Недействующий
Решение для управления процессами
производственной безопасности

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 января 2010 года N 60-ПП

Об утверждении Программы дополнительных мер по
снижению напряженности на рынке труда города Москвы в 2010 году

(с изменениями на 24 августа 2010 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 3 июля 2012 года N 309-ПП
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Москвы от 27 апреля 2010 года N 351-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 26, 11.05.2010);

постановлением Правительства Москвы от 29 июня 2010 года N 532-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 38, 13.07.2010);

постановлением Правительства Москвы от 24 августа 2010 года N 745-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 49, 07.09.2010).

____________________________________________________________________


В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" Правительство Москвы

постановляет:

1. Утвердить Программу дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда города Москвы в 2010 году (далее - Программа) согласно приложению к настоящему постановлению.     

2. Возложить функции главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренных Программой, на Департамент труда и занятости населения города Москвы.

3. Департаменту финансов города Москвы предусмотреть финансирование Программы в размере 16561000 руб. за счет средств бюджета города Москвы на 2010 год.

4. Департаменту труда и занятости населения города Москвы представить в марте 2011 года в Правительство Москвы отчет о выполнении мероприятий Программы.

5. Признать постановление Правительства Москвы от 29 сентября 2009 года N 1044-ПП "Об утверждении второго этапа Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда города Москвы" утратившим силу с момента вступления в силу настоящего постановления.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

     

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 26 января 2010 года N 60-ПП  

     

Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда города Москвы в 2010 году

(с изменениями на 24 августа 2010 года)

     

     

Паспорт Программы

Наименование Программы

Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда города Москвы в 2010 году (далее - Программа)

Наименование уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации

Департамент труда и занятости населения города Москвы

Основание для разработки Программы

Закон Российской Федерации от 19.04.91 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации"

Срок реализации Программы

2010 год

Цель Программы

Принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в городе

Задачи Программы

Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под угрозой увольнения, путем проведения опережающего профессионального обучения работников. Опережающее профессиональное обучение штурманов и бортинженеров, увольняемых в связи с реорганизацией и (или) переходом организаций воздушного транспорта (гражданской авиации), осуществляющих перевозки (далее - авиакомпании), на современные воздушные суда.

Стимулирование сохранения и создания рабочих мест в целях организации временной занятости, в том числе, общественных работ.

Приобретение опыта работы выпускниками образовательных учреждений, начального, среднего и высшего профессионального образования.

Оказание содействия трудоустройству инвалидов.

Содействие развитию предпринимательской инициативы и самозанятости безработных граждан

Основные мероприятия Программы

Организация опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения (установления неполного рабочего времени, временной приостановки работ, предоставления отпуска без сохранения заработной платы, мероприятий по высвобождению работников).

Организация опережающего профессионального обучения штурманов и бортинженеров, увольняемых в связи с реорганизацией и (или) переходом авиакомпаний на современные воздушные суда.

Организация общественных работ, временного трудоустройства для работников, находящихся под угрозой увольнения.

Организация стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы.

Оказание содействия трудоустройству инвалидов.

Оказание содействия самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест.

Информационное сопровождение мероприятий Программы

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы - 336940,6 тыс.руб., в том числе:

субсидии федерального бюджета на реализацию мероприятий Программы - 315692,9 тыс.руб.;

средства бюджета города Москвы - 16561,0 тыс.руб.;

привлеченные средства работодателей (авиакомпаний) - 4686,7 тыс.руб.

(строка в редакции, введенной в действие с 13 июля 2010 года постановлением Правительства Москвы от 29 июня 2010 года N 532-ПП, - см. предыдущую редакцию)

Целевой показатель Программы

Сдерживание зарегистрированной безработицы в течение 2010 года на уровне 0,9% (от численности экономически активного населения города)

Напряженность на рынке рабочей силы в пределах 0,48 человека на 1 вакансию

Показатели результативности Программы

Профессиональное обучение (профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации) - не менее 1,08 тысячи работников организаций, находящихся под угрозой увольнения; опережающее обучение 26 штурманов и бортинженеров, увольняемых в связи с реорганизацией и (или) переходом авиакомпаний на современные воздушные суда; создание временных рабочих мест в рамках организации общественных работ для трудоустройства - не менее 9,4 тысяч работников, находящихся под угрозой увольнения; создание рабочих мест для организации стажировки выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования для не менее 500 выпускников, оказание содействия трудоустройству инвалидов путем оснащения специализированных рабочих мест - не менее 939 инвалидам, открытие своего дела (самозанятости) 200 безработными гражданами, предоставление гражданами, открывшими собственное дело, не менее 100 дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан

     

     

Введение к Программе дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда города Москвы в 2010 году


В целях минимизации негативного воздействия финансового кризиса на рынок труда успешно реализована Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда города Москвы в 2009 году, утвержденная постановлением Правительства Москвы от 24 марта 2009 года N 213-ПП.

