РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 20 октября 2006 года N 2147-РП
Об утверждении Концепции городской комплексной программы "Спорт Москвы 2" (2007-2009 годы)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 17 января 2013 года N 7-ПП
____________________________________________________________________
1. Утвердить Концепцию городской комплексной программы "Спорт Москвы 2" (2007-2009 годы) (приложение).
2. Возложить функции государственного заказчика городской комплексной программы "Спорт Москвы 2" (2007-2009 годы) на Комитет физической культуры и спорта города Москвы.
3. Комитету физической культуры и спорта города Москвы разработать городскую комплексную программу "Спорт Москвы 2" (2007-2009 годы) и представить ее на утверждение в Правительство Москвы в IV квартале 2006 года.
4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам межрегионального сотрудничества, массовых коммуникаций и спорта Виноградова В.Ю.
Мэр Москвы
Ю.М.Лужков
Приложение
к распоряжению Правительства Москвы
от 20 октября 2006 года N 2147-РП
КОНЦЕПЦИЯ
городской комплексной программы "Спорт Москвы 2" (2007-2009 годы)
Развитие физической культуры и спорта - одно из ключевых направлений социально-экономической политики города Москвы. В этой связи Правительство Москвы наметило приоритетные направления деятельности, которые отражены в Генеральном плане развития города Москвы до 2020 года. Одним из основных направлений развития наиболее важной для населения социальной отрасли названа сфера физкультуры и спорта.
Благодаря реализации Городской комплексной целевой программы "Спорт Москвы" (2004-2006 годы) создана основа для достижения долгосрочных целей по воспитанию у москвичей потребности в здоровом образе жизни, укреплению здоровья. Сегодня имеются необходимые социальные и экономические предпосылки для закрепления наметившихся положительных тенденций. Ситуацию в области физической культуры и спорта можно охарактеризовать как начало принципиально нового этапа устойчивого развития общества.
Вместе с тем в современных условиях разные сферы физической культуры и спорта требуют преобразований, на осуществление которых и направлена городская комплексная программа "Спорт Москвы 2" (2007-2009 годы). Планируемые преобразования призваны решить следующие основные проблемы в развитии отрасли:
- отставание развития спортивной базы города от нормативного уровня;
- недостаточная эффективность развития широкого спектра видов спорта;
- нехватка квалифицированных кадров.
Постановления Москвы от 28 января 2003 года N 31-ПП "О Генеральной схеме развития и размещения объектов физической культуры и спорта в Москве до 2010 года", от 9 декабря 2003 года N 1015-ПП "О городской комплексной целевой программе "Спорт Москвы" (2004-2006 годы), от 1 ноября 2005 года N 864-ПП "О среднесрочной городской целевой программе развития объектов физической культуры и спорта в Москве на период 2005-2007 годов" являются основанием для разработки очередной целевой программы города на ближайшую перспективу.
Сохраняя преемственность с городской комплексной целевой программой "Спорт Москвы" (2004-2006 годы), разрабатываемую программу предполагается ориентировать на дальнейшее последовательное решение задач в области развития физической культуры и спорта, в том числе:
- развитие традиционных и новых массовых видов спорта;
- разработка и реализация социальной программы организации спортивно-оздоровительного досуга в каждом районе города для обеспечения здорового образа жизни, полноценного досуга и укрепления здоровья всех слоев населения;
- развитие спорта высших достижений, способствующего росту международного престижа города Москвы.
Программно-целевое планирование в сфере физической культуры и спорта города Москвы на протяжении последних лет осуществлялось в форме городских целевых программ. Включенные в эти программы мероприятия были направлены на решение системных вопросов в области развития физической культуры и спорта, связанных с созданием реальных условий для сохранения и развития материально-технической базы, развития традиционных и новых видов спорта, внедрения новых форм спортивных услуг и обеспечения их доступности всем категориям жителей города Москвы.
Необходимость решения задач в сфере физической культуры и спорта, имеющих системный характер, предопределяет их решение программно-целевым методом.
Программно-целевой метод позволяет сконцентрировать силы и средства на наиболее важных направлениях, более четко определить стратегию и тактику, мобилизировать финансовые и организационные ресурсы, привлечь различные источники финансирования для достижения главной цели, предотвратив распыление ресурсов. Необходимо отметить, что развитие спортивной отрасли осуществляется программным методом уже четыре года, что в значительной мере обусловило высокие темпы и положительные результаты развития отрасли.
За последние годы более чем в 2 раза возросло финансирование спортивной отрасли из средств бюджета города Москвы, что соответствует параметрам городской комплексной целевой программы "Спорт Москвы" (2004-2006 годы) на соответствующий год.
Направления расходования | 2004 год, итог | 2005 год, итог | 2006 год, итог | |||
Связь и информатика | - | 41009,6 | 135244 | |||
Образование | 2078320 | 2990200 | 4447628 | |||
Средства массовой информации | 14770 | 16074 | 17781 | |||
Физическая культура и спорт | 1954701,6 | 2679255 | 3613271,5 | |||
Адресная инвестиционная программа | 1630540 | 2899995 | 6555000 | |||
Итого: | 5678331,6 | 8626533,6 | 14768924,5 |
В результате достигнуты основные целевые ориентиры программы 2004-2006 годов. Главные достижения:
- достигнута, в основном, нормативная обеспеченность плоскостными сооружениями для занятий детей и юношей физической культурой и спортом;
- создана сеть центров физической культуры и спорта в административных округах города Москвы и службы организаторов физкультурной работы с населением в управах районов и административных округах города Москвы;
- осуществлены мероприятия по оборудованию спортивных объектов специальными приспособлениями для лиц с ограниченными физическими возможностями;
- наметился рост вовлеченности населения города Москвы в занятия спортом и всеми видами физической активности. Рост интереса москвичей к физической активности подтверждается данными мониторинга (по результатам самооценки, какими-либо видами физической активности более 3 часов в неделю занимались в 2003 году - 20%, в 2004 году - 24%, в 2005 году - 25,8% населения);
- количество спортивных сооружений в городе Москве за последние 2 года выросло на 1094 единицы, в том числе плоскостных сооружений - 912 единиц;
- общий охват регулярными занятиями физической культурой и спортом составляет 43,6% от общего количества занимающихся физической культурой и спортом;
- 68,1% от общего числа работников физической культуры и спорта составляют специалисты с высшим образованием.
В то же время обозначенные в программе 2004-2006 годов цели сохраняют актуальность и будут оставаться основными ориентирами как в нынешней программе, так и в более отдаленной перспективе.
Меняются задачи и способы их решения. Изменения связаны с развитием спортивной отрасли города Москвы, изменениями экономической и социальной обстановки в городе, появлением отклика населения города Москвы на социальный запрос, отраженный в Городской комплексной целевой программе "Спорт Москвы" (2004-2006 годы).
Особенности периода, охватываемого программой 2007-2009 годов, состоят в следующем:
- сохраняется потребность в значительном увеличении числа крытых физкультурно-спортивных объектов, в том числе "шаговой" доступности. На начало программного периода нормативная обеспеченность крытыми спортивными объектами составляет 25%;
- сохраняются диспропорции (до 2-2,5 раз) в размещении спортивных объектов по административным округам и районам города Москвы;
- рост обеспеченности спортивными объектами, интенсификация спортивной работы на этих объектах требуют значительного (1,5-2 раза) увеличения расходов на их содержание и эксплуатацию;
- отмечен устойчивый рост (4% в год) интереса населения к занятиям физической культурой и спортом;
- имеет место рост реальных доходов трудоспособного населения города Москвы;
- рост возможности населения по оплате физкультурно-оздоровительных услуг.
В этой связи городская комплексная программа "Спорт Москвы 2" (2007-2009 годы) ориентирована на:
1) максимальное вовлечение и использование на цели физической культуры и спорта материальных и организационных ресурсов, имеющихся на территории города Москвы, включая:
- ресурсы организаций, подведомственных Правительству Москвы (вне зависимости от непосредственной ведомственной подчиненности);
- ресурсы федеральных организаций;
- ресурсы организаций иных форм собственности.
2) применение нормативов предоставления физкультурно-оздоровительных услуг за счет средств бюджета города Москвы;
3) совершенствование затратных нормативов для обеспечения сборных команд города Москвы;
4) реализацию задач, связанных с передачей части полномочий города Москвы в области физической культуры и спорта органам местного самоуправления;
5) значительное усиление спортивной работы со всеми категориями лиц с ограниченными возможностями;
6) развитие малозатратных направлений физической культуры и спорта, пользующихся популярностью у населения;
7) воспитание ответственности москвичей за сохранение здоровья и ведение здорового образа жизни;
8) усиление государственного контроля качества физкультурно-оздоровительных услуг, соответствия материальной базы установленным нормативам;
9) улучшение информированности населения о предоставляемых услугах в области физической культуры и спорта на территории города Москвы;
10) внедрение современных информационных технологий управления спортивной отраслью.
Учитывая системный характер преобразований, происходящих в отрасли, целесообразно решать поставленные задачи в рамках городской целевой программы с использованием программно-целевого метода бюджетного планирования, обеспечивающего эффективное решение системных проблем в рассматриваемой отрасли за счет реализации комплекса мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам.
Развитие физической культуры и спорта в городе Москве остается актуальной задачей политики города Москвы в силу постоянно возрастающего влияния данного направления на развитие социального и физического самочувствия москвичей.
На ближайшие годы останется актуальной потребность москвичей в удовлетворении запросов в росте объемов, качества и разнообразия предоставляемых спортивных услуг. Решение этой задачи возможно без применения программно-целевого метода планирования за счет самостоятельных действий органов государственной власти, некоммерческих спортивных организаций и частного предпринимательства в области физкультуры и спорта. При таком подходе возрастают риски отсутствия системности в решении стоящих задач. Возможные последствия:
- замедление введения в эксплуатацию вновь построенных спортивных объектов всех форм собственности;
- неудовлетворенность малообеспеченной части населения города Москвы социально доступными физкультурно-спортивными услугами;
- потеря традиций и преемственности спортивных школ, значительный спад в достижениях спортсменов высшей квалификации в сборных командах города Москвы;
- потребность в значительных дополнительных финансовых средствах для исправления ситуации через 2-3 года некомплексного развития.
Таким образом, наиболее приемлемым следует считать программный метод управления, так как отказ от него создает неоправданно высокий риск потери управляемости спортивной отраслью.
В городской комплексной программе "Спорт Москвы 2" (2007-2009 годы) предусматривается реализация взаимоувязанных мероприятий по приоритетным направлениям развития отрасли, обеспечивающих сохранение и развитие материально-технической базы физической культуры и спорта города Москвы, массовой физкультурно-спортивной работы, совершенствование подготовки спортивного резерва и спортсменов высшей квалификации, развитие физической культуры и спорта среди лиц с ограниченными физическими возможностями, обеспечение расширения физкультурно-спортивной деятельности.
Выбор целей программы определен стратегическим направлением развития российского общества и целями, установленными Федеральной целевой программой "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 года N 7.