ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 2004 года N 827-ПП
О мерах по развитию крупных интегрированных
формирований в оптовом продовольственном
комплексе города Москвы
(с изменениями на 9 августа 2011 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Москвы от 21 июня 2005 года N 443-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 38, 04.07.2005);
постановлением Правительства Москвы от 20 марта 2007 года N 189-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 21, 12.04.2007);
постановлением Правительства Москвы от 12 февраля 2008 года N 105-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 15, 19.03.2008);
постановлением Правительства Москвы от 9 августа 2011 года N 356-ПП.
____________________________________________________________________
Одной из главных задач Правительства Москвы является создание системы обеспечения продовольственной безопасности столицы.
Важнейшей составляющей этой системы является развитие интеграции и кооперации московских предприятий оптовой торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности с сельскохозяйственными предприятиями регионов России.
Для стимулирования процессов интеграции Правительство Москвы приняло ряд нормативных правовых актов по вопросам увеличения поставок отечественного продовольствия в город Москву, развития собственной ресурсной базы московских предприятий в регионах России, финансирования закупок продовольствия и инвестирования бюджетных средств в агропромышленные холдинги. Осуществлен переход на поставку продовольствия в город по годовым программам предприятий, а для интегрированных агрохолдингов вводится порядок оказания финансовой поддержки программ на три года. Все это создало условия для дальнейшего развития агропромышленных холдингов на базе московских предприятий продовольственного комплекса.
В настоящее время 19 московских предприятий оптового продовольственного комплекса города создали интегрированные структуры с 75 сельскохозяйственными предприятиями в 19 субъектах Российской Федерации.
В 2003-2004 годах на приобретение контрольных пакетов акций (долей) интегрированных сельхозпредприятий, их реконструкцию и развитие предприятиями оптово-продовольственного комплекса города направлено более 5 млрд.рублей, в том числе 1300000000 рублей льготных долгосрочных кредитов Правительства Москвы.
В результате проведенной работы объемы поставок в город мяса и мясопродуктов из интегрированных структур составят к концу 2004 года 75 тыс.тонн, основных видов овощей 134 тыс.тонн, что соответственно в 3 и 1,9 раза больше уровня 2002 года.
В соответствии с Целевой программой интеграции предприятий продовольственного комплекса Москвы с сельхозпроизводителями регионов России на 2004-2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 21.09.2004 N 635-ПП, предусматривается увеличение в 2006 году поставок мяса в город интегрированными структурами до 190 тыс.тонн, что составит 17% от его общего потребления в городе, зерна до 450 тыс.тонн или 50%, основных видов овощей до 170 тыс.тонн или 24%.
В целях развития инфраструктуры материально-технической базы предприятий оптового продовольственного комплекса города, в том числе агрохолдингов, разработана Генеральная схема размещения объектов оптовой торговли продовольствием на территории города Москвы на период до 2020 года с учетом основных направлений развития оптовой торговли продовольствием в городе Москве на 2005-2007 годы и потребностей в дополнительных земельных участках всех предприятий оптового продовольственного комплекса, включая сетевые структуры города для создания ими оптово-распределительных центров.
Ведутся работы по созданию информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка города Москвы, одной из функций которой является мониторинг состояния товарно-сырьевых рынков и поставок продовольствия из регионов России, включая поставки из интегрированных хозяйств. В настоящее время осуществляется мониторинг всех предприятий плодоовощного комплекса в автоматизированном режиме.
Возможности указанной информационно-аналитической системы позволяют использовать ее при организации мониторинга качества и безопасности продовольствия.
В соответствии с прогнозом Департамента продовольственных ресурсов города Москвы предусматривается к 2010 году за счет развития кооперации и интеграции увеличить в 1,5 раза объемы организованных поставок основных видов продовольствия из регионов России по сравнению с уровнем 2003 года и снизить импортную зависимость по продукции животноводства с 68% до 25-30%.
