Недействующий

     

ЗАКОН

ГОРОДА МОСКВЫ

от 18 декабря 1996 года N 34


О пожарной безопасности

(с изменениями на 21 мая 2003 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 6 апреля 2008 года
на основании закона Москвы
от 12 марта 2008 года N 13

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Москвы от 21 февраля 2001 года N 6 (Тверская, 13, N 15, 11-17.04.2001);

Законом Москвы от 21 мая 2003 года N 31 (Тверская, 13, N 76-77, 26.06.03).

____________________________________________________________________


Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и Уставом города Москвы регулирует правоотношения в области обеспечения пожарной безопасности в городе Москве.

Глава I. Общие положения

     

     

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В целях настоящего Закона применяются следующие понятия:

объект - недвижимое и движимое имущество, в отношении которого устанавливаются требования пожарной безопасности;

опасные факторы пожара - пламя и искры, повышенная температура окружающей среды, дым, токсичные продукты горения и термического разложения, пониженная концентрация кислорода;

пожароугрожаемое состояние - состояние объекта, при котором вследствие невыполнения установленных требований пожарной безопасности создаются условия и реальная возможность возникновения пожара и угроза безопасному пребыванию людей.

     

Статья 2. Правовая основа настоящего Закона

Правовой основой обеспечения пожарной безопасности города Москвы являются Конституция Российской Федерации, федеральные законодательные и иные нормативные правовые акты, Устав города Москвы, настоящий Закон, законодательные и иные нормативные правовые акты города Москвы, нормативные акты Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (абзац в редакции, введенной в действие с 7 июля 2003 года Законом Москвы от 21 мая 2003 года N 31, - см. предыдущую редакцию).


Нормативные правовые акты в области пожарной безопасности, принимаемые органами власти города Москвы, не могут противоречить настоящему Закону.

     

     

Глава II. Пожарная охрана

     

     

Статья 3. Виды пожарной охраны в городе Москве

Организацию предупреждения и тушение пожаров в городе Москве осуществляют:

- Государственная противопожарная служба;

- ведомственная пожарная охрана;

- добровольная пожарная охрана и противопожарные формирования.

В целях решения задач в области пожарной безопасности, защиты прав и законных интересов личного состава пожарной охраны в Москве действуют общественные объединения пожарной охраны.

Выполнение задач, не связанных с предупреждением и тушением пожаров, может быть возложено на пожарную охрану только законодательством в области пожарной безопасности.

     

Статья 4. Государственная противопожарная служба

Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны в городе Москве.

Городской орган управления Государственной противопожарной службы входит в систему Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы и руководит деятельностью подчиненных подразделений и предприятий Государственной противопожарной службы (абзац в редакции, введенной в действие с 7 июля 2003 года Законом Москвы от 21 мая 2003 года N 31, - см. предыдущую редакцию).

Предприятия могут заключать с Государственной противопожарной службой договоры о создании объектовых подразделений пожарной охраны. Создание объектовых подразделений пожарной охраны для отдельных категорий предприятий осуществляется в обязательном порядке. Перечень таких предприятий утверждается Правительством Российской Федерации.

Правительство Москвы заключает с Государственной противопожарной службой договоры о создании и содержании за счет бюджета города Москвы дополнительных подразделений по охране города, численность которых определяется из расчета не менее одного сотрудника Государственной противопожарной службы на шестьсот пятьдесят человек населения города.

При территориальном органе управления Государственной противопожарной службы учреждаются внештатные инспектора по пожарному надзору, которые оказывают содействие Государственной противопожарной службе в осуществлении контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на предприятиях и территории города. Порядок зачисления во внештатные инспектора, их права, обязанности, другие вопросы, связанные с осуществлением контроля за соблюдением требований пожарной безопасности, определяются Положением о внештатных инспекторах, утверждаемом Правительством Москвы.

Правительство Москвы и руководители предприятий контролируют деятельность подразделений Государственной противопожарной службы, действующих на договорной основе, в пределах, установленных договором.

Статья 5. Гарантии правовой и социальной защиты личного
состава Государственной противопожарной службы


Гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы устанавливаются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

Органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления в городе Москве в пределах своей компетенции вправе устанавливать дополнительные гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы.

Сотрудники Государственной противопожарной службы в целях защиты своих профессиональных, социально-экономических и иных прав и интересов вправе объединяться или вступать в профессиональные союзы (ассоциации).

(Статья в редакции, введенной в действие с 7 июля 2003 года Законом Москвы от 21 мая 2003 года N 31, - см. предыдущую редакцию)

     

Статья 6. Полномочия Государственной противопожарной службы

Государственная противопожарная служба:

- разрабатывает и вносит в Правительство Москвы для утверждения нормативные документы по пожарной безопасности, а также самостоятельно устанавливает дополнительные требования пожарной безопасности, не снижающие требований, установленных федеральными нормативными документами, в соответствии со спецификой Москвы;

- устанавливает территориальный перечень работ и услуг в области пожарной безопасности;

- вносит в Правительство Москвы и управы районов города предложения о выполнении мер пожарной безопасности (абзац в редакции, введенной в действие с 7 июля 2003 года Законом Москвы от 21 мая 2003 года N 31, - см. предыдущую редакцию);

- вносит, по согласованию с Правительством Москвы, предложения по расширению перечня пожарно-технической продукции;

- получает от должностных лиц и граждан необходимые объяснения, справки, документы по вопросам обеспечения пожарной безопасности и копии с них;

- использует при тушении пожаров на безвозмездной основе средства связи, транспорт и оборудование предприятий;

- принимает необходимые меры по спасению жизни людей и материальных ценностей при тушении пожаров, в том числе проникает в места распространения (возможного распространения) пожаров;

- ограничивает или запрещает доступ граждан к местам пожаров, а также движение транспорта и пешеходов на прилегающих к местам пожаров территориях.

