ГОСТ Р 52008-2003
Группа Д31
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СРЕДСТВА МОТОТРАНСПОРТНЫЕ ЧЕТЫРЕХКОЛЕСНЫЕ ВНЕДОРОЖНЫЕ
Общие технические требования
Four wheel all-terrain vehicles.
General technical requirements
ОКС 43.140
43.160
ОКП 45 2800
Дата введения 2004-01-01
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ)
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 308 "Мотоциклы и мопеды"
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 29 января 2003 г. N 36-ст
3 Настоящий стандарт устанавливает требования в соответствии с ANSI SVIA-1-2001* "Средства мототранспортные четырехколесные внедорожные. Оборудование, комплектация и рабочие характеристики (Four Wheel All-Terrain Vehicles - Equipment, Configuration, and Performance Requirements)"
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящий стандарт распространяется на мототранспортные внедорожные четырехколесные средства (далее - мотовездеходы) с шинами, внутреннее давление в которых не более 69 кПа, имеющие сиденье с мотоциклетной посадкой и руль мотоциклетного типа, предназначенные для передвижения только одного человека (водителя) вне дорог общего пользования.
Настоящий стандарт устанавливает требования к мотовездеходам, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья, имущества граждан и охраны окружающей среды.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.2.002-91 Система стандартов безопасности труда. Техника сельскохозяйственная. Методы оценки безопасности
ГОСТ Р 41.9-99 (Правила ЕЭК ООН N 9) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения трехколесных транспортных средств категорий , и в связи с производимым ими шумом
ГОСТ Р 41.10-99 (Правила ЕЭК ООН N 10) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении электромагнитной совместимости
ГОСТ Р 41.40-99 (Правила ЕЭК ООН N 40) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения мотоциклов с двигателями с принудительным зажиганием в отношении выделяемых двигателем вредных выбросов с отработавшими газами
ГОСТ Р 41.60-2001 (Правила ЕЭК ООН N 60) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двухколесных мотоциклов и мопедов в отношении органов управления, приводимых в действие водителем, включая обозначение органов управления, контрольных приборов и индикаторов
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 мотовездеход: Любое механическое внедорожное транспортное средство на четырех колесах с шинами низкого давления, имеющее сиденье с мотоциклетной посадкой и руль мотоциклетного типа и предназначенное для передвижения только одного водителя вне дорог общего пользования.
3.1.1 мотовездеходы категории У: Мотовездеходы универсальные, предназначенные для общего применения.
3.1.2 мотовездеходы категории С: Мотовездеходы, предназначенные для соревнований.
3.1.3 мотовездеходы категории Х: Мотовездеходы, предназначенные для хозяйственного использования.
3.1.4 мотовездеходы категории Д: Мотовездеходы с максимальным рабочим объемом двигателя 90 см, предназначенные для нехозяйственного использования детьми и подростками под контролем взрослых.
3.1.4.1 мотовездеходы подкатегории Д-6: Мотовездеходы, предназначенные для использования детьми не моложе 6 лет.
3.1.4.2 мотовездеходы подкатегории Д-12: Мотовездеходы, предназначенные для использования подростками не моложе 12 лет.
3.2 шина низкого давления: Шина, предназначенная для эксплуатации на мотовездеходах, внутреннее давление в которой не более 69 кПа.
3.3 колесная база: Расстояние, измеренное вдоль продольной оси мотовездехода между центрами его передней и задней осей.
3.4 левая сторона: Ориентация мотовездехода по отношению к водителю, сидящему на своем месте лицом вперед.
3.5 правая сторона: Ориентация мотовездехода по отношению к водителю, сидящему на своем месте лицом вперед.
3.6 максимальная полезная нагрузка мотовездехода: Максимально допустимая нагрузка, предписываемая изготовителем мотовездехода, включающая в себя массу водителя и не включающая в себя массу ненагруженного мотовездехода.
3.7 масса ненагруженного мотовездехода: Масса мотовездехода, подготовленного к нормальной эксплуатации и укомплектованного следующими компонентами:
- оборудованием, необходимым для нормальной эксплуатации мотовездехода;
- полным комплектом электрооборудования, включая осветительные и светосигнальные устройства, установленные изготовителем;
- инструментами и приспособлениями, комплектация которыми предписывается законодательными актами, касающимися измерения массы ненагруженного мотовездехода;
- соответствующими количествами рабочих жидкостей, обеспечивающими надлежащее функционирование всех частей мотовездехода.
Топливо и смесь топлива с маслом не учитывают при определении массы ненагруженного мотовездехода, однако такие компоненты, как кислота в аккумуляторах, жидкость в гидросистеме, охлаждающая жидкость и масло в двигателе, должны быть учтены.
3.8 масса снаряженного мотовездехода: Масса ненагруженного мотовездехода, к которой добавлена масса следующих компонентов:
- топлива в баке, заполненном не менее чем до 90% объема, установленного изготовителем;
- дополнительного оборудования.
Если мотовездеход работает на смеси топлива с маслом, то:
- в случае, когда топливо заранее смешивают с маслом, под термином "топливо" подразумевают такую предварительно подготовленную смесь;
- в случае, когда топливо и масло заправляют раздельно, термин "топливо" означает только топливо. В этом случае масса масла уже учтена при определении массы ненагруженного мотовездехода.
3.9 дополнительное оборудование: Предметы или устройства, устанавливаемые на мотовездеходе после его изготовления.
3.10 водитель: Лицо, которое осуществляет управление мотовездеходом.
3.11 испытатель: Лицо, которое осуществляет управление и контроль над функционированием мотовездехода в процессе испытаний. Во время испытаний испытатель должен сидеть в нормальном прямом положении, соответствующем виду испытаний.
3.12 выключатель двигателя: Устройство, предназначенное для прерывания работы системы зажигания двигателя.
3.13 рабочий объем двигателя: Объем, освобождаемый поршнем, движущимся из верхней мертвой точки к нижней мертвой точке, умноженный на число цилиндров.
3.14 электростартер: Электродвигатель, являющийся частью конструкции мотовездехода, предназначенный для прокрутки коленчатого вала с последующим запуском двигателя.
3.15 блокировка электрозапуска: Устройство, предотвращающее запуск двигателя мотовездехода электростартером в определенных условиях.
3.16 орган управления дроссельной заслонкой: Орган управления, расположенный на рукоятке, предназначенный для управления мощностью двигателя.
3.17 устройство включения/выключения подачи топлива: Механическое устройство, предназначенное для включения или выключения подачи топлива из топливного бака.
3.18 система зажигания: Система двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием, предназначенная для зажигания топливной смеси посредством электрической искры.
3.19 механическое сцепление: Устройство, предназначенное для отсоединения двигателя от трансмиссии, приводимое в действие водителем.
3.20 рычаг привода сцепления: Орган управления ручного типа, предназначенный для включения и выключения механического сцепления.
3.21 коробка передач: Устройство, предназначенное для передачи крутящего момента от двигателя к движителю при наличии более чем одного варианта соотношения крутящего момента и частоты вращения двигателя.
3.22 орган управления переключением передач: Орган управления, предназначенный для выбора комбинации зацепляющихся шестерен в коробке передач.
3.23 нейтральное положение рычага переключения передач: Фиксированное положение рычага переключения передач, в котором не существует прямой механической связи между входным и выходным валами трансмиссии.
3.24 индикатор нейтрального положения рычага переключения передач: Средство световой сигнализации или сигнализации иного типа, указывающее на то, что трансмиссия мотовездехода находится в нейтральном положении.
3.25 устройство отбора мощности (УОМ): Устройство внешнего привода, предназначенное для передачи вращательного движения к навесному оборудованию или другим системам.
3.26 устройство ограничения скорости: Устройство, предназначенное для ограничения максимальной скорости мотовездехода.
3.27 рабочая тормозная система: Основная система торможения, предназначенная для замедления движения и остановки мотовездехода.
3.28 стояночная тормозная система: Тормозная система, приведение которой в действие вызывает приведение в действие одного или более тормозных механизмов.
3.29 тормозной путь (): Дистанция, проходимая мотовездеходом с момента приложения усилия к органу управления рабочей тормозной системой до момента полной остановки мотовездехода.
3.30 тормозное замедление: Степень изменения скорости мотовездехода с момента приложения усилия к органу управления до момента полной остановки мотовездехода.
3.31 рычаг привода тормозов: Орган управления ручного типа, который при воздействии на него вызывает торможение колес.
3.32 тормозная педаль: Орган управления ножного типа, который при воздействии на него вызывает торможение колес.
3.33 механизм стояночной блокировки: Блокировочное устройство в цепи агрегатов и узлов, передающих мощность, приводимое в действие, когда орган управления переключением передач переводят в фиксированное состояние, соответствующее положению парковки.
3.34 механическая подвеска: Система, которая компенсирует вертикальные перемещения колес мотовездехода по отношению к его шасси и обеспечивает подрессоривание и демпфирование.
3.35 ход подвески: Суммарное перемещение контрольной точки подвески (например, центра колеса) от положения, когда подвеска полностью отпущена и на нее не действуют никакие силы, к положению ее полного сжатия. При определении хода подвески не учитывают упругие ограничители хода сжатия и хода отбоя.
3.36 искрогаситель: Устройство, предназначенное для гашения искр в отработавших газах.
3.37 противоугонное устройство: Средство, предназначенное для приведения мотовездехода в состояние, при котором невозможно его движение в том случае, если не будет использован соответствующий ключ.
3.38 опора для ног: Выступающие с обеих сторон мотовездехода элементы, на которые водитель ставит ноги в сидячем положении при вождении, выполненные в виде площадки или стержня.
3.39 ручной захват: Элемент конструкции, расположенный в задней части мотовездехода, предназначенный для подъема, вытягивания или толкания мотовездехода.
3.40 стержень руля: Элемент конструкции руля, соединяющий правую и левую рукоятки.
3.41 рукоятка руля: Элемент конструкции руля, предназначенный для управления траекторией движения мотовездехода и опоры рук водителя, а также для установки на нем органов ручного управления.
3.42 багажник: Полка (полки) или иное место (места) на мотовездеходе, предназначенное изготовителем для укладки и закрепления груза.
3.43 руководство по эксплуатации: Сопроводительный документ, прилагаемый изготовителем к мотовездеходу, содержащий информацию и предписания, касающиеся эксплуатации, обслуживания мотовездехода и ухода за ним.