ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 6 февраля 2021 года N 255-р

Концепции подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года]



1. Утвердить прилагаемую Концепцию подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года.

2. Заинтересованным федеральным органам исполнительной власти обеспечить реализацию Концепции, утвержденной настоящим распоряжением, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 6 февраля 2021 года N 255-р



Концепция подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года



I. Введение

1. Текущее состояние и потенциал развития транспортного образования в Российской Федерации


Процесс подготовки кадров для транспортной отрасли (далее - транспортное образование) является основой кадрового и инновационного развития транспортной системы Российской Федерации - одной из базовых отраслей экономики государства, формирующей более 6 процентов национального внутреннего валового продукта. Особенностями транспортного образования являются экстерриториальность подготовки кадров, отсутствие у выпускников ориентированности на региональный рынок труда, глубокая интеграция в систему международных стандартов, прямая связь с работодателями, а также системообразующий характер вовлеченных в подготовку кадров для транспорта образовательных организаций за счет их ключевой роли в обеспечении бесперебойной работы и безопасности транспортной инфраструктуры государства. Уникальной особенностью транспортного образования является неразрывная связь качества подготовки специалистов для транспортной отрасли России с выполнением обязательств Российской Федерации по международным договорам, международных стандартов и требований международных организаций, международных конвенций. Министерство транспорта Российской Федерации в установленном порядке осуществляет руководство деятельностью Представительства Российской Федерации при Международной морской организации (согласно Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками) и Представительства Российской Федерации при Международной организации гражданской авиации (согласно приложению 1 к Конвенции о международной гражданской авиации (г.Чикаго, 1944 год) "Выдача свидетельств авиационному персоналу").

Ключевыми элементами сферы транспортного образования являются подготовка авиационного персонала гражданской авиации и членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, подготовка работников железнодорожного транспорта, в том числе непосредственно связанных с движением поездов, маневровой работой и обеспечением транспортной безопасности, проектированием и обслуживанием транспортной инфраструктуры, а также проектированием, строительством, содержанием в надлежащем состоянии и развитием сети автомобильных дорог, увеличением их пропускной способности, обеспечением безопасного движения по ним, повышением качества услуг, оказываемых пользователям автомобильных дорог, развитием объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог.

Подготовка специалистов для транспортного комплекса ведется в рамках 17 укрупненных групп специальностей и направлений подготовки среднего профессионального и высшего образования.

Система транспортного образования, подведомственная Минтрансу России и находящимся в его ведении федеральным агентствам, включает 17 образовательных организаций высшего образования, в том числе 3 - гражданской авиации, 5 - водного транспорта, 8 - железнодорожного транспорта, а также общетранспортный университет - Российский университет транспорта (далее - транспортные образовательные организации). Кроме этого, система транспортного образования включает 91 филиал образовательных организаций высшего образования, реализующих в том числе программы среднего профессионального образования, профессионального обучения и дополнительные профессиональные программы. Общий контингент обучающихся в транспортных университетах превышает 270000 человек. Также подготовку специалистов для транспортной отрасли осуществляет ряд образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций и организаций дополнительного профессионального образования иной ведомственной принадлежности, частных образовательных организаций и учебных центров.

2. Современные тенденции и перспективы развития транспортного образования в мире


Ключевые вызовы, стоящие перед современным образованием в сфере транспорта, определяются технологической трансформацией транспортной отрасли и мировой экономики в целом, цифровизацией, критическими изменениями в научно-технологической сфере, структуре рынка труда, основанными на IT-решениях кардинальными сдвигами в подходах к организации образовательного процесса и новых образовательных технологиях. Эффективный ответ на эти вызовы требует существенного пересмотра парадигмы развития образовательных организаций, вовлеченных в подготовку кадров для транспорта, переформатирования образовательной и научно-исследовательской деятельности, работы по привлечению и удержанию талантов, внедрения новых моделей управления.

