Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р 52008-2003

Группа Д31

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     

СРЕДСТВА МОТОТРАНСПОРТНЫЕ ЧЕТЫРЕХКОЛЕСНЫЕ ВНЕДОРОЖНЫЕ

     
Общие технические требования

     
Four wheel all-terrain vehicles.
General technical requirements



ОКС 43.140

          43.160

ОКП 45 2800

Дата введения 2004-01-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ)

ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 308 "Мотоциклы и мопеды"

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 29 января 2003 г. N 36-ст

3 Настоящий стандарт устанавливает требования в соответствии с ANSI SVIA-1-2001* "Средства мототранспортные четырехколесные внедорожные. Оборудование, комплектация и рабочие характеристики (Four Wheel All-Terrain Vehicles - Equipment, Configuration, and Performance Requirements)"

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на мототранспортные внедорожные четырехколесные средства (далее - мотовездеходы) с шинами, внутреннее давление в которых не более 69 кПа, имеющие сиденье с мотоциклетной посадкой и руль мотоциклетного типа, предназначенные для передвижения только одного человека (водителя) вне дорог общего пользования.

Настоящий стандарт устанавливает требования к мотовездеходам, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья, имущества граждан и охраны окружающей среды.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.2.002-91 Система стандартов безопасности труда. Техника сельскохозяйственная. Методы оценки безопасности

ГОСТ Р 41.9-99 (Правила ЕЭК ООН N 9) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения трехколесных транспортных средств категорий , и в связи с производимым ими шумом

ГОСТ Р 41.10-99 (Правила ЕЭК ООН N 10) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении электромагнитной совместимости

ГОСТ Р 41.40-99 (Правила ЕЭК ООН N 40) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения мотоциклов с двигателями с принудительным зажиганием в отношении выделяемых двигателем вредных выбросов с отработавшими газами

ГОСТ Р 41.60-2001 (Правила ЕЭК ООН N 60) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двухколесных мотоциклов и мопедов в отношении органов управления, приводимых в действие водителем, включая обозначение органов управления, контрольных приборов и индикаторов

     3 Определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 мотовездеход: Любое механическое внедорожное транспортное средство на четырех колесах с шинами низкого давления, имеющее сиденье с мотоциклетной посадкой и руль мотоциклетного типа и предназначенное для передвижения только одного водителя вне дорог общего пользования.

3.1.1 мотовездеходы категории У: Мотовездеходы универсальные, предназначенные для общего применения.

3.1.2 мотовездеходы категории С: Мотовездеходы, предназначенные для соревнований.

3.1.3 мотовездеходы категории Х: Мотовездеходы, предназначенные для хозяйственного использования.

3.1.4 мотовездеходы категории Д: Мотовездеходы с максимальным рабочим объемом двигателя 90 см, предназначенные для нехозяйственного использования детьми и подростками под контролем взрослых.

3.1.4.1 мотовездеходы подкатегории Д-6: Мотовездеходы, предназначенные для использования детьми не моложе 6 лет.

3.1.4.2 мотовездеходы подкатегории Д-12: Мотовездеходы, предназначенные для использования подростками не моложе 12 лет.

3.2 шина низкого давления: Шина, предназначенная для эксплуатации на мотовездеходах, внутреннее давление в которой не более 69 кПа.

3.3 колесная база: Расстояние, измеренное вдоль продольной оси мотовездехода между центрами его передней и задней осей.

3.4 левая сторона: Ориентация мотовездехода по отношению к водителю, сидящему на своем месте лицом вперед.

3.5 правая сторона: Ориентация мотовездехода по отношению к водителю, сидящему на своем месте лицом вперед.

3.6 максимальная полезная нагрузка мотовездехода: Максимально допустимая нагрузка, предписываемая изготовителем мотовездехода, включающая в себя массу водителя и не включающая в себя массу ненагруженного мотовездехода.

3.7 масса ненагруженного мотовездехода: Масса мотовездехода, подготовленного к нормальной эксплуатации и укомплектованного следующими компонентами:

- оборудованием, необходимым для нормальной эксплуатации мотовездехода;

- полным комплектом электрооборудования, включая осветительные и светосигнальные устройства, установленные изготовителем;

- инструментами и приспособлениями, комплектация которыми предписывается законодательными актами, касающимися измерения массы ненагруженного мотовездехода;

- соответствующими количествами рабочих жидкостей, обеспечивающими надлежащее функционирование всех частей мотовездехода.

Топливо и смесь топлива с маслом не учитывают при определении массы ненагруженного мотовездехода, однако такие компоненты, как кислота в аккумуляторах, жидкость в гидросистеме, охлаждающая жидкость и масло в двигателе, должны быть учтены.

3.8 масса снаряженного мотовездехода: Масса ненагруженного мотовездехода, к которой добавлена масса следующих компонентов:

- топлива в баке, заполненном не менее чем до 90% объема, установленного изготовителем;

- дополнительного оборудования.

Если мотовездеход работает на смеси топлива с маслом, то:

- в случае, когда топливо заранее смешивают с маслом, под термином "топливо" подразумевают такую предварительно подготовленную смесь;

- в случае, когда топливо и масло заправляют раздельно, термин "топливо" означает только топливо. В этом случае масса масла уже учтена при определении массы ненагруженного мотовездехода.

3.9 дополнительное оборудование: Предметы или устройства, устанавливаемые на мотовездеходе после его изготовления.

3.10 водитель: Лицо, которое осуществляет управление мотовездеходом.

3.11 испытатель: Лицо, которое осуществляет управление и контроль над функционированием мотовездехода в процессе испытаний. Во время испытаний испытатель должен сидеть в нормальном прямом положении, соответствующем виду испытаний.

3.12 выключатель двигателя: Устройство, предназначенное для прерывания работы системы зажигания двигателя.

3.13 рабочий объем двигателя: Объем, освобождаемый поршнем, движущимся из верхней мертвой точки к нижней мертвой точке, умноженный на число цилиндров.

3.14 электростартер: Электродвигатель, являющийся частью конструкции мотовездехода, предназначенный для прокрутки коленчатого вала с последующим запуском двигателя.

3.15 блокировка электрозапуска: Устройство, предотвращающее запуск двигателя мотовездехода электростартером в определенных условиях.

3.16 орган управления дроссельной заслонкой: Орган управления, расположенный на рукоятке, предназначенный для управления мощностью двигателя.

3.17 устройство включения/выключения подачи топлива: Механическое устройство, предназначенное для включения или выключения подачи топлива из топливного бака.

3.18 система зажигания: Система двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием, предназначенная для зажигания топливной смеси посредством электрической искры.

3.19 механическое сцепление: Устройство, предназначенное для отсоединения двигателя от трансмиссии, приводимое в действие водителем.

3.20 рычаг привода сцепления: Орган управления ручного типа, предназначенный для включения и выключения механического сцепления.

3.21 коробка передач: Устройство, предназначенное для передачи крутящего момента от двигателя к движителю при наличии более чем одного варианта соотношения крутящего момента и частоты вращения двигателя.

3.22 орган управления переключением передач: Орган управления, предназначенный для выбора комбинации зацепляющихся шестерен в коробке передач.

3.23 нейтральное положение рычага переключения передач: Фиксированное положение рычага переключения передач, в котором не существует прямой механической связи между входным и выходным валами трансмиссии.

3.24 индикатор нейтрального положения рычага переключения передач: Средство световой сигнализации или сигнализации иного типа, указывающее на то, что трансмиссия мотовездехода находится в нейтральном положении.

3.25 устройство отбора мощности (УОМ): Устройство внешнего привода, предназначенное для передачи вращательного движения к навесному оборудованию или другим системам.

3.26 устройство ограничения скорости: Устройство, предназначенное для ограничения максимальной скорости мотовездехода.

3.27 рабочая тормозная система: Основная система торможения, предназначенная для замедления движения и остановки мотовездехода.

3.28 стояночная тормозная система: Тормозная система, приведение которой в действие вызывает приведение в действие одного или более тормозных механизмов.

3.29 тормозной путь (): Дистанция, проходимая мотовездеходом с момента приложения усилия к органу управления рабочей тормозной системой до момента полной остановки мотовездехода.

3.30 тормозное замедление: Степень изменения скорости мотовездехода с момента приложения усилия к органу управления до момента полной остановки мотовездехода.

3.31 рычаг привода тормозов: Орган управления ручного типа, который при воздействии на него вызывает торможение колес.

3.32 тормозная педаль: Орган управления ножного типа, который при воздействии на него вызывает торможение колес.

3.33 механизм стояночной блокировки: Блокировочное устройство в цепи агрегатов и узлов, передающих мощность, приводимое в действие, когда орган управления переключением передач переводят в фиксированное состояние, соответствующее положению парковки.

3.34 механическая подвеска: Система, которая компенсирует вертикальные перемещения колес мотовездехода по отношению к его шасси и обеспечивает подрессоривание и демпфирование.

3.35 ход подвески: Суммарное перемещение контрольной точки подвески (например, центра колеса) от положения, когда подвеска полностью отпущена и на нее не действуют никакие силы, к положению ее полного сжатия. При определении хода подвески не учитывают упругие ограничители хода сжатия и хода отбоя.

3.36 искрогаситель: Устройство, предназначенное для гашения искр в отработавших газах.

3.37 противоугонное устройство: Средство, предназначенное для приведения мотовездехода в состояние, при котором невозможно его движение в том случае, если не будет использован соответствующий ключ.

3.38 опора для ног: Выступающие с обеих сторон мотовездехода элементы, на которые водитель ставит ноги в сидячем положении при вождении, выполненные в виде площадки или стержня.

3.39 ручной захват: Элемент конструкции, расположенный в задней части мотовездехода, предназначенный для подъема, вытягивания или толкания мотовездехода.

3.40 стержень руля: Элемент конструкции руля, соединяющий правую и левую рукоятки.

3.41 рукоятка руля: Элемент конструкции руля, предназначенный для управления траекторией движения мотовездехода и опоры рук водителя, а также для установки на нем органов ручного управления.

3.42 багажник: Полка (полки) или иное место (места) на мотовездеходе, предназначенное изготовителем для укладки и закрепления груза.

3.43 руководство по эксплуатации: Сопроводительный документ, прилагаемый изготовителем к мотовездеходу, содержащий информацию и предписания, касающиеся эксплуатации, обслуживания мотовездехода и ухода за ним.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs