Действующий

О докладе Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы"

5.1. Основы пользования жилыми помещениями


Основные принципы реализации и защиты конституционного права жителей города Москвы на жилище закреплены в Законе города Москвы от 11 марта 1998 года N 6 "Основы жилищной политики города Москвы". Законодательный акт установил обязанности и ответственность лиц за сохранность жилищного фонда, порядок и условия предоставления, приобретения и использования жилого помещения, норму предоставления жилья, различные формы улучшения жилищных условий москвичей (в том числе предоставление бесплатного жилья для малоимущих граждан по договору социального найма), порядок оплаты жилого помещения (в том числе предоставление компенсаций (субсидий) малообеспеченным гражданам), а также порядок управления жилищным фондом.

Изменения федерального законодательства способствовали внесению изменений в действующую редакцию Закона. Так, например, введена норма о предоставлении жилья в порядке очередности, исходя из времени принятия граждан на учет (кроме граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений вне очереди).

Расширяя возможности для приобретения жилья трудоспособным населением и создавая благоприятные условия для функционирования рыночных механизмов кредитования граждан при покупке жилья, Правительство Москвы приняло постановление от 11 августа 1998 года N 625 "О Концепции развития ипотечного жилищного кредитования в г. Москве", которым утвержден план мероприятий по Московской ипотечной программе.

Законодательное обеспечение развития ипотечного кредитования в Москве установил Закон города Москвы от 31 марта 1999 года N 11 "Об организационном и финансовом обеспечении внедрения системы ипотечного жилищного кредитования в городе Москве". Принятый законодательный акт определил участников и источники финансирования системы ипотечного кредитования (заемные и собственные средства Московского ипотечного агентства, средства кредитных учреждений и иных юридических и физических лиц). Организатором и координатором системы ипотечного жилищного кредитования в столице стало Московское ипотечное агентство. Закон установил порядок образования, функционирования и развития в городе системы ипотечного жилищного кредитования, строящийся на договорных отношениях и основанный на кредитовании под залог жилых помещений.

Учитывая накопленный опыт приобретения жилья с рассрочкой платежа, в действующую редакцию Закона в дальнейшем были внесены изменения, которые устранили имеющиеся недостатки "московской ипотеки".

В целях увеличения доступности ипотечного жилищного кредитования для москвичей Правительство Москвы приняло Программу развития ипотечного жилищного кредитования в городе Москве на 2006-2008 годы (постановление Правительства Москвы от 8 ноября 2005 года N 881-ПП "О мерах по развитию ипотечного жилищного кредитования в городе Москве"). Источниками финансирования Программы определены бюджетные (51100 млн.рублей) и внебюджетные (21300 млн. рублей) средства. Программа предусматривает снижение первоначального и ежемесячных платежей заемщика по возврату кредита в пересчете на эквивалентную банковскую ставку до 4-7% годовых и стимулирование развития рынка жилищного ипотечного кредитования в городе Москве.

Ежегодно в столице строится более 4,5 млн.кв.метров жилья, из них свыше 40% направляется для решения общегородских социальных программ, поскольку далеко не все жители столицы могут улучшить жилищные условия путем покупки жилья даже с рассрочкой платежа. Начиная с 1999 года в условиях острого дефицита жилой площади, находящейся в собственности города, Дума принимала нормативные акты, устанавливающие приоритетные категории москвичей, нуждающихся в предоставлении в пользование или приобретении в собственность с помощью города жилых помещений (в частности постановление Московской городской Думы от 1 декабря 1999 года N 129 "О приоритетах предоставления в пользование или приобретения в собственность с помощью города жилых помещений в 2001 году"). Приоритеты на 2002-2003 годы получили законодательное обеспечение в Законе города Москвы от 23 января 2002 года N 2 "О приоритетах предоставления в пользование или приобретения в собственность с помощью города жилых помещений в 2002-2003 годах". Принятый законодательный акт установил порядок распределения и предоставления жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, размер безвозмездных субсидий, кредитов на строительство или приобретение жилых помещений. В Законе определены категории москвичей, которым город предоставляет жилое помещение вне очереди, с учетом льгот по предоставлению жилья и в порядке установленной очередности.

Анализ реализации жилой площади, направленной для обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2001-2002 годах, показал, что почти 50% площади предоставлялось семьям, состоявшим на учете пять лет и менее. Таким образом, в рамках исполнения приоритетов предыдущих годов учитывались не все категории граждан, льготы для которых предусмотрены федеральным законодательством, а срок обеспечения жильем граждан, не имеющих льгот, превысил 20 лет. В целях устранения диспропорции в обеспечении жильем граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и сокращения сроков ожидания предоставления жилья принят Закон города Москвы от 26 мая 2004 года N 31 "О приоритетах в предоставлении жилых помещений и безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилых помещений в 2004 году", благодаря которому городские ресурсы были сконцентрированы на семьях-очередниках ранних лет постановки на учет. Исполнение принятого Закона позволило обеспечить жильем в 2004 году свыше 8,7 тыс. семей-очередников, в том числе 1,1 тыс. за счет использования безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья.

Приватизация жилых помещений, начавшаяся в 1991 году, способствовала формированию рынка жилья в Москве и увеличению доли собственников жилья в общей структуре жилищного фонда до 69,2%. В 2006 году частный жилищный фонд составил 142,2 млн. кв. метров и увеличился по сравнению с началом приватизации в 9,2 раза. Однако некоторые граждане, не осознававшие социально-экономических последствий приватизации, стали обращаться в суды с исками о признании недействительными договоров передачи жилья в собственность, а суды в большинстве случаев отказывали в подобных исках. Закон города Москвы от 6 ноября 2002 года N 60 "О передаче в собственность города Москвы приватизированных жилых помещений" позволил гражданам без суда передавать приватизированные жилые помещения в собственность города или муниципального образования с последующим заключением договора социального найма занимаемого жилого помещения и решить правовую коллизию, сложившуюся по этому вопросу.

Жилищный кодекс Российской Федерации внес существенные изменения в порядок обеспечения граждан жилыми помещениями, что потребовало корректировки действующего законодательства города Москвы.

В частности, в соответствии с новым Жилищным кодексом Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления предоставляют жилые помещения по договорам социального найма только малоимущим гражданам. Порядок признания граждан малоимущими утверждается законом субъекта Российской Федерации.

Определение малоимущих граждан для столицы дал Закон города Москвы от 25 января 2006 года N 7 "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях". Принятый законодательный акт содержит основания признания москвичей малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда города Москвы.

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации были внесены изменения в установленный порядок обеспечения жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений. Закон города Москвы от 31 мая 2006 года N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве" установил основания для освобождения жилых помещений, определил сумму возмещения (компенсации) либо выкупную цену собственникам за освобождение жилого помещения (жилого дома) и переселение, а также гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования. Закон содержит нормы о последствиях признания многоквартирного жилого дома аварийным и порядке предоставления жилого помещения в связи с проведением капитального ремонта или реконструкции жилого дома.

Закон подтвердил право москвичей на сохранение района проживания при переселении (за исключением Центрального и Зеленоградского административных округов города Москвы, где переселение осуществляется в границах этих округов, и тех случаев, когда вместо одной квартиры предоставляются две и более. В этом случае в прежнем районе проживания можно будет получить только одну квартиру).

В дальнейшем в действующую редакцию Закона были внесены изменения, касающиеся предоставления жилых помещений гражданам, подлежащим неотложному отселению из жилых помещений, признанных в установленном порядке аварийными.

Новый порядок ведения жилищного учета граждан для постановки на очередь в целях улучшения жилищных условий утвержден в Законе города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения". Принятый законодательный акт устанавливает условия признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма или безвозмездного пользования, различные способы приобретения жилья (в том числе с помощью города), а также перечни стандартов, которым должны соответствовать благоустроенные жилые помещения в городе Москве, и правовых актов, дающих гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, право на дополнительную площадь по состоянию здоровья.

В приложение 3 к Закону было внесено изменение в части уточнения размеров безвозмездных субсидий для москвичей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в зависимости от количества полных лет, прошедших после постановки на учет.

Одним из условий обеспечения установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на жилище являются правильная эксплуатация, сохранность и своевременный ремонт (капитальный и текущий) жилищного фонда, поддержание жилых домов и инженерного оборудования в исправном состоянии, соблюдение чистоты и порядка в домах, подъездах, квартирах и на придомовой территории. Закон города Москвы от 20 декабря 1995 года N 26 "О контроле за соблюдением нормативов Москвы по эксплуатации жилищного фонда" позволил повысить ответственность собственников и нанимателей за состоянием жилищного фонда.

В действующую редакцию Закона вносились изменения. Так, Закон города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" внес изменения в название, статьи 2 и 3 Закона, а также исключил из него отдельные статьи.