Постановлениями Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 351-ПП "Об утверждении Положения об опережающем профессиональном обучении работников в городе Москве в случае угрозы массового увольнения и Положения об организации общественных работ для работников организаций в случае угрозы массового увольнения, и стажировки выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в целях приобретения опыта работы" и от 2 июня 2009 года N 507-ПП "О реализации антикризисных мер на рынке труда города Москвы" был определен механизм реализации Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда города Москвы и приоритетные задачи Правительства Москвы в области занятости населения города.

Вместе с тем, на рынок труда города Москвы продолжают оказывать влияние многие факторы, одним из которых продолжает оставаться процесс высвобождения работников, связанный с последствиями сложившейся ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. Это свидетельствует о необходимости продолжения в 2010 году работ по организации дополнительных мероприятий по стабилизации ситуации и снижению напряженности на рынке труда.

Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда города Москвы в 2010 году (далее - Программа) разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации".

Программа направлена на создание условий для недопущения увольнений работников, содействия занятости граждан, высвобожденных с предприятий (организаций) или находящихся под риском увольнения, смягчения последствий влияния сложившейся ситуации в отдельных отраслях экономики на уровень жизни населения города.

Программа предусматривает комплекс дополнительных мероприятий по опережающему профессиональному обучению работников, находящихся под угрозой увольнения, а также штурманов и бортинженеров, увольняемых в связи с реорганизацией и (или) переходом авиакомпаний на современные воздушные суда, увеличению объемов временной занятости, в том числе, в форме общественных работ, временного трудоустройства для работников организаций, находящихся под угрозой увольнения, стажировки выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, по оказанию содействия трудоустройству инвалидов, а также по содействию развития малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

Раздел I. Оценка ситуации и содержание проблемы

     
Анализ ситуации на рынке труда


Согласно данным выборочного обследования населения по проблемам занятости, проведенного Росстатом в октябре 2009 года, уровень занятости в Москве в сентябре-октябре в среднем составил 69,5%, уровень общей безработицы (по методологии МОТ) - 1,9% от численности экономически активного населения.

Численность зарегистрированных безработных за январь-ноябрь 2009 года увеличилась в 2,6 раза (на 36,2 тыс. человек) и на конец ноября составила 59,1 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы вырос с начала года с 0,34% до 0,9% от численности экономически активного населения.

За период с января по ноябрь текущего года 2590 организаций города представили в службу занятости сведения о предполагаемом увольнении 57,5 тыс. человек в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников.

Проведенный анализ данных мониторинга высвобождения показывает, что преимущественно списки представлялись из организаций, относящихся к таким видам экономической деятельности, как предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (22,0%), транспорт и связь (12,1%), обрабатывающие производства (17,0%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (13,8%).

Индекс промышленного производства по видам деятельности "добыча полезных ископаемых", "обрабатывающие производства", "производство и распределение электроэнергии, газа и воды" в январе-сентябре 2009 года, по сравнению с январем-сентябрем 2008 года (в сопоставимой оценке), составил 74,3% (январь-сентябрь 2008 года к январю-сентябрю 2007 года - 108,2%), индекс производства по этим видам деятельности по кругу крупных и средних организаций за тот же период - 73,8%.

В январе-сентябре 2009 года сократился оборот организаций: в обрабатывающих производствах (73,5% к январю-сентябрю 2008 года), в производстве кокса и нефтепродуктов (68,9%), производстве неметаллических минеральных продуктов (49,9%), производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования (59,9%), химическом производстве (68,1%), обработке древесины и производстве изделий из дерева (41,9%), строительстве (83,0%), целлюлозно-бумажном производстве, издательской и полиграфической деятельности (54,5%), предоставлении прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (56,1%).

Доля убыточных организаций в городе Москве за январь-июль 2009 года выросла на 34%, по сравнению с 2008 годом, и составила 29% от общего числа организаций города.

Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, в августе 2009 года составила 95,4% к уровню августа 2008 года и 96,7% - к уровню июля 2009 года.

Остаются проблемы со своевременной выплатой заработной платы. С начала года число московских организаций, имеющих задолженность по выдаче средств на заработную плату, увеличилось до 19 единиц. По состоянию на 1 октября 2009 года суммарная задолженность по заработной плате увеличилась, по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, в 1,8 раза и составила 233,9 млн.рублей. Главной причиной образования задолженности у организаций является отсутствие собственных средств. При этом большая часть задолженности пришлась на организации научных исследований и разработок (67,1%), в организациях строительства - 22,0%, в обрабатывающих производствах - 10,9%.

Увеличились масштабы вынужденной неполной занятости. Наиболее массовое введение режима неполной занятости наблюдалось в таких крупных организациях, как ОАО "Завод имени И.А.Лихачева", ОАО "Домостроительный комбинат N 1", ОАО "Бескудниковский комбинат строительных материалов", ОАО МТЗ "Трансмаш", ОАО "1-й автокомбинат им.Г.А.Краузе", ОАО "Межрегионтрубопроводстрой".

