Действующий

О докладе Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы"

6.1. Обеспечение права жителей на жилые помещения


Во второй части Гражданского кодекса Российской Федерации, принятой в январе 1996 года, были разграничены обязательства аренды и найма жилья, значительно изменена существовавшая ранее система оформления передачи жилья в пользование и владение. Образовался новый для российского законодательства институт социального найма жилого помещения. Это повлияло на необходимость принятия новых городских нормативных актов, реализующих общие положения федерального законодательства. Думой был принят Закон города Москвы от 11 марта 1998 года N 6 "Основы жилищной политики в городе Москве", ставший базовым документом в жилищной сфере. В нем были определены основные принципы реализации и защиты конституционного права жителей столицы на жилье в условиях жилищной реформы, становления различных форм собственности жилья. Данный законодательный акт установил норму, порядок и условия предоставления жилого помещения в городском жилищном фонде, различные формы улучшения жилищных условий москвичей (в том числе предоставление бесплатного жилья для малоимущих граждан по договору социального найма), порядок оплаты жилого помещения (в том числе предоставление компенсаций - субсидий для малообеспеченных граждан), управления жилищным фондом и обеспечения государственного контроля за ним.

В связи с динамично изменяющимся федеральным законодательством в данный Закон неоднократно вносились изменения. Так, Закон города Москвы от 3 декабря 2003 года N 73 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 11 марта 1998 года N 6 "Основы жилищной политики города Москвы" (в редакции законов города Москвы от 12 мая 1999 года N 23-52, от 10 июля 2002 года N 40)" разделил полномочия органов исполнительной и законодательной власти: Правительство Москвы утверждает цены на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений в жилищном фонде города, тарифы на коммунальные услуги в жилых помещениях, а также порядок их взимания после принятия закона города Москвы о бюджете на очередной финансовый год, а Московская городская Дума - нормативы потребления коммунальных услуг по представлению Мэра Москвы. Закон установил возможность пересмотра или изменения цен на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях, как правило, не чаще одного раза в год одновременно с принятием закона о бюджете города Москвы на очередной финансовый год в первом чтении. Позже был принят Закон города Москвы от 16 февраля 2005 года N 8 "О внесении изменений в статью 7 Закона города Москвы от 11 марта 1998 года N 6 "Основы жилищной политики города Москвы", который ввел норму о предоставлении жилья в порядке очередности, исходя из времени принятия граждан на учет (кроме граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений вне очереди). Таким образом, было исключено положение о ежегодном утверждении приоритетов предоставления жилых помещений из жилищного фонда города.

Отдельные нормы базового Закона в части установления оснований для вселения в жилое помещение были обжалованы в судебном порядке по заявлению гражданина как противоречащие федеральному законодательству. Решением Московского городского суда от 24 декабря 2002 года в удовлетворении заявления было отказано.

Задача распределения бесплатного жилья, выделяемого городом для обеспечения наиболее социально незащищенных граждан, решается в условиях дефицита жилой площади. В основу принятого Думой Закона города Москвы от 23 января 2002 года N 2 "О приоритетах предоставления в пользование или приобретения в собственность с помощью города жилых помещений в 2002-2003 годах" были положены приоритеты, обусловленные необходимостью решения наиболее острого социального вопроса в жилищной сфере, - предоставления благоустроенной жилой площади, прежде всего детям-сиротам и детям-инвалидам, тяжелобольным гражданам, инвалидам и участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, инвалидам и ветеранам боевых действий, участникам Великой Отечественной войны и ветеранам труда, многодетным семьям и другим категориям. В дальнейшем Закон города Москвы от 27 ноября 2002 года N 67 "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 23 января 2002 года N 2 "О приоритетах предоставления в пользование или приобретения в собственность с помощью города жилых помещений в 2002-2003 годах" привел отдельные положения базового Закона в соответствие с федеральным законодательством.

Порядок предоставления жилых помещений из городского жилищного фонда на 2004 год установлен Законом города Москвы от 26 мая 2004 года N 31 "О приоритетах в предоставлении жилых помещений и безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилых помещений в 2004 году". В нем определены категории граждан, имеющие право на внеочередное и первоочередное предоставление жилых помещений, с учетом перераспределения существовавших ранее пропорций выделения общей площади жилых помещений.

В соответствии со статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления предоставляют жилые помещения по договорам социального найма только малоимущим гражданам. Статья 49 главы 7 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит норму о том, что порядок признания граждан "малоимущими" утверждается законом субъекта Российской Федерации.

Закон города Москвы от 25 января 2006 года N 7 "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" дал определение понятия "малоимущие граждане" применительно для столицы и установил: основания признания москвичей малоимущими для постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда города Москвы; нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека; порядок определения размеров доходов членов семьи и стоимости имущества семьи; порядок установления размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, подлежащего налогообложению семьи в целях признания граждан (семьи) малоимущими и предоставления, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилых помещений по договорам социального найма.

Норма об определении лиц, отнесенных Законом к членам одной семьи, обжалована в судебном порядке. Решением Московского городского суда от 13 марта 2007 года в удовлетворении заявления отказано.

Жилищный кодекс Российской Федерации определил новые условия и порядок обеспечения прав граждан при переселении, освобождении жилых помещений (жилых домов). Закон города Москвы от 31 мая 2006 года N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве" определил условия и порядок обеспечения прав граждан при переселении, освобождении жилых помещений (жилых домов) на основании решений исполнительных органов государственной власти города Москвы, а также порядок предоставления жилых помещений, возмещения (компенсации) либо выкупной цены собственникам. Новый законодательный акт подтвердил право москвичей на сохранение района проживания при переселении (за исключением Центрального и Зеленоградского административных округов города Москвы).

Некоторые нормы Закона, затрагивающие право собственности, обжаловались гражданами в судебном порядке. Решением Московского городского суда от 23 января 2007 года в удовлетворении заявления отказано. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 20 июня 2007 года решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

Закон обсуждался на официальном сайте Думы. Почти 80% участников опроса полагают, что данный Закон неэффективно защищает интересы жителей города, а около 90% респондентов считают, что установленные Законом меры информирования граждан об их правах и обязанностях являются недостаточными.

В связи с принятием базового Закона утратил силу Закон города Москвы от 9 сентября 1998 года N 21-73 "О гарантиях города Москвы лицам, освобождающим жилые помещения".

Закон города Москвы от 26 декабря 2006 года N 67 "О внесении изменения в статью 3 Закона города Москвы от 31 мая 2006 года N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве" внес изменения в положение о предоставлении жилых помещений гражданам, подлежащим неотложному отселению из жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, вследствие повреждений, полученных в результате взрывов, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций.

Закон города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" систематизировал нормы предоставления жилья разным категориям граждан, нуждающихся в нем и подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет бюджетных средств. В Законе урегулировано положение очередников, определено, кто может быть поставлен на жилищный учет, установлен порядок предоставления квартир тем, кто признан нуждающимся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года и после вступления в силу нового Жилищного кодекса Российской Федерации.

Норма указанного Закона в части обжалования признания расторжение брака действием, повлекшим ухудшение жилищных условий, рассмотрена в судебном порядке. Решением Московского городского суда от 13 марта 2007 года в удовлетворении заявления отказано. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 11 июля 2007 года решение Московского городского суда оставлено без изменений.

В связи с принятием базового Закона утратили силу законы города Москвы от 15 января 2003 года N 22 "Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы", от 17 декабря 2003 года N 76 "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 15 января 2003 года N 22 "Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы" и от 8 декабря 2004 года N 83 "О внесении изменения в статью 4 Закона города Москвы от 15 января 2003 года N 22 "Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы".

В целях реализации в Москве положений приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", увеличения возможности доступа граждан к возмездным формам улучшения жилищных условий, сокращения к концу 2010 года индекса доступности жилья до 7 лет и максимального срока ожидания улучшения жилищных условий москвичей (в установленном порядке признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий) до 10 лет был принят Закон города Москвы от 24 января 2007 года N 2 "О внесении изменения в Закон города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения". Закон внес изменения в части уточнения размеров безвозмездных субсидий для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в зависимости от количества полных лет, прошедших после постановки на учет.

Процесс приватизации жилья в столице сопровождался и обратным процессом: передачей жилых помещений от москвичей-собственников в собственность города Москвы. Некоторые граждане, не осознававшие социальных, экономических последствий приватизации, стали обращаться в суды с исками о признании недействительными договоров передачи жилья в их собственность, но в большинстве случаев суды отказывали в подобных исках.

Для решения сложившейся правовой коллизии был разработан и принят Закон города Москвы от 6 ноября 2002 года N 60 "О передаче в собственность города Москвы приватизированных жилых помещений", который позволил гражданам без суда передавать приватизированное жилое помещение в собственность города Москвы с последующим заключением договора социального найма занимаемого жилого помещения.

В связи с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и ряда других федеральных нормативных правовых актов возникла необходимость приведения действующего Закона в соответствие с федеральным законодательством. Принят во втором чтении новый проект закона города Москвы "Основы жилищной политики города Москвы", в котором определяются цели и задачи современной жилищной политики города Москвы, направления деятельности органов государственной власти города Москвы по обеспечению права граждан Российской Федерации на жилище, формы государственной поддержки граждан - жителей города Москвы в жилищной сфере, меры по обеспечению сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению, а также устанавливаются виды специализированного жилищного фонда, порядок предоставления жилых помещений из различных жилищных фондов, страхование жилых помещений и прочее.