ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 января 1993 года N 41


Об охране и использовании архитектурного наследия в процессе
реконструкции исторического центра Москвы

(с изменениями на 5 апреля 1994 года)

Информация об изменяющих документах

________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     распоряжением мэра Москвы от 5 апреля 1994 года N 158-РМ (Вестник мэрии Москвы, N 9, май 1994 года).
________________________________________________________________
________________________________________________________________
     В дополнение к настоящему документу см. постановление Правительства Москвы от 27 июля 1993 года N 721.
________________________________________________________________

                

Правительство Москвы отмечает, что в процессе реализации программ по подготовке к празднованию 850-летия Москвы вопросы сохранения и использования ее архитектурного наследия приобретают особо важное значение. Большая роль в деле сохранения исторически сложившегося индивидуального облика столицы России принадлежит ее историческому центру в пределах границ города конца XVIII века (по бывшему Камер - Коллежскому валу). Здесь сосредоточено более 75% всего архитектурного наследия Москвы (в том числе 1675 зданий памятников).

В соответствии с разработанной на период до 2000 года программой "Архитектурное наследие", утвержденной решением исполкома Моссовета от 01.09.88 N 1853, в историческом центре города проводились различные работы по обеспечению сохранности памятников истории и культуры. Выполнен в намеченных на 1988-1992 годы объемах ряд разделов программы, в том числе:

- разработан сводный историко - архитектурный опорный план центрального исторического ядра города (в пределах Садового кольца);

- по намеченным для первоочередной реконструкции 108-ми кварталам исторического центра проведены детальные историко культурные (в том числе археологические) исследования, на основе которых разрабатывается соответствующая проектно - сметная документация;

- выявлено и дополнительно поставлено под государственную охрану 479 отдельных объектов наследия (в том числе 296 зданий, а также художественные надгробия, городская монументальная скульптура, памятники археологии и т.п.);

- изменено функциональное назначение 165-ти зданий - памятников (Программой к концу 1992 года намечалось 75 памятников), из них 110 возвращено религиозным конфессиям.

Однако по разделам программы, относящимся к производству разного рода ремонтных, реконструктивных и ремонтно реставрационных работ, особенно по зданиям и сооружениям, состояние дел продолжает оставаться крайне неудовлетворительным.

К концу 1992 года организациями - арендаторами госохранных зданий - памятников обеспечено завершение реставрации лишь по 87-ми объектам из 180-ти, намечавшихся к этому сроку Программой; капитальный реставрационный ремонт особо ценных зданий исторической застройки осуществлен на 135-ти строениях из намечавшихся 360-ти; объемы регулярного текущего ремонта застройки исторического центра продолжают отставать от требуемых в 2,5 - 3,0 раза.

Основными причинами тяжелого положения с техническим состоянием исторических зданий и сооружений являются: невыполнение многими организациями - арендаторами своих обязательств по своевременному ремонту и содержанию используемых ими объектов; недостаточность соответствующих инвестиций и их слабая координация; распад многих централизованных специализированных подрядных ремонтно реставрационных организаций и медленное формирование новых структур в условиях перехода к рыночной экономике; несоблюдение действующих норм и правил подготовки и ведения разного рода ремонтно реставрационных и реконструктивных работ в исторических зонах города; ослаблен и не на должном уровне в новых экономических условиях осуществляется контроль за реализацией указанной Программы со стороны Управления государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры Москвы и муниципальных органов власти.

В целях обеспечения реализации программы по улучшению использования, охраны и реставрации объектов архитектурного наследия Москвы в историческом центре города правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить "Порядок подготовки и реализации разрешительной документации по вопросам охраны и использования объектов архитектурного наследия исторического центра Москвы" (приложение N 1), подготовленный на основании действующих в настоящее время нормативных и распорядительных документов, обязательных для применения на территориях, подведомственных Московскому городскому Совету народных депутатов.

2. Всем организациям и службам городского и внегородского подчинения при подготовке реализации ими вопросов проектирования и реконструкции руководствоваться указанным (п.1) Порядком.

3. Одобрить историко - архитектурный опорный план ("ИАОП Центра"), разработанный в составе проекта детальной планировки центра города в пределах Садового кольца, и принять его в качестве исходно - разрешительного материала, обязательного для использования всеми организациями при подготовке и принятии решений по вопросам, указанным в п.2 настоящего постановления.

4. Управлению государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры г.Москвы:

4.1. Обеспечить в I полугодии 1993 года необходимую обработку материалов "ИАОП Центра" (п.3) и их техническое размножение для передачи в правительство Москвы, префектуру Центрального административного округа и территориальные управления.

4.2. Завершить в 1993 году разработку историко - архитектурного опорного плана для всей территории исторического центра Москвы (в пределах бывшего Камер - Коллежского вала) в составе градостроительной концепции развития и реконструкции ЦАО.

4.3. В месячный срок подготовить для рассмотрения в установленном порядке предложения о формировании в г.Москве системы финансирования и организации ремонтных, ремонтно - реставрационных и эксплуатационных работ по зданиям - памятникам, находящимся в муниципальной собственности, обратив особое внимание на организацию работ по культовым памятникам, передаваемым религиозным конфессиям.

4.4. Осуществлять постоянный контроль за выполнением программы "Архитектурное наследие" и вносить, по мере необходимости, в правительство Москвы предложения о корректировке ее отдельных разделов, в том числе в 2-месячный срок, с учетом нового территориального деления города.

5. УГК ОИП г.Москвы (п.1) совместно с Москомимуществом и префектурой ЦАО при участии других заинтересованных организаций и городских служб обеспечить организацию, координацию и контроль за исполнением следующих работ:

5.1. По изменению в течение 1993-1996 годов функционального назначения госохранных памятников (согласно приложению N 2), обратив при этом особое внимание на проработку вопросов по предоставлению отселяемым арендаторам (в первую очередь, учреждениям культуры и науки) компенсационных площадей по конкретным адресам в конкретные сроки.

5.2. По выводу в установленном законодательством порядке арендаторов, не выполняющих своих гражданско - правовых обязательств по удовлетворительному содержанию используемых ими зданий памятников (приложение N 3).

6. В целях усиления ответственности организаций - арендаторов за своевременное проведение ремонта и реставрации, а также за удовлетворительное содержание занимаемых ими зданий - памятников утвердить откорректированную форму охранно - арендного договора (приложение N 4) и порядок расчета ставок арендной платы (приложение N 5).

7. Префектуре Центрального административного округа и другим заинтересованным городским организациям при обязательном участии УГК ОИП обеспечить организацию, координацию и контроль за исполнением в течение 1993-1996 годов разного рода ремонтно - реставрационных работ на объектах исторического центра, в том числе:

7.1. Комплексных научно - реставрационных работ по особо важным в социально - политическом, градоформирующем и историко - культурном отношениях зданиям - памятникам и городским монументам (по перечню согласно приложению N 6) с финансированием указанных работ за счет городского бюджета в объеме 6,0 млрд. рублей. При этом принять к сведению, что указанные выше работы должны быть проведены на ряде памятников за счет российского бюджета (в объеме до 18 млрд. рублей и 78 млн. долларов), а также за счет прочих источников финансирования объемом до 17 млрд. рублей.

7.2. Противоаварийных, консервационных и ремонтно реставрационных работ, осуществляемых по заказам и за счет средств организаций - пользователей, на зданиях - памятниках, находящихся в тяжелом техническом состоянии (по перечню согласно приложению N 7).

7.3. Регулярного, осуществляемого по заказам и за счет средств организаций - пользователей, профилактического ремонта фасадов, кровель и цоколей по всем зданиям, формирующим историко градостроительную среду, благоустройства прилегающих к указанным зданиям участков, а также профилактического ремонта городских монументов, оград и малых архитектурных форм, выделив при этом в число особо подконтрольных объекты, расположенные по фронту застройки улиц и площадей.