В составе высвобождаемых работников четвертую часть (25,3%) составляет молодежь в возрасте до 30 лет.

Профессионально-должностной состав предполагаемых к высвобождению работников и высвобожденных работников, уже обратившихся в службу занятости, по наиболее представительным категориям характеризуется следующими данными (в скобках - высвобожденные работники, обратившиеся в службу занятости), %:

доля руководителей, специалистов и технических исполнителей в общей численности высвобождаемых работников - 69,2 (63,2);

доля руководителей (различного рода начальников, заместителей, менеджеров, мастеров и др.) в общей численности руководителей, специалистов и технических исполнителей - 37,5 (41,3);

доля инженеров в общей численности специалистов - 19,8 (22,2);

доля дежурных, кассиров, работников банка, секретарей, охранников в общей численности технических исполнителей - 87,3 (69,6); в общей численности рабочих доля водителей - 13,1 (13,2); дворников, уборщиков - 8,9 (9,6); рабочих слесарных и слесарно-сборочных работ - 6,7 (8,3); рабочих предприятий общественного питания - 12,8 (3,9); аппаратчиков, операторов - 6,2 (9,4); электромехаников, электромонтажников - 6,2 (5,0); строителей - 4,4 (5,3).

Всего с начала кризиса (с октября 2008 года) высвобождено 55,8 тыс. человек.

Сохраняется дисбаланс спроса и предложения по категориям (рабочие - служащие) в профессионально-квалификационном разрезе.

Коэффициент напряженности на рынке труда города за январь-ноябрь текущего года вырос с 0,27 до 0,48.

В рамках реализации Программных мероприятий по содействию занятости населения города Москвы на 2009 год в общественных и временных работах по состоянию на 1 декабря т.г. приняли участие 51,6 тыс. человек из числа безработных и ищущих работу граждан. Профессиональное обучение с начала года проходили 7,9 тыс. безработных граждан, 299 безработных граждан, участвовавших в программе по организации самозанятости, зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей.

В 2010 году на рынок труда города Москвы будет оказывать влияние комплекс социально-экономических факторов: сокращение масштабов общественного производства, снижение рентабельности и рост убыточности организаций города, наращивание масштабов просроченной задолженности, в том числе и по заработной плате, снижение платежеспособного спроса и покупательной способности населения.

Прогноз ситуации на рынке труда в 2010 году


Прогноз ситуации на рынке труда в 2010 году проведен на основе:

анализа финансово-экономического состояния организаций города по видам экономической деятельности (ОКВЭД), оценки сокращения масштабов производства, сокращения численности работающих, роста и объемов убыточности организаций и динамики просроченной кредиторской задолженности;

анализа сведений, поступивших в предшествующий период от организаций, наметивших увольнение работников.

На рынок труда города Москвы в 2010 году будут оказывать влияние общероссийские демографические факторы, в т.ч. ожидаемое сокращение численности населения в трудоспособном возрасте. В целом, за 2010 год сокращение численности трудоспособного населения составит около 30 тыс. человек. В соответствии с этим демографическим прогнозом можно ожидать некоторого сокращения численности экономически активного населения. В случае увеличения притока новых трудовых мигрантов или легализации уже находящихся на территории Москвы, учтенная численность экономически активного населения может быть компенсирована до уровня 2009 года.

В основном, ситуация на рынке труда в городе Москве будет определяться тенденциями, происходящими в российской экономике, связанными, в первую очередь, с последствиями мирового финансового кризиса - дефицитом ликвидности капитала, сокращением платежеспособного спроса, сокращением масштабов производства, резким падением рентабельности производства, ростом долгов и убытков в организациях города. Прямым следствием этого является сокращение спроса на рынке труда, усиление конкуренции за рабочие места, снижение уровня оплаты труда в городе. В условиях развития экономического кризиса остро стоит проблема занятости в отраслях экономики, подверженных наибольшей стагнации: строительстве; обрабатывающих отраслях; торговле автотранспортными средствами; в сфере научных исследований и разработок, в финансовой деятельности.

Среди проблем, которые будут оказывать определяющее влияние на ситуацию в сфере занятости в 2010 году, выделяются:

-  диспропорция спроса и предложения рабочей силы - рост безработицы при одновременном сохранении структурного дефицита кадров в ряде отраслей городского хозяйства, особенно по рабочим профессиям;

- рост обращаемости в службу занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

- ограниченная профессиональная мобильность рабочей силы.

Решение этих проблем позволит нивелировать растущий дефицит рабочих мест в городе Москве, смягчить существующую диспропорцию спроса и предложения на рынке труда в профессионально-квалификационном и отраслевом разрезе, в том числе за счет организации общественных работ и профессионального обучения в целях повышения квалификации, приобретения смежных профессий и дальнейшего трудоустройства.