Базовый природоохранный Закон Российской Федерации "Об охране окружающей среды" впервые был принят в 1991 году. С момента принятия закона существенно изменилась законодательная база и экономическая обстановка. Многие принятые ранее правила и нормативы в области охраны окружающей среды подлежат корректировке и актуализации в соответствии с современными условиями.
В новой редакции Закона "Об охране окружающей среды", вступившей в силу в 2002 году, существенным образом расширены полномочия субъектов Федерации в сфере охраны окружающей среды. В частности, субъекты получили право вводить более жесткие, чем принятые на федеральном уровне, региональные природоохранные нормы; использовать экономические механизмы возмещения ущерба, наносимого загрязнением окружающей среды, шире применять административные инструменты, штрафы.
В последние годы природоохранная нормативная правовая база г.Москвы существенно расширилась. Принято более 100 федеральных и городских документов природоохранного направления, в том числе: постановление Правительства Российской Федерации по национальному парку "Лосиный остров"; 4 законодательных акта города Москвы (из них - 2 закона города Москвы и 2 постановления Московской городской Думы); 25 постановлений Правительства Москвы; 19 распоряжений Мэра Москвы, Премьера Правительства Москвы и др.
Принят Закон города Москвы "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" от 26.09.2001 N 48, регулирующий отношения в области образования, охраны, содержания, использования и упразднения особо охраняемых природных территорий в городе Москве. Разработан Закон города Москвы "Об экологическом мониторинге", который призван регулировать взаимоотношения между субъектами экологического мониторинга и способствовать обеспечению органов управления и населения своевременной и достоверной информацией об экологической ситуации в городе. Правительством Москвы одобрены Концепции законов города Москвы "Об экологическом контроле", "О комплексном природопользовании".
Постановлением Правительства Москвы от 27.02.2001 N 210-ПП исключена практика предоставления земельных участков в пределах территорий Природного комплекса до утверждения в установленном порядке градостроительной и предпроектной документации, устанавливающей их границы и режимы регулирования градостроительной деятельности. Ограничение градостроительной и иной хозяйственной деятельности на территориях родников для их сохранения и реабилитации определяет Положение о родниках города Москвы - памятниках природы регионального значения, утвержденное постановлением Правительства Москвы от 30.05.2000 N 399.
Одним из приоритетных направлений правового регулирования охраны окружающей среды в городе Москве является сохранение природных биоценозов. В связи с этим постановлением Правительства Москвы от 10.07.2001 N 634-ПП утвержден Список редких, находящихся под угрозой исчезновения в условиях Москвы видов животных и растений, занесенных в Красную книгу города Москвы. Утверждено Положение "О Красной книге города Москвы", установлен порядок ведения Красной книги города Москвы, требования по сохранению и восстановлению объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу города Москвы, при осуществлении градостроительной, хозяйственной, рекреационной и иной деятельности в местах их обитания и на сопредельных территориях.
Законом города Москвы от 05.05.99 N 17 "О защите зеленых насаждений" установлен экономический механизм защиты зеленых насаждений, предусматривающий компенсацию вырубаемых в результате строительства зеленых насаждений, деревьев и кустарников, а также ужесточен контроль за вырубкой зеленых насаждений и порядок проведения компенсационного озеленения на территории города Москвы (постановление Правительства Москвы от 20.02.2001 N 159-ПП).
В целях усиления борьбы с экологическими правонарушениями, повышения эффективности контроля за состоянием окружающей среды на территории г.Москвы по инициативе Правительства Москвы (постановление Правительства Москвы от 18.09.2001 N 849-ПП) восстановлено специализированное подразделение ГУВД г.Москвы - Управление по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей природной среды.
Однако, несмотря на серьезные нормотворческие результаты, развитие нормативно-правовой базы до 2005 года остается одним из основных приоритетов природоохранной деятельности. В частности должны быть приняты: закон о почвах, закон о водных объектах, закон о комплексном природопользовании, закон об отходах, закон об экологической безопасности продуктов питания.
Программа предусматривает дальнейшее развитие городской нормативно-правовой базы. Этому способствует и принятие в новой редакции Закона Российской Федерации "Об охране окружающей среды". Учитывая вышесказанное, наиболее приоритетными направлениями в области нормативно-правового обеспечения городской политики в области охраны окружающей среды являются:
1. Разработка городских законов, предусматривающих установление ответственности природопользователя за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с федеральным законодательством.
2. Разработка региональных природоохранных нормативов качества окружающей среды и допустимых уровней антропогенного воздействия, отвечающих требованиям сохранения здоровья населения.
3. Разработка научно обоснованных экологических ограничений и требований в области градостроительства, озеленения и лесопаркового хозяйства.