8. Управлению государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры г.Москвы:

8.1. Ежегодно представлять в правительство Москвы списки арендаторов, занимающих здания - памятники, не выполняющих своих обязательств по выполнению работ (п.7.2 и 7.3), а также условий охранно - арендных договоров, и совместно с Москомимуществом вносить предложения о смене арендаторов указанных зданий.

8.2. Подготовить и представить в месячный срок в правительство Москвы проект обращения в Правительство РФ об обеспечении финансирования за счет республиканского бюджета в указанных (п.7.1) объемах.

8.3. В двухмесячный срок подготовить и представить в правительство Москвы предложения о мерах по расширению подготовки кадров высококвалифицированных специалистов - реставраторов (проектировщиков и производственников) с целью обеспечения выполнения работ, предусмотренных настоящим постановлением.

9. В целях финансового обеспечения работ (п.7) по объектам, находящимся в пользовании или на балансе городских служб и организаций:

9.1. УГК ОИП совместно с Департаментом финансов и Москомимуществом в I квартале 1993 года подготовить поадресный перечень госохранных зданий - памятников с указанием источников финансирования по всем видам ремонтно - реставрационных работ (п.7), в том числе с выделением средств из городского и республиканского бюджетов.

9.2. Всем небюджетным организациям городского подчинения, в пользовании которых находятся здания - памятники и объекты историко - градостроительной среды, расположенные в пределах ЦАО, обеспечивать за счет собственных или привлекаемых сил и средств проведения работ (п.7) на используемых ими зданиях.

9.3. УГК ОИП г.Москвы (п.1) с учетом реализации п.7 настоящего постановления в качестве приоритетных направлений своей деятельности участвовать в финансировании комплексных историко градостроительных исследований (в том числе археологических), подготовки исследовательской и проектной документации по противоаварийным и ремонтно - реставрационным работам на зданиях памятниках, принадлежащих религиозным конфессиям и учреждениям культуры, а также по произведениям городской скульптуры и художественным надгробиям.

10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя премьера правительства Москвы В.И.Ресина, а также по п.5 и п.7 (по разделам использования и реставрации культовых сооружений) - на министра правительства Москвы А.С.Матросова.

Премьер правительства Москвы
Ю.М.Лужков

     

 Приложение N 1
к постановлению правительства
Москвы
от 19 января 1993 года N 41

ПОРЯДОК
подготовки и реализации разрешительной
документации по вопросам охраны и использования
объектов архитектурного наследия,
расположенных в историческом центре г.Москвы

1. Настоящий "Порядок" основан на действующем Законе "Об охране и использовании памятников истории и культуры", нормативных документах, решениях Мосгорисполкома, постановлениях правительства Москвы; действителен для всех организаций, учреждений и граждан, осуществляющих свою деятельность на территории исторического центра города, и обязателен по отношению ко всем объектам архитектурного наследия, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

2. Подготовка и реализация разрешительной документации по вопросам использования объектов архитектурного наследия:

2.1. Разрешительная документация по вопросам изменения характера использования или смене пользователя госохранных и вновь выявленных памятников истории и культуры подготавливается УГК ОИП г.Москвы и согласовывается с Москомимуществом, префектурой ЦАО и другими заинтересованными организациями ("Положение" ст.59; "Инструкция" ст.72, 73; постановление правительства Москвы от 01.09.92 N 702, п.5).

2.2. Разрешительная документация (п.2.1) подготавливается УГК ОИП г.Москвы по поручению правительства Москвы в установленном для г.Москвы порядке.

2.3. Разрешительная документация по вопросам изменения характера использования или смене пользователя объектов историко градостроительной среды подготавливается Москомимуществом и согласовывается с УГК ОИП г.Москвы и другими заинтересованными организациями (постановление правительства Москвы от 01.09.92 N 702, п.6).

