ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 мая 2000 года N 399


О сохранении, обустройстве и использовании природных
родников на территории города Москвы

(с изменениями на 30 сентября 2003 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Москвы от 30 сентября 2003 года N 808-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 56, 06.10.2003).

____________________________________________________________________



Родники, сохранившиеся на территории Москвы, являются уникальными природно-историческими объектами, входящими в Природный комплекс города.


В связи с активной градостроительной и хозяйственной деятельностью на территории города в последнее время количество родников сокращается. Площади водосборов загрязнены, территории, занимаемые родниками, в большинстве случаев не обустроены, что исключает гарантированное соответствие качества воды в родниках требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности.

Учитывая важное экологическое, историко-культурное, эстетическое, рекреационное значение, а также высокую ландшафтную ценность родников, представляется целесообразным придать им статус памятников природы после установления границ занятых ими участков. Это позволит ввести на участках, занятых родниками, режимы особой охраны и использования в соответствии с действующим федеральным и московским законодательством.

В целях придания родникам на территории Москвы статуса памятников природы, а также для осуществления комплекса мер по сохранению и обустройству родников Правительство Москвы

постановляет:

1. Утвердить Положение о родниках города Москвы - памятниках природы регионального значения (приложение 1).

2. Москомархитектуре:

2.1. Установить в 2000-2001 годах по заказу Москомприроды за счет средств, предусмотренных планом НИОКР на 2000 год по разделу "Охрана окружающей среды", а также из иных городских источников, границы участков, занятых родниками (приложение 2), в соответствии со схемой расположения родников на территории Москвы (приложение 3) по согласованию с отделом Правительства Москвы по вопросам природопользования и защиты окружающей среды и Москомприродой.

2.2. Совместно с отделом Правительства Москвы по вопросам природопользования и защиты окружающей среды и Москомприродой представить в декабре 2001 года на утверждение Правительства Москвы проект постановления о придании статуса памятника природы территориям, занятым родниками (приложение 2), об утверждении их границ и режимов градостроительной деятельности на них.

2.3. Представлять в Москомприроду по мере разработки проекты границ участков, занятых родниками, для проведения государственной экологической экспертизы.

2.4. Передавать Москомзему по мере утверждения в установленном порядке разбивочные чертежи-акты линий градостроительного регулирования, зарегистрированные в Государственном градостроительном кадастре города Москвы.

2.5. Обеспечить при разработке градостроительной и проектной документации на территории, сопредельные с земельными участками, занятыми родниками, соблюдение режимов особой охраны территорий родников (приложение 1) для объектов, согласно перечню (приложение 2).

2.6. В 2000 году организовать по заказу Москомприроды за счет средств, предусмотренных планом НИОКР на 2000 год по разделу "Охрана окружающей среды", разработку в первоочередном порядке на конкурсной основе проектов обустройства 5 родников.

3. Москомзему:

3.1. Пункт утратил силу с 16 октября 2003 года - постановление Правительства Москвы от 30 сентября 2003 года N 808-ПП. - См. предыдущую редакцию.

     

3.2. Вносить в действующие правоудостоверяющие документы на пользование земельными участками требования по обеспечению режимов особой охраны территорий родников по мере получения от Москомархитектуры аналитических данных по линиям градостроительного регулирования.

4. Москомприроде:

4.1. Совместно с отделом Правительства Москвы по вопросам природопользования и защиты окружающей среды и Москомземом в двухмесячный срок после образования памятников природы (п.2.2) представить Департаменту государственного и муниципального имущества города Москвы предложения о передаче под охрану конкретным субъектам памятников природы, расположенных на территориях, не находящихся в чьем-либо ведении, либо на территориях, чьи пользователи отказались от принятия памятников природы под охрану.

4.2. Пункт утратил силу с 16 октября 2003 года - постановление Правительства Москвы от 30 сентября 2003 года N 808-ПП. - См. предыдущую редакцию.

4.3. Подготовить и утвердить в 2000 году инструктивно-методические документы по обустройству родников.

4.4. Совместно с отделом Правительства Москвы по вопросам природопользования и защиты окружающей среды подготовить во II квартале 2000 года проект Московской городской благотворительной программы по обустройству родников для рассмотрения на заседании Городского благотворительного совета.

4.5. Продолжить выявление и обследование водопроявлений на территории города Москвы в целях придания им в дальнейшем статуса памятника природы.

5. Просить Городской благотворительный совет утвердить Московскую городскую благотворительную программу по обустройству родников (п.4.4).

6. Центру государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе Москве:

6.1. Провести в двухмесячный срок обследование родников в соответствии с перечнем (приложение 2), применяя методы лабораторного исследования, и подготовить заключение о возможности и условиях использования родниковой воды.

6.2. Подготовить в месячный срок после выдачи заключения о категории родников (питьевые или декоративные) тексты информационных щитов о возможности использования родниковой воды для их последующего размещения на территориях, согласно перечню (приложение 2), пользователями соответствующих земельных участков.

6.3. Совместно с отделом Правительства Москвы по вопросам природопользования и защиты окружающей среды, Москомприродой, Управлением милиции по предупреждению экологических правонарушений ГУВД города Москвы, иными заинтересованными городскими структурами разработать в двухмесячный срок проект регламента о взаимодействии городских организаций при осуществлении контроля за качеством родниковой воды в целях профилактики заболеваний и отравлений.

7. В целях финансового обеспечения реализации мер по сохранению и обустройству родников:

7.1. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы совместно с Москомприродой и префектами административных округов определить во II квартале 2000 года источники финансирования мероприятий по первоочередному обустройству в 2000 году 5 родников (по перечню, согласованному с Москомприродой и отделом Правительства Москвы по вопросам природопользования и защиты окружающей среды), а также предусмотреть источники и порядок финансирования работ по дальнейшему обустройству родников в 2001 году и на последующий период.

7.2. Префектам административных округов осуществлять привлечение средств инвесторов для финансирования работ по обустройству родников.

8. Управлению милиции по предупреждению экологических правонарушений ГУВД города Москвы закрепить за каждым родником (приложение 2) зонального инспектора, ответственного за осуществление контроля за соблюдением режима особой охраны и использования территории, занимаемой родником.

9. Установить, что государственный контроль за состоянием территорий, занимаемых родниками, осуществляют Москомприрода, Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе Москве, Объединение административно-технических инспекций и иные контролирующие организации в пределах своих полномочий.

10. Министру Правительства Москвы по вопросам природопользования и защиты окружающей среды Бочину Л.А. доложить в ноябре 2000 года Премьеру Правительства Москвы о ходе выполнения данного постановления.

11. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы Бочина Л.А.

И.о.Премьера Правительства Москвы
В.П.Шанцев

     

Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 30 мая 2000 года N 399


ПОЛОЖЕНИЕ
о родниках города Москвы - памятниках природы
регионального значения

Настоящее Положение является нормативным правовым актом Правительства Москвы. Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об особо охраняемых природных территориях", примерным положением "О государственных природных заказниках и памятниках природы", утвержденным приказом Министерства окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 16.01.96 N 20, постановлениями Правительства Москвы от 27.10.95 N 889 "Об основных направлениях сохранения и развития территорий Природного комплекса Москвы"; от 24.02.97 N 117 "О состоянии и мерах развития Природного комплекса Москвы"; от 21.07.98 N 564 "О мерах по развитию территорий Природного комплекса Москвы"; от 19.01.99 N 31 "Об утверждении Плана первоочередных мероприятий по обеспечению особой охраны территорий, указанных в п.1 постановления Правительства Москвы от 21.07.98 N 564 "О мерах по развитию территорий Природного комплекса Москвы".

Основной целью придания ряду родников на территории города Москвы статуса памятника природы регионального значения является ограничение градостроительной и иной хозяйственной деятельности для их сохранения и реабилитации.

     

I. Основные понятия

1. Родник рассматривается как:

- естественный сосредоточенный выход подземных вод на поверхность земли;

- элемент природных или природно-техногенных ландшафтов.

2. Типы источников: восходящий (питание напорными водами), нисходящий (питание безнапорными (грунтовыми) водами).

3. Область питания родника - часть территории, в пределах которой формируется поверхностный и подземный сток.

4. Каптаж родника - сооружение для приема, сбора и распределения родниковых вод.

5. Расход (дебит) родника - производительность родника (объем воды в единицу времени: л/с; куб.м/с; куб.м/сут).

6. Санитарно-техническое состояние родника характеризуется степенью загрязненности участка выхода подземных вод.

7. Режимы функционирования родника: постоянный, периодический.

8. Родники на территории города Москвы имеют следующее значение:

- природоохранное как показатель родникового стока и показатель (индикатор) экологического состояния городской территории на площади водосбора;

- историческое;

- культурно-познавательное;

- эстетическое;

- рекреационно-оздоровительное.

9. При объявлении участков, занимаемых родниками, памятниками природы регионального значения регулирование земельных отношений с другими землепользователями осуществляется в соответствии с действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами.

     

II. Основные критерии отнесения родников города Москвы
к памятникам природы регионального значения

1. Родники на территории города Москвы объявляются памятниками природы регионального значения при наличии одного из следующих критериев:

- высокая пейзажная ценность окружающего ландшафта и экологическая ценность самого родника;

- традиционно высокое историческое, культурное или религиозное значение родника.

2. Присвоение родникам статуса памятника природы регионального значения предусматривает выполнение специальных работ по благоустройству прилегающей к нему территории.

     

III. Порядок отнесения родников города Москвы
к памятникам природы регионального значения

1. Родники объявляются памятниками природы регионального значения решением Правительства Москвы.

2. Правительство Москвы, приняв решение об объявлении родника памятником природы регионального значения, утверждает границы территории, занятой родником, устанавливает режим ее особой охраны и использования.

3. Оформление охранных обязательств и паспортов и передача их хозяйствующим субъектам, на которых возлагаются обязанности по содержанию территорий и обеспечению режима особой охраны, осуществляется специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды.

4. Изменения границ и режима особой охраны территорий, занимаемых родниками-памятниками природы регионального значения, осуществляется Правительством Москвы по представлению специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей природной среды.

Изменение границ памятников природы в сторону их уменьшения запрещено.

     

     

IV. Режим особой охраны территорий
родников - памятников природы регионального значения

1. На территориях, занимаемых родниками-памятниками природы регионального значения, запрещается любая хозяйственная и иная деятельность, влекущая за собой нарушения его сохранности.

2. На каждый родник - памятник природы регионального значения оформляется паспорт, в котором содержится следующая информация:

- название родника;

- адрес участка, занятого родником;

- описание территории - местоположения родника в рельефе;

- характеристика каптажа и его санитарно-техническое состояние;

- геологический возраст и литологическая характеристика водоносных пород;

- тип источника (восходящий, нисходящий);

- расход родника (л/с);

- температура воды (С);

- санитарное состояние территории расположения родника;

- санитарное состояние области питания родника;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»