ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 декабря 2005 года N 1094-ПП
О реализации Генерального плана развития города Москвы за 2000-2004 годы и организации работ по актуализации Генерального плана города Москвы
(с изменениями на 31 октября 2006 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 10 декабря 2013 года N 815-ПП
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Снято с контроля на основании
постановления Правительства Москвы
от 31 марта 2009 года N 262-ПП
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Москвы от 31 октября 2006 года N 857-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 65, 20.11.2006).
____________________________________________________________________
За годы реализации Генерального плана развития города Москвы на период до 2020 года (далее - Генплан Москвы) сформированы основы градостроительного законодательства, приняты базовые законы города о градостроительстве.
В целях реализации требований градостроительного зонирования установлено функциональное, строительное и ландшафтное назначение для всех кварталов города, а для 20% территории - назначение для отдельных участков.
Выполняются ежегодные программы нового жилищного строительства. Обеспечен переход от типовой застройки к строительству жилья по индивидуальным проектам, что положительно сказалось на качестве жилищного фонда города.
Завершено строительство двух развязок 3-го транспортного кольца, что позволило полностью ввести его в действие. Активно ведется строительство новой радиальной магистрали проспекта Маршала Жукова, значительно улучшены транспортные связи с аэропортом "Внуково".
За годы реализации Генплана Москвы повысились темпы и объемы строительства объектов торговли, общественного питания, интенсивно развивается малое предпринимательство во всех сферах экономики, особенно в оптовой и розничной торговле. Реализуется программа по развитию предприятий шаговой (пешеходной) доступности, по развитию магазинов заказов "Утконос" в целях восполнения ранее утраченных предприятий потребительского рынка и услуг.
Разработана концепция проекта "Пром Сити Москва". Осуществляется планомерный вывод и перебазирование производственных предприятий с территории исторического центра города.
В результате реализации комплекса природоохранных мероприятий наметилась устойчивая тенденция к стабилизации экологической обстановки в столице, развивается система экологического мониторинга.
Формируется нормативная правовая база рационального природопользования и охраны окружающей среды. Правительством Москвы одобрена Экологическая доктрина города Москвы с системой целевых показателей на период до 2010 года.
За счет внедрения водосберегающих технологий снижается водопотребление в городе, улучшается качество и надежность питьевого водоснабжения; построены новые очистные сооружения на Рублевской водопроводной станции. По новым технологиям производится очистка сточных вод на станциях аэрации в Южном Бутово и Зеленоградском административном округе. Начато строительство независимых источников теплоэлектроснабжения ГТУ-ТЭС.
Однако за годы реализации Генплана Москвы усилилось отставание от намеченных показателей по объемам ежегодной реконструкции жилищного фонда. Увеличившиеся объемы жилищного строительства в целом по городу не компенсируют нарастания объемов физически стареющего жилищного фонда. Не сократилась численность очередников.
Сохраняется проблема коммунального заселения квартир. Продолжающаяся практика "точечного" строительства (уплотнения жилых микрорайонов) вызывает протесты жителей и негативно сказывается на качестве организации жилых территорий.
В результате постоянного увеличения ежегодных темпов строительства территориальные ресурсы, предусмотренные Генпланом Москвы под массовое индустриальное жилищное строительство, практически оказались исчерпаны.
Особую тревогу вызывают низкие темпы развития социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в столице, а также номерного гостиничного фонда. Продолжает сокращаться число дошкольных учреждений, растет очередь в детские сады и ясли. Одной из наиболее сложных проблем развития массового спорта является нехватка спортивных объектов местного уровня обслуживания, доступных населению города.
Обостряются проблемы развития транспортной инфраструктуры: более 60% магистралей в городе исчерпали запас пропускной способности, дефицит протяженности линий метрополитена увеличился до 90 км, а существующие линии работают с перегрузкой; сохраняется дефицит мест хранения автомашин. Опережающие темпы строительства торгово-офисных помещений в центральной части города влекут за собой увеличение транспортной нагрузки и, соответственно, загазованности территории.
Низкими темпами осуществляются работы по реконструкции и восстановлению ветхих сетей инженерной инфраструктуры. За годы реализации Генплана Москвы город полностью исчерпал свой ресурсный потенциал по электроэнергетике и стал энергодефицитным. При устойчивом росте электропотребления на 3-4,5% в год московская энергосистема достигла своего технического предела по покрытию максимума электрической мощности.
Наметилось значительное отставание по строительству электрогенерирующих источников, электрических подстанций, тепловых магистралей, электрических и тепловых сетей, а также канализационных сетей и каналов.
Усиливаются тенденции к сокращению озелененных территорий города Москвы. Продолжается невыполнение установленных показателей по новому озеленению и реконструкции существующих объектов озеленения общего пользования.
Сохраняется отставание от запланированных показателей по переработке промышленных и бытовых отходов, очистке поверхностного стока застроенных территорий, по рекультивации территорий с очень высоким загрязнением почв.
Медленно осуществляется интенсификация использования территорий сохраняемых производственных зон города и сокращение размеров санитарно-защитных зон объектов.
В целях обеспечения дальнейшей реализации Генерального плана развития города Москвы на период до 2020 года и в соответствии с Законом города Москвы от 27 апреля 2005 года N 14 "О Генеральном плане города Москвы (основные направления градостроительного развития города Москвы)" Правительство Москвы
постановляет:
1. Одобрить доклад, отражающий Основные итоги реализации Генерального плана развития города Москвы за 2000-2004 годы и прогнозные показатели на первую очередь до 2006 года (приложение 1), для последующего информирования Московской городской Думы в установленном порядке.
2. В качестве приоритетных задач реализации Генерального плана на период до 2010 года принять:
- улучшение жилищных условий москвичей, завершение в полном объеме программы реконструкции ветхого и пятиэтажного жилищного фонда первого периода индустриального домостроения с переходом к комплексной реконструкции и реновации жилищного фонда на территориях сложившейся застройки, увеличение объемов жилищного строительства для очередников, социального жилья для малоимущих москвичей и молодых семей с использованием государственной программы ипотеки;
- коренное улучшение обслуживания населения общественным транспортом, особенно метрополитеном, использование внутригородской кольцевой железной дороги и новых видов общественного транспорта, увеличение темпов дорожного строительства в городе;
- повышение уровня комфортности обслуживания москвичей, достижение столичных нормативов обеспеченности населения объектами социальной сферы, потребительского рынка и услуг, обеспечение "комплексности" застройки микрорайонов города;
- формирование потенциала рабочих мест в городе, включая активное развитие малого бизнеса, создание новых рабочих мест вблизи мест проживания населения;
- развитие и улучшение качества инфраструктуры индустрии гостеприимства, завершение в полном объеме работ по строительству и реконструкции гостиниц;
- системное привлечение внебюджетных инвестиций в развитие топливно-энергетического хозяйства, торговли, в том числе оптовой торговли, c учетом обеспечения продовольственной безопасности города;
- производство достаточного количества электроэнергии для потребления города Москвы при условии реализации мероприятий энергосбережения;
- развитие современной городской инфраструктуры утилизации отходов производства и потребления, увеличение вторичного использования ресурсов, сведение к минимуму объемов отходов, направляемых на захоронение на полигоны Московской области;
- сохранение и обустройство территорий природного комплекса города;
- своевременную и целевую разработку среднесрочных городских программ и отраслевых схем размещения объектов строительства и реконструкции на территории города для достижения показателей Генплана Москвы.
3. С целью повышения темпов развития социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города первому заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы Росляку Ю.В. совместно с первыми заместителями Мэра Москвы в Правительстве Москвы Аксеновым П.Н., Ресиным В.И. и Швецовой Л.И. в месячный срок подготовить и представить в Правительство Москвы инициативные предложения по совершенствованию экономических механизмов реализации Генплана Москвы, в том числе по оптимизации финансовых схем привлечения инвестиций.
4. Заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы по международным и внешнеэкономическим связям Орджоникидзе И.Н. продолжить работу по ведению мониторинга реализации Генеральной схемы размещения гостиниц в городе Москве до 2010 года.
5. Считать целевым направлением актуализации Генерального плана развития города Москвы на период до 2025 года обеспечение социальных гарантий населению города в части состояния окружающей среды, сохранности историко-культурного и природного наследия города, состояния жилищного фонда и условий проживания, обеспеченности придомовыми территориями и территориями общего пользования, доступности мест приложения труда и объектов социальной инфраструктуры, условий транспортного обслуживания населения и инженерного обеспечения территорий, а также обеспечение продовольственной безопасности города.
6. Утвердить задание (программу на выполнение работ) по актуализации Генплана Москвы, содержащее:
6.1. Состав Генерального плана города Москвы на период до 2025 года, включая состав материалов по его обоснованию (приложение 2).
6.2. План работ по актуализации Генерального плана города Москвы (приложение 3).
6.3. Организационные мероприятия по подготовке проекта актуализированного Генерального плана города Москвы на период до 2025 года (приложение 4).
7. Первому заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ресину В.И. обеспечить в 2005-2007 годах организацию работ по актуализации Генплана Москвы.
