Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 декабря 2007 года N 1078-ПП

О Концепции городской целевой программы
"Энергосбережение в городе Москве на 2009-2013 годы
и на перспективу до 2020 года"
и о первоочередных
мероприятиях на 2008 год *О)

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 6 декабря 2011 года N 583-ПП
____________________________________________________________________

Энергосбережение является одним из наиболее актуальных вопросов в столице. Москва - крупнейший потребитель топливно-энергетических ресурсов в России, располагающий значительным потенциалом энергосбережения, который реализуется посредством выполнения комплекса программных энергосберегающих мероприятий.

Действующая Городская целевая программа по энергосбережению на 2004-2008 годы и на перспективу до 2010 года, одобренная постановлением Правительства Москвы от 28 сентября 2004 года N 672-ПП, подходит к завершению. Показатели энергосбережения требуют актуализации в соответствии с новыми задачами.

Требуется создание новых экономических и организационных условий для эффективного использования энергоресурсов при гарантированном энергообеспечении и энергетической безопасности города и одновременном снижении негативного воздействия на окружающую природную среду.

В целях повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в городе Москве Правительство Москвы

постановляет:

1. Одобрить:

1.1. Концепцию городской целевой программы "Энергосбережение в городе Москве на 2009-2013 годы и на перспективу до 2020 года" (далее - Концепция) согласно приложению 1 к настоящему постановлению.

1.2. Первоочередные мероприятия по энергосбережению в городе Москве на 2008 год (приложение 2).

2. Утвердить Задание по экономии энергоресурсов и снижению электрической мощности в городе Москве на 2008 год (приложение 3).

3. Департаменту топливно-энергетического хозяйства города Москвы:

3.1. Выступить государственным заказчиком-координатором по разработке проекта городской целевой программы "Энергосбережение в городе Москве на 2009-2013 годы и на перспективу до 2020 года" (далее - Программа).

3.2. До 1 января 2008 года подготовить проект распорядительного документа Правительства Москвы о порядке финансирования мероприятий по энергосбережению на объектах социальной сферы в 2008 году.

3.3. Совместно с Комитетом по реформированию городского хозяйства города Москвы в I квартале 2008 года подготовить и представить руководителю Комплекса экономической политики и развития города Москвы предложения о системе управления реализацией Программы.

3.4. До 15 апреля 2008 года представить в Департамент экономической политики и развития города Москвы и Департамент финансов города Москвы прогноз обеспечения финансовыми средствами предполагаемых основных мероприятий Программы на 2009 год и среднесрочную перспективу с указанием направлений будущих расходов бюджета города Москвы на реализацию Программы.

3.5. До 1 мая 2008 года представить на рассмотрение Правительства Москвы разработанный на основе Концепции проект Программы.

4. Префектуре Северо-Западного административного округа города Москвы совместно с Департаментом топливно-энергетического хозяйства города Москвы в месячный срок без привлечения бюджетных средств разработать и утвердить территориальную модель управления энергоснабжением во взаимодействии со специализированными управляющими организациями в рамках окружной программы энергосбережения Северо-Западного административного округа города Москвы на основе внедрения механизмов экономической заинтересованности в энергосбережении при эксплуатации жилищного фонда.

5. Москомэкспертизе при рассмотрении проектной документации руководствоваться разработанными требованиями по использованию в проектах энергосберегающего электрооборудования, других энергосберегающих решений, в том числе при капитальном ремонте жилых домов и зданий социальной сферы.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Бирюкова П.П.

О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы во II квартале 2008 года.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

     

Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 11 декабря 2007 года N 1078-ПП

     

КОНЦЕПЦИЯ
городской целевой программы "Энергосбережение
в городе Москве на 2009-2013 годы и на перспективу
до 2020 года"

     

Разработчики:

Департамент топливно-энергетического
хозяйства города Москвы

ОАО "Объединение ВНИПИэнергопром"

ЗАО Инженерный центр "Энергетика города"

     

     

1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и
целей городской целевой программы "Энергосбережение
 в городе Москве на 2009-2013 годы и на перспективу до 2020 года"
приоритетным задачам социально-экономического развития
города Москвы


Городская целевая программа "Энергосбережение в городе Москве на 2009-2013 годы и на перспективу до 2020 года" (далее - Программа), разрабатывается на основании Закона города Москвы от 5 июля 2006 года N 35 "Об энергосбережении в городе Москве" и постановления Правительства Москвы от 19 декабря 2006 года N 1030-ПП "О первоочередных задачах по энергосбережению в городе Москве" с учетом накопленного опыта реализации действовавших ранее городских целевых программ по энергосбережению. Ее реализация будет осуществляться на основе выполнения отдельных подпрограмм, взаимоувязанных по целям, задачам и срокам исполнения.

В 2008 году основные усилия будут сосредоточены на первоочередных вопросах, связанных с формированием структуры эффективного управления энергосбережением в масштабах города, созданием рыночных механизмов перераспределения присоединенных мощностей и потребляемых нагрузок, организацией механизма контроля за выполнением Программы, кадровой подготовкой специалистов.

При реализации отдельных подпрограмм в 2009-2013 годах должны быть достигнуты конкретные результаты:

- экономия всех видов энергоресурсов при производстве, распределении и потреблении энергии;

- сокращение потребляемой электрической и тепловой присоединенной мощности, а также потребляемой нагрузки водо- и газоснабжения;

- развитие рынка энергосервисных услуг;

- вовлечение в процесс энергосбережения всей инфраструктуры города за счет активизации пропаганды и формирования реального механизма стимулирования энергосбережения.

2. Обоснование целесообразности повышения эффективности
 использования топливно-энергетических ресурсов в
 городе Москве программно-целевым методом


Анализ потребления топливно-энергетических ресурсов в городе Москве (приложение 1 к Концепции) показывает, что за последние 5 лет произошло существенное изменение структуры тепловых и электрических нагрузок. Наиболее значительный прирост потребления электроэнергии произошел в бытовом секторе 18%, в то время как в промышленности 11% и нежилом фонде 10,6%. Это привело к росту пиковых нагрузок и необходимости ограничения потребителей в электроэнергии при сильных похолоданиях. Даже в 2007 году при относительно теплой зиме не удалось избежать отключений. Разрыв между потребностью в период максимума электрических нагрузок и возможностью энергосистемы в последние годы достигал 2 тыс. МВт.

Этот разрыв может быть ликвидирован при вводе в эксплуатацию новых генерирующих мощностей. В то же время целенаправленные меры по сокращению потребляемой электрической энергии в масштабах города за счет энергосберегающих мероприятий могут сократить максимум нагрузки на 2,5-3 тыс. МВт (компенсация реактивной мощности, в том числе в бытовом секторе и бюджетной сфере, сокращение использования бытовых электрообогревателей в период сильных холодов при несоблюдении температурного графика системы теплоснабжения, а также использование электрообогрева в торговых и других учреждениях), что соизмеримо с реализацией Плана строительства и реконструкции генерирующих мощностей в Московской энергосистеме на 2006-2010 годы. При этом надо учитывать тот факт, что попытка покрыть возрастающую потребность в энергоресурсах только за счет строительства новых источников приведет к сверхлимитному потреблению природного газа. Дефицит газа в период его максимального потребления испытывается уже в настоящее время и покрывается за счет использования резервного топлива.

Располагаемый потенциал энергосбережения как по тепловой, так и по электрической энергии составляет 25-30%. Для его реализации и сокращения пиковых нагрузок необходимо обеспечить полномасштабные работы по всем основным направлениям. Такой процесс энергосбережения в городе можно обеспечить только программно-целевым методом, в рамках которого необходимо в течение 2008 года сформировать структуру управления, нормативно-правовую основу и финансово-экономические механизмы, способствующие развитию энергосбережения с переходом в стабильные и экономически привлекательные бизнеспроцессы, а с 2009 года приступить к реализации комплексных работ Программы.

3. Характеристика и прогноз развития процесса энергосбережения
 без использования программно-целевого метода


Анализ существующего положения в области энергосбережения показывает, что основные принципы энергосберегающей политики города, определенные статьей 4 Закона города Москвы "Об энергосбережении в городе Москве", не реализуются в полном объеме из-за отсутствия четко определенных практических механизмов проведения энергосберегающей политики и неопределенности полномочий исполнительных органов власти в части обеспечения должного контроля за осуществлением энергосберегающих проектов и мероприятий.

При дальнейшем сохранении таких тенденций неизбежен интенсивный рост генерирующих мощностей, что в конечном итоге приведет к острой нехватке природного газа - основного вида топлива на выработку энергоресурсов.

4. Возможные варианты развития процесса
энергосбережения в городе Москве


В качестве альтернативных рассматриваются два варианта развития процесса энергосбережения: инерционный и базовый.

