Действующий

О докладе Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы"

7.2. Законодательство о чрезвычайных ситуациях и пожарной безопасности


Важной проблемой, характерной для мегаполисов, является обеспечение безопасности населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. На территории города Москвы расположено свыше 2 тыс. промышленных предприятий, аварии на которых представляют значительную опасность для населения и городских объектов. Более 80 кв.километров городских территорий с населением около 300 тыс.человек находятся в зонах возможного затопления при авариях на гидроузлах. До 30% городских земель расположено в зонах повышенного риска, где имеют место карсты, провалы, высокий уровень грунтовых вод.

Закон города Москвы от 5 ноября 1997 года N 46 "О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" регулирует правоотношения исполнительных органов государственной власти, должностных лиц и граждан в области защиты населения, земельного, водного и воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В Законе уделено значительное внимание таким средствам государственного воздействия на обеспечение безопасности при чрезвычайных ситуациях, как декларирование руководителями потенциально опасных объектов их надежности (безопасности), проведение экспертизы различных видов деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Документ закрепил порядок организации прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Практика применения данного Закона выявила ряд проблем. В конце 90-х годов количество взрывов техногенного и бытового характера увеличилось. Зафиксировано 14 случаев аварий и происшествий техногенного характера на химически опасных и пожароопасных объектах, а также при перевозке химически опасных веществ. Медлительность, неоперативность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, халатное отношение руководителей и должностных лиц предприятий, организаций, особенно негосударственных структур, а также граждан приводили, как правило, к очень серьезным последствиям. Все это обусловило необходимость доработки действующего Закона внесением в него изменений.

В Закон неоднократно вносились изменения, которые привели его в соответствие с федеральным законодательством и законодательством города Москвы, а также закрепили положения, касающиеся специально созданных технических устройств, осуществляющих прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Существовавшая в конце 90-х годов система гражданской обороны столицы была создана в 60-е годы и не учитывала тенденции развития инфраструктуры города. Несоответствие темпов строительства защитных сооружений гражданской обороны насущным потребностям города, снижение запаса средств индивидуальной радиационной, химической и биологической защиты, а также приборов радиационной и химической разведки, дозиметрического контроля, неурегулированность вопросов обучения по гражданской обороне неработающего населения обусловили принятие Закона города Москвы от 31 марта 2004 года N 19 "О Комплексной городской целевой программе развития гражданской обороны города Москвы на 2004- 2008 годы". Законом утвержден комплекс мероприятий, направленных на обеспечение надежной защиты населения и территории города, стабильного функционирования экономики города в экстремальных условиях. Значительное место в программе отведено вопросам инженерной защиты москвичей, таким как создание единого порядка содержания, эксплуатации и использования защитных сооружений независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, а также разработке новых и приведению действующих нормативов в соответствие с современными требованиями.

Важнейшей составляющей обеспечения безопасности населения является пожарная безопасность. Ежегодно в Москве происходят тысячи пожаров, прямой ущерб от которых составляет миллионы рублей. Анализ сложившейся в середине 90-х годов ситуации свидетельствовал о том, что с изменением социально-экономической обстановки организационно-правовой механизм обеспечения пожарной безопасности в городе оказался неэффективным. Недофинансирование этой важнейшей составляющей общественной безопасности обусловило отставание материально-технической базы противопожарной службы от темпов развития города.

Принятый Думой Закон города Москвы от 18 декабря 1996 года N 34 "О пожарной безопасности" установил дополнительные источники финансирования Государственной противопожарной службы, которые позволили получить необходимые средства для обеспечения пожарной безопасности города и нормальной деятельности противопожарной службы. Законом были предусмотрены усиление ответственности за правонарушения в области пожарной безопасности, а также привлечение к ответственности не только физических, но и юридических лиц.

Новый Закон города Москвы от 12 марта 2008 года N 13 "О пожарной безопасности в городе Москве" установил численность личного состава подразделений Государственной противопожарной службы в городе Москве с учетом технико-экономического уровня развития территориальных единиц города и других его особенностей в зависимости от пожарной опасности объектов, находящихся на территории города Москвы, из расчета не менее одной единицы личного состава, участвующего в тушении пожаров, на каждые 650 человек населения. Законодательный акт регулирует вопросы деятельности частной и добровольной пожарной охраны в городе, устанавливает виды гарантий социальной защиты пожарных, а также регламентирует полномочия Правительства Москвы и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности.

Урбанизация Москвы, увеличение численности населения и повышение нагрузки на городскую инфраструктуру - факторы, увеличивающие техногенные риски в черте города. Закон города Москвы от 12 марта 2008 года N 12 "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей города Москвы" установил виды аварийно-спасательных работ, права и задачи аварийно-спасательных служб и формирований. Согласно документу в состав аварийно-спасательных служб входят аварийно-спасательные, пожарно-спасательные, поисково-спасательные формирования, обеспечивающие решение стоящих перед аварийно-спасательными службами задач.

Руководство деятельностью аварийно-спасательных служб и формирований осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, в ведомственной подчиненности которых находятся соответствующие аварийно-спасательные службы и формирования, а также создавшие их организации и общественные объединения.