ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2009 года N 1044-ПП
Об утверждении второго этапа Программы дополнительных
мер по снижению напряженности на рынке труда
города Москвы
____________________________________________________________________
Утратило силу с 9 февраля 2010 года на основании
постановления Правительства Москвы
от 26 января 2010 года N 60-ПП
____________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1089 "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" и постановлением Правительства Москвы от 24 марта 2009 года N 213-ПП "Об утверждении Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда города Москвы в 2009 году" Правительство Москвы
постановляет:
1. Утвердить второй этап Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда города Москвы (далее - второй этап Программы) согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Возложить функции главного распорядителя бюджетных средств на Департамент труда и занятости населения города Москвы.
3. Департаменту труда и занятости населения города Москвы:
3.1. Осуществить в установленном порядке финансирование второго этапа Программы в размере 57169200 руб. за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на 2009 год на финансирование мероприятий в области занятости населения города Москвы.
3.2. Представить в августе 2010 года в Правительство Москвы отчет о выполнении мероприятий второго этапа Программы.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.
Мэр Москвы
Ю.М.Лужков
Второй этап Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда города Москвы
Наименование Программы | Второй этап Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда города Москвы (далее - Программа) |
Наименование уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации | Департамент труда и занятости населения города Москвы |
Основание для разработки Программы | Закон Российской Федерации от 19.04.91 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1089 "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" |
Срок реализации Программы | 2009 год |
Цель Программы | Принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в городе |
Задачи Программы | Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения, стимулирование сохранения и создания рабочих мест в целях организации временной занятости, в том числе, общественных работ |
Основные мероприятия Программы | Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установления неполного рабочего времени, временной приостановки работ, предоставления отпуска без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников) |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы - 1143382,6 тыс.рублей, в том числе: |
Целевой показатель Программы | Сдерживание зарегистрированной безработицы в течение 2009 года на уровне не выше 1,0% (от численности экономически активного населения города) |
Показатели результативности Программы | Профессиональное обучение (профессиональная переподготовка, повышение квалификации, обучение новой профессии) - не менее 5,0 тысяч работников организаций, находящихся под угрозой массового увольнения, создание временных рабочих мест в рамках организации общественных работ для трудоустройства 62,5 тысячи работников, находящихся под угрозой массового увольнения |
В целях минимизации негативного воздействия финансового кризиса на рынок труда успешно реализуется Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда города Москвы в 2009 году, утвержденная постановлением Правительства Москвы от 24 марта 2009 года N 213-ПП.
Постановлениями Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 351-ПП "Об утверждении Положения об опережающем профессиональном обучении работников в городе Москве в случае угрозы массового увольнения и Положения об организации общественных работ для работников организаций, находящихся под угрозой массового увольнения, и стажировки выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в целях приобретения опыта работы" и от 2 июня 2009 года N 507-ПП "О реализации антикризисных мер на рынке труда города Москвы" определены механизм реализации Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда города Москвы в 2009 году и приоритетные задачи Правительства Москвы в области занятости населения города.
Вместе с тем на рынок труда города Москвы в 2009 году продолжают оказывать влияние многие факторы, одним из которых продолжает оставаться процесс высвобождения работников, связанный с последствиями сложившейся ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. Это свидетельствует о необходимости разработки и реализации второго этапа дополнительных мероприятий по стабилизации ситуации и снижению напряженности на рынке труда.
Второй этап Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда города Москвы (далее - Программа) разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1089 "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации".
Программа направлена на создание условий для недопущения массовых увольнений работников, содействия занятости граждан, высвобожденных с предприятий (организаций) или находящихся под риском увольнения, смягчения последствий влияния сложившейся ситуации в отдельных отраслях экономики на уровень жизни населения города.
Программа предусматривает комплекс дополнительных мероприятий по опережающему профессиональному обучению работников, увеличению объемов временной занятости, в том числе, в форме общественных работ для работников организаций, находящихся под угрозой массового увольнения.
Ситуация в течение ряда последних лет в экономике характеризовалась положительной динамикой развития большинства отраслей, что стимулировало рост экономической активности населения.
Однако, начиная с сентября 2008 года, происходит сокращение общей занятости населения города и рост безработицы, что, в первую очередь, было связано с последствиями финансового кризиса.
В период 2009-2010 годов на рынок труда города Москвы будет оказывать влияние целый комплекс социально-экономических факторов: сокращение масштабов общественного производства, снижение рентабельности и рост убыточности организаций города, наращивание масштабов просроченной задолженности, в том числе и по заработной плате, снижение платежеспособного спроса и покупательной способности населения.
Индекс промышленного производства по видам деятельности "добыча полезных ископаемых", "обрабатывающие производства", "производство и распределение электроэнергии, газа и воды" в январе - июне 2009 года по сравнению с январем - июнем 2008 года (в сопоставимой оценке) составил 72,6% (январь - июнь 2008 года к январю - июню 2007 года - 110,3%), индекс производства по этим видам деятельности по кругу крупных и средних организаций за тот же период - 72,5%.
В январе - июне 2009 года сократился оборот организаций: в обрабатывающих производствах (70,4% к январю - июню 2008 года), в отрасли производство неметаллических минеральных продуктов (48,7%), производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (57,1%), химическое производство (68,0%), обработка древесины и производство изделий из дерева (41,2%), строительство (89,1%), предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (60,4%).
