ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 июля 2003 года N 516-ПП


О Концепции городской транспортной политики в сфере
грузовых автомобильных перевозок на период до 2010 года *О)

(с изменениями на 20 февраля 2007 года)

____________________________________________________________________
Снято с контроля как выполненное на основании
постановления Правительства Москвы
от 12 августа 2008 года N 734-ПП

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Москвы от 28 июня 2005 года N 468-ПП;

постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2007 года N 109-ПП.

____________________________________________________________________



В отрасли грузового автомобильного транспорта города Москвы за последнее время произошли существенные изменения. Численность подвижного состава, зарегистрированного в Управлении ГИБДД ГУВД г.Москвы, возросла до 224 тыс. единиц. В структуре собственников автотранспортных средств насчитывается более 20 тыс. владельцев автомобильного парка, подавляющее большинство из которых принадлежит негосударственному сектору экономики. Интенсивно развивается инфраструктура транспортного рынка, в Москве и Московском регионе действует сеть складов, терминалов, оптовых и мелкооптовых звеньев.

Спрос на транспортные услуги, предоставляемые грузовым автотранспортом населению, предприятиям и организациям, относящимся к ведению отраслевых органов управления Правительства Москвы, в целом удовлетворяется.

Вместе с тем транспортный рынок находится в нестабильном состоянии. Баланс спроса и предложений на транспортные услуги поддерживается за счет притока в город автотранспорта и водительских кадров из других регионов, большого количества мелких и частных перевозчиков. Грузоперевозчики полностью или частично работают за наличный расчет, не платят налоги в московский бюджет.

Московские автотранспортные предприятия общего пользования в сложившихся условиях недобросовестной конкуренции и прогрессирующих демпинговых процессов функционируют в последние 4-5 лет в крайне тяжелых условиях, их число неуклонно сокращается.

Низкий уровень профессиональной подготовки большинства владельцев транспортных средств и операторов транспортных услуг, неразвитость информационно-логистических технологий, недостаток необходимых статистических данных не позволяют анализировать и прогнозировать систему грузодвижения. Отсутствуют необходимые экономические регуляторы рынка автотранспортных услуг, не действует система городского заказа на перевозки. Нормативно-правовая база автотранспортного бизнеса формируется крайне низкими темпами.

С целью определения организационных и экономических мер по развитию системы городского грузового автотранспорта, стабилизации рынка транспортных услуг в сфере обслуживания городского хозяйства и обеспечения жизнедеятельности города Правительство Москвы

постановляет:

1. Одобрить представленную Управлением транспорта и связи города Москвы Концепцию городской транспортной политики в сфере грузовых автомобильных перевозок на период до 2010 года (далее - Концепция), согласно приложению 1.

2. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 20 февраля 2007 года N 109-ПП. - См. предыдущую редакцию.

3. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 20 февраля 2007 года N 109-ПП. - См. предыдущую редакцию.

4. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 20 февраля 2007 года N 109-ПП. - См. предыдущую редакцию.

5. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 20 февраля 2007 года N 109-ПП. - См. предыдущую редакцию.

6. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 20 февраля 2007 года N 109-ПП. - См. предыдущую редакцию.

7. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 20 февраля 2007 года N 109-ПП. - См. предыдущую редакцию.

8. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 20 февраля 2007 года N 109-ПП. - См. предыдущую редакцию.

9. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 20 февраля 2007 года N 109-ПП. - См. предыдущую редакцию.

10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Аксенова П.Н.

О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в декабре 2003 года.

Мэр Москвы
 Ю.М.Лужков

     

Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 8 июля 2003 года N 516-ПП

     

КОНЦЕПЦИЯ
городской транспортной политики в сфере грузовых
автомобильных перевозок на период до 2010 года

     

1. Введение


Грузовой автомобильный транспорт представляет собой одну из важнейших отраслей городского хозяйства. От эффективности работы грузового автомобильного транспорта зависит стабильность жизнеобеспечения города, уровень жизни и безопасность населения.

Грузовой транспорт играет важнейшую роль в становлении и развитии рыночной экономики, в сфере обращения товаров "производство-транспорт-потребление" и формировании рынков сбыта и услуг. Транспорт, его различные виды, объединяют производителей товаров не только в самой Москве, но и на межрегиональном и межгосударственном уровне. С его помощью осуществляется перемещение товаров, что является необходимым условием развития и расширения процесса производства. В этом заключается общеэкономическая и межотраслевая роль транспорта.

Кроме того, в современном обществе роль грузового транспорта рассматривается не только с точки зрения создания рыночных модулей экономики, но и как необходимая составляющая в решении социальных проблем и создания социально ориентируемой экономики.

