Профессиональные справочные системы для специалистов
медицинской и фармацевтической промышленности


ГОСТ 34066-2017

Группа Д21

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СНЕГОХОДЫ

Технические требования и методы испытаний

Snowmobiles. Technical requirements and test methods



МКС 43.100

ОКП 45 2200

Дата введения 2018-04-01

     

Предисловие


Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены".

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ)

2 ВНЕСЕН техническим комитетом по стандартизации ТК 59 "Внедорожная техника"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 28 февраля 2017 г. N 96-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 июля 2017 г. N 750-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34066-2017 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 апреля 2018 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на снегоходы, в том числе детские снегоходы, т.е. предназначенные изготовителем только для использования детьми, и устанавливает технические требования и методы испытаний. Стандарт не распространяется на спортивные снегоходы, предназначенные изготовителем только для соревнований.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 14332-78 Поливинилхлорид суспензионный. Технические условия

ГОСТ 15088-83 Пластмассы. Метод определения температуры размягчения термопластов по Вика

ГОСТ 17187-2010 (IEC 61672-1:2002) Шумомеры. Часть 1. Технические требования

ГОСТ 28157-89 Пластмассы. Методы определения стойкости к горению

ГОСТ 30804.4.3-2013 Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к радиочастотному электромагнитному полю. Требования и методы испытаний

ГОСТ 30804.6.2-2013 (IEC 61000-6-2:2005) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к электромагнитным помехам технических средств, применяемых в промышленных зонах. Требования и методы испытаний

ГОСТ 30805.12-2002 Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные от самоходных средств, моторных лодок и устройств с двигателями внутреннего сгорания. Нормы и методы испытаний

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 снегоход: Самодвижущееся транспортное средство, предназначенное для передвижения вне дорог преимущественно по снегу, имеющее собственную массу не более 450 кг, сиденье с мотоциклетной посадкой и руль мотоциклетного типа, не имеющее кабины закрытого типа или элементов, образующих каркас безопасности вокруг водителя и пассажира (пассажиров), приводимое в движение с помощью гусениц (гусеницы), находящихся в контакте со снегом, и управляемое с помощью лыж (лыжи), находящихся в контакте со снегом.

3.2 снаряженная масса: Суммарная масса снегохода в состоянии с полностью заправленным топливным баком, с полным объемом масла в двигателе и трансмиссии, с полным объемом охлаждающей жидкости (при наличии), с набором инструментов, прикладываемых изготовителем, и включающая массу водителя, равную 80 кг (для детского снегохода масса водителя принимается равной 50 кг).

3.3 собственная масса: Суммарная масса снегохода с полностью заправленным топливным баком, с полным объемом масла в двигателе и трансмиссии, с полным объемом охлаждающей жидкости (при наличии), с набором инструментов, прикладываемых изготовителем, но без водителя и пассажира (пассажиров) и массы багажа;

3.4 конструкционная масса: Масса ненагруженного снегохода без топлива, масла и охлаждающей жидкости (при наличии), с основным оборудованием и с набором инструментов, прикладываемых изготовителем.

3.5 длина снегохода: Горизонтальный размер от передней части снегохода, включая бампер и лыжи или рукоятки лыж, до самой крайней задней части снегохода, включая бампер или другие несъемные детали.

3.6 ширина снегохода: Горизонтальный размер между двумя вертикальными плоскостями, образующими коридор минимальной ширины, через который может проехать снегоход.

3.7 высота снегохода: Вертикальный размер от любой твердой горизонтальной поверхности, на которой стоит снегоход в ненагруженном состоянии, до самой верхней точки снегохода, включая ветровое стекло.

3.8 опорная поверхность (несущая поверхность): Проекция на горизонтальную плоскость опорной поверхности гусениц и лыж, которая контактирует со снегом. Для учета погружения машины в снег плоскость проекции берется на высоте 75 мм над твердой горизонтальной поверхностью опоры снегохода. При этом масса снегохода должна соответствовать его собственной массе.

3.9 детский снегоход: Снегоход, предназначенный для использования детьми с возрастом не менее 6 лет под наблюдением взрослых на специально выделенных участках местности.

3.10 прицеп к снегоходу: Сани, предназначенные для буксировки снегоходом.

3.11 тормозной путь: Дистанция, проходимая снегоходом с момента приложения усилия к органу управления рабочей тормозной системой до момента полной остановки снегохода.

3.12 электромагнитная совместимость: Способность электрического или электронного устройства подавлять излучение, вызывающее электромагнитную интерференцию, а также способность этого устройства противостоять наведенной электромагнитной интерференции.

3.13 устройства блокировки самопроизвольного движения; УБСД: Устройства различного принципа действия, предназначенные для автоматического предотвращения нежелательного движения снегохода, вызванного неисправностью или неверной регулировкой системы управления скоростью.

3.14 регулятор скорости: Орган управления скоростью снегохода, расположенный на руле и имеющий форму либо поворотного рычага, либо вращающейся рукоятки руля.

3.15 регулятор мощности: Дроссельная заслонка карбюратора или системы впрыска топлива, или иная подобная деталь или устройство, непосредственно дозирующие поступление в двигатель воздуха и (или) топлива и управляемые регулятором скорости, состояние которых непосредственно определяет количество рабочей смеси, сгорающей в цилиндре (цилиндрах) двигателя.

3.16 тип снегохода: Категория снегоходов, не отличающихся в отношении изготовителя и обозначения типа, установленного изготовителем, и не имеющих очевидных и фундаментальных различий в отношении рамы, несущего основания или структуры, на которых закрепляются основные узлы снегоходов, а также в отношении силовой установки (двигатели внутреннего сгорания имеют одинаковый рабочий объем и число цилиндров, а также тип системы охлаждения, число рабочих тактов и сам рабочий процесс).