4. Внедрение экономических механизмов природоохранной деятельности, в т.ч. разработка методов расчета и ущерба от экологических правонарушений по всем компонентам природной среды: вода, воздух, почвы.
5. Разработка проектов и внедрение высокоэффективных, малоотходных технологий, направленных на снижение загрязнения природной среды (атмосферного воздуха, водных ресурсов, почвы, озелененных территорий и территорий Природного комплекса).
6. Разработка нормативно-правовой базы привлечения инвестиций в решение экологических проблем города.
Кроме того, необходимо проводить инициативную проработку изменений в Федеральное законодательство, направленную на усиление природоохранной функции субъектов федерации. В том числе планируется:
- подготовка изменений в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации в части ужесточения ответственности за нарушение правил парковки автотранспортных средств; предоставление права эвакуировать неправильно припаркованные автомобили;
- подготовка предложений о разграничении функции в области охраны окружающей среды между городскими органами власти и Федеральным центром;
- подготовка предложений в законодательство о плате за загрязнение окружающей среды, учитывающих специфику воздействия загрязнений в условиях мегаполиса.
3.1.2. Перечень мероприятий подпрограммы "Совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды в 2003-2005 годах"
N | Цель/мероприятие | Ожидаемый результат | Основание |
1. | Разработка и утверждение Закона города Москвы "О комплексном природопользовании" | Создание правовых основ для: рационального природопользозования в г.Москве; загрепления обязанностей по реализации принципа "загрязнитель платит" как основе возмещения экологического ущерба; стимуляции сокращения негативного воздействия субъектов хозяйственной деятельности на окружающую среду; организации инвестиционного процесса в решение экологических проблем города | Протокол заседания Экологического консультативного совета от 26.04.2002 |
2. | Разработка и введение системы экологического аудита и сертификации | Создание системы экологического аудита и сертификации хозяйственной деятельности в г.Москве на основе удельных нормативных показателей экологического ущерба на единицу продукции; разработка экологических требований к качеству услуг, реализуемых на территории г.Москвы, повышение требований к системам экологического управления на городских предприятиях | Протокол заседания Экологического консультативного совета от 26.04.2002 |
3. | Разработка и утверждение нормативно-правовых актов по государственному экологическому контролю | Создание нормативно-правовых основ функционирования системы государственного экологического контроля в г.Москве, позволяющих координировать работу различных контрольно-инспекционных служб города в области охраны окружающей среды | Протокол заседания Экологического консультативного совета от 26.04.2002 |
4. | Разработка нормативно- | Создание системы обеспечения г.Москвы экологически безопасными продуктами потребления; обеспечение экологической безопасности продуктов питания, строительных материалов, текстильной продукции, товаров повседневного спроса, бытовой химии, машин и оборудования, реализуемых в Москве | Протокол заседания Экологического консультативного совета от 26.04.2002 |
5. | Разработка и утверждение нормативно-правового акта "Об отходах производства и потребления | Создание системы управления переработкой и утилизацией отходов производства и потребления в г.Москве и Московской агломерации | Протокол заседания Экологического консультативного совета от 26.04.2002 |
6. | Разработка городской системы утилизации автотранспортных средств и отходов от их эксплуатации | Создание системы управления переработкой и утилизацией автотранспортных средств и отходов от их эксплуатации в городе Москве и Московской агломерации инспекционных служб города в области охраны окружающей среды | |
7. | Разработка Целевой долгосрочной экологической программы города Москвы на период до 2010 года | Определение основных экологических приоритетов Москвы и задач в области охраны окружающей среды. Разработка перспективного плана деятельности Правительства Москвы в области охраны окружающей среды и в его рамках плана мероприятий по привлечению инвестиций для комплексного благоустройства и экологической реабилитации территорий г.Москвы | Протокол заседания Экологического консультативного совета от 26.04.2002, |
8. | Разработка региональных Московских нормативов качества компонентов окружающей среды города: | Определение и законодательное закрепление требований к качеству окружающей среды г.Москвы, исходя из региональных особенностей и современных экологических требований и достижений науки и техники | Протокол заседания Экологического консультативного совета от 26.04.2002 |
- почвенного покрова и подстилающих грунтов; | |||
- атмосферного воздуха; | |||
- поверхностных и грунтовых вод; | |||
- растительного покрова; | |||
- животного мира | |||
9. | Разработка и утверждение методик расчета ущерба окружающей среде на территории города Москвы, возникающего в ходе и результате ведения хозяйственной деятельности и нарушения почвенного покрова, растительности, ландшафтов, поверхностных и грунтовых вод | Создание нормативно-правовой основы платного или натурального возмещения ущерба окружающей среде г.Москвы, внедрение механизма экономического стимулирования природопользователей к удельному снижению вредного воздействия на окружающую среду | |
10. | Научное обеспечение составления карт распространения древних эрозийных врезов на территории Москвы | Создание основы для внесения в Регламент ведения "Электронной карты Москвы" слоя по древним эрозийным врезам | |
11. | Разработка и утверждение методики экологического зонирования Москвы как информационной основы принятия управленческих решений при краткосрочном планировании хозяйственной деятельности | Создание территориально приуроченной (на уровне муниципальных образований) системы количественных показателей, отражающих состояние окружающей среды Москвы и имеющих принципиально важное решение при подготовке и принятии решений по освоению территории органами территориального управления (префектуры, управы) | |
12. | Разработка новых правил приема производственных сточных вод в московскую городскую канализацию | Создание системы контроля качества производственных сточных вод, сбрасываемых в городскую канализацию, и экономического механизма достижения требуемого качества | |
13. | Разработка новых правил приема поверхностных сточных вод в городскую дождевую канализацию | Создание системы контроля качества поверхностных сточных вод, сбрасываемых в городскую канализацию, и экономического механизма достижения требуемого качества | |
14. | Разработка перечня отраслевых нормируемых показателей качества сточных вод для абонентов МГП "Мосводоканал" и МГУП "Мосводосток" | Создание системы контроля за качеством производственных и поверхностных сточных вод | |
15. | Разработка Московских отраслевых удельных норм ресурсопотребления на единицу выпускаемой продукции с учетом современных достижений по рациональному ресурсопотреблению | Создание системы рационального использования и сохранения природных ресурсов, используемых в хозяйственной деятельности | |
16. | Разработка региональных нормативов рационального землепользования в пределах водоохранных зон и прибрежных защитных полос | Разработка критериев и расчетных показателей рационального землепользования в пределах водоохранных зон и прибрежных защитных полос, используемых в экономических методиках расчета ущерба, ставок земельных платежей и платежей за природные ресурсы | |
17. | Разработка системы эколого-экономических макропоказателей (индикаторов) городского развития | Создание нормативно-правовой базы для целей социально-экономического прогнозирования и принятия управленческих решений в Москве | Инновационные разработки |
18. | Методические указания по оценке эффективности природоохранных мероприятий, учитываемых при разработке градостроительной документации | Разработка системы показателей и критериев оценки экологической эффективности градостроительных программ и проектов | |
19. | Разработка и принятие пакета нормативно- | Стимулирование развития в городе экологического предпринимательства с целью решения экологических проблем города за счет привлеченных средств, формирование и стимулирование спроса на экологические технологии. Создание законодательной базы для привлечения инвестиций в экологически ориентированные проекты | Инновационные разработки |
20. | Разработка системы приоритетных мер в области управления по обеспечению экологической безопасности автотранспортного комплекса города | Инновационные разработки | |
21. | Разработка и реализация проектов оптимизации дорожного движения: "Переменная разделительная полоса на автомагистралях города", "Парковка автотранспорта", "Ограничение въезда автотранспорта на отдельные территории города" | Снижение выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта на 10-15% на основных магистралях города за счет увеличения пропускной способности на 15-20% в часы "пик". Обеспечение условий уборки городских улиц в зимний период, в том числе разработка Порядка перемещения неправильно припаркованных автотранспортных средств | |
22. | Разработка эколого- | Методические рекомендации по выбору мест размещения потенциально опасных объектов в ходе градостроительной деятельности | Инновационные разработки |
23. | Разработка нормативов качества и создание системы сертификации грунтов, используемых в Москве при проведении озеленительных и строительных работ | Создание регламента мелиорации и завоза городских грунтов, используемых на озелененных территориях на основе эколого- | Градостроитель- |
24. | Разработка научных основ охраны биологических ресурсов и среды их обитания | Определение экологического состояния флоры и фауны городских водоемов, обоснование требований по предотвращению их деградации и снижению уровня антропогенного воздействия. Разработка рекомендаций по охране экологически ценных биологических ресурсов |
3.1.3. Ресурсное обеспечение мероприятий подпрограммы "Совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды в 2003-2005 годах"
N | Наименование мероприятия | Сроки | Объемы и источники финансирования | При- | Итого | Городской инвестор | Исполнитель | |||||||||||
Городской бюджет | ЦБТЭФ | ные | ||||||||||||||||
НИОКР | ПИР | кап. вл. | теку- | ПИР | кап. вл. | НИОКР | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | |||||
1 | Разработка и утверждение закона о комплексном природопользовании | Всего | 0,7 | 0,7 | Департамент природо- | Конкурс | ||||||||||||
2 | Разработка и введение системы экологического аудита и сертификации | Всего | 1,5 | 1,5 | ГУП "Мосэкопром" | |||||||||||||
3 | Разработка и утверждение нормативно-правовых актов по государственному экологическому контролю | Всего | 1,5 | 1,5 | Департамент природополь- | Конкурс | ||||||||||||
4 | Разработка нормативно- | Всего |
|
|
|
|
|
| 1,5 | 1,5 | Департамент природо- | ГУП "Мосэкопром" | ||||||
5 | Разработка и утверждение нормативно-правового акта "Об отходах производства и потребления" | Всего | 0,5 | 0,5 | Департамент природополь- | ГУП "Мосэкопром" | ||||||||||||
6 | Разработка городской системы утилизации автотранспортных средств и отходов от их эксплуатации | Всего | 0,8 | 0,8 | Департамент природополь- | Управление транспорта и связи города Москвы | ||||||||||||
7 | Разработка Целевой долгосрочной экологической программы города Москвы на период до 2010 года | Всего | 0,5 | 0,5 | Департамент природополь- | Конкурс | ||||||||||||
8 | Разработка региональных Московских нормативов качества компонентов окружающей среды города: | Всего | 3,0 | 3,0 | Департамент природополь- | Конкурс | ||||||||||||
9 | Разработка и утверждение методик расчета ущерба окружающей среде на территории г.Москвы, возникающего в ходе и результате ведения хозяйственной деятельности и нарушения почвенного покрова, растительности, ландшафтов, поверхностных и грунтовых вод | Всего | 3,4 | 3,4 | Департамент природополь- | Конкурс | ||||||||||||
10 | Научное обеспечение составления карт распространения древних эрозийных врезов на территории Москвы | Всего | 0,2 | 0,2 | Департамент природополь- | Конкурс | ||||||||||||
11 | Разработка и утверждение методики экологического зонирования Москвы как информационной основы принятия управленческих решений при краткосрочном планировании хозяйственной деятельности | Всего | 0,3 | 0,3 | Департамент науки и промышлен- | Москомархи- | ||||||||||||
12 | Разработка новых правил приема производственных сточных вод в московскую городскую канализацию | Всего | 0,6 | 0,6 | МГП "Мос- | Конкурс | ||||||||||||
13 | Разработка новых правил приема поверхностных сточных вод в городскую дождевую канализацию | Всего | 0,6 | 0,6 | МГУП | Конкурс | ||||||||||||
14 | Разработка перечня отраслевых нормируемых показателей качества сточных вод для абонентов МГП "Мосводоканал" | Всего | 0,3 | 0,3 | МГП "Мос- | Конкурс | ||||||||||||
15 | Разработка Московских отраслевых удельных норм водопотребления на единицу выпускаемой продукции с учетом современных достижений по рациональному ресурсопотреблению | Всего | 0,3 | 0,3 | Департамент науки и про- | Конкурс | ||||||||||||
16 | Разработка региональных нормативов рационального землепользования в пределах водоохранных зон и прибрежных защитных полос | Всего | 0,3 | 0,3 | Департамент науки и про- | Конкурс | ||||||||||||
17 | Разработка системы эколого-экономических макропоказателей (индикаторов) городского развития | Всего | 1,0 | 1,0 | Департамент природополь- | Конкурс | ||||||||||||
18 | Методические указания по оценке эффективности природоохранных мероприятий, учитываемых при разработке градостроительной документации | Всего | 0,4 | 0,4 | 0,8 | Департамент науки и про- | Конкурс | |||||||||||
2003 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | Департамент природополь- | ||||||||||||||
2004 | 0,4 | Департамент науки и про- | ||||||||||||||||
19 | Разработка и принятие пакета нормативно- | Всего | 0,4 | 0,4 | Департамент природополь- | Конкурс | ||||||||||||
20 | Разработка системы приоритетных мер в области управления по обеспечению экологической безопасности автотранспортного комплекса города | Всего | 1,5 | 1,5 | Департамент науки и про- | Управление транспорта и связи города Москвы, | ||||||||||||
21 | Разработка и реализация проектов оптимизации дорожного движения: "Переменная разделительная полоса на автомагистралях города", "Парковка автотранспорта" "Ограничение въезда автотранспорта на отдельные территории города" | Всего | 2,3 | 0,7 | 3,0 | Департамент науки и про- | Управление транспорта и связи города Москвы, | |||||||||||
22 | Разработка эколого- | Всего | 0,25 | 0,25 | Департамент науки и про- | Москомархи- | ||||||||||||
23 | Разработка нормативов качества и создание системы сертификации грунтов, используемых в Москве при проведении озеленительных и строительных работ | Всего | 1,5 | 0,6 | 2,1 | Департамент науки и про- | ЦГСЭН, | |||||||||||
24 | Разработка научных основ охраны биологических ресурсов и среды их обитания | Всего | 2,3 | 2,3 | Департамент природополь- | Конкурс | ||||||||||||
Итого по подпрограмме | Всего | 6,85 | 0,7 | 18,3 | 1,5 | 27,35 |