Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 сентября 2009 года N 1044-ПП

Об утверждении второго этапа Программы дополнительных
мер по снижению напряженности на рынке труда
города Москвы

____________________________________________________________________
Утратило силу с 9 февраля 2010 года на основании
постановления Правительства Москвы
от 26 января 2010 года N 60-ПП

____________________________________________________________________

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1089 "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" и постановлением Правительства Москвы от 24 марта 2009 года N 213-ПП "Об утверждении Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда города Москвы в 2009 году" Правительство Москвы

постановляет:

1. Утвердить второй этап Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда города Москвы (далее - второй этап Программы) согласно приложению к настоящему постановлению.     

2. Возложить функции главного распорядителя бюджетных средств на Департамент труда и занятости населения города Москвы.

3. Департаменту труда и занятости населения города Москвы:

3.1. Осуществить в установленном порядке финансирование второго этапа Программы в размере 57169200 руб. за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на 2009 год на финансирование мероприятий в области занятости населения города Москвы.

3.2. Представить в августе 2010 года в Правительство Москвы отчет о выполнении мероприятий второго этапа Программы.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

     

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 29 сентября 2009 года N 1044-ПП

     

Второй этап Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда города Москвы

     

     

Паспорт второго этапа Программы

Наименование Программы

Второй этап Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда города Москвы (далее - Программа)

Наименование уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации

Департамент труда и занятости населения города Москвы

Основание для разработки Программы

Закон Российской Федерации от 19.04.91 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1089 "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации"

Срок реализации Программы

2009 год

Цель Программы

Принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в городе

Задачи Программы

Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения, стимулирование сохранения и создания рабочих мест в целях организации временной занятости, в том числе, общественных работ

Основные мероприятия Программы

Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установления неполного рабочего времени, временной приостановки работ, предоставления отпуска без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников)

Организация общественных работ в организациях города для работников, находящихся под угрозой массового увольнения

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы - 1143382,6 тыс.рублей, в том числе:

субсидии федерального бюджета - 1086213,4 тыс.рублей;

средства бюджета города Москвы - 57169,2 тыс.рублей

Целевой показатель Программы

Сдерживание зарегистрированной безработицы в течение 2009 года на уровне не выше 1,0% (от численности экономически активного населения города)

Показатели результативности Программы

Профессиональное обучение (профессиональная переподготовка, повышение квалификации, обучение новой профессии) - не менее 5,0 тысяч работников организаций, находящихся под угрозой массового увольнения, создание временных рабочих мест в рамках организации общественных работ для трудоустройства 62,5 тысячи работников, находящихся под угрозой массового увольнения

     

     

Введение
ко второму этапу Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда города Москвы



В целях минимизации негативного воздействия финансового кризиса на рынок труда успешно реализуется Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда города Москвы в 2009 году, утвержденная постановлением Правительства Москвы от 24 марта 2009 года N 213-ПП.

Постановлениями Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 351-ПП "Об утверждении Положения об опережающем профессиональном обучении работников в городе Москве в случае угрозы массового увольнения и Положения об организации общественных работ для работников организаций, находящихся под угрозой массового увольнения, и стажировки выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в целях приобретения опыта работы" и от 2 июня 2009 года N 507-ПП "О реализации антикризисных мер на рынке труда города Москвы" определены механизм реализации Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда города Москвы в 2009 году и приоритетные задачи Правительства Москвы в области занятости населения города.

Вместе с тем на рынок труда города Москвы в 2009 году продолжают оказывать влияние многие факторы, одним из которых продолжает оставаться процесс высвобождения работников, связанный с последствиями сложившейся ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. Это свидетельствует о необходимости разработки и реализации второго этапа дополнительных мероприятий по стабилизации ситуации и снижению напряженности на рынке труда.

Второй этап Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда города Москвы (далее - Программа) разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1089 "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации".

Программа направлена на создание условий для недопущения массовых увольнений работников, содействия занятости граждан, высвобожденных с предприятий (организаций) или находящихся под риском увольнения, смягчения последствий влияния сложившейся ситуации в отдельных отраслях экономики на уровень жизни населения города.

Программа предусматривает комплекс дополнительных мероприятий по опережающему профессиональному обучению работников, увеличению объемов временной занятости, в том числе, в форме общественных работ для работников организаций, находящихся под угрозой массового увольнения.

Раздел I. Оценка ситуации и содержание проблемы

Анализ ситуации на рынке труда


Ситуация в течение ряда последних лет в экономике характеризовалась положительной динамикой развития большинства отраслей, что стимулировало рост экономической активности населения.

Однако, начиная с сентября 2008 года, происходит сокращение общей занятости населения города и рост безработицы, что, в первую очередь, было связано с последствиями финансового кризиса.

В период 2009-2010 годов на рынок труда города Москвы будет оказывать влияние целый комплекс социально-экономических факторов: сокращение масштабов общественного производства, снижение рентабельности и рост убыточности организаций города, наращивание масштабов просроченной задолженности, в том числе и по заработной плате, снижение платежеспособного спроса и покупательной способности населения.

Индекс промышленного производства по видам деятельности "добыча полезных ископаемых", "обрабатывающие производства", "производство и распределение электроэнергии, газа и воды" в январе - июне 2009 года по сравнению с январем - июнем 2008 года (в сопоставимой оценке) составил 72,6% (январь - июнь 2008 года к январю - июню 2007 года - 110,3%), индекс производства по этим видам деятельности по кругу крупных и средних организаций за тот же период - 72,5%.

В январе - июне 2009 года сократился оборот организаций: в обрабатывающих производствах (70,4% к январю - июню 2008 года), в отрасли производство неметаллических минеральных продуктов (48,7%), производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (57,1%), химическое производство (68,0%), обработка древесины и производство изделий из дерева (41,2%), строительство (89,1%), предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (60,4%).

