ГОСТ Р ИСО 3450-99
Группа Г45
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Машины землеройные
ТОРМОЗНЫЕ СИСТЕМЫ КОЛЕСНЫХ МАШИН
Требования к эффективности и методы испытаний
Earth-moving machinery. Braking systems of rubber-tyred machines.
Systems and performance requirements and test procedures
ОКС 53.100
ОКП 48 1000
Дата введения 2000-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 295 "Машины землеройные"
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Госстандарта России от 30 ноября 1999 г. N 459-ст
3 Настоящий стандарт представляет собой полный аутентичный текст международного стандарта ИСО 3450-94 "Машины землеройные. Тормозные системы колесных машин. Требования к эффективности и методы испытаний"
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящий стандарт устанавливает минимальные требования эффективности и методы испытаний тормозных систем колесных землеройных машин (далее - машин) с целью обеспечения единообразной оценки тормозных качеств машин, работающих на строительных объектах или передвигающихся по дорогам общего пользования.
Стандарт устанавливает требования к рабочим, резервным и стояночным тормозным системам, а также к замедлителям.
Настоящий стандарт распространяется на самоходные колесные погрузчики, бульдозеры, автогрейдеры, экскаваторы-погрузчики, самоходные скреперы, экскаваторы и землевозы по ГОСТ Р ИСО 6165.
Требования разделов 3, 4, 6, 7 и пунктов 5.2-5.14 являются обязательными, остальные - рекомендуемыми.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты.
ГОСТ 27249-87 (ИСО 7132-84) Машины землеройные. Землевозы. Термины, определения и техническая характеристика для коммерческой документации
ГОСТ 27922-88 (ИСО 6016-82) Машины землеройные. Методы измерения масс машин в целом, рабочего оборудования и составных частей
ГОСТ 27927-88 (ИСО 6014-86) Машины землеройные. Определение скорости движения
ГОСТ Р ИСО 6165-99 Машины землеройные. Классификация. Термины и определения
ИСО 9248-1992* Машины землеройные. Единицы измерения размеров, эксплуатационных показателей, производительности и допуски на измерения
_________________
* Оригиналы международных стандартов ИСО находятся во ВНИИКИ и ВНИИНМАШ Госстандарта России.
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.
3.1 землеройная машина: Колесная машина по ГОСТ Р ИСО 6165.
3.2 тормозная система: Элементы машины, сочетание которых тормозит и удерживает машину на месте. Система состоит из органа управления, системы для включения тормоза (тормозов), тормоза (тормозов) и замедлителя, если машина им оборудована.
3.2.1 рабочая тормозная система: Тормозная система, используемая в качестве основной, для остановки и удерживания машины.
3.2.2 резервная тормозная система: Тормозная система, используемая для остановки машины в случае любого единичного отказа рабочей тормозной системы.
3.2.3 стояночная тормозная система: Тормозная система, используемая для удерживания остановленной машины на месте.
3.2.4 элементы тормозной системы:
3.2.4.1 орган управления: Устройство, на которое непосредственно воздействует оператор с целью создания усилия, передаваемого к тормозу (тормозам).
3.2.4.2 система включения тормоза: Элементы между органом управления и тормозом (тормозами), которые соединяют их функционально.
3.2.4.3 тормоз (тормоза): Составная часть тормозной системы, которая непосредственно противодействует движению машины. Тормоза могут быть фрикционными, электрическими, гидравлическими или других жидкостных типов.
3.2.4.4 замедлитель: Энергопоглощающее устройство, используемое для уменьшения скорости движения машины путем динамического торможения.
3.3 общая составная часть: Составная часть тормозной системы, участвующая в работе двух или более тормозных систем.
3.4 масса машины: Эксплуатационная масса машины - по ГОСТ 27922.
3.5 тормозной путь S, м: Расстояние, которое проходит машина от точки на испытательном участке, в которой включается орган управления тормозами, до точки, в которой машина полностью останавливается.
3.6 среднее замедление a, м/с: Средний темп изменения скорости движения машины от момента включения органа управления тормозами до полной остановки машины. Среднее замедление определяют по формуле
,
где - скорость машины непосредственно перед включением органа управления тормозами, м/с.
3.7 приработка: Процедура приведения в рабочее состояние фрикционных поверхностей тормоза (тормозов) машины.
3.8 давление в тормозной системе: Давление жидкости (или воздуха), воздействующее на орган управления тормозом.
3.9 давление в тормозе: Давление жидкости (или воздуха), измеренное в тормозе.
3.10 плавное торможение: Непрерывное и постепенное увеличение или уменьшение тормозного усилия путем воздействия на орган управления тормозом.
3.11 испытательный участок: Площадка, на которой проводят испытания (5.3).
3.12 холодные тормоза: Тормоза, соответствующие одному из следующих требований:
- тормоза не приводились в действие в течение 1 ч, за исключением требований, оговоренных в 5.10;
- тормоза охлаждены до температуры не выше 100°С, измеряемой на диске тормоза или с наружной стороны тормозного барабана. Для полностью закрытых тормозов (включая тормоза, работающие в масле) температура, измеряемая с наружной стороны корпуса, ближайшего к тормозу, не выше 50°С или соответствует технической документации изготовителя.
3.13 максимальная скорость передвижения машины по горизонтальной поверхности: Скорость машины, определяемая по ГОСТ 27927.
4.1.1 Машина должна иметь следующие тормозные системы:
- рабочую;
- резервную;
- стояночную.
Ни одна тормозная система не должна содержать разъединительных устройств, таких как муфта или коробка передач, которые допускали бы отключение тормоза (тормозов).
Отсоединяемый источник энергии, предназначенный для облегчения запуска в холодную погоду, который также может вывести из строя тормозную систему, должен отсоединяться только после включения стояночного тормоза.
4.2.1 Тормозные системы могут иметь общие составные части, однако при отказе любой одной составной части, кроме шины, или отказе любой общей составной части эффективность торможения машины не должна быть ниже требований, предъявляемых к резервной тормозной системе, определенных в 6.6.2.4 и в таблицах 2, 3, 4.
Общий орган управления (рычаг, педаль, выключатель и т.д.) может использоваться для приведения в действие рабочей и резервной тормозных систем, при условии, что в конструкции предусмотрен автоматически включающийся замедлитель, который остановит машину в пределах 120% тормозного пути для резервной тормозной системы в соответствии с таблицами 2, 3, 4. При включении замедлителя не предъявляется требование плавного торможения.