8. Первым заместителям Мэра Москвы в Правительстве Москвы, заместителям Мэра Москвы в Правительстве Москвы, министрам Правительства Москвы, префектам административных округов города Москвы обеспечить выполнение организационных мероприятий по подготовке проекта актуализированного Генерального плана города Москвы на период до 2025 года (приложение 4).
9. Возложить функции государственных заказчиков по реализации Плана работ по актуализации Генерального плана города Москвы на Москомархитектуру, Департамент науки и промышленной политики города Москвы и Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы.
10. Первым заместителям Мэра Москвы в Правительстве Москвы Росляку Ю.В. и Ресину В.И. в двухнедельный срок подготовить проекты обращений:
10.1. В Правительство Московской области о совместной разработке проекта Генерального плана города Москвы в части вопросов, затрагивающих интересы города Москвы и Московской области.
10.2. В Правительство Российской Федерации о совместной разработке проекта Генерального плана города Москвы в части обеспечения государственных интересов Российской Федерации на территории города Москвы.
11. Москомархитектуре:
11.1. В целях обеспечения дальнейшей реализации Генплана Москвы:
11.1.1. Совместно с ГУП "НИиПИ Генплана Москвы" в месячный срок подготовить необходимые материалы для представления Мэром Москвы в установленном порядке в Московскую городскую Думу доклада об итогах реализации Генерального плана развития города Москвы.
11.1.2. В I квартале 2006 года при разработке среднесрочных отраслевых схем размещения объектов строительства и реконструкции выделить первоочередные объекты для последующей подготовки конкурсной документации.
11.1.3. В 2006 году завершить разработку Схемы комплексной реабилитации прибрежных территорий реки Москвы.
11.1.4. При вариантной разработке проектов планировки по реконструкции и реновации жилых территорий предусматривать увеличение объемов строительства нежилого фонда для размещения объектов спортивно-оздоровительного, культурного назначения, малого бизнеса для создания новых рабочих мест вблизи мест проживания населения.
11.1.5. Создать специализированное подразделение для обеспечения контроля, координации и повышения эффективности разработки территориальных схем развития отраслей экономики города в пределах установленных предельной численности и фонда оплаты труда.
11.2. В целях обеспечения работ по актуализации Генерального плана города Москвы в соответствии с федеральным законодательством:
11.2.1. В первом полугодии 2007 года завершить разработку актуализации градостроительных планов развития территорий районов Центрального административного округа, а в 2007-2008 годах актуализацию градостроительных планов развития территорий административных округов города Москвы (пункт в редакции постановления Правительства Москвы от 31 октября 2006 года N 857-ПП - см. предыдущую редакцию).
11.2.2. Во втором полугодии 2006 года представить в Правительство Москвы основные положения актуализированного Генерального плана города Москвы, содержащие цели, задачи, целевые показатели и основные мероприятия градостроительного планирования развития города Москвы до 2025 года и на период до 2010 года.
11.2.3. За счет средств городского бюджета, выделяемых на проектно-планировочные работы, ежегодно, начиная с 2006 года, обеспечивать соответствующее финансирование проектных работ (раздел 1 приложения 3) Плана работ по актуализации Генерального плана города Москвы.
12. Департаменту науки и промышленной политики города Москвы ежегодно предусматривать, начиная с 2006 года, за счет и в пределах лимитов бюджетного финансирования, выделяемых на реализацию Программы прикладных научных исследований и проектов в интересах города Москвы на 2006-2008 годы (в подпрограмме 8 "Градостроительство и архитектура"), проведение научно-исследовательских работ (раздел 2 приложения 3) Плана работ по актуализации Генерального плана города Москвы.
13. Департаменту градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы ежегодно, начиная с 2006 года, обеспечивать в пределах лимитов капитальных вложений, выделяемых Департаменту как государственному заказчику в ежегодных адресных инвестиционных программах города Москвы, соответствующее финансирование работ по информационному обеспечению Плана работ по актуализации Генерального плана города Москвы (раздел 3 приложения 3)
14. Принять к сведению согласие ГУП "НИиПИ Генплана Москвы" осуществить функции генерального проектировщика на выполнение работ в соответствии с приложением 3 при участии профильных организаций городского, областного и федерального уровня.
15. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ресина В.И.
Мэр Москвы
Ю.М.Лужков
Основные итоги реализации Генерального плана развития города Москвы за 2000-2004 годы и прогнозные показатели на первую очередь до 2006 года
Единицы измерения | Показатели по Генеральному плану развития города Москвы | Реализация (на 01.01....) | |||||
2005 год - расчетные показатели | 2006 год | 2020 год | 2005 год | ожидаемая | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
1. | Охрана окружающей среды | ||||||
1.1. | Количество жителей, проживающих в санитарно-защитных зонах (расчетное) | тыс.чел. | 210 | 200 | 50 | 220 | 200 |
1.2. | Количество стихийных свалок | единиц, | 0 | 0 | 0 | 7 | 0 |
га | 0 | 0 | 0 | 12,1 | 0 | ||
1.3. | Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу | тыс.т в год | 1000 | 1500 | 400 | 980 | 932 |
1.4. | Объем загрязненных сточных вод, поступающих в водоемы от спецводопользователей* | тыс.куб.м в сутки | 1750 | 1650 | 1760 | 1700 | |
________________ * Без учета стоков предприятий МГУП "Мосводоканал". | |||||||
1.5. | Доля очистки поверхностного стока застроенных территорий | % | 55 | 60 | 100 | 51 | 55 |
1.6. | Доля перерабатываемых твердых отходов: | % от объема образо- | |||||
- бытовых; | 41 | 65 | 90 | 12 | 15 | ||
- производственных | 63 | 65 | 90 | 60,4 | 65 | ||
1.7. | Площадь территории с очень высоким уровнем загрязнения почв | тыс.га | 4,2 | 3,0 | 0 | 6,1* | 5 |
________________ * По данным Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. | |||||||
1.8. | Площадь территории рекультивации и санации почв | га в год | - | - | - | 25,0 | 45,0 |
1.9. | Подтопленные территории, | тыс.га | 41,8 | 41,8 | 40,8 | 40,1 | 39,0 |
в т.ч. застроенные | 17,6 | 17,8 | 16,5 | 17,4 | 17,2 | ||
2. | Развитие территории природного комплекса | ||||||
2.1. | Особо охраняемые природные территории | тыс.га | 18,1 | 24,8 | 24,8 | 15,87 | 23,67 |
2.2. | Новое строительство и реконструкция объектов озеленения общего пользования | га | 1375 | 2500 | 6200 | 1083 | 1500 |
3. | Развитие общественных территорий и социальной инфраструктуры | ||||||
3.1. | Общеобразовательные школы: | ||||||
- обеспеченность объектами социально-гарантированного уровня обслуживания | мест на 1000 жит. | 108 | 110 | 123 | 84 | 92 | |
- наполняемость учреждений | учащихся/ | 100 | 100 | 100 | 102 | 102 | |
3.2. | Детские дошкольные учреждения: | ||||||
- обеспеченность объектами социально- | мест на 1000 жит. | 41 | 43 | 52 | 28 | 29 | |
уровня обслуживания | детей/мест | 100 | 100 | 100 | 82 | 80 | |
- наполняемость учреждений | в % | ||||||
3.3. | Амбулаторно- | посещений в смену на 1000 жит. | 26 | 27 | 27 | 26 | 27 |
- обеспеченность объектами социально- | |||||||
3.4. | Торговля: | ||||||
- обеспеченность объектами социально- | кв.м общей площади на 1000 жит. | 290 | 305 | 340 | 518 | 550 | |
3.5. | Оптовая торговля продовольствием* | тыс.кв.м | 2000 | 2100 | 2760 | 2000 | 2100 |
________________ * По Генеральной схеме размещения объектов оптовой торговли продовольствием на территории города Москвы на период до 2020 года (постановление Правительства Москвы от 30 ноября 2004 года N 827-ПП). | |||||||
3.6. | Общественное питание: | ||||||
всего, | кв.м общей площади на 1000 жит. | 190 | 200 | 231 | 306 | 320 | |
- обеспеченность объектами социально- | 80 | 90 | 106 | 49 | 60 | ||
3.7. | Бытовое обслуживание: | ||||||
в том числе: | кв.м на1000 жит. | 195 | 200 | 250 | 276 | 300 | |
- обеспеченность объектами социально- | 77 | 80 | 91 | 82 | 90 | ||
3.8. | Культура: | ||||||
- обеспеченность, | |||||||
в том числе: | |||||||
- обеспеченность объектами социально- | кв.м на 1000 жит. | 220 | 282 | 300 | 87 | 90 | |
3.9. | Спорт: | ||||||
- обеспеченность, всего, | кв.м на 1000 жит. | 304 | 360 | 451 | 177 | 190 | |
в том числе: | |||||||
- обеспеченность объектами социально- | 130 | 190 | 320 | 34 | 35 | ||
3.10. | Туристско-гостиничный комплекс: | ||||||
- туристские потоки, включая туристов из регионов России | млн.чел. в год | 5,2 | 9,9 | 20,0 | 5,0 | 5,8 | |
- вместимость гостиничного комплекса | тыс.мест | 92 | 110 | 500 | 61,1 | 69 | |
4. | Реконструкция и развитие жилых территорий | ||||||
4.1. | Прирост жилых территорий | га | 162 | 200 | 1300 | 123 | 200 |
4.2. | Жилищный фонд | млн.кв.м | 201,2 | 204,8 | 232 | 203,8 | 208,4 |
4.3. | Доля строительства жилья в сложившейся части города от общего объема нового строительства | % от годового ввода | 79 | 83 | 100 | 84,5 | 83,5 |
4.4. | Строительство жилья по индивидуальным проектам в общем объеме нового строительства | % от годового ввода | 39 | 40 | 50 | 47 | 59,5 |
4.5. | Строительство жилья по современным типовым проектам в общем объеме нового строительства | % от годового ввода | 63 | 60 | 50 | 53 | 40,5 |
4.6. | Объем нового строительства в районах комплексной реконструкции пятиэтажного панельного и ветхого жилищного фонда (с начала реализации - 1995 год), | млн.кв.м общ.площ. | 11,0 | 12,3 | 32,00 | 9,2 | 11,3 |
в т.ч. пятиэтажного панельного жилищного фонда | млн.кв.м общ.площ. | 9,6 | 10,9 | 18,0 | 6,3 | 7,8 | |
4.7. | Уровень реализации проектной документации по новому строительству в районах сноса пятиэтажного фонда | % | - | - | - | 35 | 43 |
4.8. | Снос пятиэтажного панельного и ветхого жилищного фонда (с начала реализации 1995 года), | млн.кв.м общей площади | 4,15 | 5,04 | 12,0 | 3,94 | 4,5 |
в том числе пятиэтажного панельного жилищного фонда сносимых серий | млн.кв.м общей площади | 3,4 | 3,9 | 6,5 | 2,3 | 2,67 | |
4.9. | Уровень реализации проектной документации по сносу | % | - | - | 36 | 50 | |
5. | Реорганизация производственных территорий | га | 145 | 167 | 3200 | 252 | 270 |
6. | Развитие транспортной инфраструктуры | ||||||
6.1. | Протяженность сети по оси: | ||||||
- метрополитена | км | 324 | 340 | 485 | 275,6 | 278 | |
- уличной сети, | км | 4764 | 4788 | 5900 | 4671 | 4699,5 | |
в том числе магистральной | км | 1350 | 1366 | 1900 | 1305 | 1320,5 | |
- наземного общественного транспорта | км | 1760 | 1980 | 2100 | 1790 | 1848 | |
6.2. | Плотность сети: | ||||||
- улично-дорожной, | км/кв.км | 5,58 | 5,6 | 6,9 | 5,46 | 5,5 | |
в том числе магистральной | км/кв.км | 1,59 | 1,6 | 2,2 | 1,53 | 1,54 | |
- наземного общественного транспорта | км/кв.км | 2,05 | 2,3 | 2,5 | 2,09 | 2,16 | |
6.3. | Обеспеченность местами хранения автомашин индивидуальных владельцев | % | 47,5 | 50 | 70 | 38 | 40 |
7. | Развитие инженерной инфраструктуры | ||||||
7.1. | Тепловая нагрузка | Гкал/час | 44250 | 44800 | 49300 | 45800 | 46600 |
7.2. | Электрическая нагрузка | млн.кВт | 7,45 | 7,6 | 9,5 | 7,73 | 8,2 |
7.3. | Газопотребление | млрд.куб.м/ | 30,6 | 30,9 | 38,9 | 27,04 | 29 |
7.4. | Водопотребление общее, | тыс.куб.м/ | 6380 | 6360 | 6200 | 5043 | 4950 |
в том числе: | |||||||
- питьевая вода | 5620 | 5560 | 5300 | 4826 | 4730 | ||
- техническая вода | 760 | 800 | 900 | 217 | 220 | ||
7.5. | Водоотведение по московской канализации | тыс.куб. м/сут. | 6200 | 6225 | 6120 | 5352 | 5300 |
7.6. | Емкость телефонной сети | тыс.номеров | 4680 | 4800 | 6000 | 4488,1 | 4600 |
8. | Численность населения с учетом итогов переписи населения 2002 года | тысяч человек | 10406,6 | 10438,4 | |||
9. | Численность занятых в экономике города (в т.ч. и в малом бизнесе) | тысяч человек | 5190 | 5240 | 5400 | 5688,0 | 5726,4 |
10. | Обеспеченность территории планами градостроительного зонирования | % | 20 | 25 | 100 | 21,32 | 25 |