Инвестиции в основной капитал в январе - июне 2009 года составили 88,2% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство", составил: в июне 2009 года - 40422,7 млн.рублей, или 78,7% к июню 2008 года; в январе - июне - 220592,7 млн.рублей, или 81,4% к январю - июню 2008 года. По состоянию на 1 мая 2009 года положительный финансовый результат крупных и средних организаций сократился и составил 52,4% (285,4 млрд.рублей) от уровня за аналогичный период 2008 года (545,0 млрд.рублей).

Доля убыточных организаций в городе Москве в январе - апреле 2009 года выросла на 34% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года и составила 32% от общего числа организаций города.

Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, в мае 2009 года составила 96,3% к уровню мая 2008 года и 94,9% - к уровню апреля 2009 года.

Остаются проблемы со своевременной выплатой заработной платы. С начала года число московских организаций, имеющих задолженность по выдаче средств на заработную плату, увеличилось до 23 единиц. По состоянию на 1 августа 2009 года суммарная задолженность по заработной плате увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2008 года в 4 раза и составила 502,6 млн.рублей. Главной причиной образования задолженности у организаций является отсутствие собственных средств. При этом большая часть задолженности пришлась на организации обрабатывающих производств (48%), строительства (23,9%), научных исследований и разработок (12,0%), транспорта (0,5%).

В целом уровень задолженности по заработной плате в Москве по состоянию на 1 августа 2009 составляет 0,025% от суммарного фонда оплаты труда, при среднероссийском - 0,07%, и в среднем по регионам Центрального федерального округа - 0,06%.

С целью сохранения рабочих мест и недопущения массовых увольнений ряд организаций города, в том числе несколько крупных (Открытое акционерное московское общество "Завод имени И.А.Лихачева", ОАО "Домостроительный комбинат N 2", ОАО "Завод "Компонент", ОАО "МЕТРОМАШ", ОАО "Московский завод железобетонных изделий и труб", ООО "Трансстромсервис", ЗАО "Московская тонкосуконная фабрика имени Петра Алексеева") ввели в соответствии со статьей 74 Трудового кодекса РФ режим неполной рабочей недели.

С начала 2009 года количество организаций, сообщивших в службу занятости сведения о высвобождении работников в связи с сокращением штатов или ликвидацией организации, составило 2075 единиц, а численность предполагаемых к высвобождению работников - 44,5 тыс. человек.

Высвобождение намечено в основном из организаций игорного бизнеса - 24,8%, обрабатывающих производств - 15,9%, операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг - 12,6%, финансовой деятельности - 10,6%. В составе высвобождаемых работников третью часть (27,9%) составляет молодежь в возрасте до 30 лет.

Профессионально-должностной состав предполагаемых к высвобождению работников и высвобожденных работников, уже обратившихся в службу занятости, по наиболее представительным категориям характеризуется следующими данными (в скобках - высвобожденные работники, обратившиеся в службу занятости),%:

- доля руководителей, специалистов и технических исполнителей в общей численности высвобождаемых работников - 68,6 (61,7);

- доля руководителей (различного рода начальников, заместителей, менеджеров, мастеров и др.) в общей численности руководителей, специалистов и технических исполнителей - 37,3 (42,4);

- доля инженеров в общей численности специалистов - 18,1 (22,9);

- доля дежурных, кассиров, секретарей, охранников в общей численности технических исполнителей - 80,2 (61,3);

- в общей численности рабочих доля водителей - 13,1 (12,4); дворников, уборщиков - 8,1 (10,3); рабочих слесарных и слесарно-сборочных работ - 6,5 (8,3); рабочих предприятий общественного питания - 15,0 (3,3); аппаратчиков, операторов - 6,1 (9,4); строителей - 4,4 (5,7).

Всего с начала 2009 года высвобождено 38,1 тыс. человек.

Сохраняется дисбаланс спроса и предложения по категориям (рабочие- служащие) в профессионально-квалификационном разрезе.

Сложившаяся ситуация в экономике города негативно сказалась на динамике основных показателей рынка труда в городе Москве.

С начала 2009 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах занятости населения, увеличилась в 2,6 раза, уровень регистрируемой безработицы - на 0,51 процентного пункта, уровень общей безработицы по МОТ - на 2,1 процентного пункта.

В настоящее время рынок труда Москвы характеризуется следующими показателями:

- численность лиц, занятых экономической деятельностью - 6437,5 тыс. человек;

- численность безработных в соответствии с методологией Международной организации труда (МОТ) - 205,8 тыс. человек;

- уровень безработицы по МОТ - 3,1%;

- численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, - 58,7 тыс. человек;

- уровень регистрируемой безработицы - 0,88%;

- заявленная работодателями потребность в работниках - 199,8 тыс. человек;

- напряженность на рынке рабочей силы - 0,3 человека на 1 вакансию.

Сведения о числе создаваемых рабочих мест

N
п/п

Виды экономической деятельности
(ОКВЭД ОК 029-2007
(КДЕС ред.1.1)

Число создаваемых рабочих мест всего, ед.
(прогноз на 2010 год)

оптимисти-
ческий

пессимисти-
ческий

целевой

1

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

282

267

273

2

Обрабатывающие производства

2820

2670

2730

3

Строительство

787

745

762

4

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов предметов личного пользования

10579

10016

10241

5

Гостиницы и рестораны

43

40

41

6

Транспорт и связь

3646

3452

3530

7

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

282

267

273

8

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

482

456

466

9

Гостиницы и рестораны

3485

3299

3374

10

Образование

1774

1680

1718

11

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

1754

1661

1698

12

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

2266

2146

2194

ИТОГО:

28200

26700

27300

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»