ЗАКОН

ГОРОДА МОСКВЫ

от 12 марта 2008 года N 12

Об аварийно-спасательных службах и
статусе спасателей города Москвы

(с изменениями на 8 мая 2024 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом города Москвы от 27 июня 2012 года N 26 (Тверская, 13, N 79, 03.07.2012);

Законом города Москвы от 30 апреля 2014 года N 20 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 19.05.2014);

Законом города Москвы от 9 сентября 2015 года N 49 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 21.09.2015);

Законом города Москвы от 10 ноября 2021 года N 30 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 16.11.2021);

Законом города Москвы от 14 декабря 2022 года N 35 (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 20.12.2022);

Законом города Москвы от 8 мая 2024 года N 15 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 08.05.2024).

____________________________________________________________________



Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с созданием и деятельностью аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований города Москвы (далее - аварийно-спасательные службы и формирования), а также устанавливает правовое положение спасателей города Москвы, других лиц, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и членов их семей.

Статья 1. Основные понятия


В настоящем Законе используются понятия, определенные в Федеральном законе от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", а также следующие основные понятия:

1) спасатель города Москвы (далее - спасатель) - гражданин, прошедший соответствующую подготовку, аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ и состоящий в штате аварийно-спасательной службы или формирования;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2022 года Законом города Москвы от 14 декабря 2022 года N 35. - См. предыдущую редакцию)

2) резервист - гражданин, не состоящий в штате аварийно-спасательной службы или формирования, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности аварийно-спасательных служб и формирований.

Статья 2. Правовые основы создания и деятельности
 аварийно-спасательных служб и формирований,
 деятельности спасателей


Правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб и формирований, деятельности спасателей на территории города Москвы составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав города Москвы, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты города Москвы.

(Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2012 года Законом города Москвы от 27 июня 2012 года N 26; в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 30 апреля 2014 года N 20; в редакции, введенной в действие Законом города Москвы от 8 мая 2024 года N 15. - См. предыдущую редакцию)

Статья 3. Виды аварийно-спасательных работ,
проводимых на территории города Москвы

1. На территории города Москвы проводятся следующие виды аварийно-спасательных работ:

1) поисково-спасательные (в том числе по организации поиска и спасания пострадавших на водных объектах, а также в дорожно-транспортных происшествиях);

2) горноспасательные;

3) газоспасательные;

4) связанные с тушением пожаров;

5) по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2022 года Законом города Москвы от 14 декабря 2022 года N 35. - См. предыдущую редакцию)

2. Перечень аварийно-спасательных работ может быть дополнен в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 4. Задачи аварийно-спасательных
служб и формирований

1. На аварийно-спасательные службы и формирования возлагаются задачи, определенные федеральным законодательством.

2. Полный перечень задач, возлагаемых на конкретные аварийно-спасательные службы и формирования, закрепляется в положениях (уставах) указанных служб и формирований.

Статья 5. Права аварийно-спасательных
служб и формирований

1. Аварийно-спасательные службы и формирования имеют право:

1) обследовать с соблюдением федерального законодательства обслуживаемые объекты и территории в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций;

2) вносить предложения по улучшению противоаварийного состояния обслуживаемых объектов и территорий и устранению выявленных нарушений требований безопасности;

3) использовать на договорной основе средства связи, транспорта и другие материально-технические ресурсы организаций независимо от их организационно-правовых форм (далее - организации) для спасения людей, выполнения аварийно-спасательных работ или доставки в зоны чрезвычайных ситуаций личного состава, специального оборудования и грузов;

4) получать в установленном федеральным законодательством порядке от органов государственной власти города Москвы, органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, руководителей организаций полную и достоверную информацию, необходимую для выполнения возложенных задач;

5) принимать участие в работе комиссий по расследованию причин возникновения чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях;

6) при следовании к месту проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций - на беспрепятственный проезд, первоочередное обеспечение горюче-смазочными материалами на аэродромах, автозаправочных станциях, в речных портах, а также на первоочередное проведение ремонтных работ на станциях технического обслуживания, аэродромах, в речных портах независимо от форм их собственности;

7) на возмещение расходов на ликвидацию чрезвычайных ситуаций в соответствии с договорами на обслуживание организаций или из финансовых средств, выделенных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций;

8) осуществлять иную деятельность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и нормативными правовыми актами органов исполнительной власти города Москвы.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 30 апреля 2014 года N 20. - См. предыдущую редакцию)

2. Транспортные средства профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, используемые для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан, оборудуются устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов при наличии специальных цветографических схем на наружной поверхности указанных транспортных средств в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

(Часть в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2022 года Законом города Москвы от 14 декабря 2022 года N 35. - См. предыдущую редакцию)



Статья 6. Виды аварийно-спасательных
служб и формирований

1. Аварийно-спасательные службы и формирования подразделяются на следующие виды:

1) профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования;

2) нештатные аварийно-спасательные формирования;

3) общественные аварийно-спасательные формирования.

2. Профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования включают в себя:

1) городские аварийно-спасательные службы и формирования, которые создаются решением Правительства Москвы по представлению уполномоченных Правительством Москвы органов исполнительной власти города Москвы (далее - уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы);

(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 30 апреля 2014 года N 20. - См. предыдущую редакцию)

2) аварийно-спасательные службы и формирования организаций, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых федеральным законодательством и настоящим Законом предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб и формирований, которые создаются руководителями организаций по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2022 года Законом города Москвы от 14 декабря 2022 года N 35. - См. предыдущую редакцию)

3) пункт дополнительно включен с 1 июля 2012 года Законом города Москвы от 27 июня 2012 года N 26; утратил силу - Закон города Москвы от 8 мая 2024 года N 15, - см. предыдущую редакцию.

3. Часть утратила силу с 31 декабря 2022 года - Закон города Москвы от 14 декабря 2022 года N 35. - См. предыдущую редакцию.

4. Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются на территории города Москвы организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено федеральным законодательством, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

5. Общественные аварийно-спасательные формирования создаются на территории города Москвы общественными объединениями, уставными задачами которых является участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

6. Порядок создания и функционирования городских аварийно-спасательных служб и формирований определяется Правительством Москвы.

7. Часть дополнительно включена с 1 июля 2012 года Законом города Москвы от 27 июня 2012 года N 26; утратила силу - Закон города Москвы от 8 мая 2024 года N 15. - См. предыдущую редакцию.

Статья 7. Сфера деятельности аварийно-спасательных
 служб и формирований

1. Обязательному обслуживанию аварийно-спасательными службами и формированиями подлежат расположенные на территории города Москвы:

1) объекты, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные вещества и не содержащие ядерных материалов радиоактивные отходы, пожароопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации;

2) иные объекты в соответствии с федеральным законодательством.

2. Организации, эксплуатирующие объекты, указанные в части 1 настоящей статьи, создают аварийно-спасательные службы и формирования либо заключают договоры на обслуживание таких объектов с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями.

3. Перечень объектов, расположенных на территории города Москвы, подлежащих обязательному обслуживанию городскими аварийно-спасательными службами и формированиями, утверждается Правительством Москвы.

Статья 8. Руководство деятельностью
аварийно-спасательных служб и формирований


Руководство деятельностью аварийно-спасательных служб и формирований осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы, в ведомственной подчиненности которых находятся соответствующие аварийно-спасательные службы и формирования, а также создавшие их организации и общественные объединения в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы.

(Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2012 года Законом города Москвы от 27 июня 2012 года N 26; в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 30 апреля 2014 года N 20; в редакции, введенной в действие Законом города Москвы от 8 мая 2024 года N 15. - См. предыдущую редакцию)

Статья 9. Состав и структура аварийно-спасательных
служб и формирований

1. Состав и структуру аварийно-спасательных служб и формирований определяют уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы, в ведомственной подчиненности которых находятся соответствующие аварийно-спасательные службы и формирования, а также организации и общественные объединения, осуществляющие деятельность на территории города Москвы и создающие аварийно-спасательные службы и формирования, исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также требований федерального законодательства и нормативных правовых актов города Москвы.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2012 года Законом города Москвы от 27 июня 2012 года N 26; в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 30 апреля 2014 года N 20; в редакции, введенной в действие Законом города Москвы от 8 мая 2024 года N 15. - См. предыдущую редакцию)

2. В состав аварийно-спасательных служб входят аварийно-спасательные, поисково-спасательные и иные формирования, обеспечивающие решение стоящих перед аварийно-спасательными службами задач. В состав аварийно-спасательных служб могут входить образовательные учреждения по подготовке спасателей, учреждения по подготовке поисковых собак.

(Часть в редакции, введенной в действие со 2 октября 2015 года Законом города Москвы от 9 сентября 2015 года N 49. - См. предыдущую редакцию)

Статья 10. Регистрация аварийно-спасательных
 служб и формирований

1. Аварийно-спасательные службы и формирования подлежат обязательной регистрации в порядке, установленном федеральным законодательством.

(Часть в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2022 года Законом города Москвы от 14 декабря 2022 года N 35. - См. предыдущую редакцию)

2. Часть утратила силу с 31 декабря 2022 года - Закон города Москвы от 14 декабря 2022 года N 35. - См. предыдущую редакцию.

3. Часть утратила силу с 31 декабря 2022 года - Закон города Москвы от 14 декабря 2022 года N 35. - См. предыдущую редакцию.

Статья 11. Аттестация спасателей, аварийно-спасательных
 служб и формирований

1. Организация работы по аттестации спасателей, аварийно-спасательных служб и формирований возлагается на комиссию по аттестации поисково-спасательных формирований и спасателей на территории города Москвы, которая организует свою работу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Аварийно-спасательные службы и формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, не допускаются к обслуживанию организаций по договору и не привлекаются к проведению аварийно-спасательных работ.

Статья 12. Комплектование аварийно-спасательных
 служб и формирований

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»