ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июня 2004 года N 362-ПП
Об итогах работы Департамента имущества города Москвы и Департамента земельных ресурсов города Москвы за 2003 год и задачах на 2004 год по управлению имуществом города Москвы
(с изменениями на 3 июля 2015 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства Москвы от 17 декабря 2015 года N 897-ПП
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Москвы от 3 июля 2015 года N 406-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 06.07.2015).
____________________________________________________________________
Деятельность Департамента имущества города Москвы и Московского земельного комитета (в 2004 году переименован в Департамент земельных ресурсов города Москвы) в 2003 году была направлена на выполнение заданий по поступлению доходов от использования имущества города, установленных Законом города Москвы от 18.12.2002 N 63 "О бюджете города Москвы на 2003 год", Программы Правительства Москвы на 2003 год, на реализацию Концепции управления собственностью города Москвы и взаимодействия с иными собственниками на территории города Москвы до 2005 года.
Департаментами обеспечено стабильное выполнение заданий по поступлению финансовых ресурсов в бюджет города Москвы.
Общая сумма имущественно-земельных доходов, администрируемая Департаментом имущества города Москвы (включая Специализированное государственное унитарное предприятие по продаже имущества города Москвы) и Департаментом земельных ресурсов города Москвы, составила 31679000000 руб., что составляет 148,4% к поступлениям 2002 года.
Из них:
- арендная плата за землю и нежилые помещения - 20937000000 руб., что в 1,6 раза превышает поступления в 2002 году;
- по дивидендам - 623000000 руб., что в 1,1 раза меньше поступлений в 2002 году;
- отчисления части чистой прибыли ГУПов - 231200000 руб., что в 1,1 раза превысило поступления в 2002 году;
- средства от продажи нежилых помещений и прав аренды земельных участков, направляемые на погашение дефицита бюджета, - 8248100000 руб., что в 1,4 раза превысило поступления в 2002 году;
- прочие поступления от использования имущества города 418800000 руб.
Кроме того, в федеральный бюджет перечислено 577900000 руб., что на 13% превысило поступления 2002 года. Работа по выполнению финансового задания, установленного законом о бюджете города, сочеталась с работой по совершенствованию нормативно-правовой базы управления имуществом города.
Так, в отчетном году постановлениями Правительства Москвы утверждены новые редакции методики расчета арендной платы за пользование объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы, и примерного договора аренды нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы.
Разработаны нормативная база приватизации имущественных комплексов государственных унитарных предприятий города Москвы, порядок создания, реорганизации, ликвидации государственных унитарных и казенных предприятий, государственных учреждений города Москвы, а также разграничены полномочия органов исполнительной власти города Москвы по управлению данными организациями.
В течение 2003 года Департаментом имущества города Москвы обеспечены оформление в собственность города Москвы и передача в эксплуатацию свыше 37 тыс. объектов инженерно-коммунального назначения на сумму более 700000000000 руб. из числа вновь построенных и действующих.
В 2003 году Департаментом земельных ресурсов города Москвы совместно с ГУП "НИиПИ Генплана Москвы" и ОАО "Городской кадастр" во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.99 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" проведена государственная кадастровая оценка земель города Москвы. Ее результаты по согласованию с Росземкадастром утверждены постановлением Правительства Москвы от 03.06.2003 N 417-ПП "О результатах государственной кадастровой оценки земель города Москвы". Оформлено около 11 тыс. правоустанавливающих документов на землю, из них более 10 тыс. договоров аренды и более 700 планов земельных участков.
Реализованы меры по введению положений Земельного кодекса Российской Федерации и других законодательных актов по вопросам имущественно-земельных отношений в городе Москве: Московской городской Думой 14.05.2003 принят Закон города Москвы N 27 "О землепользовании и застройке в городе Москве"; признаны утратившими силу нормативно-правовые акты города Москвы по вопросам регулирования земельных отношений, противоречащие требованиям федерального законодательства; Правительством Москвы принято постановление от 18.11.2003 N 961-ПП "О предоставлении земельных участков в собственность гражданам на территории города Москвы"; на заседании Правительства Москвы принят проект постановления "О ходе выполнения работ по формированию перечней земельных участков, изымаемых из оборота, ограниченных в обороте, обременяемых сервитутами и резервируемых для государственных нужд города Москвы".