Проблемы функционирования грузового автомобильного транспорта не являются чисто ведомственными прерогативами. Они актуальны для общества и именно с таких позиций рассматриваются в развитых странах.

Эти проблемы являются приоритетными проблемами компаний, объединений и города, роль которого остается особенно ответственной в системе "производство-транспорт-потребление".

Концепция развития грузового автомобильного транспорта Москвы формирует систему взглядов на цели, задачи, основные принципы и направления как внутригородского, так и междугородного и международного транспорта, осуществляющего в интересах городского хозяйства и населения города перевозки различных грузов.

Настоящая концепция является основой для:

- разработки и реализации федеральных и городских программ развития грузового автомобильного транспорта в интересах города и его жителей;

- формирования и проведения политики городских властей по повышению эффективности использования грузового автомобильного транспорта и транспортной сети города, а также деятельности городских хозяйствующих субъектов;

- гарантированного и качественного обеспечения города в автотранспортных услугах, поддерживающих его жизнедеятельность;

- снижения транспортных издержек и финансовой нагрузки на потребителя транспортных услуг;

- повышения безопасности на автомобильном транспорте;

- повышения эффективности работы грузового автомобильного транспорта;

- улучшения экологической обстановки в городе.

Концепция основывается на положениях Конституции Российской Федерации, программных документах Президента и Правительства Российской Федерации, распоряжениях Мэра Москвы и документах Правительства Москвы, прогнозных оценках состояния экономики и социально-экономического развития Москвы, научных разработках по грузовому автомобильному транспорту и в целом по транспорту в Москве.

При разработке концепции использован Анализ зарубежного опыта реализации политики государственного регулирования на грузовом автомобильном транспорте (приложение 1).

2. Анализ состояния грузового автомобильного комплекса Москвы

     

2.1 Краткая характеристика Московского транспортного
 узла и деятельности грузового автомобильного транспорта


Московский транспортный узел является одним из крупнейших в мире. Он пронизывает практически всю территорию столичного региона и простирается на площади свыше 40 тыс.кв.км в пределах Большого кольца Московской окружной железной дороги. В состав Московского транспортного узла входят 11 железнодорожных магистралей, 2 окружных железнодорожных кольца длиной свыше 550 км; 202 железнодорожные станции, из которых 12 сортировочных и 157 грузовых станций, разветвленная сеть подъездных железнодорожных путей; 13 крупнейших автомагистралей и 3 кольцевые автомагистрали, 5 речных портов, разветвленная сеть водных путей, имеющих связь с Балтийским, Черным, Каспийским, Белым, Азовским морями; 4 аэропорта, 3 из которых имеют международное значение, сеть внутренних и международных авиалиний. Значительный объем работ в Московском транспортном узле приходится на автомобильный транспорт, в том числе на грузовой.

Грузовой автомобильный транспорт выступает главным звеном грузораспределительной системы городского хозяйства, включающей в себя совокупность десятков тысяч грузоотправителей (предприятий промышленности, стройиндустрии, транспортного узла, складских хозяйств, терминального комплекса) и грузополучателей (строительных объектов, заправочных станций, магазинов, различного профиля, супермаркетов, больниц, детских садов и т.д.)

Грузовой автомобильный транспорт в основном выполняет возложенные на него функции по обеспечению города автотранспортными услугами.

Координатором работы грузового транспорта и основным перевозчиком жизнеобеспечивающих грузов является Государственное унитарное предприятие города Москвы "Мосавтотранс".

В 2001 году только автотранспортом предприятий системы "Мосавтотранс" перевезено 17,1 млн. тонн грузов. На перевозках грузов занято около 8,5 тыс. грузовых автомобилей. Объем работ и услуг организаций системы "Мосавтотранс" увеличился по сравнению с объемом работ и услуг 2000 года на 19,2% и составил 2716,9 млн. рублей.

Своевременно и в полном объеме осуществляется доставка основных строительных грузов, железобетонных изделий и конструкций на строительно-монтажные площадки. На перевозках строительных грузов задействовано около 2,5 тыс. единиц подвижного состава.

На уборке города от снега в зимний период отработано 22,4 тыс. машино-дней, объем выполненной транспортной работы составил 35,0 млн. рублей. На работах по благоустройству города отработано 2,0 тыс. машино-смен. Доходы за объем транспортной работы составили 4,0 млн. рублей.

Постоянно на транспортном обслуживании организаций системы "Мосавтотранс" находятся около 1700 детских дошкольных учреждений. Для этих целей задействовано около 230 автомобилей. Ежесуточно к 6 часам утра обеспечивается доставка детского питания для детей до двухлетнего возраста во все раздаточные пункты тридцати одной молочной кухни города. Доставкой продуктов питания, полуфабрикатов и готовых завтраков в школы занято 250 автомобилей.

Осуществляется доставка медикаментов и кислорода в больницы, родильные дома и поликлиники.

На перевозках продовольственных грузов для населения ежедневно занято порядка 1500 автомобилей.

В период уборочной кампании урожая 2002 года полностью, в установленные сроки обеспечено выполнение договорных обязательств по завозу в Москву картофеля и овощей. Перевезено 42,0 тыс. тонн грузов.

На основе постоянных договоров осуществлялось транспортное обслуживание более 500 промышленных предприятий города.

В рамках реализации программы "Продовольственный холод" в 2001 году создано Государственное унитарное предприятие города Москвы "Мосавтохолод", выполняющее функции специализированного автопредприятия по перевозкам скоропортящейся и замороженной продукции. В настоящее время производится расширение парка подвижного состава предприятия автомобилями-рефрижераторами.

2.2 Междугородные и международные перевозки грузов


Ежегодно по Москве растет объем междугородних и международных перевозок. В 2002 году ежесуточно в Москву прибывало свыше 6 тысяч большегрузных автомобилей, следующих в международном сообщении. Общий объем экспортно-импортных перевозок автомобильным транспортом превысил 15 млн. тонн в год, при этом прогнозируется его дальнейший рост на период до 2005 года до 40 млн.тонн.

С учетом внимания к развитию интермодальных (смешанных) перевозок грузов с участием железнодорожного транспорта наибольший интерес представляют тарно-штучные грузы и грузы в контейнерах. Объем переработки тарно-штучных грузов в Московском железнодорожном узле составляет 5,3 млн. тонн и прогнозируется на период до 2005 года порядка 12,7 млн. тонн. Объем переработки грузов в контейнерах на станциях Московского железнодорожного узла составляет около 2,5 млн. тонн (свыше 300 тыс. контейнеров в год) при прогнозируемом росте к 2005 году до 5,7 млн. тонн.

2.3. Затраты на автомобильный транспорт и платежи
 автотранспортных предприятий в бюджет города


При отсутствии статистических данных об общих издержках грузового автомобильного транспорта, приходящихся на рубль продукции различных отраслей города, можно только экспертно оценить его удельный вес в стоимости продукции.

Так, при перевозках грузов автомобильным транспортом, координацию которого производит Управление транспорта и связи города Москвы по основным направлениям, затраты "общества" примерно составляют:

- грузы строительства - 4%;

- перевозка плодоовощной продукции - 10%;

- перевозка хлеба - 5%.

В среднем удельный вес транспортных затрат составляет 6%.

Отдельный вопрос эксплуатации автотранспорта, принадлежащего владельцам (производителям) продукции. Такие предприятия (в первую очередь производители пищевой продукции) имеют возможность относить "любой уровень транспортных затрат" на основное производство и включать в цену основной продукции. В отсутствие по-настоящему конкурентного рынка потребитель, оплачивая цену изделия, оплачивает более высокий уровень транспортных издержек. По существу, предприятия - производители продукции, имеющие собственные автотранспортные средства, являются естественными монополистами в своем сегменте автотранспортных услуг.

Вместе с тем следует отметить, что законопослушные владельцы грузовых автотранспортных средств, сосредоточенных в автотранспортных предприятиях г.Москвы, представляющие отчет о своей работе в статистические органы, в 2001 году внесли в бюджет различных уровней и во внебюджетные фонды порядка 31,5% от доходов, полученных ими от осуществления своей деятельности.

В 2001-2002 годах на 1 автотонну налоговые платежи в среднем составляли 15,3 тыс.руб. в год.

2.4. Краткая характеристика парка автотранспортных средств


По данным ГИБДД в Москве зарегистрировано 224,6 тыс. грузовых автомобилей. Причем за 1991-2001 годы прослеживалась ярко выраженная тенденция роста численности парка подвижного состава (приложение 2). При этом среднегодовой рост составил 16,8 тыс. автомобилей (7,5 % к численности парка 1991 года).

Структура парка автомобилей по основным маркам и грузоподъемности приведена в приложении 3.

Основной парк автомобилей составляют автомобили ГАЗ грузоподъемностью от 2 до 5 тонн - 26,2%, ЗИЛ грузоподъемностью от 5 до 10 тонн - 16,4%. На автомобили большой грузоподъемности приходится 10-11%, что указывает на необходимость совершенствовать структуру парка на основе увеличения доли автомобилей большой грузоподъемности для завоза грузов и малой (до 0,5 тонн) для развозки грузов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»