Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 сентября 2008 года N 862-ПП

О Концепции комплексной программы развития транспортной системы города Москвы

(с изменениями на 2 марта 2010 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 26 апреля 2011 года на основании
постановления Правительства Москвы от 19 апреля 2011 года N 141-ПП
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Москвы от 20 января 2009 года N 22-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 7, 03.02.2009);

постановлением Правительства Москвы от 2 марта 2010 года N 187-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 16, 16.03.2010).

____________________________________________________________________


В целях формирования единой транспортной стратегии города Москвы как составной части Стратегии социально-экономического развития города Москвы до 2025 года Правительство Москвы

постановляет:

1. Одобрить Концепцию комплексной программы развития транспортной системы города Москвы на 2010-2015 годы (приложение).

2. Принять предложение Департамента транспорта и связи города Москвы о разработке комплексной программы развития транспортной системы города Москвы (далее - Комплексная программа) со сроком реализации в 2010-2015 годах.

3. Возложить на Государственное учреждение города Москвы Центр организации дорожного движения Правительства Москвы функции государственного заказчика по разработке Комплексной программы.

4. Государственному заказчику в установленном порядке обеспечить размещение городского заказа на разработку Комплексной программы.

5. Департаменту экономической политики и развития города Москвы по заявке Департамента транспорта и связи города Москвы рассматривать возможность выделения лимита капитальных вложений на разработку Комплексной программы по итогам выполнения адресной инвестиционной программы за первое полугодие 2010 года (пункт в редакции, введенной в действие с 16 марта 2010 года постановлением Правительства Москвы от 2 марта 2010 года N 187-ПП, - см. предыдущую редакцию).

     

6. Департаменту транспорта и связи города Москвы:

6.1. До конца I квартала 2010 года направить в Департамент экономической политики и развития города Москвы обоснованную заявку на финансирование разработки Комплексной программы.

6.2. До конца IV квартала 2010 года представить в Правительство Москвы план работ по разработке Комплексной программы.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 марта 2010 года постановлением Правительства Москвы от 2 марта 2010 года N 187-ПП, - см. предыдущую редакцию)

7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Бирюкова П.П.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

     

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 23 сентября 2008 года N 862-ПП

КОНЦЕПЦИЯ
Комплексной программы развития транспортной
системы города Москвы на 2010-2015 годы

     

1. Общие положения

Происходящие в городе Москве, как и во всей России, крупные социально-экономические преобразования предъявляют новые требования к уровню согласованности всех сфер жизнедеятельности города, в том числе в системе транспортных перевозок. Между тем в последние десятилетия нарастает несбалансированность между потребностями в транспортных услугах и реальными провозными способностями всех видов городского транспорта.

В городе снижается скорость транспортных потоков на улично-дорожной сети в целом и на наземном общественном транспорте в частности, увеличивается длительность передвижения населения на различных видах транспорта. Например, среднее время поездки по городу с 1990 года по 2006 год возросло до 65 минут и в 1,5 раза превышает нормативную длительность (40-45 минут). За последние 10 лет на наземном общественном транспорте число выходов из графика движения на срок свыше 30 минут выросло в 10 раз.

Возникающие заторы на дорогах вызывают психологическую и социальную напряженность в городе, нарушают нормальный темп жизни, ухудшают экологическую обстановку. В "часы пик" затрудняется работа служб экстренного реагирования: скорой медицинской помощи, противопожарной службы, общегородских аварийных и аварийно-восстановительных служб.

Причины серьезного обострения транспортной проблемы носят комплексный характер. К их числу относится отставание дорожно-мостового строительства от темпов роста автомобилизации, правовой нигилизм водителей, низкая дисциплина всех участников дорожного движения и другие факторы.

2. Необходимость разработки Комплексной
программы развития транспортной системы

В настоящее время приняты и реализуются городские целевые программы и мероприятия, охватывающие значительный круг вопросов в сфере развития городского транспорта и смежных систем, изложенных в следующих нормативно-правовых документах:

- постановление Правительства Москвы от 22 мая 2007 года N 390-ПП "О ходе реализации и задачах дорожно-мостового строительства в городе Москве на 2007-2011 годы";

- постановление Правительства Москвы от 24 октября 2006 года N 840-ПП "О городской целевой программе развития наземного городского пассажирского транспорта в городе Москве на 2007-2009 годы";

- постановление Правительства Москвы от 14 августа 2007 года N 698-ПП "О Концепции целевой среднесрочной программы восстановления и модернизации трамвайных путей в городе Москве на 2008-2010 годы";

- постановление Правительства Москвы от 8 июля 2003 года N 516-ПП "О концепции городской транспортной политики в сфере грузовых автомобильных перевозок на период до 2010 года";

- постановление Правительства Москвы от 20 мая 2008 года N 421-ПП "О реализации Генерального соглашения с ОАО "РЖД" и соглашений о социально-экономическом сотрудничестве с Московской и Октябрьской железными дорогами - филиалами ОАО "РЖД" в 2006-2007 годах и задачах на 2008-2009 годы";

- постановление Правительства Москвы от 30 октября 2007 года N 961-ПП "О плане метростроения в городе Москве на 2008-2010 годы".

В настоящее время ГУП "НИиПИ Генплана Москвы" разрабатывает Генеральный план развития транспортной системы г.Москвы на период до 2015 года.

Широкий комплекс работ рассматривается в рамках подготовки программы развития транспортного комплекса Московского региона до 2025 года.

Ведется работа по подготовке закона города Москвы о транспортном обслуживании населения на городском автомобильном и наземном электрическом транспорте. Планируется определить полномочия органов исполнительной власти, требования к транспортным перевозчикам и транспортным средствам, ответственность за нарушение закона.

Вместе с тем в среднесрочном плане сказывается отсутствие документа программного характера, обеспечивающего комплексность и скоординированность всех проводимых мероприятий. По ряду направлений работы отсутствие комплексности не просто снижает их эффективность, а не позволяет в принципе решать нарастающие проблемы.

Реально складывающаяся дорожно-транспортная ситуация требует комплексности решений не только в сфере развития транспортной инфраструктуры, но и в повседневном управлении транспортной системой для обеспечения надежности ее функционирования как в штатных, так и в кризисных ситуациях.

Многие практические задачи лежат в смежных сферах городского развития, а также развития прилегающих к городу территорий и всего центрального региона. Имеется много нестыковок, несогласованностей между различными смежными городскими системами, отсутствует согласованность между разрабатываемыми и реализуемыми мероприятиями.

Необходимо скоординировать все разработанные программы и планы, дополнить их комплексом мероприятий в области совершенствования системы планирования, управления, финансирования развития транспорта в городе.

Эти условия определяют необходимость разработки и реализации комплексной программы развития транспортной системы города Москвы (далее - Комплексная программа).

3. Цели разработки и реализации Комплексной программы

Цели разработки и реализации Комплексной программы - снижение транспортных потерь населения и транспортных издержек в сфере экономики, бизнеса и услуг, интенсификация экономических и социальных процессов, повышение безопасности движения, улучшение экологической обстановки.

При этом необходимо достичь транспортного баланса между транспортными потребностями населения, предприятий и организаций города и располагаемыми возможностями транспортной отрасли города по удовлетворению этих потребностей.

В результате разработки и реализации Комплексной программы в городе должна быть сформирована и в полном объеме реализована функция управления транспортной системой для создания условий выполнения Генерального плана развития города Москвы, Программы развития транспортного комплекса Московского региона до 2025 года, других федеральных и городских программ.

Одними из основных результатов реализации Комплексной программы должны стать регулярный анализ и прогнозирование потребностей населения в транспортных услугах, устранение возможных транспортных дисбалансов, формирование и постоянная актуализация матрицы корреспонденций.

При разработке Комплексной программы должны быть скоординированы между собой действующие и разрабатываемые федеральные и городские программы и мероприятия по срокам, ресурсам и ожидаемым результатам в условиях единства и целенаправленности развития транспортной системы со всеми системами жизнеобеспечения.

В составе Комплексной программы должны быть предусмотрены мероприятия, направленные на решение ранее не затрагиваемых вопросов (организация единого управления транспортной системой, меры общественной поддержки разными слоями населения, вопросы ее экономики и финансирования, включая объединение усилий бюджетов Российской Федерации, города Москвы и Московской области).

Комплексная программа должна способствовать формированию транспортной системы города Москвы как города, комфортного для проживания и открытого миру, как города, который является интеллектуальным центром России, крупнейшим международным центром делового, научного и политического сотрудничества, интегрированного в региональную, российскую и мировую экономику.

4. Требования к разработке Комплексной программы

При разработке Комплексной программы должен быть учтен передовой международный и отечественный опыт решения транспортной проблемы больших городов.

Основные мероприятия по развитию транспортной отрасли города Москвы должны базироваться на уже принятых к исполнению городских планах, целевых программах, других решениях в области транспорта.

В ходе разработки осуществляются структуризация проблемы и определение целей, формируются количественные и качественные целевые показатели, определяются средства и ресурсы для обеспечения реализации Комплексной программы.

При необходимости по итогам анализа достигнутых результатов и выявленных проблем вносятся предложения по уточнению и корректировке действующих планов.

При подготовке Комплексной программы должны быть выполнены следующие работы:

- проанализирована существующая нормативно-правовая база, городские целевые программы и мероприятия в области транспорта для определения их взаимной согласованности и влияния на достижение конечных результатов;

- разработаны альтернативные сценарии достижения заданных значений показателей развития, проведена их оценка по установленным критериям с целью выбора наиболее приемлемого;

- разработаны механизмы и технологии управления для обеспечения транспортного баланса грузовых и пассажирских перевозок различными видами транспорта (метрополитен, железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный транспорт) с учетом межрегиональной и международной интеграции транспортных систем;

- проведен анализ комплексной транспортной схемы в составе Генерального плана развития Москвы с целью выработки требований к транспортной инфраструктуре, направленных на достижение целевых показателей реализации Комплексной программы;

- разработаны мероприятия по созданию и внедрению технологий нового поколения для мониторинга, анализа и прогнозирования потребностей в пассажирских и грузовых перевозках;

- подготовлен комплекс взаимоувязанных мероприятий по организации приоритетного движения общественного транспорта, реконструкции пересадочных узлов, по развитию пешеходных и велосипедных коммуникаций и пространств (тротуары, переходы, зоны, площади и т.п.), условий и средств передвижения детей, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями;

- предусмотрены меры по повышению транспортной и экологической безопасности, по реализации федеральной и региональной программ повышения безопасности дорожного движения.

5. Основные положения и базовые принципы
формирования Комплексной программы

Комплексная программа должна быть рассчитана на период до 2015 года и включать основные разделы, определяющие проблемы, цели и задачи управления развитием транспортной инфраструктуры в целом и по отдельным видам транспорта.

Комплексная программа должна предусматривать реализацию мероприятий по основным сферам обеспечения управления транспортным комплексом: организационно-управленческая, финансово-экономическая, архитектурно-градостроительная, научно-техническая, законодательная, информационная, социальная, учебная и воспитательно-просветительская.

В Комплексной программе должны быть определены мероприятия для реализации следующих задач:

1. Переход к активному управлению спросом на пассажирские и грузовые перевозки экономическими, административными, градостроительными, организационными, информационными и др. методами.

2. Приоритетное развитие скоростного внеуличного массового транспорта, в том числе за счет создания новой сети скоростных линий метрополитена хордовой направленности с выходом за пределы МКАД и в районы массовой жилой застройки, к аэропортам, превращения железнодорожного транспорта из пригородного в пригородно-городской и т.д.

3. Обеспечение приоритета в движении наземного общественного транспорта по улично-дорожной сети за счет создания выделенных полос, регулирования движения по полосам, приоритетов при маневрировании в конечных пунктах маршрутов, размещения торговых павильонов и других зданий в транспортно-пересадочных узлах и т.д.

4. Создание постоянно действующей системы и технологии мониторинга транспортной ситуации в городе, включая проведение регулярных транспортных обследований всех типов в масштабе всего города с целью выявления, анализа и прогнозирования потребностей населения в транспортных услугах.

5. Дальнейшее совершенствование и развитие улично-дорожной сети в соответствии с задачами дорожно-мостового строительства, проектами строительства дублеров городских магистралей (в том числе над железнодорожными путями и вместо линий электропередач), строительства тоннельных и эстакадных переездов на пересечении с железнодорожными путями в городе и в области, а также с другими действующими планами и программами.

6. Совершенствование и развитие системы оперативного управления перевозками с целью повышения уровня управляемости движения по всей улично-дорожной сети города, первоочередное решение задачи единого управления движением в городе Москве и в пригородной зоне Московской области.

7. Создание комплекса условий, при которых население будет выбирать для передвижения общественный транспорт: формирование оптимальной городской маршрутной сети на основе социальных стандартов транспортного обслуживания населения, сокращение длительности поездок, повышение частоты и регулярности движения, повышение комфортности.

8. Совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы в сфере планирования городского развития, градостроительства, транспортного планирования, развития и эксплуатации транспортной инфраструктуры (включая увеличение объемов гаражного строительства и временных парковок), целевого использования земель городского транспорта (остановки, автостанции, конечные станции маршрутов, сложные транспортные узлы и т.д.), введения ограничений на въезд в отдельные зоны городской территории.

9. Совершенствование организации и технологии взаимодействия органов управления города Москвы, Московской и других центральных областей при решении проблем планирования и управления в Московском транспортном узле: проектирование и строительство объездных автомобильных и железнодорожных дорог, вывод с территории города транспорта, обеспечивающего несвойственные и ненужные городу функции (таможенные терминалы, склады, грузовые дворы и др.), условия движения транзитного транспорта и т.п.

10. Совершенствование механизмов финансирования мероприятий по развитию транспортной отрасли, включая подготовку предложений по внесению изменений в налоговое законодательство, по созданию специализированных фондов, по привлечению частных инвестиций и др.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»