В 2003 году внесены изменения в схему кадастрового деления территории Москвы с учетом требований "Правил кадастрового деления территории Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 N 660 "Об утверждении Правил кадастрового деления территории Российской Федерации и Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам", и приказов Росземкадастра от 14.05.2001 N П/89 "О кадастровом делении территории Российской Федерации" и от 13.06.2001 N П/115 "Об утверждении документов государственного земельного кадастра". Измененная схема кадастрового деления утверждена и введена в действие распоряжением Мэра Москвы от 21.07.2003 N 278-РМ "О приведении в соответствие с федеральным законодательством нормативных актов города Москвы по вопросам кадастрового деления земель города Москвы" и приказом Москомзема от 21.05.2003 N 59 "Об утверждении откорректированной схемы кадастрового деления земель города Москвы".
Департаменты в числе других структур исполнительной власти города с 1 июля 2003 года приступили к поэтапному переходу к работе в режиме "одного окна". Выделены направления деятельности, обязательные для данного режима работы: оформление прав аренды, безвозмездного пользования, приватизация и уточнение состава имущественных комплексов приватизированных предприятий, подготовка кадастровых планов и кадастровой информации, оформление вторичных сделок с правом аренды земельных участков, расчет стоимости права на заключение договора аренды земельного участка.
В целях содействия развитию и повышению эффективности функционирования системы городского управления в области имущественных отношений Департаментом имущества города Москвы подготовлено распоряжение от 02.07.2003 N 3302-Р "О мерах по введению средств электронной цифровой подписи в информационной системе Департамента".
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2003 N 1355 "О передаче в собственность г.Москвы находящихся в федеральной собственности акций открытого акционерного общества "Аэропорт Внуково" принят из федеральной собственности в собственность города Москвы пакет акций (60,88%) ОАО "Аэропорт Внуково" стоимостью 1740000000 руб.
Вместе с тем, Департаменту имущества города Москвы не удалось в полной мере решить поставленные перед ним задачи: сформировать реестр собственности города, провести ревизию предприятий-должников по арендной плате за нежилые помещения, а также списание задолженности, признанной безнадежной к взысканию в случаях банкротства или ликвидации в судебном порядке предприятий и организаций. Невыполнение рядом арендаторов нежилых помещений обязательств по договорам аренды привело к потере доходов от арендной платы за 2003 год на сумму более 2000000000 руб.
Департаментом имущества города Москвы не были своевременно и в полном объеме выполнены поручения Правительства Москвы об уточнении порядка управления нежилым фондом, необходимого для обеспечения эффективного взаимодействия с арендаторами в условиях перехода на новую методику расчета арендной платы.
Недостаточно активно осуществлялись работы по согласованию с федеральными органами власти законопроектов по совершенствованию действующего федерального законодательства в сфере земельных отношений. Департаментом земельных ресурсов города Москвы не в полном объеме актуализируется имеющаяся в базе данных Государственного земельного кадастра информация в части существующих градостроительных ограничений; не уделено должного внимания работе по увеличению площадей городских земель, вовлеченных в сферу арендных отношений, в том числе по оформлению арендных отношений с землепользователями, уклоняющимися от заключения договоров аренды земли; не представлена на утверждение Правительства Москвы новая методика расчета размера платы за право на заключение договора долгосрочной аренды земли.
В целях дальнейшего совершенствования управления имуществом города Москвы и повышения эффективности его использования Правительство Москвы
постановляет:
1. Принять к сведению информацию об итогах работы Департамента имущества города Москвы и Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2003 году.
2. Основными задачами в сфере управления имуществом города Москвы на 2004 год считать:
2.1. Обеспечение Департаментом имущества города Москвы и Департаментом земельных ресурсов города Москвы выполнения заданий, установленных Законом города Москвы от 17.12.2003 N 75 "О бюджете города Москвы на 2004 год".
2.2. Создание и ведение баз данных: объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы, инвестиционных контрактов, акций открытых акционерных обществ, принадлежащих городу Москве, государственных унитарных предприятий города Москвы; базы данных прав аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления, доверительного управления, безвозмездного пользования.
2.3. Разработку системы актуализации баз данных Департамента имущества города Москвы, Департамента земельных ресурсов города Москвы, Комитета города Москвы по делам о несостоятельности (банкротстве), ГУП МосгорБТИ, Регионального отделения ФКЦБ России в Центральном федеральном округе на основе единых идентификаторов объектов недвижимости, прав и субъектов прав.
2.4. Совершенствование системы арендных отношений и предоставления льгот по арендной плате, а также практики использования помещений на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, не допускающей использование имущества, принадлежащего городу Москве, с целью необоснованного обогащения, направленной на создание прозрачной, понятной и прогнозируемой системы обеспечения стабильных поступлений в бюджет города от использования городского имущества.
2.5. Совершенствование системы оформления в собственность города объектов инженерного и коммунального назначения и регистрации прав на пользование ими.
2.6. Введение в полном объеме работы в режиме "одного окна" по направлениям деятельности Департамента имущества города Москвы и Департамента земельных ресурсов города Москвы, обязательным для данного режима работы.
2.7. Проведение совместно с отраслевыми и территориальными органами исполнительной власти города Москвы мероприятий по повышению доходов города Москвы от использования хозяйствующими субъектами (открытыми акционерными обществами и государственными унитарными предприятиями) имущества города Москвы.
2.8. Совершенствование нормативной правовой базы регулирования земельных отношений и методов управления земельными ресурсами, направленных на развитие земельного рынка и формирование земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, расширение практики конкурсного предоставления земельных участков для реализации инвестиционных контрактов по коммерческому строительству и реконструкции жилых и нежилых объектов.
3. Департаменту имущества города Москвы:
3.1. Внести в IV квартале 2004 года предложения в Правительство Москвы по изменению порядка предоставления помещений, находящихся в собственности Москвы, предусматривающие при сдаче в аренду вновь вводимых в хозяйственный оборот и высвобождающихся нежилых помещений переход к системе аукционов с открытой формой подачи заявок по ставке арендной платы за пользование объектами нежилого фонда и конкурсов с составом участников из льготных категорий арендаторов как форме передачи имущества города Москвы в аренду с критерием определения победителя по максимальному предложению ставки арендной платы.
3.2. Обобщить практику страхования нежилого фонда, принадлежащего городу Москве, переданного в аренду, хозяйственное ведение и оперативное управление, провести анализ эффективности его защиты путем страхования рисков его утраты. Расширить практику страхования на объекты, переданные в безвозмездное пользование и доверительное управление.
По результатам анализа подготовить и внести в IV квартале 2004 года предложения в Правительство Москвы по совершенствованию системы страхования.
3.3. Провести инвентаризацию задолженности по арендной плате за нежилые помещения по направлениям:
- задолженность, ведущая к прекращению договора аренды (неуплата арендной платы в течение двух сроков платежа);
- задолженность, подлежащая погашению (не согласование арендатором новых ставок арендной платы);
- задолженность, подлежащая признанию безнадежной.
О результатах инвентаризации и выверки базы данных доложить руководителю Комплекса экономической политики и развития города Москвы в июле 2004 года.
3.4. Активизировать в 2004 году работу по взысканию задолженности или расторжению договоров с недобросовестными арендаторами в судебном порядке, по договорам с бюджетными организациями разработать предложения по порядку дальнейших действий.
О результатах проведенной работы доложить Правительству Москвы до 15 декабря 2004 года.
3.5. Рассмотреть судебную практику по расторжению договоров аренды и понуждению арендатора к погашению задолженности в целях выявления и устранения пробельности нормативно-правовых актов и арендных договоров, препятствующей отстаиванию интересов города Москвы в суде.
По результатам рассмотрения подготовить и внести предложения руководителю Комплекса экономической политики и развития города Москвы в III квартале 2004 года.
3.6. Совместно с Департаментом экономической политики и развития города Москвы до 1 ноября 2004 года проработать и внести предложения руководителю Комплекса экономической политики и развития города Москвы по нормативам распределения средств от арендной платы за нежилые помещения, сдаваемые в аренду государственными унитарными предприятиями.
3.7. Обеспечивать ведение учета нежилого фонда, выбывающего из арендуемого фонда вследствие реконструкции (сноса) конкретных объектов, и, в необходимых случаях, вносить предложения по восстановлению площадей для сдачи в аренду при формировании технологических заданий на разработку схем размещения объектов в соответствии с порядком проведения конкурсов и аукционов по подбору инвесторов на реализацию инвестиционных проектов.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 3 июля 2015 года N 406-ПП. - См. предыдущую редакцию)
3.8. В III квартале 2004 года подготовить и внести предложения руководителю Комплекса по экономической политике и развития города Москвы по:
- включению в инвестиционные контракты условий по ужесточению мер за нарушение сроков передачи городу нежилых помещений в жилых домах - новостройках;
- денежной компенсации за городскую долю нежилых помещений в заключаемых инвестиционных контрактах, за исключением помещений, находящихся в собственности города Москвы до начала реконструкции (сноса объекта), а также необходимых для размещения социальных служб городского окружного и районного уровня, субъектов малого предпринимательства;
- обеспечению целевого учета доходов от конкурсов и аукционов по подбору инвесторов на реализацию инвестиционных проектов и целевого расходования этих средств для создания недорогих офисных и производственных нежилых помещений - технопарков, в том числе для размещения субъектов малого предпринимательства;
- передаче в доверительное управление отдельно стоящих объектов нежилого фонда, требующих проведения реконструкции, с определением бюджета доходов и расходов, связанных с эксплуатацией и доверительным управлением;
- созданию закрытых инвестиционных фондов с передачей в качестве вклада объектов недвижимости и прав аренды в целях максимизации доходов от управления и реализации приращенной недвижимости;
- порядку проведения экспертизы предъявляемых инвестором к компенсации дополнительных работ, произведенных сверх инвестиционных проектов, заключенных до выхода постановления Правительства Москвы от 27.04.2004 N 255-ПП "О порядке проведения конкурсов и аукционов по подбору инвесторов на реализацию инвестиционных проектов", и определения Департаментом экономической политики и развития города Москвы организации по проведению такой экспертизы.
4. Установить, что использование помещений, высвобождающихся в результате арбитражно-претензионной работы, осуществляется в коммерческом режиме по ставкам арендной платы, реально складывающимся на рынке аренды недвижимости, если другое не предусмотрено соответствующим распорядительным документом.
5. Отменить с 1 января 2005 года право сдачи в субаренду арендуемых площадей для арендаторов, которым при расчете ставок арендной платы применяется понижающий корректирующий коэффициент (0,3; 0,5), предусмотренный приложением к постановлению Правительства Москвы от 14.10.2003 N 861-ПП "Об утверждении Методики расчета арендной платы за пользование объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы".
6. Запретить государственным унитарным предприятиям сдачу в аренду нежилых помещений, предоставленных им в хозяйственное ведение, без согласия собственника.
7. Департаменту имущества города Москвы совместно с Государственной городской инспекцией по контролю за использованием объектов нежилого фонда города Москвы, отраслевыми и территориальными органами исполнительной власти города Москвы осуществить в 2004 году инвентаризацию и проверку целевого использования следующих объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы:
7.1. Переданных на праве хозяйственного ведения и оперативного управления государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям города Москвы.
По результатам проверки подготовить предложения руководителю Комплекса экономической политики и развития города Москвы:
- по вовлечению в арендные отношения нежилых помещений, излишних для реализации уставной деятельности государственных унитарных предприятий и государственных учреждений;
- по приведению в соответствие с законодательством учредительных договоров о закреплении имущества в хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий города Москвы в части обязательного согласования с собственником имущества решений о сдаче в аренду нежилых помещений, предоставленных в хозяйственное ведение, на основе действующей методики расчета арендной платы за пользование объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы.