-589, утвержденного Президентом Российской Федерации по итогам совместного расширенного заседания президиума Госсовета и Совета по науке и образованию, постановлении Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", постановлении Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 377 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", положении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. N 326-р, положении Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 N 1666, и Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. N 132-р, Указе Губернатора Магаданской области от 16 декабря 2021 г. N 224-у "Об утверждении перечня товарных рынков для содействия развитию конкуренции в Магаданской области и плана мероприятий ("дорожной карты") по содействию развитию конкуренции в Магаданской области на 2022-2025 годы".
Настоящая Стратегия является основой для разработки отраслевых документов стратегического планирования, государственных программ Магаданской области.
Экономическое развитие Магаданской области в 2010-2017 годах в целом характеризовалось устойчивой динамикой развития со среднегодовым темпом прироста промышленного производства 106,1% (против 98,6% за предшествующий семилетний период 2002-2009 годов). При этом ключевым макроэкономическим фактором развития экономики в этот период было сохранение значительного влияния на общеэкономическую динамику горнодобывающего комплекса, увеличения объема геологоразведочных работ, реализации проектов энергетического и транспортного комплекса, результатом чего стало повышение инвестиционной активности крупных предприятий-недропользователей. Общеэкономическая ситуация в России в конце 2014 года отразилась на усилении инфляции и напряженности на рынке труда.
В 2010 году темпы прироста ВРП составляли 104,4%, в 2016 году - 98,6%. Рост цен на золото с 2013 года и серебро с 2014 года привели к стабильному экономическому росту. По итогам 2017 года индекс промышленного производства области составил 106,3%, увеличившись по сравнению с 2010 годом на 2,4%.
Обострение геополитической обстановки и усиление экономических санкций в отношении России привело в 2014-2015 годах к резкому падению объема импортных поставок и внешнеторгового оборота - в 2 раза. Доля экспорта в структуре внешнеторгового оборота Магаданской области за период 2010-2017 гг. увеличилась с 42 до 85%, объем внешнеторгового оборота за 2017 год превысил уровень 2014 года на 6,7%.
Географическая отдаленность и сложность транспортной схемы обуславливают "замкнутость" колымских производителей на обслуживание внутренних потребностей. Производство продукции (за исключением драгоценных металлов и рыбопродукции) ориентировано на внутренний спрос ввиду высоких транспортных и энергетических издержек, которые не позволяют продукции, произведенной в регионе, конкурировать с товаром других регионов и стран. В регионе проживает 145 тыс. человек, поэтому внутренний спрос обеспечивает рост экономики в периоды снижения цен на драгоценные металлы, как это было в 2012 году. Благоприятная ценовая конъюнктура на золото и серебро в 2011 году и в период 2013-2015 годов обеспечила экономический рост в регионе за счет деятельности горнопромышленных предприятий. К 2013 году рост объема экспорта товаров достиг своего рекордного значения за все предшествующие годы - 54% за счет роста объема поставок руд в Японию и Республику Корея.
Рост объема геологоразведочных работ в 2011-2014 годах, начало освоения новых месторождений обеспечили с 2011 года сохранение высокой динамики капитальных вложений (среднегодовой темп - 9%), за исключением 2014 и 2016 года, когда наблюдались стагнация и снижение инвестиционной активности соответственно.
К ослаблению инвестиционной активности с 2014 году добавилось ослабление потребительского спроса в основном за счет замедления потребления домашних хозяйств (до 5% в 2016 году против 13-14% в 2011-2013 годах). Сдерживающее влияние на уровень потребительских расходов населения оказало одновременное действие нескольких факторов. Это замедляющиеся темпы роста оплаты труда и доходов (на фоне повышения регулируемых цен и тарифов на услуги населению, повлекших за собой ускорение инфляции), удорожание импорта (по мере ослабления рубля) и замедление роста потребительского кредитования со стороны банков.
В 2015 году завершилась реализация второго этапа (2011-2015 годы) Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
В результате последовательной реализации на федеральном и региональном уровнях мер демографической политики сложилась положительная динамика демографических процессов и в Магаданской области. В 2015 году третий год подряд наблюдался естественный прирост населения - 0,05 промилле (в 2014 году - 0,3).
Несмотря на отмеченный естественный прирост населения ежегодный миграционный отток снижает численность жителей Магаданской области более чем на 2 тысячи человек. С 2015 года наметилось замедление темпов миграционного оттока населения. В 2016 году зафиксирован минимальный уровень оттока населения за период, начиная с 1990-х годов, - 739 человек, в 2017 году значение показателя составило 1398 человек.
В период 2011-2013 гг. рост производства оказывал положительное влияние на рынок труда, что характеризовалось устойчивым спросом на труд и снижением безработицы. Численность безработных граждан (по методологии МОТ) снизилась с 4,5 тыс. человек (4,5% от экономически активного населения) в 2011 году до 2,8 тыс. человек (2,9% от экономически активного населения) в 2013 году.
В конце 2014 года - начале 2015 года ситуация на рынке труда ухудшилась в связи с общеэкономическими тенденциями. В среднем за 2015 год общая численность безработных выросла и составила 4,05 тыс. человек (4,3% от экономически активного населения). По итогам за 2017 год численность безработных граждан (по методологии МОТ) составила 5,3% от численности рабочей силы.
Численность занятого в экономике населения сокращалась и в 2017 году и составила 86 тыс. человек.
После периода стабильно высоких (более 15%) темпов роста номинальной заработной платы работников в 2011-2013 годах, начиная с 2014 года, в условиях снижения темпов роста экономики сформировалась тенденция к замедлению темпов роста заработной платы работников. В условиях высокого инфляционного фона темпы роста реальной заработной платы стали отрицательными, начиная с декабря 2014 года.
Ситуация изменилась в 2017 году, когда в реальном выражении среднемесячная начисленная заработная плата увеличились на 5%.
В сфере пенсионного обеспечения в результате реализации мер, предпринятых с целью обеспечения достойного уровня жизни пенсионеров, за 2010-2016 годы средний размер пенсий вырос в 2,1 раза (с 12 до 25 тысяч рублей), в реальном выражении пенсии увеличились на 32%. Однако в 2017 году средний размер пенсий снизился до 20 тысяч рублей, что сопоставимо с уровнем 2015 года.
Соотношение размера пенсии и величины прожиточного минимума пенсионера сократилось с 1,7 в 2010 году до 1,4 в 2017 году, несмотря на рост в 2016 году до уровня в 1,7 раза.
После роста реальных располагаемых доходов в 2012-2014 годах (в среднем 4% в год) с ноября 2014 года отмечается их снижение. Из-за отрицательных тенденций последних лет в целом за период 2010-2017 годов реальные располагаемые доходы снизились на 8,3%.
Минимальное значение уровня бедности - 11,3% наблюдалось в 2012 году. К 2016 году численность граждан с денежными доходами ниже прожиточного минимума составила 13,3%.
В 2010-2017 годах ситуация с развитием оборота розничной торговли складывалась неоднозначно. В 2011-2014 годах наращиванию объемов оборота способствовали позитивная динамика реальных располагаемых денежных доходов населения, снижающиеся темпы роста цен, что в совокупности позволило увеличить оборот розничной торговли на 21% в сопоставимой оценке.
В 2014 году ситуация стала меняться. Потребительский спрос стал постепенно снижаться, что было связано с последствиями общего замедления экономического роста и, прежде всего, с замедлением динамики доходов населения и ростом цен на товары, что явилось основным негативным фактором, оказавшим влияние на уровень спроса. Все это внесло коррективы в потребительскую модель домашних хозяйств, вынуждая переходить от потребления к накоплению.
В результате оборот розничной торговли в 2015 году по сравнению с 2014 годом сократился на 7,8%. В 2016-2017 годах замедлился рост цен и тарифов на потребительские товары и услуги, наблюдалось оживление на рынке розничной торговли.
С 2010 года в Магаданской области реализовалась Стратегия социального и экономического развития на период до 2025 года, утвержденная Законом Магаданской области от 11 марта 2010 г. N 1241-ОЗ "О стратегии социального и экономического развития Магаданской области на период до 2025 года" (далее - Стратегия до 2025 года), в которой определены цели и задачи развития региона на долгосрочную перспективу, установлены целевые значения индикаторов и контрольных показателей, характеризующих достижение поставленных целей.
Анализ динамики показателей реализации Стратегии до 2025 года показывает:
- достижение значений по 14 из 15 индикаторов качества человеческого капитала (не достигнут показатель по численности населения области);
- рост большинства прямых показателей повышения конкурентоспособности экономики и снижение дотационности бюджета (объем ВРП, инвестиции в основной капитал, производства продукции сельского хозяйства);
- замедление инновационного развития;
- улучшение пространственного развития;
- ухудшение социального благополучия и согласия (уровень бедности, реальные располагаемые денежные доходы населения, др.);
- улучшение функционирования институтов экономической свободы и справедливости (показатели деятельности малого предпринимательства);
- улучшение ситуации по большинству направлений безопасности граждан и общества (уровень преступности, охрана окружающей среды).
Таким образом, в целом регион развивается поступательно по базовому (инфраструктурно-сырьевому) сценарию развития.
Магаданская область относится к прибрежным территориям, по природно-ресурсному потенциалу - к числу самых богатых регионов России. Горнодобывающая промышленность является базовой отраслью экономики региона. Энергетика и транспортный комплекс обеспечивают ее развитие.
Освоение разведанных запасов полезных ископаемых предполагает реализацию десятка крупных инфраструктурных проектов, которая в большинстве случаев зависит от объемов федерального софинансирования. Поэтому механизмы реализации таких проектов нуждаются в корректировке и переходу к привлечению частных капитальных вложений, внедрению механизма инфраструктурной ипотеки.
Магаданская область входит в десятку крупнейших регионов страны по потенциальным ресурсам минерального сырья (благородные и цветные металлы, углеводороды).