Ключевыми трендами, определяющими развитие транспортного образования в мире, являются:

внедрение гибких образовательных программ, основанных на форсайтах развития транспортной отрасли, проектирование образовательных программ под "профессии будущего";

развитие индивидуальных образовательных траекторий через вариативность образовательных программ и использование технологий "цифрового следа";

массовое внедрение дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и модели "смешанного обучения";

расширяющееся использование виртуальных тренажеров, инструментов виртуальной и дополненной реальности;

акцент на интерактивные методы обучения и проектную работу в междисциплинарных командах;

активное формирование универсальных компетенций (системное мышление, коммуникации, принятие решений, командная работа, навыки самообучения, компетенции цифровой экономики);

развитие сетевых форматов обучения с использованием потенциала нескольких образовательных организаций и компаний;

управление жизненным циклом образовательной программы в глубокой интеграции с заказчиками - бизнес-партнерами из реального сектора экономики;

внедрение модели "цифрового университета", обеспечивающей управление образовательной организацией на основе больших данных с помощью платформенных решений.

II. Ключевые цели и задачи развития транспортного образования


Настоящая Концепция исходит из необходимости системной модернизации транспортного образования, его соответствия глобальным вызовам с одной стороны и необходимости сохранения накопленного потенциала, укрепления лидерских позиций на традиционных для транспортных образовательных организаций рынках с другой.

Цифровая трансформация транспортной отрасли, выполнение государственных задач по развитию транспортной системы, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", в том числе комплексного плана по модернизации и расширению магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", крупнейших инфраструктурных проектов национального значения, возможно только при наличии специалистов, способных мыслить "из будущего" и обладающих необходимыми компетенциями.

Это определяет две основные стратегические задачи транспортного образования на период до 2035 года:

обеспечение транспортной системы квалифицированным персоналом для ее бесперебойной работы и развития;

формирование среды притяжения и развития лидеров изменений отрасли.

Транспортные образовательные организации будут обеспечивать квалифицированными кадрами не только основные системообразующие функциональные подразделения транспортных компаний, но также исследовательские и инновационные структуры, отвечающие за научно-технологическое развитие транспортного комплекса страны. Также будет вестись подготовка кадров для сферы транспортной логистики, экономики, управления, права и других направлений профессиональной транспортной деятельности.

В результате реализации настоящей Концепции транспортные образовательные организации, а также профессиональные образовательные организации и организации дополнительного профессионального образования, осуществляющие подготовку кадров для транспортной отрасли, должны стать не только устойчивой и современной площадкой кадрового и научно-технологического обеспечения транспортной отрасли, но и генераторами новых идей и технологий, международными центрами компетенций в области транспорта.

Приоритетными задачами в сфере транспортного образования являются:

модернизация образовательной деятельности, приведение образовательных программ всех уровней в соответствие с актуальными и перспективными требованиями работодателей, реализация новых образовательных программ под "профессии будущего";

модернизация научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности, создание точек генерации исследований мирового уровня, развитие международного научного сотрудничества;

транспортное планирование;

цифровизация образования и ключевых бизнес-процессов транспортных университетов;

развитие международного сотрудничества, в том числе формирование эффективных каналов двусторонней международной мобильности, включение в глобальную научную и образовательную повестку, продвижение образовательных продуктов за рубежом;

вхождение ряда транспортных вузов в международные предметные (отраслевые) рейтинги;

формирование эффективных моделей привлечения талантов и управления ими;

совершенствование организационной структуры транспортных университетов и системы управления ими через внедрение технологий стратегического менеджмента, формирование современной корпоративной культуры;

инфраструктурное развитие, укрепление материальной базы транспортных образовательных организаций высшего образования, направленное на создание современных кампусов, оптимизацию и развитие имущественного комплекса;

обеспечение выполнения Российской Федерацией международных обязательств в области конвенционной подготовки;

активизация патриотической, профориентационной и воспитательной работы, предусматривающая усиление интеграции образовательного и воспитательного процессов.

