ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 августа 2007 года N 698-ПП


О Концепции целевой
среднесрочной программы восстановления
и модернизации трамвайных путей в городе
Москве на 2008-2010 годы


В целях обеспечения основных требований по безопасности, повышения комфортности условий выполнения перевозок пассажиров трамвайным транспортом, беспрепятственного движения автотранспорта на улицах с трамвайным движением и в местах пересечения трамвайных путей с проезжей частью городских магистралей Правительство Москвы

постановляет:

1. Одобрить Концепцию целевой среднесрочной программы восстановления и модернизации трамвайных путей в городе Москве на 2008-2010 годы (приложение).

2. Возложить на Департамент транспорта и связи города Москвы функции государственного заказчика по разработке целевой среднесрочной программы восстановления и модернизации трамвайных путей в городе Москве на 2008-2010 годы.

3. Департаменту транспорта и связи города Москвы совместно с ГУП "Мосгортранс" разработать целевую среднесрочную программу восстановления и модернизации трамвайных путей в городе Москве на 2008-2010 годы и в октябре 2007 года в установленном порядке представить ее на рассмотрение Правительства Москвы.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Бирюкова П.П.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 14 августа 2007 года N 698-ПП

КОНЦЕПЦИЯ
целевой среднесрочной программы
восстановления и модернизации трамвайных
путей в городе Москве на 2008-2010 годы

Москва 2007 год

1. Обоснование соответствия решаемой
проблемы и целей Программы приоритетным
задачам социально-экономического развития
города Москвы

Одним из основных направлений социально-экономического развития города Москвы является повышение уровня комфортности проживания населения в городе. Состояние и качество работы наземного городского пассажирского транспорта (далее - НГПТ), в том числе трамвайного, являются важнейшими факторами, определяющими уровень комфортных условий проживания в городе Москве. От уровня развития и надежности работы НГТП в значительной степени зависит нормальная деятельность организаций города, реализация приоритетных задач города в сфере развития улично-дорожной сети города и транспортного обслуживания населения, в сфере природоохранной деятельности.

В настоящее время трамвайный транспорт города Москвы выполняет около 15% объема перевозок, осуществляемого НГПТ.

Целью Целевой среднесрочной программы восстановления и модернизации трамвайных путей в городе Москве на 2008-2010 годы (далее - Программа) является обеспечение комфортных условий проживания населения города Москвы в районах прохождения трамвайных путей, создание условий для увеличения скорости и безопасности перевозок трамвайным транспортом, модернизация путей для движения современного, низкозольного, скоростного трамвайного транспорта, создание необходимых дорожных условий для беспрепятственного движения автомобильного транспорта как на пересечениях с путями, так и на улицах с трамвайным движением.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие целевые задачи:

- повышение безопасности и комфорта перевозок пассажиров трамвайным транспортом;

- разработка и реализация мероприятий по обеспечению доступности инфраструктуры трамвайного транспорта маломобильным категориям граждан и детям;

- снижение уровня шума и вибрации от трамвайного транспорта;

- повышение скорости движения трамвайного транспорта;

- создание необходимых дорожных условий для беспрепятственного движения автомобильного транспорта как на пересечениях с путями, так и на улицах с трамвайным движением;

- снижение вредного воздействия трамвайных путей на состояние прилегающей проезжей части дорог, подземных инженерных коммуникаций и мостовых сооружений.

Разрабатываемую Программу предполагается ориентировать на увеличение пропускной способности магистралей города, благоустройство и улучшение состояния дорожного покрытия при использовании современных технологий реконструкции трамвайных путей.

2. Обоснование целесообразности решения
 проблемы программно-целевым методом

Целевое планирование работ по ремонту и реконструкции трамвайных путей, начиная с 1992 года, осуществлялось в рамках выполнения постановления Правительства Москвы от 28 июля 1992 года N 552 "Об обеспечении организации работ по капитальному ремонту трамвайных путей в 1992-1995 годах в г.Москве с участием войсковых частей". В период с 1992 по 1996 годы выполнены работы по капитальному ремонту трамвайных путей в объеме 208,2 километров одиночного пути (далее - кмоп), в т.ч. силами частей железнодорожных войск 109,2 кмоп. По состоянию на 01.01.97 в Москве все трамвайные пути эксплуатировались в пределах межремонтных сроков.

Начиная с 1997 года финансирование работ по капитальному ремонту и реконструкции трамвайных путей осуществлялось в рамках внутренних программ из средств ГУП "Мосгортранс" в следующих объемах:

Годы

Объемы ремонта и
реконструкции (кмоп)

Объемы затрат по ремонту и реконструкции (млн.руб.)

1997

13,1

56,9

1998

14,6

58,9

1999

16,1

83,4

2000

13,5

85,1

2001

9,4

100,5

2002

10,6

150,0

2003

11,0

172,5

2004

10,8

193,3

2005

6,3

171,2

2006

8,1

222,8

ВСЕГО:

113,5

1294,6


В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 9 июля 2003 года N 415, от 8 августа 2003 года N 476, от 18 ноября 2006 года N 697) срок службы трамвайных путей составляет 15,5 лет.

В соответствии с межремонтными сроками количество трамвайных путей, подлежащих восстановлению ежегодно, должно составлять 26,9 кмоп.

Недостаток финансирования повлек за собой увеличение протяженности трамвайных путей с истекшими межремонтными сроками. В настоящее время 121 кмоп трамвайных путей требует восстановительных работ.

Конструкции трамвайных путей, система ведения путевого хозяйства не всегда адекватны возрастающим динамическим нагрузкам, особенностям новых типов подвижного состава, меняющимся эксплуатационным режимам.

Применение программно-целевого метода при разработке Программы впервые позволит увязать поставленные целевые задачи с ресурсами, необходимыми для их достижения.

Программно-целевой метод позволит сконцентрировать силы и средства на наиболее важных направлениях, более четко определить стратегию и тактику, мобилизовать финансовые и организационные ресурсы, привлечь различные источники финансирования.

3. Характеристика и прогноз развития сложившейся
проблемной ситуации в рассматриваемой сфере
без использования программно-целевого метода

Комплекс работ по техническому содержанию, строительству, модернизации и восстановлению трамвайных путей выполняет Служба пути ГУП "Мосгортранс".

Протяженность трамвайных путей в городе Москве на 1 января 2007 года составляет 416 кмоп.

Типы конструкций трамвайных путей:

- классическая (шпально-щебеночная) - 354 кмоп - 85%;

- классическая (шпально-песчаная) - 42 кмоп - 10%;

- блочная (бесшпальная) конструкция - 4 кмоп - 1%;

- прочие - 16 кмоп - 4%.

Трамвайные пути имеют дорожные покрытия следующих типов:

- асфальтовые - 60 кмоп - 14%;

- песчано-бетонные плиты - 312 кмоп - 75%;

- блочная конструкция - 4 кмоп - 1%;

- брусчатка и булыжный камень - 10 кмоп - 3%;

- резиновые панели - 5 кмоп - 1%;

- крупноразмерные железобетонные плиты - 0,39 кмоп;

- резино-железобетонные плиты - 0,02 кмоп;

- без покрытия - 25 кмоп - 6%.

В настоящее время 121 кмоп трамвайных путей эксплуатируются с истекшими межремонтными сроками. При сохранении существующих объемов восстановительных работ количество трамвайных путей с истекшим межремонтным сроком к 2010 году составит 161 кмоп.

Поставленные в Программе целевые задачи не могут быть решены только за счет собственных средств ГУП "Мосгортранс" без применения программно-целевого метода планирования.

Динамика изменения протяженности трамвайных путей с истекшими межремонтными сроками показана в следующей таблице.

ед.
изм.

2002
год

2003
год

2004
 год

2005
 год

2006
год

2007
 год

Протяженность трамвайных путей на 1 января

кмоп

427

433

431

426

425

416

Норматив ежегодного
объема восстановительных работ

кмоп

26,9

Фактически выполнено

кмоп

11

11

11

6

8

Количество трамвайных путей с истекшими межремонтными сроками

кмоп

57

73

85

98

114

121


Эксплуатация трамвайных путей с истекшими межремонтными сроками значительно снижает все качественные показатели перевозок пассажиров трамвайным транспортом.

Кроме того, трамвайный транспорт, как и любой другой вид транспорта, является источником шумовых нагрузок на окружающую среду. Одним из факторов шумового воздействия на окружающую среду является конструкция трамвайного пути, технология его ремонта и текущего содержания.

При существующей структуре трамвайной сети основным типом конструкции является классическая конструкция (шпально-щебеночное основание с верхним покрытием из мелкоразмерной песчано-бетонной плиты). Негативное влияние на скорость движения автотранспорта по трамвайным путям, расположенным в одном уровне с проезжей частью, оказывают локальные неровности пути (на расстоянии 100 метров двойного пути автотранспорту приходится преодолевать 218 поперечных швов между плитами покрытия трамвайного пути). Такое покрытие делает проезд автотранспорта по трамвайным путям некомфортным с повышенным шумовым эффектом и вибрацией.

Для более эффективного решения проблемы обеспечения комфортных условий перевозок пассажиров трамвайным транспортом необходимо восстановление и модернизация трамвайных путей с применением современных технологий и покрытий.

Таким образом, наиболее приемлемым следует считать программный метод решения сложившейся проблемной ситуации, так как отказ от него снижает уровень безопасности перевозок пассажиров трамвайным транспортом.

4. Возможные варианты решения проблемы, оценка
 преимуществ и рисков, возникающих при различных
 вариантах решения проблемы

Наличие трамвайной сети в городе создает проблемы, начиная с пропускной способности центральных магистралей города и заканчивая благоустройством и состоянием дорожного покрытия. Хотя европейский опыт показывает, что при использовании современных технологий трамвайный транспорт благоприятно вписывается в городскую инфраструктуру, не создавая при этом вышеперечисленных проблем.

В настоящее время возможны три варианта развития трамвайного транспорта:

1. Пессимистический вариант. Сохранение существующего уровня финансирования. В этом случае продолжатся процессы как падения качества транспортного обслуживания населения, так и снижение уровня безопасности перевозок пассажиров из-за несоблюдения межремонтных сроков. Этот вариант предполагает расходование около 1,7 млрд. рублей за период 2008-2010 годов и невозможность эксплуатации около 150 кмоп пути из 416 кмоп.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»