Для обеспечения процессов агропродовольственной интеграции требуется привлечение дополнительных финансовых ресурсов, в том числе за счет средств Фонда инвестиционного развития регионов Центрального федерального округа Российской Федерации и регионов Российской Федерации, кредитов коммерческих банков, в том числе с выплатой на возвратной основе части процентной ставки, за счет финансовой поддержки в рамках годовых программ развития материально-технической базы хозяйств-поставщиков сельскохозяйственной продукции в Москву, а также необходимо дальнейшее ускоренное развитие информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка города Москвы, усиление контроля за качеством и безопасностью при обороте продовольствия, решение ряда вопросов нормативно-правового характера. Необходимо усиление координации действий на уровне регионов, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Центрального федерального округа в вопросах дальнейшего развития продовольственной политики, в том числе крупных интегрированных предприятий, прежде всего в регионах Центрального федерального округа.
В целях дальнейшего развития кооперации и интеграции и безусловного выполнения показателей, намеченных Целевой программой интеграции предприятий продовольственного комплекса Москвы с сельхозпроизводителями регионов России на 2004-2006 годы, Правительство Москвы
постановляет:
1. Согласиться с прогнозными показателями, предусматривающими увеличение к 2010 году за счет развития кооперации и интеграции объемов организованных поставок социально значимых видов продовольствия из регионов России в 1,5 раза по сравнению с уровнем 2003 года, при доведении доли поставок из интегрированных хозяйств мяса - до 25%, зерна - до 50%, круп - до 25%, основных видов овощей - до 30% от объемов их потребления.
2. Для увеличения объемов организованных поставок в Москву отечественного продовольствия и повышения доли продукции интегрированных предприятий:
2.1. Разрешить Департаменту продовольственных ресурсов города Москвы осуществлять финансирование интеграционных проектов предприятий оптового продовольственного комплекса города Москвы с сельхозтоваропроизводителями и предприятиями пищевой промышленности агропромышленного комплекса (АПК) регионов России и Республики Белоруссия для организации производства и поставок сельскохозяйственной продукции и продовольствия в город Москву, а также мероприятий по развитию оптовой торговли в Москве за счет и в пределах имеющихся в обороте бюджетных ассигнований на продовольственное обеспечение города, но не более 25% от общей суммы указанных средств.
2.2. Принять предложение Департамента продовольственных ресурсов города Москвы о предоставлении предприятиям оптовой торговли города, интегрированным с сельхозпредприятиями, производящими картофель и овощи:
- права хранить ресурсы этой продукции, предназначенные к поставкам по годовым программам, а также объемы городского заказа непосредственно в местах производства;
- бюджетных кредитов на срок до трех лет с взиманием одной четвертой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на развитие материально-технической базы в местах производства сельскохозяйственной продукции.
3. Управлению информатизации города Москвы осуществить финансирование в 2005 году работ по разделу "Реализация программных мероприятий по использованию ИКТ в оптовой торговле" за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели в Плане мероприятий Городской целевой программы "Электронная Москва" на 2004-2005 годы, утвержденном постановлением Правительства Москвы от 03.08.2004 N 526-ПП.
4. Департаменту продовольственных ресурсов города Москвы и Департаменту финансов города Москвы с участием Аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации проработать вопрос о возможности использования средств Фонда инвестиционного развития регионов Центрального федерального округа Российской Федерации, а также федеральных бюджетных средств, имеющихся в распоряжении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, на увеличение производства и поставки в Москву сельскохозяйственного сырья и продовольствия за счет развития интеграционных связей предприятий продовольственного комплекса Москвы с предприятиями АПК в регионах России и создании объектов оптовой торговли продовольствием в городе Москве и в 50-километровой зоне от МКАД в Московской области.
5. Утвердить Генеральную схему размещения объектов оптовой торговли продовольствием на территории города Москвы на период до 2020 года (приложение) с учетом основных направлений развития оптовой торговли продовольствием в городе Москве на 2005-2007 годы и баланса площади всех субъектов оптовой торговли города.
6. Департаменту продовольственных ресурсов города Москвы:
- представить в I квартале 2005 года на рассмотрение Правительства Москвы Программу развития оптовой торговли продовольствием в городе Москве на 2005-2007 годы;
- проработать в 2005 году вопрос организации снабжения сетевых продовольственных магазинов продукцией, имеющейся в распоряжении созданных на базе действующих предприятий оптовой торговли распределительных центров и комплексов оптовой торговли продовольствием.
7. Москомархитектуре по заявке Департамента продовольственных ресурсов города Москвы в целях реализации Генеральной схемы размещения объектов оптовой торговли продовольствием на территории города Москвы на период до 2020 года:
7.1. До 1 июля 2008 года разработать предложения о взаимоувязанном размещении крупных объектов оптовой торговли продовольствием на территории города Москвы и Московской области (пункт в редакции постановления Правительства Москвы от 12 февраля 2008 года N 105-ПП - см. предыдущую редакцию).
7.2. Ежегодно осуществлять мониторинг развития объектов оптовой торговли продовольствием и актуализацию Генеральной схемы размещения объектов оптовой торговли продовольствием на территории города Москвы на период до 2020 года.
7.3. В 2005-2007 годах разработать проекты уплотнения территорий действующих крупных предприятий оптовой торговли продовольствием с целью интенсификации их использования по прямому назначению.
7.4. В течение 2005-2006 годов провести предпроектные проработки возможного размещения объектов оптовой торговли продовольствием на период 2010-2020 годов на производственных (внеселитебных) территориях Юго-Восточного и Южного административных округов города Москвы, подготовить предложения о взаимоувязанном размещении крупных объектов оптовой торговли продовольствием на территории Москвы и Московской области (до 2010 года) (пункт в редакции постановления Правительства Москвы от 20 марта 2007 года N 189-ПП - см. предыдущую редакцию).
7.5. Исключить практику разработки проектов распорядительных документов Правительства Москвы о размещении, проектировании и строительстве объектов оптовой торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием в городе Москве, а также исходно-разрешительной документации, предусматривающей строительство объектов оптовой торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием, без согласования с Департаментом продовольственных ресурсов города Москвы.
8. Принять к сведению согласие ГУП КС "Агрострой" осуществлять функции заказчика по работам, предусмотренным пунктом 7 настоящего постановления.
9. Департаменту экономической политики и развития города Москвы по заявке Департамента продовольственных ресурсов города Москвы обеспечивать начиная с 2005 года в рамках адресных инвестиционных программ финансирование работ, предусмотренных пунктом 7 настоящего постановления.
10. Департаменту продовольственных ресурсов города Москвы:
10.1. Внести в III квартале 2005 года на рассмотрение Правительства Москвы концепцию Закона города Москвы "О продовольственной безопасности города Москвы", предусмотрев в нем раздел "Агропромышленные холдинги".
10.2. С участием Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, других заинтересованных структур и региональных органов управления АПК провести в I квартале 2005 года круглый стол по проблемам и перспективам развития агропромышленных холдингов и продовольственной безопасности регионов Центрального федерального округа и до 1 июля 2005 года подготовить предложения о создании общественного совета по координации деятельности агрохолдингов России.
10.3. Совместно с Департаментом науки и промышленной политики города Москвы и с участием Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе представить в первом полугодии 2005 года в Правительство Москвы конкретные предложения об усилении координации действий на уровне регионов, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Центрального федерального округа по вопросам дальнейшего развития продовольственной политики, в том числе крупных интегрированных предприятий, прежде всего в регионах Центрального федерального округа.
11. Комитету межрегиональных связей и национальной политики города Москвы совместно с Департаментом продовольственных ресурсов города Москвы при разработке проектов соглашений о сотрудничестве с регионами России и Республикой Белоруссия предусматривать в них возможность развития интеграционных связей, в том числе возможность создания агропромышленных холдингов на базе московских предприятий оптового продовольственного комплекса и предприятий АПК регионов.
12. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы Бабурина А.И.
О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в декабре 2005 года.
Исполняющий обязанности
Мэра Москвы
В.П.Шанцев
Генеральная схема размещения объектов оптовой
торговли продовольствием на территории
города Москвы на период до 2020 года
(с изменениями на 9 августа 2011 года)
Продовольственный рынок Москвы является крупнейшей в Российской Федерации региональной системой обращения продовольственных товаров, обеспечивающей потребности столичного мегаполиса с населением порядка 13 млн.человек, включая приезжих, или около 9% всего населения России. Важной составной частью этой системы является оптовая торговля, через которую осуществляется снабжение предприятий и организаций розничной торговли и общественного питания продовольственными товарами, а также пищевой и перерабатывающей промышленности - сырьем.
1.1. Итоги выполнения Программы развития
оптовой торговли продовольствием
в г.Москве на 2002-2004 годы
Реализация Программы развития оптовой торговли продовольствием в Москве на 2002-2004 годы* и принятых в последние годы решений Правительства Москвы по развитию агропромышленной интеграции и формированию устойчивой сырьевой базы снабжения в регионах России, созданию современной инфраструктуры оптового продовольственного рынка, защите экономических и имущественных интересов города в оптовом продовольственном комплексе, совершенствованию системы финансирования продовольственного обеспечения и финансовой поддержке предприятий, развитию информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка и ряда других направлений позволила добиться положительных результатов в деле укрепления продовольственной безопасности столицы.
________________
Рост реальных доходов и покупательной способности населения в условиях насыщенного продовольственного рынка Москвы обеспечили повышение уровня потребления основных продуктов питания в семьях москвичей на 3,5-6,0% в год. Улучшился качественный состав рациона питания за счет более ценных продуктов питания.
Объем розничного товарооборота продовольственных товаров в Москве в 2003 году составил 480,5 млрд.руб. или 24,3% от соответствующего показателя в целом по России.
На продовольственном рынке города наблюдается тенденция снижения темпов роста потребительских цен. За 9 месяцев 2004 года темпы прироста потребительских цен по группе продовольственных товаров замедлились в 1,2 раза по сравнению с тем же периодом 2003 года. При этом уровень инфляции в Москве был ниже среднероссийского и составил 105,1% против 107,2% в среднем по России.
Стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину, в столице за 9 месяцев 2004 года возросла на 3,8%, тогда как в Санкт-Петербурге - на 5,0%, в Московской области - на 5,8%, в среднем по России - на 5,9%.
Социологические опросы населения свидетельствуют о достаточно высокой оценке москвичами качества продуктов питания отечественного производства и их предпочтении импортному продовольствию. В пользу российских товаров высказываются свыше 90% опрошенных жителей города.
За счет отечественного производителя в настоящее время полностью обеспечивается потребность города в цельном молоке и столовом яйце, практически полностью формируются продовольственные ресурсы по картофелю и овощам, в значительной степени - по маслу растительному, рыбной продукции, сахару, зерну, крупе. За последние два года увеличились объемы поставок в город из российских регионов мяса и мясопродуктов - в 1,4 раза (со 194,3 до 264,0 тыс.тонн), масла животного - в 1,2 раза (с 19,5 до 22,8 тыс.тонн). Доля импортных поставок мяса и мясопродуктов за этот период в общем объеме завоза снизилась с 74% до 65%, масла животного - с 65% до 62%.
В решении задач повышения уровня потребления продуктов питания, насыщения продовольственного рынка и создания благоприятной ценовой конъюнктуры на основные социально значимые продукты питания решающую роль сыграло развитие в городе оптовой торговли продовольствием, оборот которой за 2002-2003 годы вырос с 7,0 до 8,4 млн.тонн. В 2004 году ожидается дальнейший рост этого показателя до 9,1 млн.тонн. На долю Москвы приходится около 46% от общего объема оборота оптовой торговли продовольственными товарами в России по кругу крупных и средних оптовых организаций.
Сеть действующих предприятий оптовой торговли продовольствием в Москве имеет следующие основные характеристики:
- инфраструктура оптовой торговли представлена 96 оптовыми предприятиями, складскими комплексами и базами, в том числе:
- 15 мясо-молочными и рыбными хладокомбинатами с общей емкостью единовременного хранения 217,4 тыс.тонн, в том числе с холодом - 157,9 тыс.тонн;
- 22 оптовыми плодоовощными предприятиями, располагающими с учетом филиалов в Московской области, общими емкостями единовременного хранения на 915,6 тыс.тонн, в том числе с охлаждением - 520,5 тыс.тонн;
- 7 крупными общетоварными базами, имеющими 120,2 тыс.кв.метров складской площади;
- через оптовую торговлю осуществляется снабжение более 9,7 тыс.предприятий розничной торговли, реализующих продовольственные товары, 9,2 тыс.предприятий общественного питания, включая социальную сферу, 96 сельскохозяйственных и продовольственных рынков. Общая емкость продовольственной розничной сети Москвы составляет порядка 4,6 млн.кв.метров, при уровне обеспеченности в расчете на одну тысячу жителей - 354 кв.метров общей площади.