III. Инструменты развития транспортного образования

1. Создание конкурентоспособного образовательного продукта

Планирование развития образовательных услуг


Образовательные продукты, создаваемые транспортными образовательными организациями, должны охватывать всю линейку непрерывного профессионального образования, включая профессиональное обучение, среднее профессиональное образование, высшее образование всех уровней (бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка научных кадров высшей квалификации) и форм (очное, заочное, очно-заочное), дополнительное профессиональное образование. При этом необходимо провести системное обновление моделей и методик организации образовательного процесса в целях формирования нового качества подготовки персонала транспортной отрасли, обеспечивающего его соответствие новому технологическому укладу, за счет внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных программ, интерактивных и цифровых технологий, развития сетевого взаимодействия, тесного сотрудничества между транспортными и иными организациями образования, интернационализации образовательной деятельности, формирования современной среды сопровождения обучения и карьеры.

Развитие образовательных программ транспортного профиля связано прежде всего с повышением практичности обучения и сближением образования с запросами транспортных компаний. Ключевыми инструментами здесь станут дуальное и проектно-ориентированное обучение, разработка образовательных модулей и образовательных программ совместно с заказчиками целевого обучения, соотнесение образовательных программ магистратуры с выполнением реальных проектов по заказу бизнес-партнеров. В транспортных образовательных организациях будут созданы условия, позволяющие обучающемуся в команде с другими студентами выполнять задачи от постановки проблемы до использования конкретного результата в условиях, максимально приближенных к реальным. Такая работа будет организована с максимальным привлечением кадровых и материальных ресурсов компаний.

Повестка развития транспортного образования до 2035 года предполагает существенное расширение набора образовательных программ профессионального обучения, среднего профессионального и высшего образования за счет открытия новых востребованных направлений по следующим структурным элементам транспортной системы:

автомобильный транспорт;

воздушный транспорт;

железнодорожный транспорт;

морской и внутренний водный транспорт;

городской транспорт;

транспортное строительство.

Важное место в образовательной и научной повестке транспортных образовательных организаций займут следующие вопросы:

комплексная трансформация транспортной и логистической инфраструктур;

прогнозирование достигаемых в транспортной деятельности эффектов;

стратегический менеджмент и управление изменениями;

экономика, финансы и финансовый анализ;

сопровождение транспортных проектов, реализуемых в форме государственно-частного партнерства;

место транспорта в цифровой экономике - применение технологий искусственного интеллекта, распределенных вычислений, Big Data, информационных моделей строительства, интеллектуальных систем управления;

высокоскоростной наземный транспорт;

транспортная безопасность;

экологические аспекты транспортной отрасли и снижение воздействия транспорта на окружающую среду;

транспортное право;

мониторинг и решение вопросов транспортной доступности;

интермодальные перевозки и приграничное сообщение;

проектирование и строительство транспортной инфраструктуры (включая обустройство государственной границы Российской Федерации и развитие транспортной инфраструктуры Арктической зоны);

управление человеческими ресурсами на транспорте;

региональные и городские транспортные системы, транспортное обеспечение мегаполисов.

При этом транспортные образовательные организации сформируют портфель образовательных программ нового уровня, ориентируясь на динамично меняющиеся запросы отрасли и форсайт-прогнозы. Будут запущены гибкие проектно-ориентированные образовательные программы, позволяющие освоить набор необходимых для работы в транспортном комплексе в условиях технологической трансформации профессиональных и метапредметных компетенций.

Содержательное наполнение образовательных программ будет опираться на результаты проводимых образовательными организациями прикладных и фундаментальных научных исследований. Будет развиваться деятельность в сфере поддержки инновационного предпринимательства студентов, педагогических работников, сотрудников, в том числе реализация соответствующих основных и дополнительных профессиональных образовательных программ.

Новые образовательные программы будут проектироваться "от образовательного результата" совместно с компаниями - лидерами изменений отрасли, в том числе с использованием в качестве лучших практик опыта проведения совместных мероприятий обучающихся и работников отрасли. Образовательная траектория обучающегося будет формироваться с учетом его индивидуальных особенностей на базе цифровых платформенных решений, позволяющих гибко планировать образовательный маршрут с использованием технологий "цифрового следа".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»