МЭР МОСКВЫ

УКАЗ

от 13 февраля 2006 года N 11-УМ

О методических правилах подготовки
 проектов законов города Москвы

(с изменениями на 17 июля 2013 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

указом Мэра Москвы от 17 июля 2013 года N 63-УМ (Вестник Мэра и Правительства Москвы, специальный выпуск N 11, 23.07.2013).

____________________________________________________________________


В соответствии с п.8 постановления Правительства Москвы от 19 апреля 2005 года N 238-ПП "О совершенствовании законотворческой деятельности органов исполнительной власти города Москвы", в целях повышения качества подготовки проектов законов города Москвы:

1. Утвердить методические правила подготовки проектов законов города Москвы (далее - методические правила), согласно приложению к настоящему указу.

2. Органам исполнительной власти города Москвы руководствоваться методическими правилами при подготовке проектов законов города Москвы.

3. Рекомендовать субъектам законодательной инициативы в целях обеспечения единства требований, предъявляемых к оформлению проектов законов города Москвы, использовать методические правила в своей деятельности.

4. Признать утратившим силу распоряжение Мэра Москвы от 11 августа 2003 года N 305-РМ "О методических правилах подготовки проектов законов города Москвы".

5. Контроль за выполнением настоящего указа возложить на исполняющего обязанности заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы, полномочного представителя Мэра Москвы в Московской городской Думе Ракову А.В.

(Пункт в редакции, введенной в действие указом Мэра Москвы от 17 июля 2013 года N 63-УМ. - См. предыдущую редакцию)

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

Приложение
к указу Мэра Москвы
от 13 февраля 2006 года N 11-УМ

     

Методические правила
подготовки проектов законов
 города Москвы

(с изменениями на 17 июля 2013 года)



Настоящие методические правила разработаны в целях совершенствования работы по подготовке проектов законов города Москвы (далее - проект закона).

1. Общие положения

1.1. Законы города Москвы - это нормативные правовые акты города Москвы высшей юридической силы. Законы города Москвы регулируют наиболее значимые и стабильные общественные отношения.

1.2. Проект закона должен соответствовать Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Уставу города Москвы, а в части оформления - Закону города Москвы от 14 декабря 2001 года N 70 "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы".

1.3. Проект закона может быть оформлен в виде:

- проекта нового закона;

- проекта закона о внесении изменений в действующий закон города Москвы;

- проекта закона о признании утратившим силу действующего закона города Москвы.

1.4. Подготовка проекта нового закона осуществляется в случаях, когда:

- требуется законодательное регулирование отношений, не урегулированных или недостаточно урегулированных нормативными правовыми актами;

- закон города Москвы, регулирующий данные отношения, утратил силу;

- общественные отношения, урегулированные подзаконным нормативным правовым актом или несколькими подзаконными нормативными правовыми актами, необходимо урегулировать законом города Москвы;

- имеется несколько законов города Москвы по данному вопросу, которые необходимо объединить;

- необходимо внести изменения в положения действующего закона города Москвы, составляющие более половины его текста. При этом возможно сохранение прежнего названия закона города Москвы. В таком случае ранее действовавший и вновь принятый законы города Москвы будут различаться по дате принятия и номеру.

В установленных случаях разработчики проекта закона готовят его концепцию. Концепция проекта закона оформляется в соответствии с примерной структурой (приложение 1).

1.5. Подготовка проекта закона о внесении изменений в действующий закон города Москвы осуществляется в случаях, когда необходимо:

- изменить редакцию преамбулы, структурного элемента (здесь и далее под структурным элементом понимается: глава, статья, часть, пункт, подпункт закона города Москвы), абзаца, предложения, заменить слова, цифры;

- дополнить закон города Москвы преамбулой, структурным элементом, предложением, словами, цифрами;

- признать утратившим силу структурный элемент, абзац, исключить предложение, слова, цифры.

Внесение изменений в действующий закон города Москвы путем изложения его в новой редакции не допускается.

1.6. Подготовка проекта закона о признании утратившим силу действующего закона города Москвы осуществляется в случаях, когда:

- закон города Москвы противоречит федеральному законодательству, Уставу города Москвы;

- необходимо устранить ситуацию, при которой несколько законов города Москвы по-разному регулируют одни и те же общественные отношения;

- отпала необходимость в законодательном регулировании данных общественных отношений.

2. Лингвистические требования,
предъявляемые к тексту проекта закона

2.1. Текст проекта закона излагается преимущественно в утвердительной форме с использованием глаголов в настоящем времени с соблюдением официально-делового стиля языка и юридической терминологии. Предложения строятся в соответствии с общепринятыми правилами русского языка.

Нормы проекта закона должны быть изложены лаконично, ясно и доступно для понимания. Включение декларативных положений в проект закона недопустимо.

2.2. В проекте закона используются понятия, которые были применены в основных для этой отрасли федеральных законах, Уставе города Москвы, законах города Москвы.

При использовании в проекте закона понятий, которые отсутствуют в федеральном законодательстве и законодательстве города Москвы, а также технических и других специальных понятий необходимо давать их определения. Понятия, используемые в тексте проекта закона, должны быть ясными и однозначными, не допускающими двойного толкования. При определении понятий в проекте закона используются общепонятные слова и словосочетания. Понятия употребляются в проекте закона единообразно и только в одном значении в соответствии с общепринятой терминологией.

Определение понятия должно полностью раскрывать его содержание. Не допускается определение понятия через это же понятие, а также использование в определении понятий, которые сами нуждаются в определении. Не требуется давать в законе определения общеупотребляемых понятий (например, таких как "автобус", "дом" и т.п.). Неологизмы (новые слова или фразеологические сочетания, появившиеся в языке) и профессионализмы (понятия, применяемые в узких сферах деятельности человека) используются без их определения в проекте закона только в случае, если они общеприняты.

2.3. Определения наиболее важных понятий, многократно употребляемых в проекте закона и являющихся общими для всех его норм, целесообразно указывать в отдельной статье.

Например:

"Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

1) природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;

2) природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;

3) антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;...".

Не следует давать определения понятий, не применяемых в дальнейшем в проекте закона.

2.4. В тексте проекта закона не допускается употребление:

- форм разговорной речи;

- иноязычных заимствований при наличии равнозначных слов и понятий в русском языке;

- неоднозначных словосочетаний, рассуждений, восклицаний или призывов, устаревших и многозначных слов и выражений, образных сравнений, эпитетов, метафор;

- аббревиатур и сокращений (за исключением использования их в приложениях к проекту закона).

Например:

вместо сокращения "и т.д." следует писать "и так далее";

вместо "г.Москва" необходимо писать "город Москва";

вместо "РФ" следует писать "Российская Федерация".

2.5. В проекте закона не используются такие слова, как: "обычно", "нередко", "в случае необходимости", "только", "исключительно", "по возможности", а также иные слова, которые могут привести к неоднозначной трактовке положений закона города Москвы.

2.6. Особое внимание необходимо обращать на употребление прописных и строчных букв в текстах проектов законов.

В частности:

- с прописной буквы пишется слово "Федеральный" в названиях конкретных федеральных конституционных законов, федеральных законов, слово "Закон" - в названиях законов Российской Федерации, законов города Москвы, а также в словосочетании "настоящий Закон", используемом как отсылочная норма внутри текста закона города Москвы.

Например:

"Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации";

Федеральный закон 30 декабря 2004 года N 218-ФЗ "О кредитных историях";

Закон Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц";

Закон города Москвы от 26 января 2005 года N 3 "О государственной гражданской службе города Москвы";

"в соответствии с настоящим Законом";

- со строчной буквы пишутся словосочетания "федеральный конституционный закон", "федеральный закон", "федеральные законы",

"закон города Москвы" без названия, а также словосочетание "проект закона города Москвы".

Наименования органов государственной власти и должностных лиц города Москвы следует писать так, как они указаны в Уставе города Москвы.

Например:

"Мэр Москвы";

"Московская городская Дума";

"Правительство Москвы".

2.7. В проектах законов необходимо избегать дублирования норм, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также законах города Москвы, за исключением случаев, когда воспроизведение положений данных актов обусловлено необходимостью последовательного и системного изложения норм в проекте закона.

2.8. При определении в законе города Москвы полномочий Мэра Москвы, Московской городской Думы, Правительства Москвы следует исходить соответственно из федерального законодательства, Устава города Москвы и Закона города Москвы от 26 февраля 1997 года N 5 "О Правительстве Москвы". Если таких полномочий несколько (более трех), то включение их в текст проекта закона возможно отдельной статьей.

Нецелесообразно устанавливать в проекте закона отдельной статьей полномочия иных органов исполнительной власти, поскольку это относится к компетенции Правительства Москвы.

Полномочия органов местного самоуправления в городе Москве, устанавливаемые в законе города Москвы, должны соответствовать вопросам местного значения, установленным Законом города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве".

В проект закона не допускается включение норм, являющихся предметом правового регулирования законов города Москвы о бюджете города Москвы на очередной год, например, норм, предусматривающих создание целевых бюджетных фондов, определяющих направления расходования бюджетных средств и т.д.

2.9. В проекте закона не допускается установление обязанностей для федеральных органов государственной власти, а также наделение их какими-либо полномочиями.

2.10. При перечислении условий, все из которых должны быть выполнены, не допускается использование союза "или" ("либо"). При перечислении условий, из которых достаточно выполнения лишь одного, не допускается использование союза "и".

2.11. Количественные и порядковые числительные до девяти включительно обозначаются буквенным способом, от 10 и выше - цифровым способом с использованием арабских цифр.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»