При инерционном варианте, когда средства в энергосбережение практически не вкладываются, имеющийся потенциал энергосбережения не реализуется, в результате не снижается удельная энергоемкость ВРП. Кроме того, при этом варианте экономика ориентирована на энергоемкий путь развития, что приведет к увеличению потребления первичных топливно-энергетических ресурсов и, как следствие, к значительному росту новых энергетических мощностей и ухудшению экологической ситуации в городе Москве. Инерционный вариант противоречит энергетической стратегии России, которая предполагает снижение негативной нагрузки энергетического сектора на окружающую среду. Прогноз роста энергоресурсов, электрической мощности, а также выбросов в атмосферу продуктов сгорания и вредных веществ показан верхними линиями на диаграммах в приложениях 2 и 4 к Концепции.

Базовый вариант предусматривает рост потребления энергоресурсов с учетом реализации комплексных работ по энергосбережению в масштабах города. Объем экономии энергоресурсов, топлива и сокращение "пикового" потребления электрической мощности определялся исходя из существующего потенциала энергосбережения. Базовый вариант позволяет: обеспечить надежное энергоснабжение города при запланированных темпах социально-экономического развития, снизить негативное воздействие объектов энергоснабжения на окружающую среду, реализовать на практике государственную политику энергосбережения России. Прогноз роста энергоресурсов, электрической мощности, а также выбросов в атмосферу продуктов сгорания и вредных веществ показан нижними линиями на диаграммах в приложениях 2 и 4 к Концепции.

Реализация базового варианта энергосбережения позволит:

- в полной мере обеспечить выполнение основных направлений социально-экономического развития города Москвы;

- разработать систему показателей результативности государственной энергетической политики;

- сформировать информационно-аналитическое обеспечение системы мониторинга с использованием информационных ресурсов.

Система мониторинга базового варианта предполагает непрерывное наблюдение за фактическим положением дел в энергопотреблении и выполнением долгосрочной целевой программы энергосбережения.

Для успешной реализации целей и задач Программы планируется выполнить в 2008 году комплекс первоочередных мероприятий.

5. Предложения по целям и задачам Программы, целевым
 индикаторам и показателям, позволяющим оценить
ход реализации Программы по годам



5.1. Цели Программы


Основные цели Программы:

- повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в городе Москве;

- уменьшение негативного воздействия энергетического хозяйства на окружающую среду;

- создание рынка присоединенной мощности и нагрузки.

5.2. Задачи Программы

- сокращение расходов на оплату за энергоресурсы в бюджетной сфере;

- сокращение расхода бюджетных средств на возмещение выпадающих доходов теплоснабжающим организациям при государственном регулировании тарифов на тепловую энергию для населения;

- снижение объема потребления всех видов топливно-энергетических ресурсов до уровня, позволяющего в рамках утвержденного лимита потребления газа для Москвы обеспечить запланированный темп социально-экономического развития города;

- снижение удельных показателей потребления электрической, тепловой энергии, воды и природного газа;

- сокращение пикового потребления электрической мощности;

- определение экономических и правовых механизмов для перераспределения высвобожденных в результате энергосбережения электрических и тепловых мощностей, потребляемых нагрузок водо- и газоснабжения;

- сокращение выбросов продуктов сгорания при выработке тепловой и электрической энергии, в т.ч. выбросов вредных веществ (приложение 2 к Концепции);

- сокращение потребления энергоресурсов на собственные нужды при производстве электрической и тепловой энергии;

- сокращение потерь тепловой и электрической энергии, воды и природного газа;

- уход от практики плановых отключений потребителей в часы максимума электрических нагрузок;

- разработка комплекса нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере энерго- и ресурсосбережения.

5.3. Задачи по формированию стимулирующих факторов
энергосбережения в рамках Программы

5.3.1. Создание экономических механизмов стимулирования энергосбережения

Опыт реализации энергосберегающих мероприятий и проектов показывает, что директивное администрирование энергосбережения недостаточно для достижения значительного эффекта экономии энергоресурсов. В то же время практически незадействованными остаются методы экономического стимулирования, заключающиеся в создании благоприятных условий для развития рыночных отношений в сфере энергосервисных услуг, в появлении товаров и услуг, позволяющих получать дополнительные выгоды от экономии энергоресурсов. Только создание условий для получения прибыли от энергосбережения позволит качественно изменить ситуацию с эффективностью расходования энергоресурсов. На сегодняшний день в энергосбережении можно выделить два основных экономических механизма, понимая под механизмом некую сложившуюся систему отношений между заинтересованными сторонами (поставщики, потребители, регуляторы, сервисные и подрядные организации и т.д.):

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»