Не вступил в силу
Неделя «Техэксперт» • 13-17 февраля 2023 года
КОНФЕРЕНЦИЯ «ИЗМЕНЕНИЯ 2023:
НОВЫЕ ЗАКОНЫ, ПРАВИЛА, ИНСТРУКЦИИ»

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 ноября 2022 года N 1967

Об утверждении требований к техническому состоянию и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, изготовленных и допущенных к эксплуатации до вступления в силу технических регламентов Таможенного союза, регулирующих вопросы безопасности самоходных машин и других видов техники



В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О самоходных машинах и других видах техники" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые требования к техническому состоянию и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, изготовленных и допущенных к эксплуатации до вступления в силу технических регламентов Таможенного союза, регулирующих вопросы безопасности самоходных машин и других видов техники.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2020 г. N 1503 "Об утверждении требований к техническому состоянию и эксплуатации самоходных машин и других видов техники" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 40, ст.6252), за исключением пункта 2.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2023 г.

Пункт 1 настоящего постановления действует до 1 сентября 2027 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2 ноября 2022 года N 1967



Требования к техническому состоянию и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, изготовленных и допущенных к эксплуатации до вступления в силу технических регламентов Таможенного союза, регулирующих вопросы безопасности самоходных машин и других видов техники



I. Общие положения

     

1. Требования к техническому состоянию и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, изложенные в разделах II и III настоящих требований, применяются в отношении самоходных машин и других видов техники, изготовленных и допущенных к эксплуатации до вступления в силу технических регламентов Таможенного союза, регулирующих вопросы безопасности самоходных машин и других видов техники.

2. Понятия, используемые в настоящих требованиях, означают и применяются в значениях, определенных Федеральным законом "О самоходных машинах и других видах техники".

II. Требования, предъявляемые к техническому состоянию самоходных машин и других видов техники

     

3. Тормозная система:

а) тормозные системы должны соответствовать показателям эффективности торможения и устойчивости транспортного средства при торможении:

для тракторов и машин самоходных сельскохозяйственных - согласно пункту 3.17 ГОСТ 12.2.019-2015 "Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Тракторы и машины самоходные сельскохозяйственные. Общие требования безопасности" (далее - ГОСТ 12.2.019-2015);

для прицепов и полуприцепов тракторных - согласно пунктам 5.5-5.8 ГОСТ 10000-2017 "Межгосударственный стандарт. Прицепы и полуприцепы тракторные. Общие технические требования" (далее - ГОСТ 10000-2017);

для самоходных дорожно-строительных машин - согласно пунктам 4.1-4.6 ГОСТ Р ИСО 3450-99 "Государственный стандарт Российской Федерации. Машины землеройные. Тормозные системы колесных машин. Требования к эффективности и методы испытаний";

для снегоходов - согласно пункту 4.1 ГОСТ 34066-2017 "Межгосударственный стандарт. Снегоходы. Технические требования и методы испытаний" (далее - ГОСТ 34066-2017);

для снегоболотоходов - согласно пункту 4.1 ГОСТ 34065-2017 "Межгосударственный стандарт. Снегоболотоходы. Технические требования и методы испытаний" (далее - ГОСТ 34065-2017);

для тракторов малогабаритных - согласно пункту 4.20 ГОСТ 12.2.140-2004 "Межгосударственный стандарт. Тракторы малогабаритные. Общие требования безопасности";

для квадрициклов - согласно пункту 4.3 ГОСТ Р 51815-2001 "Государственный стандарт Российской Федерации. Квадрициклы. Общие технические требования" (далее - ГОСТ Р 51815-2001);

для мотовездеходов - согласно пунктам 4.1-4.2 ГОСТ Р 52008-2003 "Государственный стандарт Российской Федерации. Средства мототранспортные четырехколесные внедорожные. Общие технические требования" (далее - ГОСТ Р 52008-2003);

