ГОСТ Р ИСО 3450-99
Группа Г45
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Машины землеройные
ТОРМОЗНЫЕ СИСТЕМЫ КОЛЕСНЫХ МАШИН
Требования к эффективности и методы испытаний
Earth-moving machinery. Braking systems of rubber-tyred machines.
Systems and performance requirements and test procedures
ОКС 53.100
ОКП 48 1000
Дата введения 2000-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 295 "Машины землеройные"
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Госстандарта России от 30 ноября 1999 г. N 459-ст
3 Настоящий стандарт представляет собой полный аутентичный текст международного стандарта ИСО 3450-94 "Машины землеройные. Тормозные системы колесных машин. Требования к эффективности и методы испытаний"
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящий стандарт устанавливает минимальные требования эффективности и методы испытаний тормозных систем колесных землеройных машин (далее - машин) с целью обеспечения единообразной оценки тормозных качеств машин, работающих на строительных объектах или передвигающихся по дорогам общего пользования.
Стандарт устанавливает требования к рабочим, резервным и стояночным тормозным системам, а также к замедлителям.
Настоящий стандарт распространяется на самоходные колесные погрузчики, бульдозеры, автогрейдеры, экскаваторы-погрузчики, самоходные скреперы, экскаваторы и землевозы по ГОСТ Р ИСО 6165.
Требования разделов 3, 4, 6, 7 и пунктов 5.2-5.14 являются обязательными, остальные - рекомендуемыми.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты.
ГОСТ 27249-87 (ИСО 7132-84) Машины землеройные. Землевозы. Термины, определения и техническая характеристика для коммерческой документации
ГОСТ 27922-88 (ИСО 6016-82) Машины землеройные. Методы измерения масс машин в целом, рабочего оборудования и составных частей
ГОСТ 27927-88 (ИСО 6014-86) Машины землеройные. Определение скорости движения
ГОСТ Р ИСО 6165-99 Машины землеройные. Классификация. Термины и определения
ИСО 9248-1992* Машины землеройные. Единицы измерения размеров, эксплуатационных показателей, производительности и допуски на измерения
_________________
* Оригиналы международных стандартов ИСО находятся во ВНИИКИ и ВНИИНМАШ Госстандарта России.
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.
3.1 землеройная машина: Колесная машина по ГОСТ Р ИСО 6165.
3.2 тормозная система: Элементы машины, сочетание которых тормозит и удерживает машину на месте. Система состоит из органа управления, системы для включения тормоза (тормозов), тормоза (тормозов) и замедлителя, если машина им оборудована.
3.2.1 рабочая тормозная система: Тормозная система, используемая в качестве основной, для остановки и удерживания машины.
3.2.2 резервная тормозная система: Тормозная система, используемая для остановки машины в случае любого единичного отказа рабочей тормозной системы.
3.2.3 стояночная тормозная система: Тормозная система, используемая для удерживания остановленной машины на месте.
3.2.4 элементы тормозной системы:
3.2.4.1 орган управления: Устройство, на которое непосредственно воздействует оператор с целью создания усилия, передаваемого к тормозу (тормозам).
3.2.4.2 система включения тормоза: Элементы между органом управления и тормозом (тормозами), которые соединяют их функционально.
3.2.4.3 тормоз (тормоза): Составная часть тормозной системы, которая непосредственно противодействует движению машины. Тормоза могут быть фрикционными, электрическими, гидравлическими или других жидкостных типов.
3.2.4.4 замедлитель: Энергопоглощающее устройство, используемое для уменьшения скорости движения машины путем динамического торможения.
3.3 общая составная часть: Составная часть тормозной системы, участвующая в работе двух или более тормозных систем.
3.4 масса машины: Эксплуатационная масса машины - по ГОСТ 27922.
3.5 тормозной путь S, м: Расстояние, которое проходит машина от точки на испытательном участке, в которой включается орган управления тормозами, до точки, в которой машина полностью останавливается.
3.6 среднее замедление a, м/с: Средний темп изменения скорости движения машины от момента включения органа управления тормозами до полной остановки машины. Среднее замедление определяют по формуле
,
где - скорость машины непосредственно перед включением органа управления тормозами, м/с.
3.7 приработка: Процедура приведения в рабочее состояние фрикционных поверхностей тормоза (тормозов) машины.
3.8 давление в тормозной системе: Давление жидкости (или воздуха), воздействующее на орган управления тормозом.
3.9 давление в тормозе: Давление жидкости (или воздуха), измеренное в тормозе.
3.10 плавное торможение: Непрерывное и постепенное увеличение или уменьшение тормозного усилия путем воздействия на орган управления тормозом.
3.11 испытательный участок: Площадка, на которой проводят испытания (5.3).
3.12 холодные тормоза: Тормоза, соответствующие одному из следующих требований:
- тормоза не приводились в действие в течение 1 ч, за исключением требований, оговоренных в 5.10;
- тормоза охлаждены до температуры не выше 100°С, измеряемой на диске тормоза или с наружной стороны тормозного барабана. Для полностью закрытых тормозов (включая тормоза, работающие в масле) температура, измеряемая с наружной стороны корпуса, ближайшего к тормозу, не выше 50°С или соответствует технической документации изготовителя.
3.13 максимальная скорость передвижения машины по горизонтальной поверхности: Скорость машины, определяемая по ГОСТ 27927.
4.1.1 Машина должна иметь следующие тормозные системы:
- рабочую;
- резервную;
- стояночную.
Ни одна тормозная система не должна содержать разъединительных устройств, таких как муфта или коробка передач, которые допускали бы отключение тормоза (тормозов).
Отсоединяемый источник энергии, предназначенный для облегчения запуска в холодную погоду, который также может вывести из строя тормозную систему, должен отсоединяться только после включения стояночного тормоза.
4.2.1 Тормозные системы могут иметь общие составные части, однако при отказе любой одной составной части, кроме шины, или отказе любой общей составной части эффективность торможения машины не должна быть ниже требований, предъявляемых к резервной тормозной системе, определенных в 6.6.2.4 и в таблицах 2, 3, 4.
Общий орган управления (рычаг, педаль, выключатель и т.д.) может использоваться для приведения в действие рабочей и резервной тормозных систем, при условии, что в конструкции предусмотрен автоматически включающийся замедлитель, который остановит машину в пределах 120% тормозного пути для резервной тормозной системы в соответствии с таблицами 2, 3, 4. При включении замедлителя не предъявляется требование плавного торможения.
4.3.1 Все машины должны соответствовать требованиям по эффективности рабочей тормозной системы, установленным в таблицах 2, 3, 4.
Если предусмотрено снабжение других систем энергией рабочей тормозной системы, то любой отказ этих систем должен рассматриваться как отказ рабочей тормозной системы.
4.3.2 Все машины должны иметь индивидуальные колесные тормоза с одинаковым усилием, по крайней мере, на одном мосту. Машины с полуприцепами должны иметь тормоза, по крайней мере, на одном мосту тягача и на одном мосту полуприцепа.
4.3.3. Рабочая тормозная система должна обеспечивать плавное торможение согласно требованиям 3.10.
4.3.4 Органы управления рабочей тормозной системой должны включаться с рабочего места оператора.
4.4.1 Эффективность резервной тормозной системы должна соответствовать требованиям таблиц 2, 3, 4.
4.4.2 Резервная тормозная система должна обеспечивать плавное торможение согласно требованию 3.10.
4.5.1 Отсоединяющее (отпускающее) приспособление стояночного тормоза, позволяющее перемещать неисправную машину, должно быть расположено вне зоны рабочего места оператора, если не предусмотрена возможность немедленного повторного включения стояночного тормоза.
4.5.2 Эффективность стояночной тормозной системы должна соответствовать 6.5.2.
4.5.3 Система не должна зависеть от истощаемого источника энергии.
4.5.4 Стояночная тормозная система может иметь составные части, общие с другими тормозными системами, при условии выполнения требований 6.5.2.
4.6.1 Если для рабочей тормозной системы используют аккумулированную энергию, то система должна быть оборудована устройством предупредительной сигнализации, которое срабатывает перед тем, как энергетический уровень системы упадет ниже 50% указанного изготовителем наибольшего рабочего уровня или ниже уровня, необходимого для выполнения требований эффективности к тормозной резервной системе, в зависимости от того, что больше.
4.6.2 Устройство предупредительной сигнализации должно немедленно издавать непрерывный визуальный и (или) звуковой сигнал. Манометры и вакуумметры не соответствуют этому требованию.
5.1 Средства измерений, используемые при испытаниях, должны соответствовать требованиям ИСО 9248.
5.2 При проведении испытаний необходимо соблюдать меры предосторожности, указанные изготовителем.
5.3 Поверхность испытательного участка должна быть твердой и сухой, а его основание - хорошо уплотненным. Допускается увлажнение грунта до определенной степени, при которой он не оказывает отрицательного влияния на испытания тормозов.
Уклон испытательного участка в направлении, перпендикулярном к движению, не должен превышать 3%. Уклон в направлении движения должен соответствовать требованиям к данному виду испытаний.
Подъезд к испытательному участку должен быть достаточно длинным, ровным и иметь достаточно равномерный уклон для достижения машиной нужной скорости перед включением тормозов.
5.4 Масса машины и ее распределение по осям должны соответствовать следующим требованиям.
5.4.1 Масса испытуемых машин, за исключением землевозов и скреперов, должна соответствовать массе, указанной в 3.4 без номинального груза, с указанным изготовителем распределением нагрузки по осям.
5.4.2 Масса испытуемых землевозов и скреперов должна соответствовать массе, указанной в 3.4, и включать массу номинального груза. Масса испытуемой машины должна соответствовать указанной изготовителем общей массе (сумма массы машины и массы номинального груза) и ее распределению по осям.
5.5 Параметры всех элементов, имеющих отношение к тормозной системе (например размеры шин и давление в них, регулировка тормозов, момент включения предупредительной сигнализации и т.п.), должны соответствовать технической документации изготовителя. Значения давлений в тормозной системе должны находиться в пределах диапазонов, указанных изготовителем. Не допускается ручная регулировка тормозов в процессе любого единичного испытания по определению эффективности.