3. Подготовка и реализация разрешительной документации по вопросам проведения ремонтно - восстановительных и реставрационных работ на госохранных памятниках и вновь выявленных объектах:

3.1. Разрешительная документация по всем видам ремонтно восстановительных и реставрационных работ на госохранных памятниках и вновь выявленных объектах (разрешение на исследования, задание на проектирование, разрешение на производство работ) выдается УГК ОИП г.Москвы ("Положение" п.7.1; "Инструкция" р. V).

3.2. Проектно - сметная документация на работы (п.3.1) подлежит обязательному согласованию с УГК ОИП г.Москвы ("Положение" р. V; "Инструкция" р. V).

3.3. Производство работ осуществляется подрядчиком по согласованию с УГК ОИП г.Москвы и под специальным архитектурным надзором; научный отчет о выполненных работах подлежит передаче в Центр научной документации УГК ОИП г.Москвы ("Положение" р. V; "Инструкция" р. V).

4. Подготовка и реализация разрешительной документации по вопросам регенерации исторического центра и осуществления на его территории нового строительства, а также по вопросам проведения реконструктивных и ремонтно - восстановительных работ на объектах историко - градостроительной среды:

4.1. Архитектурно - градостроительное задание (АГЗ), выдаваемое Москомархитектурой и подлежащее обязательному согласованию с УГК ОИП г.Москвы, является разрешительным документом на проектирование работ по ремонту и реконструкции объектов историко градостроительной среды, регенерации исторического центра и осуществления на его территории нового строительства (решение Мосгорисполкома от 08.05.90 N 871).

4.2. Проектные разработки (п.4.1) ведутся на основе комплексных историко - культурных исследований, необходимость и характер которых определяется УГК ОИП г.Москвы (решение Мосгорисполкома от 08.05.90 N 871).

4.3. Проектно - сметная документация на работы (п.4.1) подлежит согласованию с УГК ОИП г.Москвы (решение Мосгорисполкома от 08.05.90 N 871).

4.4. Производство работ осуществляется подрядчиком в соответствии с порядком, установленным для ремонтных и строительных работ на территории г.Москвы.

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ
по вопросам охраны и использования памятников истории
и культуры и объектам историко-градостроительной среды

1. Закон РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры".

2. Закон СССР "Об уголовной государственной административной ответственности за нарушение законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры".

3. Постановление Верховного Совета РСФСР "О неотложных мерах по сохранению национального, культурного и природного наследия народов РСФСР" от 25.12.90 N 447.

4. Положение "Об охране и использовании памятников истории и культуры", утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 16.09.82 N 865).

5. Постановление Совета Министров СССР "О реконструкции и застройке на период до 2000 года исторически сложившегося центра г.Москвы в пределах Садового кольца" от 26.09.87 N 1101.

6. Постановление Совета Министров РСФСР "О мерах по сохранению парков - памятников культуры и дальнейшему развитию садово паркового искусства" от 22.01.88 N 85.

7. Постановление Правительства Российской Федерации "О мерах государственной поддержки культуры и искусства в период экономических реформ" от 22.04.92 N 165.

8. Инструкция "О порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры" (утверждена МК СССР 13.05.86 N 203).

9. Разъяснение Госстроя СССР "О применении СНИП при реконструкции, реставрации, консервации, ремонте и приспособлении памятников истории и культуры" от 28.06.88 N 28-Д.

10. Решение Мосгорисполкома "О создании заповедных зон в центральной части г.Москвы в пределах Садового кольца" от 28.11.73 N 45/3.

11. Программа "Архитектурное наследие" (утверждена решением Мосгорисполкома от 01.09.88 N 1853).

12. Решение Мосгорисполкома "Об обеспечении сохранения памятников археологии и упорядочении археологического надзора в г.Москве" от 27.12.88 N 2854.

13. Решение Мосгорисполкома "Об утверждении схемы градостроительного регулирования центральной части г.Москвы" от 08.05.90 N 871.

14. Решение Мосгорисполкома "О дальнейших мероприятиях по сохранению памятников археологии и упорядочении археологического надзора в г.Москве" от 14.08.90 N 1445.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»