____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
указа Мэра Москвы
от 13 февраля 2006 года N 11-УМ
____________________________________________________________________
В целях повышения качества подготовки проектов законов города Москвы в органах исполнительной власти города:
1. Утвердить Методические правила подготовки проектов законов города Москвы (приложение).
2. Обязать органы исполнительной власти города Москвы использовать при подготовке проектов законов города Москвы указанные Методические правила.
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Петрова А.В.
Мэр Москвы
Ю.М.Лужков
Приложение
к распоряжению Мэра Москвы
от 11 августа 2003 года N 305-РМ
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА
подготовки проектов законов города Москвы
Настоящие Методические правила разработаны в соответствии с Уставом города Москвы, Законом города Москвы от 14 декабря 2001 года N 70 "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы", постановлением Правительства Москвы от 12 сентября 2000 года N 726 "О мерах по совершенствованию законопроектной работы в органах исполнительной власти города", Регламентом Правительства Москвы в целях совершенствования работы по подготовке проектов законов города.
1.1.1. Законы города Москвы - это нормативные правовые акты города Москвы высшей юридической силы, принимаемые Московской городской Думой или жителями города Москвы на референдуме города Москвы и подписываемые Мэром Москвы.
1.1.2. В соответствии со статьей 36 Устава города Москвы право законодательной инициативы от органов исполнительной власти города, то есть право внесения в Московскую городскую Думу проектов законов города Москвы, принадлежит Мэру Москвы.
1.1.3. Представление органами исполнительной власти города проектов законов в Московскую городскую Думу, минуя Мэра Москвы и Правительство Москвы, не допускается.
1.2.1. Подготовка проектов законов в органах исполнительной власти города Москвы осуществляется на основе плана законопроектных работ, утверждаемого Мэром Москвы. Головным разработчиком проекта закона является орган исполнительной власти, указанный в Плане законопроектных работ первым в списке ответственных исполнителей по тому или иному закону.
Планирование законопроектной работы не исключает подготовку и внесение в Московскую городскую Думу проектов законов вне плана.
1.2.2. Для разработки проекта закона могут создаваться временные творческие коллективы или рабочие группы с участием представителей заинтересованных государственных органов, общественных объединений и иных организаций, а также ученых и других специалистов.
Создание рабочих групп по разработке отдельных проектов законов, в состав которых входят представители разных комплексов городского управления, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 12 сентября 2000 года N 726, производится распоряжением заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, полномочного представителя Мэра в Московской городской Думе.
1.2.3. Проект закона города Москвы должен соответствовать Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, Уставу города Москвы и другим законам города Москвы.
1.3.1. При внесении предложений о подготовке проектов законов города Москвы по вопросам, входящим в компетенцию Москвы как субъекта Российской Федерации, и не урегулированным федеральным законодательством, исполнители готовят и представляют концепцию проекта закона города Москвы, которая вносится на рассмотрение Правительства Москвы.
В концепции определяются цели закона (решение новых вопросов, возникших на практике и требующих правового урегулирования; устранение имеющихся пробелов, противоречий, множественности актов по одним и тем же вопросам и т.д.), излагаются его основные положения, ожидаемый эффект, социальная и экономическая целесообразность принятия закона, приводится примерная структура закона, представляется информация о состоянии соответствующего федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации.
1.3.2. Проект закона города Москвы оформляется в соответствии с требованиями статей 8, 23 и 24 Закона города Москвы "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы".
1.3.3. Проект закона города Москвы может быть оформлен в виде:
- нового закона города Москвы;
- закона города Москвы о внесении изменений и дополнений в действующий закон города Москвы;
- закона города Москвы о внесении изменений и дополнений в действующий закон города Москвы путем изложения его в новой редакции;
- закона города Москвы о признании утратившими силу действующих законов города Москвы или отдельных их положений.
1.3.4. Подготовка проекта нового закона осуществляется в случаях, когда:
- требуется законодательное регулирование отношений, не урегулированных или недостаточно урегулированных ранее;
- закон, регулирующий данные отношения, утратил силу;
- требуется изменить уровень правового регулирования данных отношений и придать ему форму закона;
- имеется несколько законов по данному вопросу, которые необходимо объединить;
- когда по данному вопросу имеется несколько действующих подзаконных нормативных правовых актов, которые целесообразно объединить и придать им форму закона.
1.3.5. Изменения и дополнения в действующий закон города Москвы вносятся, если необходимо изменить или дополнить лишь некоторые главы, отдельные статьи либо части статей этого закона.
2.1.1. Общими требованиями, предъявляемыми к проектам законов города Москвы, являются:
- ясность, простота и доступность языка закона;
- последовательность изложения текста закона и связь его норм между собой;
- краткость изложения правовых норм;
- единообразие терминов, используемых в тексте закона.
2.1.2. Изложение норм закона должно быть преимущественно в утвердительной форме и в настоящем времени.
2.2.1. Текст проекта закона излагается с соблюдением официально-делового стиля литературного языка и юридической терминологии. Предложения строятся в соответствии с общепринятыми правилами русского языка.
2.2.2. Термины и понятия, используемые в тексте проекта закона, должны быть ясными и однозначными.
При определении терминов в проекте закона должны использоваться общепонятные слова и словосочетания.
Термины и понятия должны употребляться в проекте закона только в одном значении в соответствии с общепринятой терминологией. Для обозначения одних и тех же понятий должны использоваться одни и те же термины, а разные понятия не должны обозначатся одинаковыми терминами.
Если термины, используемые в проекте закона, имеют несколько значений, отличающихся от обычного, в тексте проекта следует указать, какое значение придается термину, с тем, чтобы обеспечить правильное толкование нормативного правового акта. Не допускается определение понятия через это же понятие.
Неологизмы (новые слова или фразеологические сочетания, появившиеся в языке) используются только в случае, если они общепонятны.
В проекте закона города Москвы, как правило, следует использовать термины, которые были применены в основных для этой отрасли федеральных законах или Уставе города Москвы.
2.2.3. Определения наиболее важных терминов, употребляемых в проекте закона и являющихся общими для всех его предписаний, целесообразно указывать в статье, помещаемой в начале текста.
При этом не следует давать определения терминов, не используемых в дальнейшем в законе.
2.2.4. При использовании в законе малоизвестных юридических, технических и других специальных терминов целесообразно давать их расшифровку в статье, посвященной понятиям, используемым в тексте.
2.2.5. В тексте закона не допускается употребление:
- просторечий и экспрессивных форм разговорной речи;
- иноязычных заимствований при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;
- нечетких словосочетаний, рассуждений, восклицаний или призывов, устаревших и многозначных слов и выражений, образных сравнений, эпитетов, метафор;
- аббревиатур, кроме общеизвестных.
2.2.6. При перечислении условий, все из которых должны быть выполнены, не допускается использование союза "или". При перечислении условий, из которых достаточно выполнения лишь одного, не допускается использование союза "и".
2.2.7. Сокращения в тексте проекта закона, как правило, не используются.
2.2.8. Количественные и порядковые числительные до девяти включительно следует обозначать буквенным способом. Числа от 10 и выше - обозначаются цифрами.
Например:
"Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования";
"...не позднее чем за пять дней до начала заседания".
Дробные числительные в тексте закона предпочтительнее обозначать буквенным способом.
Например:
"Избирательная комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава".
При указании процентов, технических данных в таблицах и диаграммах применяется цифровой способ. Знак процента обозначается словами.
Например:
"в размере 14 процентов".
Десятичные дроби обозначаются цифровым способом.
Например:
"...0,5 процента".
Денежные суммы изображаются цифровым способом. Размер штрафа в предписаниях, устанавливающих меры административной ответственности, указывается буквенным способом.
Например:
"...влечет наложение административного штрафа в размере одного минимального размера оплаты труда".
Ссылки на статьи, части или пункты закона, обозначенные цифрами, как правило, оформляются цифровым способом. Если части закона не нумеруются, указанные ссылки целесообразно оформлять буквенным способом.
Даты оформляются смешанным способом. Однозначные числа, обозначающие дни, не включают ноль перед цифрой. Полного написания требует название месяца (исключение допускается в таблицах). Год обозначается четырехзначным числом.
Например:
"Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2003 года".
При упоминании в тексте даты принятия и номера того или иного закона используется смешанный способ.
Например:
"Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ".
Буквенный способ применяется к сложным словам, образуемым с добавлением элемента -кратный к числительному. Они пишутся слитно: восьмикратный.