для погрузчиков, штабелеров - согласно пунктам 3.2 и 4.1 ГОСТ Р 51348-99 (ИСО 6292-96) "Государственный стандарт Российской Федерации. Транспорт напольный безрельсовый. Системы тормозные. Технические требования";

б) рабочая тормозная система тракторных поездов с пневматическим тормозным приводом в режиме аварийного (автоматического) торможения должна быть в активном состоянии;

в) неисправность устройства фиксации органа управления стояночной тормозной системы не допускается;

г) подтекание тормозной жидкости и (или) нарушение герметичности трубопроводов или соединений в гидравлическом тормозном приводе не допускается;

д) коррозия, грозящая потерей герметичности или разрушением тормозных трубопроводов, не допускается;

е) механическое повреждение тормозных трубопроводов не допускается;

ж) наличие деталей с трещинами или остаточной деформацией в тормозном приводе не допускается;

з) средства сигнализации и контроля тормозных систем, манометры пневматического и пневмогидравлического тормозного привода и устройство фиксации органа управления стояночной тормозной системы должны быть в работоспособном состоянии;

и) набухание тормозных шлангов под давлением и (или) наличие трещин на них и видимых мест перетирания не допускаются;

к) не допускаются перегиб пневматической трубки (шланга), влекущий за собой уменьшение полезной площади пропускного сечения, а также установка трубки (шланга) с полезной площадью пропускного сечения иного, чем определено изготовителем;

л) неисправность (низкая производительность) компрессора тормозной системы, приводящая к низкому давлению в системе тормозов, не допускается;

м) подключение в пневматический контур рабочей или стояночной тормозной системы с целью отбора сжатого воздуха не допускается;

н) неработоспособность рабочей тормозной системы не допускается;

о) утечка гидравлической жидкости из соединений и элементов гидравлической системы не допускается;

п) расположение и длина соединительных шлангов пневматического тормозного привода тракторных поездов должны исключать их повреждение при взаимном перемещении трактора и прицепа (полуприцепа);

р) свободный ход тормозных педалей не должен превышать значения, установленные изготовителем;

с) различная величина свободного хода тормозных педалей не допускается;

т) утечка сжатого воздуха из соединений и элементов тормозной системы, в том числе стояночной, не допускается.

4. Рулевое управление:

а) изменение усилия при повороте рулевого колеса должно быть плавным во всем диапазоне угла его поворота. Неработоспособность усилителя рулевого управления (при его наличии) не допускается;

б) самопроизвольный поворот рулевого колеса с усилителем рулевого управления от нейтрального положения при работающем двигателе не допускается;

в) суммарный люфт в рулевом управлении не должен превышать предельные значения, установленные изготовителем в эксплуатационной документации, или в случае отсутствия значений, установленных изготовителем, - следующие предельные значения:

для тракторов, включая малогабаритные, и машин самоходных сельскохозяйственных - не более 25 градусов;

для снегоходов и снегоболотоходов - не более 15 градусов;

г) повреждение и отсутствие деталей крепления рулевой колонки и картера рулевого механизма, а также повышение подвижности деталей рулевого привода относительно друг друга или кузова (рамы), не предусмотренное изготовителем (в эксплуатационной документации), не допускаются;

д) резьбовые соединения должны быть затянуты и зафиксированы способом, предусмотренным изготовителем;

е) люфт в соединениях рычагов поворотных цапф и шарнирах рулевых тяг не допускается;

ж) устройство фиксации положения рулевой колонки с регулируемым положением рулевого колеса должно быть в работоспособном состоянии;

з) применение в рулевом механизме и рулевом приводе деталей со следами остаточной деформации, с трещинами и другими дефектами не допускается;

и) максимальный угол поворота рулевого колеса (руля) должен ограничиваться только устройствами, предусмотренными конструкцией самоходной машины;

к) свободный ход рукояток рычагов управления муфтами поворота не должен отклоняться от значений, установленных изготовителем;

л) для гусеничных и колесных машин с бортовым поворотом должен обеспечиваться полный разрыв потока мощности в сторону поворота при полном перемещении рычага управления на себя.

5. Устройства освещения и световой сигнализации:

а) применение устройств освещения и световой сигнализации определяется:

для сельскохозяйственных и лесных тракторов - согласно пунктам 5.1-5.6 ГОСТ 12.2.019-2015;

для снегоходов - согласно пунктам 4.5.1-4.5.5 ГОСТ 34066-2017;

для снегоболотоходов - согласно пунктам 4.5.1-4.5.5 ГОСТ 34065-2017. При этом допускается отсутствие фонаря заднего хода, если его установка не предусмотрена изготовителем;

для прицепов и полуприцепов тракторных - согласно пункту 4.1.12 ГОСТ 10000-2017;

для квадрициклов - согласно пунктам 4.1 и 4.2 ГОСТ Р 51815-2001;

для мотовездеходов - согласно пунктам 4.16 и 4.16.1 ГОСТ Р 52008-2003;

б) использование спереди самоходной машины световых приборов с огнями красного цвета или световозвращателей красного цвета, а сзади - белого цвета, кроме фонарей заднего хода и освещения регистрационного знака, не допускается;

в) на самоходных машинах, выполняющих работы по строительству, ремонту или содержанию дорог, а также на самоходных машинах, передвигающихся по дорогам общего пользования со скоростью 20 километров в час и более и имеющих ширину более 2,55 метра, должны устанавливаться специальные световые сигналы (проблесковые маячки) желтого или оранжевого цвета. Количество и расположение проблесковых маячков должны обеспечивать их видимость на 360 градусов в горизонтальной плоскости, проходящей через центр источника излучения света;

г) сигналы торможения (основные и дополнительные) должны включаться при воздействии на органы управления рабочей и аварийной тормозных систем и работать в постоянном режиме.

6. Обзорность, остекление, стеклоочистители и зеркала заднего вида:

а) самоходные машины, имеющие кабину, должны оснащаться не менее чем одним стеклоочистителем на ветровом стекле;

б) применение стеклоочистителей и стеклоомывателей для сельскохозяйственных и лесных тракторов, самоходных сельскохозяйственных машин должно соответствовать пунктам 4.1 и 4.2 ГОСТ 12.2.120-2015 "Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Кабины и рабочие места операторов тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин. Общие требования безопасности";

в) стеклоомыватель должен обеспечивать подачу жидкости в зону очистки стекла;

г) тракторы, самоходные дорожно-строительные, коммунальные, сельскохозяйственные машины, а также внедорожные автотранспортные средства должны укомплектовываться не менее чем одним (слева) зеркалом заднего вида;

д) в случае оснащения снегохода зеркалами заднего вида их конструкция и установка должны отвечать требованиям, установленным пунктом 4.10.11 ГОСТ 34066-2017;

е) снегоболотоходы должны быть оборудованы устройствами непрямого обзора (2 боковых зеркала и одно центральное зеркало заднего вида или заменяющие их устройства). Их конструкция и установка должны отвечать требованиям, установленным пунктом 4.11.5 ГОСТ 34065-2017;

ж) не допускается эксплуатация самоходных машин при отсутствии либо повреждении (трещинах) зеркал, предусмотренных конструкцией самоходной машины;

з) наличие трещин на ветровых стеклах в зоне очистки стеклоочистителем половины стекла, расположенной со стороны водителя, не допускается;

и) светопропускание стекол, обеспечивающих видимость для водителя спереди, должно быть не менее 70 процентов для ветровых стекол и для стекол, не являющихся ветровыми, но обеспечивающих обзор водителя спереди и сзади;

к) при условии установки на самоходную машину 2 внешних зеркал заднего вида светопропускание стекол, обеспечивающих обзор водителя сзади, не нормируется.

7. Шины и колеса: