Недействующий
Решение для управления процессами
производственной безопасности

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 марта 2009 года N 213-ПП

Об утверждении Программы дополнительных
 мер по снижению напряженности на рынке труда
города Москвы в 2009 году

(с изменениями на 29 декабря 2009 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 3 июля 2012 года N 309-ПП
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Москвы от 28 июля 2009 года N 712-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 44, 11.08.2009);

постановлением Правительства Москвы от 10 ноября 2009 года N 1220-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 66, 24.11.2009);

постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2009 года N 1491-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 3, 19.01.2010).

____________________________________________________________________


В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" Правительство Москвы

постановляет:

1. Утвердить Программу дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда города Москвы в 2009 году (далее - Программа) согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Возложить функции главного распорядителя бюджетных средств на Департамент труда и занятости населения города Москвы.

3. Департаменту труда и занятости населения города Москвы:

3.1. Осуществить финансирование Программы в размере 28100000 руб. за счет и в пределах средств, предусмотренных бюджетом города Москвы на 2009 год на финансирование мероприятий в области занятости населения города Москвы.

3.2. Представить в феврале 2010 года в Правительство Москвы отчет о выполнении мероприятий Программы.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

     

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 24 марта 2009 года N 213-ПП

     

ПРОГРАММА
дополнительных мер по снижению напряженности
на рынке труда города Москвы в 2009 году

     

     

Паспорт Программы

Наименование Программы

Программа дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда города Москвы в 2009 году (далее - Программа)

Наименование уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации

Управление государственной службы занятости населения города Москвы

Основание для разработки Программы

Закон Российской Федерации от 19.04.91 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"

Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1089 "О предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации"

Срок реализации Программы

2009 год

Цель Программы

Принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в городе

Задачи Программы

Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест в целях организации временной занятости, в том числе общественных работ

Закрепления на рабочих местах выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования* в целях приобретения опыта работы путем организации стажировки

________________
     * Здесь и далее по тексту настоящего постановления с 24 ноября 2009 года слова "выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования" заменены словами "выпускники учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования" в соответствующих падежах - постановление Правительства Москвы от 10 ноября 2009 года N 1220-ПП.

Основные мероприятия Программы

Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового высвобождения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников)

Организация общественных работ в организациях города и на социально значимых объектах для сотрудников, находящихся под угрозой массового высвобождения.

Организация стажировки для выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы в 2009 году - 416,2 млн.рублей,

в том числе:

субсидии федерального бюджета 386,1 млн.рублей;

средства бюджета города Москвы 28,1 млн.рублей;

привлеченные средства работодателей - 2,0 млн.рублей

Целевой показатель Программы

Сдерживание зарегистрированной безработицы в течение 2009 года на уровне не выше 1,0% (от численности экономически активного населения города)

Показатели результативности Программы

профессиональное обучение (профессиональная переподготовка повышение квалификации, обучение новой профессии, стажировки на новом рабочем месте) - не менее 4500 работников организаций, находящихся под угрозой массового высвобождения (абзац в редакции, введенной в действие с 19 января 2010 года постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2009 года N 1491-ПП, - см. предыдущую редакцию);

     

создание временных рабочих мест в рамках организации общественных работ для трудоустройства 32058 работников, находящихся под угрозой массового высвобождения (абзац в редакции, введенной в действие с 24 ноября 2009 года постановлением Правительства Москвы от 10 ноября 2009 года N 1220-ПП, - см. предыдущую редакцию);

создание рабочих мест для организации стажировки для 254 выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования (абзац в редакции, введенной в действие с 24 ноября 2009 года постановлением Правительства Москвы от 10 ноября 2009 года N 1220-ПП, - см. предыдущую редакцию).   

     

     

ВВЕДЕНИЕ
к Программе дополнительных мероприятий по снижению
напряженности на рынке труда города Москвы


Уровень регистрируемой безработицы, по данным Московской службы занятости населения, в городе Москве на конец 2008 года составил 0,35% экономически активного населения. По данным Мосгорстата, на конец декабря 2008 года 65,0 тыс. человек, или 1,0% экономически активного населения, классифицировались как безработные (по методологии Международной организации труда), что на 20,4% больше сентября 2008 года.

В условиях развивающегося экономического кризиса значительно усугубляется ситуация на рынке труда города Москвы, что сопровождается значительным высвобождением работников.

В IV квартале 2008 года на рынке труда города Москвы наметились следующие негативные тенденции, свидетельствующие об ухудшении экономической ситуации в организациях различных видов экономической деятельности:

- рост численности сокращенных из организаций работников;

- увеличилось количество организаций, планирующих и проводящих массовое высвобождение работников (ГОУ ВПО Московская медицинская академия имени И.М. Сеченова, ОАО МГТС Замоскворецкий центр услуг связи, ЗАО "Динамо-Плюс", ОАО "ММП им.В.В.Чернышева", ОАО "Квант", Федеральная таможенная служба, Центральное таможенное управление, Московская северная таможня, Федеральная служба охраны РФ, Войсковая часть N 1473);

- введение режимов неполной занятости в организациях (ЗАО "Москабельмет", ООО "Московское учебно-производственное предприятие N 13 ВОС", МОАО "Большевичка", ООО УК "МЕТАЛЛОИНВЕСТ").

По состоянию на 31.12.2008 в службу занятости представили сведения о массовом высвобождении 1136 организаций.

Общая численность граждан, предполагаемых к высвобождению составляет 26,4 тыс. человек.

Профессионально-должностной состав, предполагаемых к высвобождению работников и высвобожденных работников, уже обратившихся в службу занятости, по наиболее представительным категориям, характеризуется следующими данными (в скобках - высвобожденные работники, обратившиеся в службу занятости), %:

- доля руководителей, специалистов и технических исполнителей в общей численности высвобождаемых работников - 60,4 (57,5);

- доля руководителей (различного рода начальников, заместителей, менеджеров, мастеров и др.) в общей численности руководителей, специалистов и технических исполнителей - 41,8 (38,5);

- доля инженеров в общей численности специалистов - 29,3 (26,5);

- доля дежурных, кассиров, секретарей, охранников в общей численности технических исполнителей - 65,5 (64,7);

- в общей численности рабочих доля водителей - 8,6 (9,4); дворников, уборщиков - 10,0 (8,7); кладовщиков - 2,9 (3,5); рабочих слесарных и слесарно-сборочных работ - 9,0 (8,0).

Высокий образовательный уровень - также одна из характерных особенностей структуры предполагаемых к высвобождению москвичей. Показатели спроса и предложения на рынке труда города Москвы на конец 2008 года свидетельствовали о значительном превышении количества вакантных рабочих мест, находящихся в банке данных службы занятости, над численностью безработных граждан (22,9 тыс. человек). Однако в IV квартале сформировались негативные тенденции, которые уже привели к сокращению в этот период количества вакансий и увеличению численности безработных граждан, и они сохранятся, по нашему мнению, на протяжении 2009 года. Сохранится и значительный дисбаланс спроса и предложения, который на конец года характеризовался следующими данными: 39% - вакансии для служащих, 61% - свободные рабочие места по рабочим профессиям.

Программными мероприятиями по содействию занятости населения города Москвы на 2009 год, утвержденными Правительством Москвы 11 ноября 2008 года N 1035-ПП, предусмотрены меры, которые позволят:

- найти работу 167,0 тыс. гражданам, обратившимся в службу занятости в поисках работы;

- охватить временной занятостью и общественными работами 39,3 тыс. человек;

- пройти профессиональное обучение - 45,1 тыс. человек, из них 4,7 тыс. безработных граждан и 40,4 тыс. работников организаций (за счет средств работодателей).

Количество создаваемых рабочих мест, запланированных на 2009 год, должно составить 56,3 тыс. единиц.

Масштабы и направления действий на рынке труда города на 2009 год, определенные в Программных мероприятиях по содействию занятости населения города Москвы на 2009 год, формировались в условиях, сравнительно благоприятных для функционирования рынка труда (на протяжении I - III кварталов 2008 года). Однако этих мер для стабилизации ситуации на московском рынке труда и объемов финансирования в 2009 году будет недостаточно.

Чтобы не допустить большего роста регистрируемой безработицы необходимо использовать специальные меры воздействия на рынок труда, которые способствовали бы сохранению занятости населения, сохранению мотивации к труду, получению дополнительного дохода.

Одна из таких мер - опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой массового высвобождения, которое осуществляется в целях повышения их трудовой мобильности, сохранения занятости и имеющегося профессионального потенциала. Перечень профессий, специальностей, курсов, направлений, образовательных учреждений формировался исходя из приведенных выше структур предполагаемых к высвобождению работников.

Другой экстренной антикризисной мерой, способствующей сохранению и рациональному использованию рабочих кадров для предприятия и региона в целом, является организация временного трудоустройства для работников, оказавшихся под угрозой массового высвобождения, на общественные и временные работы.