3.17 модификация снегохода: категория снегоходов одного типа, конструкция которых не имеет никаких отличий, непосредственно влияющих на показатели, нормируемые настоящим стандартом.

3.18 Основные элементы конструкции и органы управления снегохода указаны на рисунке 1.


1 - орган управления рабочим тормозом; 2 - переключатель света фары (фар) дальний/ближний свет; 3 - руль; 4 - панель (панели) приборов и дополнительных органов управления; 5 - устройство блокировки самопроизвольного движения; 6 - регулятор скорости (рычажного типа); 7 - рукоятки руля; 8 - передний бампер; 9 - капот; 10 - фара головного света; 11 - задние боковые отражатели; 12 - гусеница; 13 - фартук для защиты от выбросов из-под гусеницы (гусениц); 14 - тягово-сцепное устройство; 15 - задний бампер/ручка для подъема (используется не на всех транспортных средствах); 16 - задний огонь/стоп-сигнал/отражатель (вариант совмещенного исполнения); 17 - ветровой щиток; 18 - передние боковые отражатели; 19 - наконечник/ручка лыжи; 20 - лыжа; 21 - направляющее ребро лыжи (служит для уменьшения износа лыжи и улучшения курсовой устойчивости); 22 - орган управления ручным запуском двигателя; 23 - подвеска гусеницы (направляющие скольжения и/или опорные катки); 24 - идентификационный номер транспортного средства; 25 - поручни пассажира (при наличии пассажирского места) (изображены боковые поручни); 26 - сиденье; 27 - подножки; 28 - тоннель или рама; 29 - поддон; 30 - поворотная ось лыжи; 31 - подвеска лыжи (изображена подвеска телескопического типа); 32 - амортизатор передней подвески (используется не на всех транспортных средствах)

Рисунок 1 - Основные элементы конструкции и органы управления снегохода

     

     4 Технические требования к конструкции

4.1 Требования к тормозной системе
     


    4.1.1 Эффективность тормозной системы

4.1.1.1 Снегоходы должны иметь рабочую и стояночную тормозные системы.

4.1.1.2 Рабочая тормозная система снегохода при сухих тормозных механизмах должна обеспечивать при торможении до полной остановки с начальной скорости 64 км/ч в соответствии с порядком, описанным в 5.1.3.3, среднее замедление не менее 6 м/с. Если эта величина замедления невозможна, должна иметь место блокировка гусеницы (гусениц). Усилие на рычаге тормоза при обеспечении требуемого замедления 6 м/с или соответствующее блокировке гусеницы (гусениц) не должно превышать 111 Н.

4.1.1.3 Рабочая тормозная система снегохода при влажных тормозных механизмах иных, чем дисковые, должна обеспечивать при торможении до полной остановки с начальной скорости 32 км/ч в соответствии с порядком, описанным в 5.1.3.4, среднее замедление не менее 3 м/с. Если эта величина замедления невозможна, должна иметь место блокировка гусеницы (гусениц).

4.1.1.4 При любых режимах торможения до полной остановки снегоход не должен выходить за пределы полосы, ширина которой превышает ширину снегохода на 1,2 м. При любых режимах торможения не допускается потеря устойчивости и переворачивание снегохода.

4.1.1.5 Стояночная тормозная система должна обеспечивать неподвижность снегохода на уклоне 15° (при подъеме и при спуске) в течение не менее 5 мин.

4.1.2 Требования к конструкции тормозной системы и ее элементов

4.1.2.1 Тормозная система снегохода должна приводиться в действие рычагом (рычагом тормоза), который должен быть расположен на левой рукоятке руля и сконструирован таким образом, чтобы его поворот в направлении к рукоятке руля вызывал замедление и остановку снегохода. Прилегание к рукоятке или ограничитель могут быть использованы вне зависимости от конструкции тормозного привода для ограничения перемещения рычага тормоза между полностью отпущенным и полностью нажатым положениями.

Для типов снегоходов, поставленных на производство после 01.01.2013 г., максимальное расстояние до средней точки рычага тормоза не должно превышать 89,2 мм в соответствии с рисунком 2. Средней точкой рычага считается проекция на его рабочую поверхность (перпендикулярно оси рукоятки руля) середины отрезка, проведенного от оси поворота рычага до наиболее удаленной от нее крайней точки рабочей поверхности рычага (для рычага в полностью отпущенном положении). К длине рабочей поверхности рычага не относится та его часть на конце рычага с эргономическим профилем рабочей поверхности (но не более 25 мм), на которую не воздействует рука водителя при затормаживании снегохода.

4.1.2.2 Конструкция тормозной системы снегохода должна выдерживать без поломок и остаточных деформаций деталей усилие на рычаге управления рабочим тормозом 400 Н, приложенное в точке на расстоянии не более 25,5 мм от крайней точки рабочей поверхности рычага тормоза в направлении перпендикулярно оси рукоятки руля и в плоскости вращения рычага управления, как показано на рисунке 2. Рычаг тормоза при затормаживании снегохода может упираться в рукоятку руля, как за счет своего хода, так и за счет своей упругости, только при достижении блокировки гусеницы (гусениц), по крайней мере при сухих тормозных механизмах.

4.1.2.3 Перемещение любой части конструкции снегохода, например органов рулевого управления, не должно приводить в действие рабочую тормозную систему.

4.1.2.4 Тормозная система должна быть сконструирована и изготовлена таким образом, чтобы эффективность ее действия не зависела от воздействия климатических условий (осадков, влажности, перепадов температур) при эксплуатации снегохода.

Тормозная система должна быть сконструирована и изготовлена таким образом, чтобы исключить возможность скопления влаги, которое может привести к полному или частичному отказу тормозной системы.