Государственная противопожарная служба обязана в полном объеме выполнять функции, возложенные на нее законодательством Российской Федерации и города Москвы, ведомственными нормативными актами, в том числе:

- соблюдать законодательство Российской Федерации и города Москвы;

- своевременно реагировать на сообщения о нарушениях требований пожарной безопасности и принимать адекватные меры по устранению имеющихся нарушений;

- предотвращать причинение ущерба, связанного с действиями по тушению пожаров;

- принимать меры по комплектованию штатов личным составом;

- предоставлять личному составу в полном объеме социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами.

Иные права и обязанности Государственной противопожарной службы устанавливаются законодательными и нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации и города Москвы.

     

Статья 7. Ведомственная и добровольная пожарная охрана,
противопожарные формирования

Правительство Москвы, предприятия и организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной и добровольной пожарной охраны. Финансирование ведомственной и добровольной пожарной охраны осуществляется за счет средств соответствующих ведомств, бюджета города (абзац в редакции, введенной в действие с 7 июля 2003 года Законом Москвы от 21 мая 2003 года N 31, - см. предыдущую редакцию).

Абзац исключен с 7 июля 2003 года - Закон Москвы от 21 мая 2003 года N 31 - см. предыдущую редакцию.

Подразделения ведомственной и добровольной пожарной охраны создаются на основании лицензий, выдаваемых городским органом управления Государственной противопожарной службы.

Порядок регистрации добровольных пожарных, создания подразделений ведомственной и добровольной пожарной охраны, подготовки личного состава и организации службы устанавливает Государственная противопожарная служба.

На предприятиях могут создаваться противопожарные формирования в виде пожарно-технических комиссий, пожарных дружин, пожарных команд, а в школах города и детских спортивно-оздоровительных лагерях - дружины (команды) юных пожарных. Положения о противопожарных формированиях утверждаются Государственной противопожарной службой. Противопожарные формирования не относятся к добровольной пожарной охране.

Наряду с коллективными формами участия в деятельности по предотвращению пожаров отдельные граждане могут в индивидуальном порядке осуществлять общественный контроль за соблюдением требований пожарной безопасности.

     

Статья 8. Объединения пожарной охраны

В целях содействия деятельности Государственной противопожарной службы по обеспечению пожарной безопасности создаются общественные объединения (организации) пожарной охраны, осуществляющие свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Московская городская организация Всероссийского добровольного пожарного общества организует и проводит обучение населения мерам пожарной безопасности, пропаганду пожарно-технических знаний, конкурсы на противопожарную тематику (художественные, литературные и иные), осуществляет материально-техническое обеспечение пожарной охраны.

Глава III. Обеспечение пожарной безопасности

     

Статья 9. Обеспечение пожарной безопасности

1. Обеспечение пожарной безопасности на предприятиях, в учреждениях, иных организациях является непосредственной обязанностью их руководителей, уполномоченных должностных лиц, что должно быть отражено в должностных инструкциях, разрешениях (лицензиях), дающих право заниматься определенными видами деятельности, и, при необходимости, в трудовых договорах (часть в редакции, введенной в действие с 7 июля 2003 года Законом Москвы от 21 мая 2003 года N 31, - см. предыдущую редакцию).

2. Обеспечение пожарной безопасности возлагается на:

а) руководителей организаций или уполномоченных ими лиц, если иное не предусмотрено соответствующим договором (контрактом). Возложение ответственности за обеспечение пожарной безопасности на уполномоченных лиц не снимает такой ответственности с самих руководителей;

б) заказчиков, застройщиков, проектные и строительные организации при проектировании и застройке территории города, строительстве, расширении, реконструкции и техническом переоснащении объектов;

в) собственников, арендаторов и нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилого фонда, жилищно-строительных кооперативов и кондоминиумов.

3. Обязанности сторон по обеспечению пожарной безопасности арендуемых помещений и иного имущества отражаются как одно из условий в договоре аренды.

     

Статья 10. Принципы пожарной безопасности

Пожарная безопасность в Москве обеспечивается за счет:

- соблюдения требований пожарной безопасности на всей территории Москвы;

- контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и оперативного реагирования на их нарушения;

- координации деятельности органов власти и Государственной противопожарной службы;

- совершенствования форм и методов борьбы за жизнь и здоровье людей, оказавшихся в зоне пожара, а также сохранность имущества;

- совершенствования структуры Государственной противопожарной службы в целях повышения эффективности ее деятельности;

- укрепления и развития материально-технической базы пожарной охраны;

- совершенствования средств тушения пожара и спасения людей;

- проведения противопожарной пропаганды и обучения населения правилам применения средств тушения пожаров.

     

Статья 11. Основные полномочия органов власти города Москвы по
обеспечению пожарной безопасности

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»