ГОСТ Р 51348-99
(ИСО 6292-96)
Группа Г86
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Транспорт напольный безрельсовый
СИСТЕМЫ ТОРМОЗНЫЕ
Технические требования
Powered industrial trucks and tractors. Brake performance and component strength
ОКС 53.060
ОКП 34 5310; 45 2700
Дата введения 2000-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 48 "Безрельсовый электрифицированный транспорт"
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 28 октября 1999 г. N 371-ст
3 Разделы (подразделы) настоящего стандарта, за исключением последнего абзаца 3.2, представляют собой аутентичный текст ИСО 6292:1996(Е) "Машины напольного транспорта. Технические характеристики тормозной системы и прочность ее элементов"
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящий стандарт распространяется на погрузчики, штабелеры, тележки, тягачи с электроприводом или с двигателем внутреннего сгорания (далее - машины) номинальной грузоподъемностью до 50000 кг включительно или номинальным тяговым усилием до 20000 Н включительно, управляемые водителем в положении сидя, стоя или идущим рядом с машиной.
Стандарт устанавливает рабочие характеристики и методы испытаний тормозных систем и их элементов.
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями и обозначениями:
коэффициент торможения : Отношение, выраженное в процентах:
а) замедления , м/с, необходимого для полного торможения испытуемой машины, к ускорению свободного падения , м/с:
; (1)
б) силы торможения , Н, развиваемой испытуемой машиной, к силе притяжения массы этой машины, где , кг - масса машины с номинальным грузом при необходимости (тягача без прицепа):
. (2)
3 Рабочие тормоза. Требования к рабочим характеристикам и проведению испытаний
3.1 Общие положения
В качестве рабочих тормозов следует использовать тормоза фрикционного типа, электрическую систему торможения, гидростатическую передачу.
Если предусмотрена отдельная система управления для право- и левостороннего ручного тормоза, допускается применять комбинированную и (или) стабилизирующую систему торможения.
3.2 Рабочие характеристики
Рабочий тормоз должен обеспечивать минимальный коэффициент торможения относительно максимальной заданной скорости машины , км/ч, в соответствии с таблицей 1 и рисунком 1 при соблюдении условий испытаний по 3.3 и 3.4.
Таблица 1 - Характеристики рабочих тормозов
Группа | Тип машины | Номинальная грузоподъ- | Минимальный коэффициент торможения , % | ||
а) Для скорости машины, км/ч | 5 | 513,4 | 13,4 | ||
Все машины, за исключением: В, C, D | <16000 | 9,3 | 1,86 | 25 | |
От 16000 до 50000 включ. | 7,5 | 1,49 | 20 | ||
Тягачи | С одним или двумя тормозными колесами | 13 | 2,6 | 35 | |
С четырьмя тормозными колесами | 18,6 | 3,72 | 50 | ||
б) Для скорости машины, км/ч | 4 | 49 | 9 | ||
Штабелеры с подъемом водителя на рабочей платформе, штабелеры с боковым захватом, погрузчики для фронтальной и боковой обработки груза и комплектовщики | 4 | 1 | 9 | ||
в) Для скорости машины, км/ч | Все скорости | ||||
Внедорожные машины | 25 |
Рисунок 1 - График зависимости коэффициента торможения от скорости машины
Если максимальная скорость машины снижается автоматически в зависимости от высоты подъема груза, то при определении коэффициента торможения должна быть учтена сниженная скорость для именно этой высоты подъема.
Это дополнительное требование к испытаниям не отменяет основного требования к испытаниям машин с грузом в транспортном положении (таблица 1).
Рабочая тормозная система должна удерживать машину с номинальным грузом на наибольшем преодолеваемом подъеме, установленном в технических условиях на конкретную машину, не менее 0,2 мин.
