Действующий

О Концепции закона города Москвы "О городских почвах"

I. Современная ситуация в сфере законодательного
регулирования городских почв

1. Правовое регулирование охраны и рационального использования земель и почв города Москвы в настоящее время осуществляется значительным количеством нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы.

Федеральное законодательство регулирует главным образом отношения в области рационального использования и охраны земель. Что касается почв, то в основном регулирование связано с сохранением и повышением плодородия почв, используемых в сельскохозяйственном производстве и лесном хозяйстве.

Правовые акты города Москвы посвящены, в основном, регулированию отношений по использованию и охране земель города Москвы. Комплексное законодательное регулирование отношений по охране и использованию городских почв отсутствует, многие вопросы данной области общественных отношений остаются вне правового поля.

Таким образом, разработка концепции закона города Москвы "О городских почвах" обусловлена отсутствием правового регулирования отношений в области охраны и использования городских почв на федеральном уровне, а также фрагментарностью регулирования этой проблемы в законах и иных правовых актах города Москвы.

2. Согласно Земельному кодексу Российской Федерации, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, восстановлению плодородия почв.

Согласно Федеральному закону "Об охране окружающей среды", земля и почвы являются компонентами природной среды и одновременно природными ресурсами, то есть используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве средства производства (в сельском и лесном хозяйстве). Федеральный закон запрещает хозяйственную и иную деятельность, реализацию проектов, которые могут привести к изменению и (или) уничтожению, истощению природных ресурсов. И земля, и почвы выступают объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Согласно части 3 статьи 4 закона, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы подлежат особой охране.

Ряд федеральных законов и иных нормативных правовых актов посвящены в основном вопросам сохранения и повышения плодородия почв, используемых в сельскохозяйственном производстве. Так, Федеральный закон "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" предусматривает основные направления обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, в том числе проведение учета показателей плодородия земель сельскохозяйственного назначения и мониторинга плодородия этих земель, сертификацию почв.

Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденные Приказом Минприроды России и Роскомзема от 22 декабря 1995 года N 525/67, регулируют осуществление мероприятий по снятию, транспортировке и нанесению плодородного слоя почвы и потенциально плодородных пород на малопродуктивные угодья с целью их улучшения при проведении строительных работ, связанных с нарушением почвенного слоя. Указанный документ направлен на охрану сельскохозяйственных и лесных земель.

3. В городе Москве имеется достаточно объемная правовая база, регулирующая земельные отношения.

Базовым законом в области земельных отношений на территории Москвы является Закон город Москвы от 14 мая 2003 года N 27 "О землепользовании и застройке в городе Москве". Закон устанавливает градостроительные требования к землепользованию в городе Москве, порядок охраны земель и контроля за их использованием, устанавливает общие принципы платы за использование земель.

В соответствии с Положением о Департаменте земельных ресурсов города Москвы Департамент земельных ресурсов города Москвы осуществляет функции по ведению государственного земельного кадастра и мониторинга земель в городе Москве, а также государственного контроля за использованием и охраной земель.

Достаточно детально вопрос возмещения причиненного ущерба землям и почвам регулируется в Методике исчисления размера ущерба, вызываемого захламлением, загрязнением и деградацией земель на территории Москвы, утвержденной распоряжением Мэра Москвы от 27 июля 1999 года N 801-РМ. В частности, установлен порядок исчисления размера ущерба, вызываемого незаконным уничтожением и повреждением почвенно-грунтового слоя в результате допущения конкретными юридическими и физическими лицами нарушений земельного законодательства в виде захламления, загрязнения и деградации городских земель.

Кроме рассмотренных, в Москве действуют и некоторые другие законы и правовые акты, затрагивающие вопросы охраны и использования городских почв.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Основным недостатком земельного законодательства является регулирование охраны почв только в совокупности с землями, а не в качестве самостоятельного компонента природной среды.

2. Федеральное законодательство регулирует отношения в области охраны и рационального использования почв, но основная часть установленных требований касается почв, используемых в сельскохозяйственном производстве.

3. В законодательстве города Москвы предметом регулирования в основном являются земли города Москвы, земельные участки, а не городские почвы как таковые. При этом земельные участки рассматриваются главным образом как объект недвижимого имущества.

4. Земельное законодательство Российской Федерации и города Москвы в основном исходит из понимания "земля", "земельные ресурсы" с точки зрения их социально-экономических аспектов в ущерб природно-экологическим аспектам, не проводит разделение понятий "земля" и "почвы".

5. Требование об учете в документации земельного кадастра показателей, характеризующих качество почв, законодательно не закреплено. Не предусмотрена оценка и компенсация ущерба почвам, причиненного собственниками (арендаторами) земельных участков, в случае распоряжения ими своими земельными участками (при переходе прав на участки к новым собственникам или арендаторам (субарендаторам), не разработан механизм проведения такой оценки и возмещения компенсации.

Разрабатываемый проект закона города Москвы "О городских почвах" призван ликвидировать существующий пробел в законодательстве и направлен на учет особенностей почв города Москвы, их многофункционального назначения.

Концепция закона города Москвы "О городских почвах" разработана с учетом требований следующих документов: Федерального закона "Об охране окружающей среды", Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Устава города Москвы, законов города Москвы "О землепользовании и застройке в городе Москве", "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве", "О защите зеленых насаждений", "О градостроительном зонировании территории города Москвы", "Об административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства города", постановления Правительства Москвы от 08.08.2000 N 603 "Об утверждении Правил производства земляных и строительных работ, прокладки и переустройства инженерных сетей и коммуникаций в г.Москве".