Существенное изменение структуры тепловых и электрических нагрузок в г.Москве привело к росту пиковых нагрузок и необходимости ограничения потребителей при сильных похолоданиях. В последние годы разрыв между потребностью в период максимума электрических нагрузок и возможностью энергосистемы достигал 2 тыс.МВт. Этот разрыв может быть ликвидирован за счет ввода в эксплуатацию новых генерирующих мощностей и дополнительной реализации целенаправленных мер по энергосбережению. За счет снижения и сглаживания (выравнивания) уровня энергопотребления потенциально можно сократить максимум нагрузки на величину 2,5-3 тыс.МВт, что соизмеримо с реализацией Плана строительства и реконструкции генерирующих мощностей в Московской энергосистеме на 2006-2010 годы. Оптимальное соотношение развития генерирующих мощностей и энергосбережения является наиболее адекватным способом дальнейшего развития экономики города Москвы в условиях дефицита газового топлива.
Городская целевая программа "Энергосбережение в городе Москве на 2009-2011 годы и на перспективу до 2020 года" (далее - Программа) разработана на основании Концепции городской целевой программы "Энергосбережение в городе Москве на 2009-2013 годы и на перспективу до 2020 года", одобренной постановлением Правительства Москвы от 11 декабря 2007 года N 1078-ПП.
Программа полностью удовлетворяет требованиям Указа Президента Российской Федерации от 04.06.2008 N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики", требованиям Федерального закона Российской Федерации от 03.04.96 N 28-ФЗ "Об энергосбережении", Закона города Москвы от 05.07.2006 N 35 "Об энергосбережении в городе Москве", постановления Правительства Москвы от 17.01.2006 N 33-ПП "О порядке разработки, утверждения, финансирования и контроля за ходом реализации городских целевых программ в городе Москве".
В Москве были утверждены и реализованы 3 программы по энергосбережению. Первая программа осуществлялась в период 1999-2001 годов, в период упадка промышленности, когда основными потребителями энергии были комплекс жилищно-коммунального хозяйства, транспорт, торговля и офисные помещения. Целью данной программы было проведение научно-исследовательских разработок - отобранные проекты не носили программного характера и не затрагивали массовых потребителей энергетических ресурсов. Программа являлась планом выполнения конкретных мероприятий на объектах городской инфраструктуры.
Городская программа по энергосбережению на 2001-2003 годы, утвержденная постановлением Правительства Москвы от 9 октября 2001 года N 912-ПП, была значительно расширена. В поле ее влияния входили уже отрасли городского хозяйства Москвы: топливно-энергетическое хозяйство (гос. сектор), ОАО "Мосэнерго", жилищно-коммунальное хозяйство, строительный комплекс, промышленность, транспорт, социальная сфера. Программой было предусмотрено выполнение конкретных мероприятий в организациях городского хозяйства, вместе с тем программа не охватывала процессом энергосбережения многие важные направления. Управление программой сводилось к отчетам о выполнении конкретных действий, установленных программой.
Программа энергосбережения в городе Москве на 2004-2008 годы и на перспективу до 2010 года, одобренная постановлением Правительства Москвы от 28 сентября 2004 года N 672-ПП уже декларировала комплексный подход к решению задач по энергосбережению. Финансирование программы планировалось как за счет бюджета, так и за счет привлекаемых средств. Программа была разработана на основании программ предприятий и охватывала не всех потребителей. Из перечисленных мероприятий программы - механизмы финансово-экономического регулирования были представлены не в полной мере. Управление программой строилось исключительно на выполнении плановых задач, но не на решение проблем в целом. В 2004-2007 годах плановые задания по экономии топлива выполнялись на 64-89%.
Вместе с тем были достигнуты определенные результаты: удельный расход тепла на отопление жилых и общественных зданий интенсивно снижался в период с 1995 по 2000 год. В последующие годы затем его снижение стало стабильным, темп снижения удельного потребления тепла на отопления зданий стал соответствовать международным показателям (0,8-1,0% в год). Установка приборов учета горячей и холодной воды привела к снижению ее расхода у населения.
________________
В соответствии с постановлением Правительства Москвы N 77-ПП от 10.02.2004.
Определенную позитивную роль в этом направлении сыграло и принятие Правительством Москвы 02.12.2003 постановления N 999-ПП "О Концепции внедрения энергоэффективных технологий в городское хозяйство".
Общими недостатками всех предшествующих программ является то, что они не содержали способов решения ключевой проблемы - организационно-правовых и экономических механизмов энергосбережения. В программах не закладывалась система нормативных правовых актов, определяющих общую структуру управления энергосбережением в городе, обязательные требования к эффективности использования энергетически ресурсов на территории города и меры ответственности за такие нарушение, экономические и финансовые механизмы стимулирования энергосбережения.
Поэтому при разработке настоящей Программы учитывался как положительный опыт, так и недостатки предыдущих программ энергосбережения в городе Москве. В рамках Программы применен комплексный подход, позволяющий охватить процессом энергосбережения все сферы экономики города, для этого в Программе выделяются три базовых направления: производство энергоресурсов, транспорт энергии и потребление, отдельным направлением выделено сокращение потребляемой мощности.
Принципиальными отличиями Программы является наличие подпрограмм: "Развитие нормативно-правовой базы энергосбережения", "Сокращение потребляемой электрической мощности", "Пропаганда энергосбережения в г.Москве", разделов: "Тарифное стимулирование энергосбережения", "Механизм перераспределения присоединенной мощности на территории Москвы".