Кроме того, организация стажировки в целях приобретения профессионального опыта выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования обеспечит занятость молодых работников и позволит в большинстве случаев закрепиться в организациях города на постоянной основе.

Решение проблемы снижения напряженности на рынке труда требует осуществления комплекса мероприятий, увязанных по срокам, источникам финансирования, требующих координации между различными ведомствами, муниципальными образованиями, работодателями и может быть реализовано только программными методами.

Финансовое обеспечение Программы будет осуществляться за счет субсидий федерального бюджета, средств бюджета города Москвы и средств работодателей. Всего затраты: 416,2 млн.рублей, в т.ч.:

субсидии федерального бюджета - 386,1 млн.рублей;

бюджет города Москвы - 28,1 млн.рублей;

привлеченные средства работодателей - 2,0 млн.рублей.

Реализация дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в рамках Программы позволит сдержать рост безработицы в городе.

Уровень регистрируемой безработицы не превысит 1% в течение 2009 года, численность безработных в среднем составит около 40 тыс. человек.

Раздел I. Оценка ситуации и содержание проблемы

Общие положения


Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда города Москвы в 2009 году (далее - Программа) разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации".

На рынок труда города Москвы в 2009 году будут оказывать влияние многие факторы, одним из которых является процесс высвобождения работников, связанный с последствиями сложившейся ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. Это свидетельствует о необходимости разработки и реализации дополнительных мероприятий по стабилизации ситуации и снижению напряженности на рынке труда.

Программа направлена на создание условий для недопущения массовых увольнений работников, содействия занятости граждан, высвобожденных с предприятий (организаций) или находящихся под риском увольнения, смягчение последствий влияния сложившейся ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики на уровень жизни населения города, в том числе для выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования города Москвы.

Программа предусматривает комплекс дополнительных мероприятий по опережающему профессиональному обучению работников, увеличению объемов временной занятости, в том числе в форме общественных работ и стажировки выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования города Москвы.

Анализ ситуации на рынке труда


Итоги социально-экономического развития Москвы в течение ряда последних лет свидетельствовали о благоприятной ситуации в экономике и социальной сфере города. Ситуация в экономике характеризовалась положительной динамикой в развитии большинства отраслей, что стимулировало рост экономической активности населения. Численность занятых в экономике возросла за 2006-2008 годы на 4,5%.

Уровень регистрируемой безработицы достиг своего минимального значения к концу сентября 2008 года и составил 0,29% от численности экономически активного населения.

Однако с осени 2008 года мировой финансовый кризис начал значительным образом влиять на реальный сектор экономики города, что сказалось на постепенном замедлении темпов экономического роста.

Индекс промышленного производства по видам деятельности "добыча полезных ископаемых", "обрабатывающие производства", "производство и распределение электроэнергии, газа и воды" в январе-декабре 2008 года по сравнению с январем-декабрем 2007 года (в сопоставимой оценке) составил 100,5% (январь-декабрь 2007 года к январю-декабрю 2006 года - 111,5%), индекс производства по этим видам деятельности по кругу крупных и средних организаций за тот же период - 99,8% (январь-декабрь 2007 года - 113,7%).

В январе-ноябре 2008 года сократился оборот организаций, занятых производством кожи, изделий из кожи и производством обуви (75,0% к январю-декабрю 2007 года), производством неметаллических минеральных продуктов (85,9%), производством электрооборудования, электронного и оптического оборудования (92,7%), химическим производством (94,7%), обработкой древесины и производством изделий из дерева (99,0%).

Инвестиции в основной капитал в январе-ноябре 2008 года увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2007 года только на 0,6% (в январе-ноябре 2007 года - на 6,0%). Объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство" (в сопоставимой оценке), составил 98,6% к показателю января-ноября предыдущего года (в январе-ноябре 2007 года - 104,5%).

Для получения достоверной информации о ситуации на рынке труда, принятия опережающих мер по обеспечению занятости высвобождаемых работников с октября 2008 года проводится мониторинг численности работников, предполагаемых к высвобождению в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности работников в разрезе отраслей, предприятий.

За период с 01.10.2008 количество предприятий (организаций), сообщивших в службу занятости сведения о высвобождении работников в связи с сокращением штатов или ликвидацией организации, составило 723 единицы, а численность предполагаемых к высвобождению работников - 14,8 тыс. человек.

Проведенный анализ показывает, что из общей численности предполагаемых к высвобождению работников наибольшая доля приходится на предприятия, относящиеся к таким видам экономической деятельности, как обрабатывающие производства, транспорт и связь, финансовая деятельность.