Инвестиции в основной капитал в январе - июне 2009 года составили 88,2% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство", составил: в июне 2009 года - 40422,7 млн.рублей, или 78,7% к июню 2008 года; в январе - июне - 220592,7 млн.рублей, или 81,4% к январю - июню 2008 года. По состоянию на 1 мая 2009 года положительный финансовый результат крупных и средних организаций сократился и составил 52,4% (285,4 млрд.рублей) от уровня за аналогичный период 2008 года (545,0 млрд.рублей).
Доля убыточных организаций в городе Москве в январе - апреле 2009 года выросла на 34% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года и составила 32% от общего числа организаций города.
Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, в мае 2009 года составила 96,3% к уровню мая 2008 года и 94,9% - к уровню апреля 2009 года.
Остаются проблемы со своевременной выплатой заработной платы. С начала года число московских организаций, имеющих задолженность по выдаче средств на заработную плату, увеличилось до 23 единиц. По состоянию на 1 августа 2009 года суммарная задолженность по заработной плате увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2008 года в 4 раза и составила 502,6 млн.рублей. Главной причиной образования задолженности у организаций является отсутствие собственных средств. При этом большая часть задолженности пришлась на организации обрабатывающих производств (48%), строительства (23,9%), научных исследований и разработок (12,0%), транспорта (0,5%).
В целом уровень задолженности по заработной плате в Москве по состоянию на 1 августа 2009 составляет 0,025% от суммарного фонда оплаты труда, при среднероссийском - 0,07%, и в среднем по регионам Центрального федерального округа - 0,06%.
С целью сохранения рабочих мест и недопущения массовых увольнений ряд организаций города, в том числе несколько крупных (Открытое акционерное московское общество "Завод имени И.А.Лихачева", ОАО "Домостроительный комбинат N 2", ОАО "Завод "Компонент", ОАО "МЕТРОМАШ", ОАО "Московский завод железобетонных изделий и труб", ООО "Трансстромсервис", ЗАО "Московская тонкосуконная фабрика имени Петра Алексеева") ввели в соответствии со статьей 74 Трудового кодекса РФ режим неполной рабочей недели.
С начала 2009 года количество организаций, сообщивших в службу занятости сведения о высвобождении работников в связи с сокращением штатов или ликвидацией организации, составило 2075 единиц, а численность предполагаемых к высвобождению работников - 44,5 тыс. человек.
Высвобождение намечено в основном из организаций игорного бизнеса - 24,8%, обрабатывающих производств - 15,9%, операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг - 12,6%, финансовой деятельности - 10,6%. В составе высвобождаемых работников третью часть (27,9%) составляет молодежь в возрасте до 30 лет.
Профессионально-должностной состав предполагаемых к высвобождению работников и высвобожденных работников, уже обратившихся в службу занятости, по наиболее представительным категориям характеризуется следующими данными (в скобках - высвобожденные работники, обратившиеся в службу занятости),%:
- доля руководителей, специалистов и технических исполнителей в общей численности высвобождаемых работников - 68,6 (61,7);
- доля руководителей (различного рода начальников, заместителей, менеджеров, мастеров и др.) в общей численности руководителей, специалистов и технических исполнителей - 37,3 (42,4);
- доля инженеров в общей численности специалистов - 18,1 (22,9);
- доля дежурных, кассиров, секретарей, охранников в общей численности технических исполнителей - 80,2 (61,3);
- в общей численности рабочих доля водителей - 13,1 (12,4); дворников, уборщиков - 8,1 (10,3); рабочих слесарных и слесарно-сборочных работ - 6,5 (8,3); рабочих предприятий общественного питания - 15,0 (3,3); аппаратчиков, операторов - 6,1 (9,4); строителей - 4,4 (5,7).
Всего с начала 2009 года высвобождено 38,1 тыс. человек.
Сохраняется дисбаланс спроса и предложения по категориям (рабочие- служащие) в профессионально-квалификационном разрезе.
Сложившаяся ситуация в экономике города негативно сказалась на динамике основных показателей рынка труда в городе Москве.
С начала 2009 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах занятости населения, увеличилась в 2,6 раза, уровень регистрируемой безработицы - на 0,51 процентного пункта, уровень общей безработицы по МОТ - на 2,1 процентного пункта.
В настоящее время рынок труда Москвы характеризуется следующими показателями:
- численность лиц, занятых экономической деятельностью - 6437,5 тыс. человек;
- численность безработных в соответствии с методологией Международной организации труда (МОТ) - 205,8 тыс. человек;
- уровень безработицы по МОТ - 3,1%;
- численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, - 58,7 тыс. человек;
- уровень регистрируемой безработицы - 0,88%;
- заявленная работодателями потребность в работниках - 199,8 тыс. человек;
- напряженность на рынке рабочей силы - 0,3 человека на 1 вакансию.
N | Виды экономической деятельности | Число создаваемых рабочих мест всего, ед. | ||
оптимисти- | пессимисти- | целевой | ||
1 | Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 282 | 267 | 273 |
2 | Обрабатывающие производства | 2820 | 2670 | 2730 |
3 | Строительство | 787 | 745 | 762 |
4 | Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов предметов личного пользования | 10579 | 10016 | 10241 |
5 | Гостиницы и рестораны | 43 | 40 | 41 |
6 | Транспорт и связь | 3646 | 3452 | 3530 |
7 | Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 282 | 267 | 273 |
8 | Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование | 482 | 456 | 466 |
9 | Гостиницы и рестораны | 3485 | 3299 | 3374 |
10 | Образование | 1774 | 1680 | 1718 |
11 | Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 1754 | 1661 | 1698 |
12 | Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 2266 | 2146 | 2194 |
ИТОГО: | 28200 | 26700 | 27300 |