3.3 Требования к условиям испытаний
При проведении испытаний следует соблюдать условия:
а) поверхность испытательной площадки должна быть сухой, чистой, гладкой, ровной (максимальный уклон ±0,5%), изготовленной из бетона, асфальта или аналогичного материала для того, чтобы обеспечить соответствующее сцепление колес с дорогой;
б) машина должна иметь номинальную нагрузку, груз должен находиться в опущенном состоянии (в транспортном положении), а грузоподъемник или вилы должны быть полностью наклонены назад и вдвинуты в соответствии с возможностями конструкции машины. Тягачи должны быть без груза и без прицепа;
в) если машина оснащена системой усиления тормоза (сервотормозом), то указанная система должна быть включена;
г) рычаги управления движением должны быть в нейтральном положении (кроме сервотормоза), а стояночный тормоз выключен;
д) регулировка тормозов должна быть произведена перед испытанием.
Примечания
1 Испытания тормозов вилочного погрузчика с грузом могут привести к отрыву от земли управляемых колес.
2 Рекомендуется закрепить груз во избежание его падения при торможении.
3.4 Методика испытаний
3.4.1 Машину с грузом следует испытывать в направлении как вперед, так и назад, причем рабочий тормоз должен быть приведен в действие усилием, значение которого не превышает значений, указанных в таблице 2 и разделе 5.
Таблица 2 - Силы для испытания тормозных систем
В ньютонах
Тип привода тормоза | Рабочий тормоз | Стояночный тормоз | ||
Максимальная сила управления | Минимальная прочность элементов | Максимальная | Минимальная прочность элементов | |
Нажатая педаль | 600 | 1200 | 600 | 1200 |
Отпущенная педаль | 300 | 2максимальная сила пружины | 300 | 2максимальная сила пружины |
Рычаг | 150 | 300 | 500 | 1000 |
Рукоятка | 150 | 300 | - | - |
Рукоятка-поводок | 150 | 900 | 150 | 900 |
* См требования 6.2. |
3.4.2 Основной метод испытаний состоит в том, чтобы измерить тяговое усилие (сила торможения ) при буксировке машины со скоростью не более 1,6 км/ч.
Усилие должно быть приложено горизонтально к точке на машине не выше чем 900 мм над поверхностью испытательной площадки.
3.4.3 Могут быть применены и другие методы, обеспечивающие такую же точность: с использованием акселерометра, динамометра или измерением тормозного пути.
4.1 Рабочие характеристики
Стояночный тормоз должен без помощи водителя не менее 5 мин удерживать машину в направлении вперед и назад на уклоне, указанном изготовителем, или на указанном ниже уклоне (который из них больше):
а) штабелеры с подъемом водителя на рабочей платформе, штабелеры с боковым захватом, погрузчики для фронтальной и боковой обработки грузов и комплектовщики - 5%;
б) платформенные и стеллажеобрабатывающие машины, тележки для поддонов и с подъемом платформы, штабелеры для поддонов и с широко расставленными опорами, погрузчики с выдвижной кареткой, стеллажеобрабатывающие машины с движением вперед-назад, стеллажеобрабатывающие машины с движением в разных направлениях, тележки и тягачи, управляемые идущим рядом водителем, - 10%;
в) все другие машины, управляемые водителем сидя или стоя, или тягачи - 15%.
4.2 Требования к условиям испытаний
При проведении испытаний следует соблюдать условия:
а) поверхность испытательной площадки должна быть сухой, чистой, гладкой, ровной (максимальный уклон ±0,5%), изготовленной из бетона, асфальта или аналогичного материала, чтобы обеспечить соответствующее сцепление колес с дорогой;
б) машина должна иметь номинальную нагрузку, груз должен находиться в опущенном состоянии (в транспортном положении), а грузоподъемник или вилы должны быть полностью наклонены назад и вдвинуты в соответствии с возможностями конструкции машины. Тягачи должны быть без груза и без прицепа;
в) рычаги управления движением должны быть в нейтральном положении, а рабочий тормоз полностью отпущен;
г) регулировка тормозов должна быть произведена перед испытанием.
4.3 Методика испытаний
Машину с грузом следует испытывать в направлении движения вперед и назад, причем стояночный тормоз должен быть приведен в действие усилием, значение которого не превышает значений, указанных в таблице 2 и разделе 5.
5.1 Тормоза, приводимые в действие нажатием педали, должны иметь рабочие характеристики, указанные в таблице 1 (для рабочих тормозов) и в 4.1 (для стояночных тормозов), причем сила нажатия педали не должна превышать 600 Н.